Критерии оценивания работы обучающихся на уроках технологии
1.1. Критерии оценивания устных ответов обучающихся
Развёрнутый устный ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения и правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимание изученного материала;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались его ответы, но и осуществлялась проверка умения применять знания на практике.
На этапе проверки домашнего задания формы работы могут быть разными, в зависимости от выполненного задания. Например, при изучении тем по материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей.Критерии оценивания выполнения этого задания могут быть такими: 1) наличие названия работы, 2) верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу, 3) количество образцов не менее трёх (два – это не коллекция), 4) аккуратность работы, 5) оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление из лоскутков простого сюжета). По заданным критериям оценивается каждая работа, в оценивании участвуют все учащиеся.
1.2. Критерии оценивания практических работ
При оценке практических работ по технологии учитываются: уровень знаний теоретических вопросов и умение применять их в практической работе; степень овладения рабочими приемами; продолжительность выполнения работы; соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм; качество выполненной работы и др.
Критерии оценки знаний представлены в таблице 1.
Нормы оценки практической работы
Организация труда
Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделий (работы)
Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.
Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.
Норма времени (выработки)
Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.
Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.
Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.
Критерии оценки знаний и умений
При проверке практической работы на уроке критериями оценивания в ряде случаев являются требования к качеству. Критерии проговариваются обязательно перед началом работы. Например, критерии оценивания любого шва при изучении темы «Машинные швы» могут быть такими: 1) ровность строчки; 2) наличие закрепления строчки; 3) соответствие цвета ткани и ниток; 4) соответствие ширины шва требованиям к шву; 5) наличие влажно-тепловой обработки готового шва.
1.3. Критерии оценивания тестовых заданий
Коэффициент качества усвоения знаний рассчитывается по формуле
K=a/p, где
K – уровень усвоения (оценка);
a – количество правильных ответов;
p – общее количество заданий.
При K ≥ 0.7 процесс усвоения знаний по данной теме (разделу) можно считать завершенным, учащийся готов к самостоятельной работе на этом же уровне.
При K = 0,9-1.0 – оценка «5»;
При K = 0.8-0.9 – оценка «4»;
При K = 0.7-0.8 – оценка «3»;
При K
Критерии оценки творческого проекта учащихся
Оценка пояснительной записки (10 баллов) | | | | | | | | | | | |
1.1 Общее оформление | 1 | | | | | | | | | | |
1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта | 1 | | | | | | | | | | |
1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов | 0,5 | | | | | | | | | | |
1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи | 1 | | | | | | | | | | |
1.5 Выбор технологии изготовления изделия | 1 | | | | | | | | | | |
1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления | 1 | | | | | | | | | | |
1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики. | 1 | | | | | | | | | | |
1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта) | 1 | | | | | | | | | | |
1.9 Описание окончательного варианта изделия | 0,5 | | | | | | | | | | |
1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия | 0,5 | | | | | | | | | | |
1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия. | 0,5 | | | | | | | | | | |
1.12 Реклама изделия | 1 | | | | | | | | | | |
Оценка готового изделия(25 баллов) | | | | | | | | | | | |
2.1 Оригинальность конструкции | 5 | | | | | | | | | | |
2.2 Качество изделия | 10 | | | | | | | | | | |
2.3 Соответствие изделия проекту | 5 | | | | | | | | | | |
2.4 Практическая значимость | 5 | | | | | | | | | | |
Оценка защиты проекта (15 баллов) | | | | | | | | | | | |
3.1 Формулировка проблемы и темы проекта | 2 | | | | | | | | | | |
3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи | 1 | | | | | | | | | | |
3.3 Описание технологии изготовления изделия | 3 | | | | | | | | | | |
3.4 Четкость и ясность изложения | 1 | | | | | | | | | | |
3.5 Глубина знаний и эрудиция | 2 | | | | | | | | | | |
3.6 Время изложения (7-8 мин) | 1 | | | | | | | | | | |
3.7 Самооценка | 2 | | | | | | | | | | |
3.8 Ответы на вопросы | 3 | | | | | | | | | | |
ИТОГО: | 50 баллов | | | | | | | | | | |
Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии
В образовательной деятельности отметка – не самое главное, но любая деятельность учащихся всегда оценивается учителем. Это не всегда просто. Не вызывает сомнений у подростков и их родителей только оценка аргументированная. Предлагаю познакомиться со своим опытом работы по системе оценочной деятельности на уроках технологии в 5-7 классах, которая позволяет объективно оценить работу учащихся, а также:
- учит ребёнка самому оценивать себя;
- выявляет причины снижения качества успеваемости;
- показывает ученику пути повышения отметки по предмету;
- развивает общеучебные умения и навыки;
- воспитывает дисциплинированность;
- улучшает психологический климат на уроке.
Традиционный урок технологии помимо изучения новой темы включает четыре этапа: организационный (готовность к уроку); проверка домашнего задания; повторение и практическая работа. Особенность методики состоит в том, что на каждом из этих этаповвсе учащиеся получают отметку и фиксируют её в оценочном листе своей рабочей тетради. При подведении итогов урока каждая ученица суммирует полученные отметки и определяет итоговую, которая выставляется в журнал. Например: 5+5+5+5=19:4=5. Если число получается с остатком, оно округляется в пользу ученика.
Отметки за этапы урока учащиеся выставляют на уроке в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На этапе введения в учебный процесс данного метода критерии задаются учителем, в дальнейшем к этой работе привлекаются учащиеся.
Разберём подробнее процесс оценивания.
На этапе проверки готовности к уроку выявляется наличие у детей учебных принадлежностей: 1) дневник, 2) рабочая тетрадь, 3) учебник и 4)-5) необходимые для урока специальные материалы.
Этап повторения знаний можно проводить в различной форме, но важно продумать эффективность и возможность оценить каждого ученика. Чаще всего мы проводим терминологические диктанты. При изучении темы опорные слова, термины и понятия записываются учащимися в словарик, расположенный на последних страницах рабочей тетради. Для терминологического диктанта учителем выбираются пять терминов на основе этих записей. Учитель проговаривает предложение – определение понятия, а последнее слово – термин не произносится, его должны записать учащиеся самостоятельно. Пять правильно отмеченных терминов дают основание выставить отметку «пять» в графу оценочного листа, соответственно отметка «четыре» ставится за четыре верных ответа.
На этапе проверки домашнего задания формы работы могут быть разными, в зависимости от выполненного задания. Например, при изучении тем по материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей.Критерии оценивания выполнения этого задания могут быть такими: 1) наличие названия работы, 2) верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу, 3) количество образцов не менее трёх (два – это не коллекция), 4) аккуратность работы, 5) оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление из лоскутков простого сюжета). По заданным критериям оценивается каждая работа, в оценивании участвуют все учащиеся.
При проверке практической работы на уроке критериями оценивания в ряде случаев являются требования к качеству. Критерии проговариваются обязательно перед началом работы. Например, критерии оценивания любого шва при изучении темы «Машинные швы» могут быть такими: 1) ровность строчки; 2) наличие закрепления строчки; 3) соответствие цвета ткани и ниток; 4) соответствие ширины шва требованиям к шву; 5) наличие влажно-тепловой обработки готового шва.
Основная сложность работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока.
Ребята активно участвуют в процессе оценивания, поэтому по данным анкетирования, проводимого учителем, более 90% учащихся считают, что отметки на уроках выставляются справедливо, одобряют стиль ведения уроков и форму оценивания.
Опыт работы по системе оценочной деятельности на уроках технологии был представлен на заседании городского методического объединения учителей технологии, вызвал интерес и получил одобрение коллег. Используется в работе учителями технологии школ №10, 34, 12, 30 нашего города. Оценочный лист