«ТАРАН АУДАНЫ БІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ БЕРЕГОВОЙ ОРТА МЕКТЕБІ» КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕ.
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕРЕГОВАЯ СРЕДЕНЯЯ ШКОЛА ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ТАРАНОВСКОГО РАЙОНА».
Чернышова О.В.
Кружок «Мои первые шаги».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….3
Описание некоторых техник рисования……………………………..5
Конспекты занятий………………………………………………… ..7
Заключение …………………………………………………………..20
Приложение…………………………………………………………..22
ВВЕДЕНИЕ
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника. В.А. Сухомлинский утверждал: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".
Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т. к. это один из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы и помогает решить изобразительная деятельность, один из самых простых, увлекательных и доступных способов развития ребенка. Каждый ребёнок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент можно сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Нетрадиционные техники рисования являются наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Изобразительная деятельность, а именно нетрадиционные техники рисования – основное содержание занятий кружка «Мои первые шаги».
Цель работы кружка - формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Участники кружка - воспитанники класса предшкольной подготовки в количестве 20 человек. Возраст участников – 6 лет.
За год дети познакомились с такими техниками рисования как:
- кляксография;
- рисование свечой;
- пальцевая живопись;
- точечный рисунок (метод тычка);
- метод ниткографии;
- рисование по мокрой бумаге и другими.
ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Кляксография.
Основой данной техники рисования является клякса. Задачей является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Методический прием: лист бумаги складывают пополам. Набирают краску на кисть, стряхивают на лист, затем отпечатывают чистой половиной листа и проглаживают рукой. Определяют, на что похоже изображение. Находят сходство со знакомым объектом, дорисовывают карандашом или кистью необходимые детали.
Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.
Рисование по сырому.
При рисовании акварелью по сырому листу используют эффект мягкого растекания красок на листе, их смешивание, в результате чего образуются плавные, тонкие переходы цветов и оттенков. Следует учитывать скорость высыхания смоченного водой листа и его объема, сложность рисунка. Перед началом работы с акварелью бумагу равномерно смачивают водой. Когда она впитается и немного просохнет, начинают рисовать. Мазки ложатся на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.
Фотокопия – рисование свечой.
Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
Метод ниткографии.
Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается бархатная бумага или фланель. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Тема «Бабочка».
(нетрадиционная техника рисования: кляксография).
Задачи:
1. Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография».
2. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.
3. Развивать воображение и мышление.
Оборудование: белые листы, акварель, бумажные салфетки, вода, ножницы, клей.
Ход занятия:
Организационный момент.
Рассказываю ребятам сказку (использую иллюстрации).
Сказка про гусеницу.
Жила-была гусеница. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна. Проснулась гусеница, высунула наружу усики, чтобы посмотреть, нет ли там никого, кто бы мог над нею посмеяться. Никого не оказалось. Тогда она вылезла целиком из своего кокона.
Гусеница почувствовала, что на спинке ей что-то мешает. Она встряхнулась и вдруг … полетела. Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … (бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями.
«Кто эта красавица?» – подумала она, – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!».
Бабочка почувствовала голод и решила отыскать луг, полный ярких, душистых цветов. Прилетела бабочка на луг, увидела красивые цветы (демонстрирую большой лист бумаги с изображением луга). - Стала бабочка порхать с одного цветка на другой. Но бабочке грустно одной, и захотела она, чтобы у нее было много подружек.
Основная часть.
Предлагаю детям нарисовать подружек – бабочек.
Объясняю последовательность выполнения работы:
лист бумаги складываем пополам. Набираем краску на кисть, стряхиваем на лист, затем отпечатываем чистой половиной листа и проглаживаем рукой.
Развернули, и у нас получилась бабочка. Дали краске подсохнуть.
Физминутка “Бабочки”.
Ветер бабочек качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз наклонились,
Два наклонились
И на цветочки они приземлились.
(Упражнение повторить 2–3 раза)
- Ребята, пока мы отдыхали и порхали, как бабочки, наши разрисованные необычным способом бабочки подсохли, и мы можем продолжить работу.
Показываю, как вырезать бабочку. Предлагаю приклеить готовых бабочек на «лужок».
(Дети доводят работу до конца, а пока подсыхает клей, с помощью влажных салфеток протирают руки, наводят порядок на рабочем месте).
Подведение итогов.
- Посмотрите, как красиво получилось! И теперь вместе с подругами бабочка целыми днями порхает с цветка на цветок.
Дети любуются бабочками.
Тема: «Весна пришла». Рисование на мокрой бумаге.
Цель: знакомство с новой техникой рисования, формирование у детей тёплого, трепетного отношения к образам природы, умения чувствовать её красоту и совершенство. Передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны. Учить сливанию красок.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин.
Материал: альбомные листы, ватные тампоны, акварель, кисти.
Ход занятия.
Организационный момент.
Обращаюсь к детям:
- Дети вы обратили внимание, что изменилось в нашем кабинете?
- Утром светит яркое солнце. Оно тёплое, ласковое. А настроение у вас какое? (радостное, весёлое)
- А почему? (пришла весна).
Предлагаю детям подойти к окну и понаблюдать, какого цвета небо, каким стал снег.
Говорю о том, что появились проталины. Задаю вопрос:
- А что такое проталины?
- Снег тает в некоторых местах, и появляются чёрные пятна.
- Давайте вспомним, как вы шли утром в школу, что особенного видели, а может, слышали.
- Светит солнце, оно греет, появляются лужицы на солнечной стороне.
- На деревьях появляются почки.
- Щебечут птицы (какие ?).
- А заметили, какой стал воздух? Он особенный, весенний, свежий.
- Природа оживает после зимней стужи.
Читаю стихотворение «Весна» И. Токмаковой.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень тёплые ноги у весны.
- Мы с вами много читали про весну, учили стихи и песни. Многое вы видели на прогулках. Теперь давайте нарисуем картинки про весну. Каждый сам придумает, что ему нарисовать.
2. Основная часть.
- Как же можно интересно изобразить весну?
Показываю последовательность выполнения рисунка:
- Ватным тампоном нужно смочить лист. Если бумага будет излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому комочек ваты нужно намочить, отжать и провести по листу бумаги.
- Затем на верхнюю часть наношу синюю краску (цвет должен расплываться пятнами). Нижнюю часть рисую красной краской (встаёт солнце). Сразу же по сырому фону рисую ветки кустарника. Получается расплывчатое изображение в рисунке.
Включаю запись «Времена года» П.И.Чайковского.
Дети рисуют самостоятельно. Придумывают свой сюжет. Иногда обращаются за советом. Оказываю детям необходимую помощь, помогаю дополнить рисунок, напоминаю виденное на улице.
Подведение итогов.
Дети рассматривают рисунки, рассказывают о своих впечатлениях. Выбирают самые удачные работы, чем они понравились.
Тема: «Лягушка». (оригами).
Цель: Поддерживать интерес к изготовлению поделок в технике оригами.
Задачи:
Способствовать углублению и обобщению представлений о лягушке: условиях ее жизни, приспособленности к условиям среды обитания.
Воспитывать познавательный интерес.
Познакомить детей с изготовлением поделки из квадрата в стиле оригами.
упражнять в складывании квадрата по диагонали;
развивать мелкую моторику;
развивать творчество, фантазию.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, есть одно животное, которое живёт у рек и озер, в воде и на суше. Я хочу загадать вам про него загадку.
Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх!
(Лягушка)
- Давайте посмотрим, какие бывают лягушки.
(рассматривание картинок)
Лягушки бывают разные по размеру, форме и цвету: и красные, и зеленые, и синие, жёлтые, узорчатые. Они живут по всему миру: и в жарких странах, и там, где бывает зима. Лягушата – маленькие, у них есть голова, большие глаза, длинные лапки, с помощью которых они отталкиваются и далеко прыгают. Давайте мы с вами превратимся в маленьких лягушат и попрыгаем на полянке.
Динамическая пауза «Лягушата».
Показываю «пруд», сделанный из большого листа бумаги.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, сюда. Что вы видите? Дети:
-Пруд.
- В этом пруду живет один маленький, грустный лягушонок. А грустный он оттого, что он совсем не умеет петь свои лягушачьи песни, но очень хочет научиться. Ребята, я предлагаю помочь маленькому, несчастному лягушонку. Давайте сейчас с вами сделаем из бумаги много-много друзей-лягушат и “поселим” их в этот пруд. А они уж точно научат бедного лягушонка петь, и он перестанет грустить.
Сегодня мы с вами сделаем лягушат в технике оригами.
Основная часть.
Краткий рассказ об оригами. Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами – складывание фигурок из бумаги.
Но сначала давайте рассмотрим технологическую карту. По технологической карте уточняю с детьми этапы изготовления лягушки.




Раздаю детям зелёные квадраты 10х10 см из цветной бумаги, у детей на столе клей, кисточка, салфетка.
Предлагаю приступить к работе.
- Положите перед собой квадрат так, как нарисовано на карте, уголком к себе. Сложите квадрат, соединив противоположные углы от себя. Прогладьте. Разверните. Линия-дорожка, соединившая противоположные углы называется диагональ. Вновь сложите квадрат по диагонали. Левый уголок треугольника отогните вниз внахлёст. И правый угол треугольника отогните вниз внахлёст. Отогните лапки, сначала одну, затем другую. Молодцы. Что ещё осталось сделать? (Оформить мордочку: из бумаги желтого и черного цвета вырезать кружки (глаза) и наклеить на поделку). Можно нарисовать.
- Вот какие веселые получились у вас лягушата! А теперь давайте, как лягушата, попрыгаем к нашему пруду. (Предлагаю наклеить готовых лягушат на лист, изображающий пруд).
3. Подведение итогов.
- Молодцы, ребята! Лягушата обязательно подружатся, будут радоваться солнышку и друг другу. Полюбуемся на них.
Тема: «Мимоза для мамы». (Рисование методом тычка).
Цели: учить рисовать детей ветку мимозы, используя метод тычка, Развивать эстетические чувства. Воспитывать внимание и любовь к женщинам: маме, бабушке, сестре, близким.
Демонстрационный материал:
Букет мимозы (слайды), образец, выполненный воспитателем.
Раздаточный материал:
Гуашь (желтая), фломастеры, тычок, вода, листы бумаги.
Ход занятия:
Организационный момент.
Читаю стихотворение:
- Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- Скоро наступит весна. Все радуются предстоящей весне: веселее щебечут птицы, ярче светит солнце. Весной отмечают праздник. Вы знаете какой?
- Это праздник всех женщин: и бабушек, и мам, и девочек. Все мужчины: дедушки, папы и мальчики поздравляют женщин и дарят им подарки.
- Какой самый лучший подарок? (Цветы)
- Какие самые первые цветы появляются весной? (Подснежники)
- А еще с юга к нам приходит красавица мимоза.
Март настал. Весенний месяц.
Расцвела уже мимоза,
Мы кому букет подарим?
От души кого поздравим?
Ну конечно нашу маму!
Милую, хорошую, добрую,
пригожую!
Основная часть.
- Давайте рассмотрим букет мимозы. (Слайды)
- Какого цвета цветки у мимозы?
- А какой формы цветки? А листочки какие?
- Давайте еще раз полюбуемся на букет мимозы. Листья у мимозы красивые, резные, зеленого цвета, а цветки яркие, золотистые, маленькие и пушистые, на веточке их много-много. И пахнет мимоза весной, свежестью.
- Давайте для наших мам нарисуем букет мимозы.
- Садитесь за столы. Сядьте так, чтобы вам было удобно на меня смотреть.
- У меня тоже есть мама. Я нарисовала для нее вот такой букет. Я очень старалась, аккуратно рисовала, потому что очень люблю свою маму и хочу ее порадовать.
- А хотите, я расскажу, как надо рисовать?
- Тогда слушайте внимательно.
- Сначала надо нарисовать фломастером веточки и зеленые листочки.
- Затем на веточках палочкой с ваткой на конце надо нарисовать цветки мимозы желтым цветом.
- Вот какая пушистая веточка получилась.
- Давайте вспомним, с чего начнем работу? – рисуем листья и веточки.
- Потом что будем делать? – Тычком рисовать цветки.
- Запомнили? Поворачивайтесь к столу, садитесь поудобней и начинайте работать. Не спешите, работайте аккуратно, чтобы получилась настоящая картина. / Во время работы детей слежу за их осанкой, при необходимости подсказываю следующий ход работы, помогаю. /
- Ребята, кто нарисовал, тихонечко несите свою работу, мы будем любоваться на ваши букеты. Какие красивые картины, у всех веточки мимозы получились разные. Все ребята постарались для своих любимых мам. Молодцы!
3. Подведение итогов.
На этом занятие наше закончилось. Что понравилось? Что запомнилось?
Тема: «Метод ниткографии»
Цели и задачи:
- совершенствовать зрительное восприятие детей
- развивать зрительно-моторную координацию
- формировать плавность, ритмичность и точность движений
- подготавливать руку ребенка к письму
Ход занятия.
Рассказ воспитателя.
-Сегодня мы будем рисовать необычным способом – выкладывать с помощью нити изображения различных предметов, т.е. «рисовать» с помощью нити.
В качестве «волшебной нити» мы будем использовать толстую шерстяную нитку. В качестве основы для изображения нитью мы будем использовать бархатную бумагу. (Размеры такой основы (экрана) для ниткографии 20х20 см. ) (демонстрирую).
Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Пузырь, соломинка и лапоть
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, и не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю:
— Пузырь, давай на тебе переплывем?
— Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем
по ней.
Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал... Да и лопнул...
Беседа по сказке.
1.Куда пошли пузырь, соломинка и лапоть?
2.Через что они хотели перейти?
3.Кто перекинулся с берега на берег?
4.Кто пошел по соломинке?
5.Что случилось с соломинкой?
6.Что случилось с лаптем?
7.Что случилось с пузырем?
Предлагаю: «А теперь изобразим всех горе - путешественников. Сначала выложим того из них, кто самый тонкий и высокий. Это соломинка. (Пальцем в воздухе рисую прямую линию сверху вниз, а затем предлагаю выложить с помощью толстой нити.)
Кто из путешественников самый толстый и легкий? (Пальцем в воздухе рисую круг, а затем предлагаю выложить его нитью. (Уточняю, какую форму имеет пузырь — круглую).
А сейчас мы «нарисуем» лапоть. Какой формы лапоть? (Овальной.) (Пальцем в воздухе рисуется овал, а затем выкладывается эта фигура на экране).
Когда работа будет закончена, еще раз спрашиваю детей о том, какую форму напоминают персонажи сказки и загадываю загадки.
У любого ты спроси:
«Что носили на Руси?»
Из коры плели галошки,
Обували их на ножки. (Лапти)
Летом в полюшке росла —
Колос к солнышку несла.
А как только пожелтела,
Ей нашлось другое дело. (Солома)
Мылу на замену
Взбили пышно пену.
Как подули — посмотри,
Полетели ... (пузыри).
Подведение итогов занятия.
- Что нового узнали? Чему научились? Что было интересно? Что было трудно?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик берёзы). Происходит развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей. (Чем я ещё могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Работы детей.
Рисование свечой.



Рисование на мокрой бумаге.


Оригами. «Лягушки». Коллективная работа.

Кляксография. «Бабочки». Коллективная работа.