Урок "Крошечка-Хаврошечка"
Цели: - учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинном русском быте;
- расширять лексический запас за счет знакомства со сказочными словами и выражениями, со словами и оборотами народной речи;
- воспитывать любовь к труду, близким.
Оборудование
Компьютер, карандаши цветные, раскраски
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3.Осознанно строить свое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Личностные УУД
1.оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
2.эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
II. Обобщение знаний о русской народной сказке.
-Как называется наш кружок?
-Что сейчас мы будем делать?
-Что узнали о сказках?
-Какие они бывают?
-Что знаем про волшебные сказки?
(на доске) “В мире волшебной сказки”.
- Чем волшебные сказки отличаются от сказок о животных, сказок бытовых?
III. Работа над новым материалом.
- Добро и зло в волшебной сказке постоянно борются. Что всегда побеждает?
- В этом мы должны убедиться на примере ещё одной волшебной сказки.
Сопровождать нас будет это животное. Кто это?
- Коровушка объявит нам тему нашего урока. (Раскрывается доска, на ней запись темы “Крошечка-Хаврошечка”).
- При чтении нам встретятся слова, значения которых необходимо будет уточнить, используя “Словарь русского языка”.
Слушание сказки по частям, словарная работа.
Крошечка-Хаврошечка

Р азные на свете люди живут: и хорошие встречаются, и не очень, а бывают и такие, о которых и говорить не хочется. Вот к ним-то и угодила Крошечка-Хаврошечка, когда сиротой осталась. Взяли эти люди её к себе в дом, вырастили, выкормили. Одно плохо - совсем работой замучили. "Пряжу спряди, за скотиной пригляди, дом прибери да обед свари" - и всё на ней. |
А у хозяйки её были три родные дочери: Однолглазка, Двухглазка и Трёхглазка. Лентяйки - каких свет не видывал, только и делали, что на лавочке сидели да на улицу глядели. И сколько бы Хаврошечка на них не работала, сестрицы лишь журят и словом добрым не одарят. |
О дна отрада у Крошечки-Хаврошечки - её коровушка. Выгонит она свою Пеструху на луг пастись, обнимет её за шейку и плачется о своём житье-бытье: - Матушка-коровушка, тяжка моя долюшка, работою морят, не кормят, не поят, только ругают да плакать не дозваляют. К завтрему мне велено пять пудов холста наткать, отбелить да в скатки скатать...! А Пеструха ей отвечает: - Это горе - не беда! Влезь ко мне в правое ушко, а из левого вылезь, а остальное - не твоя печаль. |
О но и в самом деле так вышло: влезла Хаврошечка коровушке в правое ушко, из левого вылезла... Глядит: холсты уже сотканы и отбелены, и в скатки скатаны; осталось только собрать их и домой отнести. Хозяйка посмотрела, поворчала, да делать нечего. Спрятала холсты в сундук, а Крошечке-Хаврошечке повелела вдвое больше сделать. На другой день снова пошла девушка к своей коровушке, обняла её, ласковые слова прошептала. Затем в правое ушко влезла, из левого вылезла, подобрала готовые холсты и хозяйке принесла. |
А ту любопытство обуяло: кликнула она старшую дочь Одноглазку и велела досмотреть, как это у сироты ловко получается? Вот пошла Крошечка-Хаврошечка на лужок, Одноглазка - за ней. А кругом - благодать: птички напевают, солнышко припекает. Позабыла Одноглазка матушкин наказ, прилегла на травку. А крошечка-Хаврошечка приговаривает: - Спи, глазок, усни, глазок! Спи, глазок, усни, глазок! Одноглазка глазок прикрыла, да и заснула. За это время коровушка холсты соткала, отбелила и в скатки скатала. Взяла их Хаврошечка и домой принесла. |
Н ичего хозяйка не узнала и среднюю дочь, Двухглазку, посылает: - Дочь моя, голубушка, за Хаврошечкой иди, да внимательно гляди, кто сироте помагает, холсты ткёт и в скатки катает! Отправилась Двухглазка за Крошечкой-Хаврошечкой. Да на солнце напеклась, на лугу улеглась, про матушкин наказ забыла. А Крошечка-Хаврошечка знай припевает: - Спи, глазок, усни, другой! Спи, глазок, усни, другой! Оба глаза у Двухглазки сном заволокло, а коровушка всё сделала, что велено было. Собрала Хаврошечка холсты и домой отнесла. |
В конец осерчала хозяйка и на третий день послала она младшую дочь Трёхглазку, строго-настрого наказав той не спать. Снова пошли они на луг. Трёхглазка венков наплела и на траву прилегла. Солнышко её разморило, а Хаврошечка знай баюкает: - Спи, глазок, усни, другой! Спи, глазок, усни, другой! А про третий-то и забыла! Вот смежились два глаза у Трёхглазки, а оставшийся увидел, как Крошечка-Хаврошечка в правое ушко коровушке влезла, из левого вылезла, а к тому времени и холсты готовые появились! |
П рибежала Трёхглазка домой и про всё матери доложила. Старуха от радости аж помолодела, прибежала к мужу и велит: - Режь Пеструху! Обомлел старик, заспорил было: - Ты, старая, не с ума ли сошла, лучшую корову под нож пускать? А та на своём стоит: - Режь и всё тут! Сдался старик, взял узелок, пошёл нож править. |
П рознала про то Крошечка-Хаврошечка, кинулась к Коровушке, заплакала: - Матушка-коровушка, хочет старуха тебя на мясо пустить! А Пеструха её говорит: - Не плачь, милая моя, а зарежут коль меня, мясо моё не ешь. Ну а косточки сперва в узелочек завяжи, и в саду похорони. Про меня не забывай, кождое утро поливай. Когда зарезали Пеструху, Крошечка-Хаврошечка все заветы коровушки выполнила, хоть и голодала, а мяса её не ела. |
К осточки в платочек схоронила, в саду зарыла и каждое утро водой кропила. И много ли времени прошло, выросла на том месте яблоня, да такая, каких свет не видывал! Золотая листва шумит, серебряные ветви гнутся под тяжестью наливных яблок. Всяк, кто ни пройдёт - залюбуется, кто ни проедет - остановится. Однажды гуляли старухины дочери по саду и случилось так, что проезжал мимо в это время добрый молодец - статный, красивый, сильный. |
У видал в саду чудо-яблоню, стал с девушками заигрывать: - Девицы-красавицы, а которая всех резвей? В жёны ту возьму из вас, кто мне яблочко подаст! Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка кинулись к яблоне наперегонки, да не тут-то было! Вроде только что под руками висели яблочки, но ветки вдруг поднялись и оказались плоды высоко над головами. Хотели сёстры их сбить - листья в глаза сыплются. Пробовали на ветви залезть - сучья за косы цыпляют. Как ни бились, не метались, только попусоту старались! |
В ышла тут в сад Крошечка-Хаврошечка. Ветви сразу к ней склонились, яблочки в ладони опустились. Угостила она добра молодца, женился он на ней, как обещано было. И с той поры они живут-поживают, да печали не знают. |
1 часть. Занудливый – очень нудный и надоедливый.
Заморённый – измученный, изнурённый.
Приветить – приветливо, ласково отнестись к кому-либо.
Приохотить – привить кому-либо любовь к какому-либо занятию.
2 часть. Журить – слегка выговаривать, выражать порицание, наставляя.
Пуд – русская мера веса (равная 16, 38 кг) чуть больше 16 кг. 5 пудов – примерно 82 кг.
3 часть. Глазки смежила. Смежить – сомкнуть, закрыть.
4 часть. Лихо – зло, беда, несчастье.
Физкультминутка.
Вот так яблоко!
Оно соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну,
И быстро яблоко сорву.
Вот так яблоко!
Работа над содержанием сказки.
- Назовите все персонажи сказки.
- Какие из них волшебные?
- О чем можно сказать, что такого в жизни не бывает?
- Как жилось Хаврошечке у злых людей? Прочитай.
- Что мачеха заставляла Хаврошечку делать?
- Это волшебство?
- Из чего Хаврошечка должна была прясть нить и ткать полотно? (Из льна).
- Не случайно именно лен попал в сказку. На Руси издавна выращивали лен. Русские льняные ткани славились во всем мире. Эти ткани за их красоту до сих пор называют “северным шёлком”.
- Могла ли Хаврошечка одна справиться со всеми заданиями, которые давала ей мачеха?
- Кто ей помогал?
- Почему коровушка ей помогала?
- А как девушка относилась к коровушке?
- Почему мачеха потребовала зарезать молодую корову-кормилицу?
- Что завещала коровушка?
- Как коровушка – яблонька отблагодарила её за старания?
IV. Обобщение изученного на уроке.
- Ребята, я буду показывать вам карточки со словами, характеризующими героев сказки (положительных и отрицательных), а вы должны их систематизировать.
В результате на доске:
Подаёт, прибирает за все отвечает | Бьют, журят, жадная, разлеглись, Бога |
Работает, обшивает, добрая, заботливая | не боятся, сидели, на улицу глядели. |
- Какую сторону вы выбираете?
- Что выбрал молодой барин?
- Что победило?
Итог урока:
Сказка ложь,
Да в ней намек.
Добрым молодцам урок.
- Понравился вам урок?
- Какой вывод для себя вы сделали после нашего урока?