ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Старая Шентала
Кружок
«Юный эколог»
Составила: Котлярова Ольга Андреевна
учитель географии ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Старая Шентала
с. Старая Шентала 2017-2018 уч. г.
Пояснительная записка
Данный кружок имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.
Актуальность данного кружка (программы) в школе объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, владеющих навыками научного мышления, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Развитие личности ребёнка, формирование у него информационных и коммуникационных, исследовательских умений и компетенций- именно на решение этой проблемы направлена предлагаемая программа
Новизна – в данной программе обоснована приоритетная роль экологического воспитания в контексте воздействия на сознание школьника, раскрыт педагогический потенциал средств воспитания с учетом современных идей и педагогических принципов системы дополнительного образования.
Педагогическая целесообразность программы обучения заключается в формировании у учащихся экологической культуры, которая включает в себя комплекс нравственно-этических принципов, норм поведения и взаимодействия в системах «человек-природа», «человек-человек», «человек-общество». Для достижения этой цели необходимо соблюдение следующих принципов: научность, гуманизация, нравственность, доступность, наглядность.
Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.
Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.
Программа для творческого объединения "Юный эколог" рассчитана на 3-х этапное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы отдаренных и увлеченных детей.
Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (по 10 человек).
Всего на 3 года - по 70 учебных часов. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.
Цель программы: расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Задачи программы:
Образовательная – формирование знаний по экологии, углубление знаний теоретического курса биологических дисциплин, изучаемых в школе, научиться ведению фенологических наблюдений и мониторинга состояния окружающей природы, пополнение сведений об окружающем мире, экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую природу и мерах ее охраны.
Воспитательная – воспитание у школьников чувства любви и бережного отношения к природе, потребность соблюдения здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды, воспитания личной ответственности перед природой и будущими поколениями, становления экологической культуры и своих обязанностей по отношению к природе.
Развивающая – развивать самостоятельность и инициативу при выполнении опытных и научно-исследовательских работ, самостоятельной работе с определителями и справочной литературой.
Профессионально-ориентационная – формирование представления о профессии эколога, приобщение к трудовым навыкам и умениям, участие в экологических акциях и общественно-полезном труде, выработка умений рационального природопользования, выбор жизненной профессии.
Методы реализации программы
Для успешного обучения и заинтересованности учащихся используются игровые и методы, конкурсные задания, творческие работы, раскрывающие возможности личности. В программу входят как теоретические знания по основам и навыкам экологии, так и практические знания, выполнение заданий и опытов, научно-исследовательских работ, ведение сезонных фенологических наблюдений и мониторинга в природе и обязательное участие в общественно полезном труде. Участие в экологических акциях и научно-практических конференциях.
Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие в подготовке и проведении традиционных массовых праздников: «День Земли», «День Воды». Программа предусматривает целевые экскурсии и походы, проведение обходов территории. Организации походов младших школьников под девизом «В гармонии с природой». Программа курса рассчитана на получение навыков профессии эколог как возможной будущей профессиональной деятельности, а также для расширения знаний по биологическим дисциплинам. В программу курса входят обязательные минимумы знаний необходимые учащимся для участия в слетах и олимпиадах.
В процессе выполнения практических работ требуется строгое соблюдение дисциплины, соблюдение правил техники безопасности и санитарии. Учащиеся не допускаются к работе с механизмами и ядохимикатами, перед выполнением всех видов работ проводится инструктаж по технике безопасности.
Должны знать:
- основные нормативно- правовые документы в области экологии;
- главные источники загрязнения воздуха; новые типы загрязнений, в том числе техногенные. влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
-меры по предотвращению загрязнения окружающей среды.
-экологическое состояние природной среды в России; в Самарской области, в Шенталинском районе; растения и животных своего края, находящихся под охраной;
-влияние окружающей среды на здоровье человека; роль здорового образа жизни в жизни человека.
- виды исследований; формы и методы исследовательской деятельности;
- правила работы с источниками получения информации;
Должны уметь:
Исследовательские умения:
− Приобретение учащимися практических навыков исследовательской деятельности
− Выполнение простейших экологических исследовании.
-оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; (логически выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной деятельности, строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений; создавать презентации)
Организационно – пропагандистские умения:
− Применение знаний законодательства об охране природы;
−Планирование практических дел по охране природы;
− Пропаганда здорового образа жизни.
Поведенческие умения:
− формирование умений правильного поведения в природе.
- осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
Опознавательные умения:
− Распознание объектов природы.
Результаты работы каждого воспитанника оцениваются по итогам выступлений на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и заочных, по результатам практических работ. Проводить срезы знаний по экологическим вопросам не предполагается.
Формы работы:
В работе объединения предполагается, наряду с лекциями, беседами, занятиями с использованием ИКТ, использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, проведение морфометрических исследований. Данные формы работы выбраны в связи с основной направленностью работы объединения- исследовательская деятельность учащихся. Поэтому теоретический материал по экологии сведен к минимуму и предполагает изучение вопросов связанных с основными темами исследований. Практическая часть программы предусматривает выполнение проектных и исследовательских работ, проведение экскурсий, полевых практик.
На занятиях используются наглядные пособия (в том числе собственного изготовления), технические средства, научно – популярная литература, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.
Режим проведения занятий
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) на 3 года. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Руководитель вправе вносить коррективы в календарно- тематическое планирование, менять порядок проведения занятий, в зависимости от обстоятельств от нас независящих (как то погода, занятость кабинета информатики и т.д.).
Ожидаемые результаты.
Умение оценивать экологическую ситуацию в крае и последствия воздействия хозяйственной лесной деятельности на окружающую человека среду.
Воспитание экологически грамотного и культурного человека, имеющего широкий кругозор интересов.
Умение принимать правильные решения и отвечать за них.
Выработка знаний и умений для ведения научно-исследовательской деятельности.
Раскрытие индивидуальных качеств человека.
Успешное выступление на олимпиадах и научно-практических семинарах и конференциях.
Оценка и методы контроля.
Система оценивания состоит из участия учащихся во внутренних мероприятиях. Работы на занятиях и заинтересованности, а не в цифровых оценках. Для выполнения уровня знаний проводятся конкурсы по изучаемым темам, которые показывают уровень знания учащихся и выбирать наиболее подготовленных, для участия в городских мероприятиях. Для определения результативности проводятся зачеты, которые показывают степень теоретических и практических знаний учащихся. Лучшей формой для проведения таких зачетов являются игры, викторины, тесты, а результаты оформляются письменно. По результатам проверок в конце учебного года составляется анализ работы педагога.
При проведении занятий педагог проводит следующие формы контроля:
Наблюдение за изменением поведения, изменением норм общения и усвоением материала учащимися.
Грамотность речи, организация работы и свободное владение терминологией и профессиональными знаниями.
Стремление к совершенствованию и законченности работы учащимися.
Умение решать творческие и прикладные задачи.
Творческое отношение к выполняемым заданиям и инициативность учащихся.
Развитие исследовательских способностей и навыков.
Умение логического построения ответов, использование имеющихся знаний в повседневной жизни и научно – исследовательской работы.
Учебно-тематическое планирование
№п\п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | «Общая экология». Познаю родной край. | 10 |
3 | Социальная экология | 10 |
4 | Практическая экология, или охрана природы | 28 |
5 | Антропогенное воздействие на биосферу | 10 |
6 | Отработка навыков публичного выступления | 10 |
7 | Итоговое повторение | 1 |
| | Итого:70 |
Содержание программы
1.Введение(1ч.)
2.«Общая экология». Познаю родной край (10ч). Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Популяции. Динамика численности популяций. Биоценоз и его устойчивость. Глобальные экологические проблемы. Биоценоз и его устойчивость. Видовой состав биоценозов. Изучение природы родного края.
Изучение животного и растительного мира с. Старая Шентала, Шенталинского района, Самарской области. Редкие и охраняемые животные и растения Самарской области. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию.
Практические работы. Изучение грибов родного края. Изучение флоры родного края. Изучение животных родного края. Изучение комнатных растений. Изготовление поделок – фитодизайн. Изготовление пособий для уроков биологии.
Экскурсии.
Лесной биоценоз. Изучение развития биоценозов родного края.
3. «Социальная экология» (10ч). Человек – биосоциальный вид. Современные отношения человечества и природы. Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа - человек». Изучение промышленности Самарской области. Изучение комнатных растений. Экологическая демография. История села Старая Шентала: экологическое состояние, демографическая обстановка. Генеалогические связи. Изучение родословной.
Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных воздействий на природу родного края. Экология человека. Здоровье человека. Строение человека. Факторы здоровья. Физкультура, спорт, физиологические основы закаливания, правила закаливания. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на человека. Влияние шума на организм человека. Школа безопасности жизни. Что мы едим. Правильное питание. Первая помощь при ушибах, переломах, кровотечениях. Дети в городе, правила поведения на дороге.
Написание рефератов, создание презентаций, выполнение исследовательских работ, проведение конференций.
Практические работы. Изучение загрязнённости поваренной соли. Изучение запылённости окружающей среды. Определение кислотности дождей. Изучение парникового эффекта. Оказание первой помощи при ушибах, переломах, кровотечениях. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты.
Экскурсия. Составление экологической тропы, плана-карты родного села.
Конференции. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека.
4.«Практическая экология, или охрана природы» (28 ч). Общие вопросы охраны природы. Современные проблемы охраны природы. Правила поведения в природе. Природа и общество. Памятники природы Шенталинского района. Вода, свойства, значение, охрана. Кондурча – река нашей местности. Воздух, свойство, значение, охрана. Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы. Изучение запылённости окружающей среды. Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ
Практические работы. Операция «Чистое село». Изучение и моделирование глобальных проблем.
Экскурсия. Изучаем влияние человека на природу родного края.
Родники. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Охрана окружающей среды.
Решение экологических задач.
5.Антропогенное воздействие на биосферу (10 час).
Биосфера, границы биосферы.. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера. Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха. Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.
Практическая работа: Подготовка сообщений по теме занятия, работа с источниками информации - энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернет.
Отработка навыков публичного выступления.(10 час.)
Что нужно знать выступающему перед аудиторией? Как отобрать материал для выступления? Выступления с докладами в начальной школе, перед членами своего объединения, на школьных и районных научно-практических конференциях.
Практическая работа: отработка навыка выступления перед аудиторией, отработка приемов использования презентаций, наглядного материала.
6.Итоговое повторение (1ч)
Формы и методы контроля
Формы контроля: тестирование, анкетирование, фронтальный опрос, вопрос-ответ, дискуссия, экологическая игра, наблюдение, лекции, «круглые столы», экологические кроссворды, таблицы, материалы из экологических журналов и газет.
Методы контроля: словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые.
Учебно-тематическое планирование
на 2 год обучения
№п\п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Значение леса в природе и жизни человека | 6 |
3 | Ведение наблюдений в лесу. Заповеди друзей леса. | 4 |
4 | Лес в наших ощущениях | 10 |
5 | Лесные ремесла | 2 |
6 | Многообразие лесных растений | 7 |
7 | Влияние деятельности человека на лесное сообщество | 5 |
8 | Организация и проведение наблюдений за изменениями погоды | 5 |
9 | Современные проблемы охраны природы | 7 |
10 | Современное состояние и охрана атмосферы | 7 |
11 | Рациональное использование и охрана вод. | 5 |
12 | Почвенные ресурсы, их использование и охрана | 5 |
12 | Современное состояние и охрана растительности | 5 |
13 | Итоговое повторение | 1 |
| | Итого: 70 часов |
Содержание программы
1.Введение (1 ч)
2. Значение леса в природе и жизни человека (6 часов)
Лес – один из основных типов растительности на Земле. Лесные экосистемы – составная часть биосферы. Взаимодействие леса с окружающей средой. Лес – место труда и отдыха человека. Правила безопасного поведения в природе. Изменение облика лесов в результате разнообразной деятельности человека. Необходимость сохранения и восстановления лесов (на примере лесов Курьинского района).
Экскурсии: «Что такое лес?», «Любимый уголок природы», «В лес по ягоды. Конкурс – игра»
3. Ведение наблюдений в лесу. Заповеди друзей леса (4 часов)
Оборудование, необходимое для работы во время полевой практики: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта и план местности. Правила ведения дневника: запись наблюдений и зарисовка изучаемых объектов. Основные качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение – основной метод работы в природе. Его цель – планирование, значение и системность в проведении. Вопросы, на которые необходимо ответить прежде, чем приступить к наблюдению. Зачем наблюдать? Что? Где? Как? Десять заповедей друзей леса, составленные ученым – экологом Франко Тасси.
Экскурсия. «Мы – юные натуралисты»
4. Лес в наших ощущениях (10часов)
Выразительность живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений отдельных частей, пропорциональность форм. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветов, коры деревьев и кустарников. Звуки леса. Шум и шелест листвы. Голоса животных. Влияние леса на эмоции человека. Практическое занятие: «Цвета и звуки леса»
5. Лесные ремесла (2 часа)
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте, плетение из луба и лыка, ивового прута. Растения и животные леса в работах народных умельцев. Лесные мотивы в работах в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц. Лес – источник природных красителей. Деревянные постройки в Кукморском районе. Изучение работ народных умельцев . Выполнение эскизов росписи деревянных изделий; изготовление поделок из природного материала.
Экскурсия : «Деревянные постройки села Кошкино»
6. Многообразие лесных растений (7 часов)
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов растений. Спираль в движении, росте и развитии растения – для достижения дополнительной жесткости и устойчивости в пространстве: рост побегов, двигаясь по спирали распускаются лепестки некоторых цветков, развертываются побеги папоротника, спирально расположены почки и листья на побеге. Разнообразие крон деревьев и кустарников, различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая кроны. Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников. Разнообразие побегов растений. Многообразие листьев лесных растений. Низовая, срединная и верхушечная растительность, группы листьев на одном растении. Наблюдения за лесными растениями, изучение условий обитания, особенностей произрастания (одиночные или образуют заросли). Отношения с другими растениями: паразиты, болезни, “поведение” растений. Изучение типов повреждения растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Экскурсии:«Живые организмы и симметрия» «Спираль в движении, росте и развитии»,«Разнообразие крон деревьев и кустарников» ,«Разнообразие листьев»,«Изучение типов повреждения растений»
7. Влияние деятельности человека на лесное сообщество (5 часов)
Оценка состояния лесного сообщества. Определение степени деградации (нарушения) леса под воздействием человека (на примере леса в окрестностях села Казанцево). Выявление признаков повреждения деревьев с использованием шкалы визуальной оценки их состояния по внешним диагностическим признакам. Установление причин обнаруженных повреждений. Сравнительное изучение видового многообразия леса в местах, подвергшихся наибольшему и наименьшему антропогенному воздействию. Залечивание ран на деревьях, поврежденных человеком.
Экскурсии:«Выявление признаков повреждения растений с использованием визуальной оценки их состояния», «Сравнительная оценка видового многообразия леса в местах подвергшихся наибольшему и наименьшему антропогенному воздействию».
8. Организация и проведение наблюдений за изменениями погоды (5 часов).
Предсказание изменений погоды. Приметы для краткосрочных и долгосрочных прогнозов. Полевые методы определения влажности почвы, воздуха, силы ветра. Изготовление естественного барометра из елового сучка. Наблюдения за лесными растениями – синоптиками. Наблюдения за синоптическим поведением беспозвоночных животных (пауков, бабочек, стрекоз, дождевых червей). Проверка степени надежности различных признаков.
Экскурсии: «Наблюдение за растениями – синоптиками», «Наблюдение за синоптическим поведением беспозвоночных животных», «Полевые методы определения влажности воздуха, почвы, силы ветра», «Жизнь лесного сообщества весной»
9. Современные проблемы охраны природы . (7 часов).
Природа Земли – источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности. Правовые основы охраны природы в РТ. Проблемы охраны природы в Республики Татарстан, Кукморском районе.
10.Современное состояние и охрана атмосферы (7 часов).
Состав и баланс газов в атмосфере, и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озонового экрана. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Состояние воздуха в окрестностях села Кошкино. Меры по охране атмосферного воздуха: очистные сооружения, безотходная технология.
Демонстрации: видеофильмов «Парниковый эффект», «Проблема озонового слоя»
Практическая работа «Определение мест загрязнения воздуха в селе Кошкино при помощи лишайникового и мохового мониторинга»
Практическая работа «Составление карты загрязнения воздуха в селе Кошкино»
Экскурсии: «Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников в окрестностях села Кошкино», «Определение степени загрязнения воздуха в селе Кошкино, по видовому составу мхов».
11. Рациональное использование и охрана вод. (5 часов)
Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Состояние водных ресурсов в Кукморском районе.
Экскурсия :«Особенности химического состава воды родника «
Лабораторная работа №3 «Определение качества питьевой воды органолептическим способом».
12.Почвенные ресурсы, их использование и охрана (5 часов)
Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Водная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Меры предупреждения. Рациональное использование и охрана земель. Проблемы охраны почв в хозяйстве «ОО БОР».
Демонстрации: видеофильма «Охрана почв»
13.Современное состояние и охрана растительности (5 часов).
Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование и охрана лесов. Состояние лесов и охрана лесов в Кукморском районе. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга РТ.
Экскурсии: «Сравнительное изучение температуры воздуха и почвы в лесу и на открытом воздухе», «Изучение скорости ветра в лесу и на открытом пространстве с использованием шкалы Бофорта» , «Влияние леса на микроклимат. Установление зависимости между плотностью травянистого покрова и освещенностью», «Лесная растительность как индикатор состояния окружающей среды», «Разнообразие видов цветковых растений, их мест обитания».
Учебно-тематическое планирование на 3 год обучения
№п\п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Экосистемы суши | 4 |
3 | Водные экосистемы | 4 |
4 | Общее знакомство с видом и популяцией | 4 |
5 | Популяции различных экосистем | 4 |
6 | Человек и среда | 4 |
7 | Природные ресурсы | 4 |
8 | Вещество и энергия как природные ресурсы | 4 |
9 | Взаимосвязь биотических и абиотических факторов среды | 4 |
10 | Антропогенные воздействия на экосистемы | 4 |
11 | Охрана природных ресурсов | 4 |
12 | Окружающая среда и здоровье | 4 |
13 | Наследственные факторы здоровья | 4 |
14 | Биотехнология | 2 |
15 | Городская среда — как источник экологических проблем | 4 |
16 | Краткий обзор других типов загрязнений окружающей среды в городе | 4 |
17 | Человечество в экосистеме Земли | 4 |
18 | Нравственное природопользование | 3 |
19 | Экологический мониторинг | 3 |
20 | Итоговое повторение | 1 |
| | Итого 70 ч. |
Содержание программы
Введение (1 ч)
Экология как наука о взаимоотношениях природных компонентов, ее значение. Цели, задачи и методы исследования экологических процессов в природе. Экологические понятия и термины: биосфера, экосистема, биотоп, сообщество, популяция, живые и неживые компоненты, экологические факторы.
Экосистемы суши (4 ч)
Экосистемы хвойных, широколиственных и смешанных лесов. Тропические и субтропические леса, их особенности. Структура леса (вертикальная и горизонтальная ярусность), действие факторов среды в лесных экосистемах. Травянистые экосистемы, их типы (степи, саванны, прерии, пампасы, тундра) и особенности; влияние экологических факторов в степных экосистемах. Экосистемы пустыни, жизнь и взаимоотношения обитателей пустынь в экстремальных условиях. Арктические пустыни, их особенности.
Водные экосистемы (4 ч)
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем (соленость, глубина проникновения солнечных лучей, количество растворенного кислорода и минеральных веществ, доступность питательных элементов, температура воды). Морские экосистемы, их значение. Основные зоны океана: прибрежная зона, ее типы и особенности; прибрежные заболоченные территории; коралловые рифы; экосистемы открытого океана, планктонные организмы, обитатели пелагиали и дна океана, особенности жизни на больших глубинах. Пресноводные озера и водохранилища. Пресноводные водотоки и реки. Внутренние заболоченные территории, их особенности и значение. Взаимосвязь наземных и водных экосистем. Эстуарии (прибрежные области, где пресные воды рек, ручьев и поверхностного стока смешиваются с солеными морскими водами), как особый тип экосистемы.
В процессе изучения темы предусматривается просмотр видеофильмов из цикла “Дикая природа — борьба за жизнь”, выполнение практических работ на пришкольном участке, оформление докладов по изученным биотопам.
Практические работы:
1. Составление характеристики предложенной экосистемы (биома).
2. Составление сравнительных характеристик различных экосистем (биомов).
3. Определение местообитания различных организмов по их внешнему виду.
Общее знакомство с видом и популяцией (4 часов)
Определение вида, критерии вида, многообразие видов животных и растений. Среда обитания растений и животных. Популяция, ее основные характеристики (численность, динамика численности, возрастная и половая структура). Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Трофические (пищевые) связи в популяциях.
Практические работы:
1. Составление характеристики популяции по предложенному материалу.
2. Составление цепей и сетей питания.
Популяции различных экосистем (4 часа)
Экосистемы суши.Популяции лесных, травянистых и пустынных экосистем.
Водные экосистемы.Популяции морских и пресных водоемов, обитатели коралловых рифов, прибрежных территорий, болот и эстуарий. Приспособленность организмов к среде обитания, внутрипопуляционные и межпопуляционные связи.
Человек и среда (2 часа + 2 часа на обобщение)
Влияние хозяйственной деятельности человека на многообразие популяций и видов, причины снижения видового разнообразия растений, животных и микроорганизмов.
Природные ресурсы (4 часа)
История освоения и сохранения природных ресурсов в России (обзор).
Творческие работы на тему “Что нас ждет в будущем”.
Вещество и энергия как природные ресурсы (4 часов)
Вещество и энергия: виды, формы и качество. Физические и химические изменения вещества и закон сохранения вещества. Законы сохранения и превращения энергии (первый и второй законы термодинамики). Открытые и закрытые экосистемы. Круговороты веществ и изменения энергии в природных экосистемах. Законы сохранения вещества и энергии и проблемы природопользования.
Взаимосвязь биотических и абиотических факторов среды (4 часов)
Реакция живых организмов на воздействие абиотических факторов среды. Реакция популяций и экосистем на изменения окружающей среды. Глобальные изменения окружающей среды, экологические сукцессии. Экосистемные характеристики сообществ на разных стадиях биологического развития.
Антропогенные воздействия на экосистемы (4 часов)
Природные ископаемые, ресурсы и отходы — различие понятий. Биосфера и техносфера — вечное противоречие. Загрязнение окружающей среды, типы загрязнений (химические загрязнения, бытовые отходы, шумовые и визуальные загрязнения, электромагнитные и радиационные загрязнения). Деградация природных сообществ под воздействием загрязнений (разрушение экосистем, истощение видового разнообразия животных и растений в результате уничтожения среды обитания).
Охрана природных ресурсов (3 часа + 1 час на обобщение)
Законы Барри Коммонера, их связь с отношением человека к природе. Виды природных ресурсов. Причины деградации и охрана почвы, воды и воздуха. Нефть, уголь и газ как источники энергии, причины их истощения, альтернативные источники энергии.
Окружающая среда и здоровье .(4 часов).Здоровье человека и действующие на него факторы. Причины ухудшения здоровья в современных условиях. Новые разделы экологии (медицинская экология, биотехнология, радиоэкология, видеоэкология, аудиоэкология, бионика).
Наследственные факторы здоровья (4 часов)
Понятие наследственности и действующих на нее факторов. Наследственные и врожденные заболевания, их особенности. Загрязнение окружающей среды как возможная причина роста наследственных заболеваний. Экологически чистые вода, продукты питания и другие товары (одежда, технические масла, материалы, используемые для строительства и промышленного производства) как основа здоровья человека, проблема их производства и сохранения. Возможные пути лечения и предупреждения наследственных и врожденных заболеваний.
Биотехнология (4 часов)
Краткая история биотехнологии, разделы биотехнологии, сферы исследования, достижения и проблемы (биотехнология в сельском хозяйстве, промышленном производстве, медицине). Генная и клеточная инженерия, клонирование — проблемы и перспективы.
Городская среда — как источник экологических проблем (8часов)
Загрязнение окружающей среды в городских условиях. Типичные и нетипичные источники загрязнений.
Видеоэкология (2 часа)
Агрессивные видеополя, их влияние на психику человека. Сравнительная характеристика природной и городской визуальной среды, возможные способы решения проблемы агрессивных видеополей.
При изучении темы используется видеофильм.
Краткий обзор других типов загрязнений окружающей среды в городе (3 часа + 1 час на обобщение)
Город как источник шумовых, радиоактивных, электромагнитных загрязнений; влияние их на здоровье, профессиональные заболевания, загрязнение бытовыми отходами. Городской транспорт как основной источник загрязнения окружающей среды. Возможные пути решения проблем улучшения окружающей среды в городских условиях.
Человечество в экосистеме Земли (4 часа)
Человек — биосоциальный вид. Два взгляда на окружающий мир. История развития экологических связей человека с точки зрения эволюционистов: древние гоминиды, человек разумный. Современные отношения общества и природы, биосфера и техносфера. Социально-экологические взаимосвязи, их возникновение и развитие.
В процессе изучения темы предусмотрены написание и защита рефератов.
Нравственное природопользование (3 часа)
Глобальные экологические проблемы (изменение климата, перенаселение, разрушение озонового слоя, загрязнение окружающей среды, деградация ресурсов, истощение видового многообразия животных и растений). Понятие нравственности; нравственное природопользование, признаки и принципы нравственного природопользования.
Модель устойчивого развития: ее положительные и отрицательные стороны.
Агроэкосистемы, производство продовольствия. Основные продовольственные проблемы. Способы увеличения мирового производства продовольствия. Устойчивое сельскохозяйственное производство. Пастбища, их использование и охрана.
Типы лесов, их распространение и значение, обезлесение и кризис древесного источника энергии. Общественные земли и лесные ресурсы в России. Управление и охрана лесов. Парки: их использование и деградация. Охрана дикой природы.
Причины истощения видового разнообразия планеты и исчезновения видов животных и растений, необходимость охраны видов диких животных и растений. Охрана видового разнообразия. Управление дикой природой.
Использование прямой солнечной энергии для выработки тепла и света. Использование вторичной солнечной энергии (энергии падающей и текущей воды, геотермальной энергии, энергии ветра и биомассы). Альтернативные источники энергии. Энергетическая стратегия России.
Экологический мониторинг (3 часа)
Мониторинг: понятие и виды (базовый, биологический, глобальный, импактный, региональный, мониторинг окружающей среды). Прямой и косвенный мониторинг. Биоиндикаторы, направления исследования биоиндикаторов.
Итоговое повторение (1 час)
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
наличие учебного кабинета, а в нём Уголка природы;
постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
доступность Интернета;
определённый возрастной диапазон членов кружка, необходимый для нормального общения в подростковой среде;
своевременный уход опытных членов кружка на самостоятельный участок работы кружка;
многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность деятельности;
Методическое обеспечение программы.
Экологический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков.
Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
методико – дидактическое обеспечение;
пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
видеотека;
набор учебных плакатов по экологии;
участие педагога кружка в семинарах, курсах повышения квалификации;
проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
технические средства обучения: микроскоп, магнитофон
финансовые средства на методическое обеспечение, издательскую деятельностьукрепление поездки и экскурсии;
для непосредственного общения детей с природой необходимо наличие Уголка природы.
Литература для педагога:
Вестник образования 1997 г. №6 Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Вестник образования 2000 г. Конвенция ООН о правах ребенка (Принятая ООН 5 декабря 1989 г.).
3.Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 2005.
4.Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Москва «Ось- 89». 2003г.
И.С. Белюченко « Экология в терминах» 2008 г.
Ю. А. Израэль « Проблема охраны окружающей среды и пути ее решения» Ленинград 2009г.
9.Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 2008.
10. Экология России. Хрестоматия - М., 2005.
11. Лесной кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. Москва изд. «Экзамен», 2004 г.
12. Федеральный закон «О животном мире» (принят Государственной Думой 22 марта 1995) 13. «Декларация прав земли» ( принята в сентябре 2000 г. на 55-й Генеральной Ассамблее ООН).
15. Проблемы охраны окружающей среды и региональная практика экологического образования.
Литература для детей:
В.М.Константинов. Охрана природы. Москва Академия, 2000г.
В.В. Яхонтов. Экология Насекомых. Москва. 2004г.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва. Аст. 2005г.
Экология растений. А.М. Былова Москва изд. Вентана-Граф 2009г.
Экология животных.. В. Г. Бабенко Москва изд. Вентана-Граф 2009 г.
Общая экология.. Д. Д. Утешинский Москва изд. ИНОС 2002 г.
Экология и здоровый образ жизни. В.В. Балабанова Волгоград изд. Учитель 1997г.
Экологические праздники для детей. Л.П. Молодова Москва изд. ЦГЛ 2010г.
Изучай свой край. Г. П.. Долженко Ростов на Дону изд. РГУ 1992 г.