СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок В гостях у сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование 4 занятия кружка В гостях у сказки

Просмотр содержимого документа
«Кружок В гостях у сказки»

Урок "Крошечка-Хаврошечка"

Цели: - учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинном русском быте;

- расширять лексический запас за счет знакомства со сказочными словами и выражениями, со словами и оборотами народной речи;

- воспитывать любовь к труду, близким.

Оборудование

Компьютер, карандаши цветные, раскраски

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3.Осознанно строить свое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Личностные УУД

1.оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

2.эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

II. Обобщение знаний о русской народной сказке.

-Как называется наш кружок?

-Что сейчас мы будем делать?

-Что узнали о сказках?

-Какие они бывают?

-Что знаем про волшебные сказки?

(на доске) “В мире волшебной сказки”.

- Чем волшебные сказки отличаются от сказок о животных, сказок бытовых?

III. Работа над новым материалом.

  1. - Добро и зло в волшебной сказке постоянно борются. Что всегда побеждает?

- В этом мы должны убедиться на примере ещё одной волшебной сказки.

Сопровождать нас будет это животное. Кто это?

- Коровушка объявит нам тему нашего урока. (Раскрывается доска, на ней запись темы “Крошечка-Хаврошечка”).

- При чтении нам встретятся слова, значения которых необходимо будет уточнить, используя “Словарь русского языка”.

  1. Слушание сказки по частям, словарная работа.

Крошечка-Хаврошечка

Разные на свете люди живут: и хорошие встречаются, и не очень, а бывают и такие, о которых и говорить не хочется. Вот к ним-то и угодила Крошечка-Хаврошечка, когда сиротой осталась. Взяли эти люди её к себе в дом, вырастили, выкормили. Одно плохо - совсем работой замучили. "Пряжу спряди, за скотиной пригляди, дом прибери да обед свари" - и всё на ней.

А у хозяйки её были три родные дочери: Однолглазка, Двухглазка и Трёхглазка. Лентяйки - каких свет не видывал, только и делали, что на лавочке сидели да на улицу глядели. И сколько бы Хаврошечка на них не работала, сестрицы лишь журят и словом добрым не одарят.

Одна отрада у Крошечки-Хаврошечки - её коровушка. Выгонит она свою Пеструху на луг пастись, обнимет её за шейку и плачется о своём житье-бытье:
- Матушка-коровушка, тяжка моя долюшка, работою морят, не кормят, не поят, только ругают да плакать не дозваляют. К завтрему мне велено пять пудов холста наткать, отбелить да в скатки скатать...!
А Пеструха ей отвечает:
- Это горе - не беда! Влезь ко мне в правое ушко, а из левого вылезь, а остальное - не твоя печаль.

Оно и в самом деле так вышло: влезла Хаврошечка коровушке в правое ушко, из левого вылезла... Глядит: холсты уже сотканы и отбелены, и в скатки скатаны; осталось только собрать их и домой отнести.
Хозяйка посмотрела, поворчала, да делать нечего. Спрятала холсты в сундук, а Крошечке-Хаврошечке повелела вдвое больше сделать.
На другой день снова пошла девушка к своей коровушке, обняла её, ласковые слова прошептала. Затем в правое ушко влезла, из левого вылезла, подобрала готовые холсты и хозяйке принесла.

А ту любопытство обуяло: кликнула она старшую дочь Одноглазку и велела досмотреть, как это у сироты ловко получается?
Вот пошла Крошечка-Хаврошечка на лужок, Одноглазка - за ней. А кругом - благодать: птички напевают, солнышко припекает. Позабыла Одноглазка матушкин наказ, прилегла на травку. А крошечка-Хаврошечка приговаривает:
- Спи, глазок, усни, глазок! Спи, глазок, усни, глазок!
Одноглазка глазок прикрыла, да и заснула. За это время коровушка холсты соткала, отбелила и в скатки скатала. Взяла их Хаврошечка и домой принесла.

Ничего хозяйка не узнала и среднюю дочь, Двухглазку, посылает:
- Дочь моя, голубушка, за Хаврошечкой иди, да внимательно гляди, кто сироте помагает, холсты ткёт и в скатки катает!
Отправилась Двухглазка за Крошечкой-Хаврошечкой. Да на солнце напеклась, на лугу улеглась, про матушкин наказ забыла. А Крошечка-Хаврошечка знай припевает:
- Спи, глазок, усни, другой! Спи, глазок, усни, другой!
Оба глаза у Двухглазки сном заволокло, а коровушка всё сделала, что велено было. Собрала Хаврошечка холсты и домой отнесла.

В конец осерчала хозяйка и на третий день послала она младшую дочь Трёхглазку, строго-настрого наказав той не спать.
Снова пошли они на луг. Трёхглазка венков наплела и на траву прилегла. Солнышко её разморило, а Хаврошечка знай баюкает:
- Спи, глазок, усни, другой! Спи, глазок, усни, другой!
А про третий-то и забыла! Вот смежились два глаза у Трёхглазки, а оставшийся увидел, как Крошечка-Хаврошечка в правое ушко коровушке влезла, из левого вылезла, а к тому времени и холсты готовые появились!

Прибежала Трёхглазка домой и про всё матери доложила. Старуха от радости аж помолодела, прибежала к мужу и велит:
- Режь Пеструху!
Обомлел старик, заспорил было:
- Ты, старая, не с ума ли сошла, лучшую корову под нож пускать?
А та на своём стоит:
- Режь и всё тут!
Сдался старик, взял узелок, пошёл нож править.

Прознала про то Крошечка-Хаврошечка, кинулась к Коровушке, заплакала:
- Матушка-коровушка, хочет старуха тебя на мясо пустить!
А Пеструха её говорит:
- Не плачь, милая моя, а зарежут коль меня, мясо моё не ешь. Ну а косточки сперва в узелочек завяжи, и в саду похорони. Про меня не забывай, кождое утро поливай.
Когда зарезали Пеструху, Крошечка-Хаврошечка все заветы коровушки выполнила, хоть и голодала, а мяса её не ела.

Косточки в платочек схоронила, в саду зарыла и каждое утро водой кропила.
И много ли времени прошло, выросла на том месте яблоня, да такая, каких свет не видывал! Золотая листва шумит, серебряные ветви гнутся под тяжестью наливных яблок. Всяк, кто ни пройдёт - залюбуется, кто ни проедет - остановится.
Однажды гуляли старухины дочери по саду и случилось так, что проезжал мимо в это время добрый молодец - статный, красивый, сильный.

Увидал в саду чудо-яблоню, стал с девушками заигрывать:
- Девицы-красавицы, а которая всех резвей? В жёны ту возьму из вас, кто мне яблочко подаст!
Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка кинулись к яблоне наперегонки, да не тут-то было! Вроде только что под руками висели яблочки, но ветки вдруг поднялись и оказались плоды высоко над головами. Хотели сёстры их сбить - листья в глаза сыплются. Пробовали на ветви залезть - сучья за косы цыпляют. Как ни бились, не метались, только попусоту старались!

Вышла тут в сад Крошечка-Хаврошечка. Ветви сразу к ней склонились, яблочки в ладони опустились. Угостила она добра молодца, женился он на ней, как обещано было. И с той поры они живут-поживают, да печали не знают.



1 часть. Занудливый очень нудный и надоедливый.

Заморённый – измученный, изнурённый.

Приветить приветливо, ласково отнестись к кому-либо.

Приохотить привить кому-либо любовь к какому-либо занятию.

2 часть. Журить – слегка выговаривать, выражать порицание, наставляя.

Пуд – русская мера веса (равная 16, 38 кг) чуть больше 16 кг. 5 пудов – примерно 82 кг.

3 часть. Глазки смежила. Смежить – сомкнуть, закрыть.

4 часть. Лихо – зло, беда, несчастье.

Физкультминутка.

Вот так яблоко!
Оно соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну,
И быстро яблоко сорву.
Вот так яблоко!

  1. Работа над содержанием сказки.

- Назовите все персонажи сказки.

- Какие из них волшебные?

- О чем можно сказать, что такого в жизни не бывает?

- Как жилось Хаврошечке у злых людей? Прочитай.

- Что мачеха заставляла Хаврошечку делать?

- Это волшебство?

- Из чего Хаврошечка должна была прясть нить и ткать полотно? (Из льна).

- Не случайно именно лен попал в сказку. На Руси издавна выращивали лен. Русские льняные ткани славились во всем мире. Эти ткани за их красоту до сих пор называют “северным шёлком”.

- Могла ли Хаврошечка одна справиться со всеми заданиями, которые давала ей мачеха?

- Кто ей помогал?

- Почему коровушка ей помогала?

- А как девушка относилась к коровушке?

- Почему мачеха потребовала зарезать молодую корову-кормилицу?

- Что завещала коровушка?

- Как коровушка – яблонька отблагодарила её за старания?

IV. Обобщение изученного на уроке.

- Ребята, я буду показывать вам карточки со словами, характеризующими героев сказки (положительных и отрицательных), а вы должны их систематизировать.

В результате на доске:

Подаёт, прибирает за все отвечает

Бьют, журят, жадная, разлеглись, Бога

Работает, обшивает, добрая, заботливая

не боятся, сидели, на улицу глядели.

- Какую сторону вы выбираете?

- Что выбрал молодой барин?

- Что победило?

  1. Итог урока:

Сказка ложь,

Да в ней намек.

Добрым молодцам урок.

- Понравился вам урок?

- Какой вывод для себя вы сделали после нашего урока?