Критерии успешности учителя
Успешный учитель:
– глубоко владеет предметными и психолого-педагогическими знаниями;
– обладает высокими профессиональными качествами;
– способен помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Успешному творческому учителю необходимо обладать определенными умениями:
проектировочные умения (учитель как сценарист);
адаптационные умения (учитель как режиссер);
коммуникативные умения (как речевой партнер);
организационные умения;
умения контроля и самоконтроля;
исследовательские умения.
«Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.» - говорил Платон
Профессиональная педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся, которое начинается с:
– воспитателя детского сада
– школьного учителя
– педагога-психолога
– социального педагога
– воспитателя группы продлённого дня (ГПД)
– репетитора
– вожатого в лагере труда и отдыха
– преподавателя колледжа, лицея, техникума, вуза
– мастера производственного обучения
– преподавателя различных курсов, ИПК
Структура педагогической деятельности |
Субъекты | Объект |
педагоги | тот, кого воспитывают, формируют как личность |
родители |
группа (коллектив) учащихся |
При самовоспитании, самообразовании субъект и объект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является субъектом.
Структура педагогической деятельности
Цель приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности
Задачи
формирование воспитательной среды;
организация деятельности воспитанников;
создание воспитательного коллектива;
развитие индивидуальности личности
Основные этапы процесса преподавания:
1) планирование;
2) организация деятельности учащихся;
3) регулирование и корректировка процесса обучения (на основе непрерывного текущего контроля);
4) оценка и анализ результатов;
5) выбор путей дальнейшего педагогического взаимодействия.
В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Школа является важным элементом в этом процессе. Одна из главных задач современной школы – это раскрытие способностей всех участников образовательного процесса: ученика, учителя-предметника, классного руководителя, родителя. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнения своих профессиональных функций.
Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и творческого эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.
Творческих характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; выбор вариантов; классификация и оценка и т.п.), является главным фактором развития творческого потенциала личности учителя.
Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец борется за кардинальные преобразования и сам является наглядным примером.
Накопленный социальный опыт, знание педагогики, психологии, преподаваемого предмета, новые идеи, формы и методы позволяют педагогу находить оригинальные решения и тем самым совершенствовать педагогическую деятельность; привносить элементы творчества во все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
Педагогическое творчество, как правило, – публичная деятельность: реакция класса может стимулировать учителя к импровизации, но может и подавлять творческий поиск. Педагогическое творчество не возникает само по себе.
Уровни развития творчества (В.А. Сластенин)
Объективные:
влияние социокультурной педагогической реальности, в которой творит педагог;
положительный эмоциональный климат в коллективе;
наличие адекватных средств обучения и воспитания;
материально-техническая оснащённость педагогического процесса.
Субъективные:
высокий уровень подготовки учителя;
владение современными концепциями обучения и воспитания;
развитое педагогическое мышление;
стремление к творчеству;
умение принимать решения в нестандартных ситуациях;
владение педагогическими технологиями.
Продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога.
Мотивация влияет на характер и направленность педагогических требований учителя к учащимся. Разносторонняя мотивация учителя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к поведению учащихся и усвоению ими учебного материала.
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в том случае он приобретает право учить» В. М. Лизинский
КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Педагогические критерии успешности учителя:
Уровень обученности
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков
Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию
Образование педагогов и повышение квалификации
Способность к самоанализу, рефлексии
Инновационная деятельность
Психологические критерии успешности учителя:
Профессионально-личностные критерии успешности учителя
Эмоциональность
Выразительность речи
Творческое начало личности
Организаторские способности
Чувство юмора
Настойчивость, дисциплинированность
Правило «ТРИ О»
Общение - с хорошей литературой, искусством, природой
Общение - с интересными людьми, любовь, дружба
Общение - с самим собой-саморазвитие-время печали, творчества, размышлений