Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ЗАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МО - Михайловский муниципальный район Рязанской области
391728 Рязанская обл., Михайловский р-он, п. Заря, ул. Центральная д.6, тел.8(49130)29266,e-mail:[email protected]
Согласовано Руководитель ШМО _________ /Гришина Г.А./ Пр № 1от «28 » августа 2019 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________ /Травкина Н.А./ « 28» августа 2019г. | Утверждаю директор МОУ «Заревская СОШ» _____________Л.И.Козлова Пр № 57 от «29»августа 2019г. |
Рабочая программа кружковой работы
"Логика в математике"
для 6 класса
на 2019-2020 учебный год
(V1класс – 1 час в неделю, 34 часа в год)
Руководитель кружка Гришина ГА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок «Логика в математике». Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.
Программа кружка создана для занятий с обучающимися 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Данная программа является частью общеинтеллектуального направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Цель программы – создание условий для развития интереса воспитанников к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса воспитанников к математике и ее приложениям.
- оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие им определенных навыков научно-исследовательского характера.
- воспитание высокой культуры математического мышления.
- развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
- расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.
- развитие у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Актуальность программы определена тем, что математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. В свою очередь логика способствует развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т.д.
Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Программа кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей воспитанников, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для воспитанников. В ходе занятий они выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию воспитанников. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Программа кружка рассчитана на один год обучения по 2 часа в неделю (68 занятий в течение учебного года).
Условия организации занятий:
Кружок создается из обучающихся 5 классов, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе. Занятия групповые, по 12-15 человек. Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 2 занятия с перерывом 10 минут.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения воспитанники научатся:
• нестандартным методам решения различных математических задач;
• логическим приемам, применяемым при решении задач.
По окончании обучения воспитанники получат возможность:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач;
• узнать историю развития математической науки, биографию известных ученых-математиков, виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения;
•научиться новым приемам устного счета;
•получить навыки решения нестандартных задач;
•выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении;
•решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.
Итогом реализации программы являются: успешные выступления воспитанников на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», научно-практической конференции, а также создание брошюры «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены воспитанниками или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы воспитанников.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
¹ п/п |
| | |
Многозначные числа |
1 | 06.09.16 | Цифры и числа. Приемы быстрого счёта | |
| | | |
2 | 13.09.16 | Числа-великаны и числа малютки | |
| | | |
3 | 2009.16 | Числовые последовательности | |
| | | |
Геометрия | |
4 | 27.09.16 | Линии и фигуры. Плоскости и поверхности | | |
| | | | |
5 | 04.10.16 | Равносоставленные фигуры | | |
| | | | |
6 | 11.10.16 | Задачи на разрезание и перекраивание фигур | | |
| | | | |
7 | 18.10.16 | Пять правильных многогранников | | |
| | | | |
8 | 25.10.16 | Тела вращения: цилиндр, конус, шар | | |
| | | | |
Комбинаторика | |
9 | 08.11.16 | Вероятностные задачи | | |
| | | | |
10 | 121511.11.16 | Комбинаторные задачи | | |
| | | | |
Логика | |
11 | 192211.11.16 | Круги Эйлера | | |
| | | | |
12 | 29.11.16 | Простейшие графы | | |
| | | | |
13 | 06.12.16 | Софизмы | | |
| | | | |
14 | 10312.16 | Задачи на «переливание» | | |
| | | | |
15 | 20.12.16 | Задачи на «взвешивание» | | |
| | | | |
16 | 20.12.16 | Задачи на «переправы» | | |
| | | | |
17 | 17.01.17 | Задачи на установление закономерности, нахождение лишнего | | |
| | | | |
18 | 24.01.17 | Задачи на нахождение общего и различного | | |
| | | | |
19 | 31.01.17 | Задачи, решаемые с конца | | |
| | | | |
20 | 06.02.17 | Принцип Дирихле и его применение к решению задач | | |
| | | | |
Нестандартные задачи | |
21 | 13.02.17 | Задачи на стоимость и движение | | |
| | | | |
22 | 20.02.17 | Задачи на время и возраст | | |
| | | | |
23 | 27 | Задачи «Расшифруй запись» | | |
| | | | |
24 | 06.03.17 | Старинные задачи | | |
| | | | |
Математические игры | |
25 | 13.03.17 | Задачи-шутки, задачи-загадки | | |
| | | | |
26 | 20.03.17 | Математические кроссворды, лабиринты | | |
| | | | |
27 | 27.03.17 | Математические фокусы, ребусы | | |
| | | | |
28 | 03.04.17 | Числовые головоломки: магические квадраты | | |
| | | | |
29 | 10.04.17 | Числовые головоломки: магические цепочки, числовые выражения | | |
| | | | |
30 | 17.04.17 | Геометрические головоломки: Танграм | | |
| | | | |
31 | 24.04.17 | Геометрические головоломки: Пифагор | | |
| | | | |
32 | 02.05.17 | Задачи со счетными палочками | | |
| | | | |
Создание брошюры «Математическая шкатулка» | |
33 | 09.05.17 | Подбор заданий для брошюры | | |
34 | 16,05 | Изготовление брошюры | | |
| | | | |
35 | 23.05.2017 | Презентация брошюры | | |
Итого | |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Многозначные числа (2ч)
Цифры и числа. Приёмы быстрого счёта |
Числа-великаны и числа малютки Числовые последовательности |
|
|
Геометрия (6ч)
Линии и фигуры. Плоскости и поверхности |
Равносоставленные фигуры Задачи на разрезание и перекраивание фигур |
|
Пять правильных многогранников Тела вращения: цилиндр, конус, шар |
|
|
Комбинаторика (2 часа)
Вероятностные задачи Комбинаторные задачи |
|
|
Логика (10 ч)
Круги Эйлера Простейшие графы Софизмы Задачи на «переливание» Задачи на «взвешивание» Задачи на «переправы» Задачи на установление закономерности, нахождение лишнего Задачи на нахождение общего и различного Задачи, решаемые с конца Принцип Дирихле и его применение к решению задач |
|
|
Нестандартные задачи (4 ч)
Задачи на стоимость и движение Задачи на время и возраст Задачи «Расшифруй запись» Старинные задачи |
|
|
Математические игры (8 ч)
Задачи-шутки, задачи-загадки Математические кроссворды, лабиринты Математические фокусы, ребусы Числовые головоломки: магические квадраты Числовые головоломки: магические цепочки, числовые выражения Геометрические головоломки: Танграм Геометрические головоломки: Пифагор Задачи со счетными палочками |
|
|
Создание брошюры «Математическая шкатулка» (2 ч)
Подбор заданий для брошюры |
Изготовление брошюры |
Оформление брошюры |
Презентация брошюры |
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение, 2005.
2. Журналы «Математика в школе», 1980-2008.
3.А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М., «Просвещение»,1974.
4. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М. Айрис-пресс, 2006
5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.
6. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008
7. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008.
8.П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007 (Библиотека «Первого сентября», серия «Математика», №3 (15)/2007)
9.Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя - М.: Просвещение, 1986
10. Брадис В.М. Ошибки в математических рассуждениях/ В.М. Брадис. - М.: Просвещение, 1999. - 210 с.
11. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: пособие для обучающихся/ Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин. - М.: Просвещение, 1984. -160 с.
12. Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи/ С.Н. Олехник. - М.: Наука, 1985. - 158 с.
13. Шейнина О.С. Математические занятия школьного кружка/ О.С. Шейнина, Г.М.Соловьёв. - М.: Просвещение, 2003. - 280 с.