СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок - эффективная форма внеурочной деятельности при подготовки к школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка раскрывает  цели, задачи,  планирование и основыне направления кружка по подготовке детей к школе.

Просмотр содержимого документа
«Кружок - эффективная форма внеурочной деятельности при подготовки к школе.»

Кружок - эффективная форма внеурочной деятельности при подготовке к школе.



Поступление в школу – важный момент в жизни каждого ребёнка. Хорошая дошкольная подготовка – залог отличной учебы в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе. Что позволит детям быстрее адаптироваться к школе, развить интерес к процессу обучения. С помощью системного и подхода возможно эффективно развивать такие качества как память, внимание, логическое мышление, воображение, творческое и пространственное мышление, находчивость и сообразительность.

Наиболее подходящей формой работы в данном направлении на базе ОУ является проведение занятий кружка «Готовимся к школе». Занятия проводятся один – два раза в неделю с сентября по май в зависимости от темпа деятельности дошкольников, уровня усвоения и закрепления знаний, умений. Работа должна быть динамичной, но не утомительной, продолжительностью не более 30 минут.

Достоинствами занятий являются прежде всего достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает детей дошкольного возраста.

Принципиальной задачей курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо – поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает выполнение детьми логически – поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных заданий вызывает у детей трудности, то в процессе работы большинство воспитанников самостоятельно справляются с заданиями повышенной сложности, некоторым требуется помощь педагога.

Дошкольникам предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребенок, решая логически – поисковые задачи, может почувствовать уверенность в своих силах. Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, сначала предлагаются задания с которыми дети легко справиться, по мере усвоения материала уровень сложности возрастает. «Сильные» дети могут работать индивидуально под контролем педагога. Более слабые дети работают коллективно под руководством взрослого.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частным переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей разных форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В содержание занятий включены специально подобранные логически – поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у воспитанников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать, выводы, иллюстрировать их примерами.

В процессе выполнения заданий по данному курсу происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это все задания можно разделить на несколько направлений:

-задания на развитие внимания;

-задания на развитие памяти;

-задания на совершенствование воображения;

-задания на развитие логического мышления


Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредоточиться, вести поиск нужного пути, находить самых короткий путь, решая двух – трехходовые задачи.

Задания развивающие память

К заданиям этой группы относятся упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, воспитанники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений дети осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа дя рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого- либо изображения;

-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Задания развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью используются упражнения, которые позволяют на доступном материале и на жизненном опыте детей строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие связной речи, обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков в процессе самостоятельного высказывания.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 4-7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5)наращивание темпа выполнения заданий;

6)смена разных видов деятельности.

Таким образом достигается основная цель обучения- расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.








Содержание занятий (36 часов)


месяц

Развиваемые способности

1.

сентябрь

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (Вводное занятие)

2.

сентябрь

Развитие концентрации внимания.

Рисуем по образцу.


3.

сентябрь

Тренировка внимания.

Развитие мышления. Рисуем по образцу.

Графический диктант.

4.

сентябрь

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления. Рисуем по образцу.


5.

октябрь

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления. Графический диктант.

6.

октябрь

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций. Рисуем по образцу.


7.

октябрь

Совершенствование воображения.

Рисуем по образцу. Графический диктант.

8.

октябрь

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Рисуем по образцу.

9.

ноябрь

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Рисуем по образцу. Графический диктант.

10.

ноябрь

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Рисуем по образцу.

11.

ноябрь

Развитие слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

12.

ноябрь

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления. Рисуем по образцу.

13.

14.

Декабрь

декабрь

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

Совершенствование воображения.

Рисуем по образцу. Графический диктант.

15.

декабрь

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Рисуем по образцу.


16.

декабрь

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант.

17.

январь

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Рисуем по образцу.

18.

январь

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

19.

январь

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Рисуем по образцу.

20

январь

Развитие аналитический способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

21.

февраль

Совершенствование воображения.

Рисуем по образцу.

Графический диктант.

22.

февраль

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Рисуем по образцу.

23.

февраль

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант.

24.

февраль

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Рисуем по образцу.

25.

март

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

26.

март

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Рисуем по образцу.

27.

28.

Март

март

Развитие аналитический способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

Совершенствование воображения.

Рисуем по образцу. Графический диктант.

29.

апрель

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Рисуем по образцу.

30.

апрель

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант.

31.

апрель

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Рисуем по образцу.

32.

апрель

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

33.

май

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Рисуем по образцу.

34.

май

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

35.

май

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Рисуем по образцу. Графический диктант.

36.

май

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец учебного года /итоговое занятие/.