СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии успешности учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии успешности учителя

Просмотр содержимого документа
«Критерии успешности учителя»

Критерии успешности учителя

Успешный учитель:

– глубоко владеет предметными и психолого-педагогическими знаниями;

– обладает высокими профессиональными качествами;

– способен помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Успешному творческому учителю необходимо обладать определенными умениями:

  • проектировочные умения (учитель как сценарист);

  • адаптационные умения (учитель как режиссер);

  • коммуникативные умения (как речевой партнер);

  • организационные умения;

  • умения контроля и самоконтроля;

  • исследовательские умения.

«Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.» - говорил Платон

Профессиональная педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся, которое начинается с:

– воспитателя детского сада

– школьного учителя

– педагога-психолога

– социального педагога

– воспитателя группы продлённого дня (ГПД)

– репетитора

– вожатого в лагере труда и отдыха

– преподавателя колледжа, лицея, техникума, вуза

– мастера производственного обучения

– преподавателя различных курсов, ИПК

Структура педагогической деятельности

Субъекты


Объект


педагоги


тот, кого воспитывают, формируют как личность


родители


группа (коллектив) учащихся


При самовоспитании, самообразовании субъект и объект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является субъектом.

Структура педагогической деятельности

Цель приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности

Задачи

  • формирование воспитательной среды;

  • организация деятельности воспитанников;

  • создание воспитательного коллектива;

  • развитие индивидуальности личности

Основные этапы процесса преподавания:

1) планирование;

2) организация деятельности учащихся;

3) регулирование и корректировка процесса обучения (на основе непрерывного текущего контроля);

4) оценка и анализ результатов;

5) выбор путей дальнейшего педагогического взаимодействия.


В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Школа является важным элементом в этом процессе. Одна из главных задач современной школы – это раскрытие способностей всех участников образовательного процесса: ученика, учителя-предметника, классного руководителя, родителя. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнения своих профессиональных функций.

Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и творческого эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Творческих характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; выбор вариантов; классификация и оценка и т.п.), является главным фактором развития творческого потенциала личности учителя.


Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец борется за кардинальные преобразования и сам является наглядным примером.

Накопленный социальный опыт, знание педагогики, психологии, преподаваемого предмета, новые идеи, формы и методы позволяют педагогу находить оригинальные решения и тем самым совершенствовать педагогическую деятельность; привносить элементы творчества во все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.


Педагогическое творчество, как правило, – публичная деятельность: реакция класса может стимулировать учителя к импровизации, но может и подавлять творческий поиск. Педагогическое творчество не возникает само по себе.

Уровни развития творчества (В.А. Сластенин)

Объективные:

  • влияние социокультурной педагогической реальности, в которой творит педагог;

  • положительный эмоциональный климат в коллективе;

  • наличие адекватных средств обучения и воспитания;

  • материально-техническая оснащённость педагогического процесса.

Субъективные:

  • высокий уровень подготовки учителя;

  • владение современными концепциями обучения и воспитания;

  • развитое педагогическое мышление;

  • стремление к творчеству;

  • умение принимать решения в нестандартных ситуациях;

  • владение педагогическими технологиями.

Продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога.


Мотивация влияет на характер и направленность педагогических требований учителя к учащимся. Разносторонняя мотивация учителя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к поведению учащихся и усвоению ими учебного материала.

«Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в том случае он приобретает право учить» В. М. Лизинский 


КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ

  • Педагогические критерии

  • Психологические критерии

  • Профессионально– личностные критерии 

Педагогические критерии успешности учителя:

  • Уровень обученности

  • Уровень сформированности общеучебных умений и навыков

  • Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию

  • Образование педагогов и повышение квалификации

  • Способность к самоанализу, рефлексии

  • Инновационная деятельность 

Психологические критерии успешности учителя:

  • Интерес, мотивация

  • Сознательное обучение

  • Взаимоотношения в системе «учитель- ученик»

  • Учет индивидуальных особенностей ученика

 Профессионально-личностные критерии успешности учителя

  • Эмоциональность

  • Выразительность речи

  • Творческое начало личности

  • Организаторские способности

  • Чувство юмора

  • Настойчивость, дисциплинированность 

Правило «ТРИ О»

  1. Общение - с хорошей литературой, искусством, природой

  2. Общение - с интересными людьми, любовь, дружба

  3. Общение - с самим собой-саморазвитие-время печали, творчества, размышлений