СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок В гостях у сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок "В гостях у сказки" 10 занятие сказка "Морозко"

Просмотр содержимого документа
«Кружок В гостях у сказки»

Тема урока: Русская народная сказка «МОРОЗКО»


Цели урока:- обобщить знания о сказках;

-развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность;

- развивать словарный запас детей;

- воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение.

УУД:

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя).

2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

1.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Личностные УУД

1. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

2.Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;


ХОД занятия:


1.Организационный момент.


Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда.

Мы начнем урок друзья.


2.Мотивация.


В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем

Слушай, думай, наблюдай…


3.Сообщение темы, цели урока.

У. -О чем пойдет разговор на занятии?


У. -Верно, сегодня мы будем говорить о сказке. Для нас давно стало привычным существование самолетов, автомобилей, космических кораблей. Захотел перенестись на край света - включи телевизор и на экране появится Африка, джунгли Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочных героев. Но почему, же сказка остается такой, же милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые были когда-то детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы нас не занесла судьба. Сказка останется с нами. Сказка родилась с человеком и покуда жив человек будет жива и сказка.


- Сегодня вам, ребята, предстоит еще раз встретиться со сказкой.


У. -Давайте вспомним, почему сказки называются русские народные.

(Долгими, зимними вечерами какой-нибудь умный, с богатым воображением рыбак или охотник рассказывал о своих приключениях, как водится, преувеличивая и привирая. Если рассказ был интересным, то его охотно слушали и просили еще раз рассказать. Услышанный рассказ передавали из уст в уста, внося свои элементы. Поэтому сказка со временем стала результатом выдумки и фантазии не одного человека, а многих. Никто не знал имен их создателей, поэтому мы говорим, что творцом сказок был народ.)


4. Овладение новым материалом:

У. – Какие сказки о Морозе вы читали?

Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».

У. – Каким рисует Мороза в своих сказках народ?

Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей


- Сегодня мы познакомимся со сказкой МОРОЗКО.

СЛУШАНИЕ:

МОРОЗКО

русская сказка


Жили-были старик да старуха. У старика со старухою было три дочери. Старшую дочь старуха не любила (она была ей падчерица), почасту ее журила, рано будила и всю работу на нее свалила. Девушка скотину поила-кормила, дрова и водицу в избу носила, печку топила, обряды творила, избу мела и все убирала еще до свету; но старуха и тут была недовольна

и на Марфушу ворчала:

«Экая ленивица, экая неряха! И голик-то у нее не у места, и не так-то стоит, и сорно-то в избе».

Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям ее услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всем обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было! Сами они поздно вставали, приготовленной водицей умывались, чистым полотенцем утирались и за работу садились, когда пообедают. Вот наши девицы росли да росли, стали большими и сделались невестами. Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Старику жалко было старшей дочери; он любил ее за то, что была послушляная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чем слова не перекорила; да не знал старик, чем пособить горю. Сам был хил, старуха ворчунья, а дочки ее ленивицы и упрямицы.

Вот наши старики стали думу думать: старик — как бы дочерей пристроить, а старуха — как бы старшую с рук сбыть. Однажды старуха

и говорит старику: «Ну, старик, отдадим Марфушу замуж».

— «Ладно», — сказал старик и побрел себе на печь;

а старуха вслед ему:

«Завтра встань, старик, ты пораньше, запряги кобылу в дровни и поезжай с Марфуткой; а ты, Марфутка, собери свое добро в коробейку да накинь белую исподку: завтра поедешь в гости!»

Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут её в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, все собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка — хоть куды невеста! А дело-то было зимою, и на дворе стоял трескучий мороз.

Старик наутро, ни свет ни заря, запряг кобылу в дровни, подвел ко крыльцу; сам пришел в избу, сел на коник

и сказал: «Ну, я все изладил!»

— «Садитесь за стол да жрите!» — сказала старуха. Старик сел за стол и дочь с собой посадил; хлебница была на столе, он вынул челпан и нарушал хлеба и себе и дочери. А старуха меж тем подала в блюде старых щей и сказала:

«Ну, голубка, ешь да убирайся, я вдоволь на тебя нагляделась! Старик, увези Марфутку к жениху; да мотри, старый хрыч, поезжай прямой дорогой, а там сверни с дороги-то направо, на бор, — знаешь, прямо к той большой сосне, что на пригорке стоит, и тут отдай Марфутку за Морозна». Старик вытаращил глаза, разинул рот и перестал хлебать, а девка завыла.

«Ну, что тут нюни-то распустила! Ведь жених-то красавец и богач! Мотри-ка, сколько у него добра: все елки, мянды и березы в пуху; житье-то завидное, да и сам он богатырь!»

Старик молча уклад пожитки, велел дочери накинуть шубняк и пустился в дорогу. Долго ли ехал, скоро ли приехал — не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Наконец доехал до бору, своротил с дороги и пустился прямо снегом по насту; забравшись в глушь, остановился и велел дочери слезать, сам поставил под огромной сосной коробейку

и сказал: «Сиди и жди жениха, да мотри — принимай ласковее». А после заворотил лошадь — и домой.

Девушка сидит да дрожит; озноб ее пробрал. Хотела она выть, да сил не было: одни зубы только постукивают. Вдруг слышит: невдалеке Морозко на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает. Очутился он и на той сосне, под коей девица сидит, и сверху ей говорит:

«Тепло ли те, девица?»

— «Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!»

Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощелкивать.

Мороз спросил девицу:

«Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная?»

Девица чуть дух переводит, но еще говорит:

«Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!»

Мороз пуще затрещал, и сильнее защелкал,

и девице сказал: «Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?»

Девица окостеневала и чуть слышно сказала:

«Ой, тепло, голубчик Морозушко!»

Тут Морозно сжалился, окутал девицу шубами и отогрел одеялами.

Старуха наутро мужу говорит:

«Поезжай, старый хрыч, да буди молодых!»

Старик запряг лошадь и поехал. Подъехавши к дочери, он нашёл её живую, на ней шубу хорошую, фату дорогую и короб с богатыми подарками. Не говоря ни слова, старик сложил все на воз, сел с дочерью и поехал домой. Приехали домой, и девица бух в ноги мачехе. Старуха изумилась, как увидела девку живую, новую шубу и короб белья.

«Э, сука, не обманешь меня».

Вот спустя немного старуха говорит старику:

«Увези-ка и моих-то дочерей к жениху; он их еще не так одарит!» Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Вот поутру рано старуха деток своих накормила и как следует под венец нарядила и в путь отпустила. Старик тем же путём оставил девок под сосною.

Наши девицы сидят да посмеиваются:

«Что это у матушки выдумано — вдруг обеих замуж отдавать? Разве в нашей деревне нет и ребят! Не ровен час черт приедет, и не знаешь какой!»

Девушки были в шубняках, а тут им стало зябко.

«Что, Параха? Меня мороз по коже подирает. Ну, как суженый-ряженый не приедет, так мы здесь околеем».

— «Полно, Машка, врать! Коли рано женихи собираются; а теперь есть ли и обед на дворе».

— «А что, Параха, коли приедет один, кого он возьмет?»

— «Не тебя ли, дурище?»

— «Да, мотри, тебя!»

— «Конечно, меня».

— «Тебя! Полное тебе цыганить да врать!»

Морозко у девушек руки ознобил, и наши девицы сунули руки в пазухи да опять за то же.

«Ой ты, заспанная рожа, нехорошая тресся, поганое рыло! Прясть ты не умеешь, а перебирать и вовсе не смыслишь».

— «Ох ты, хвастунья! А ты что знаешь? Только по беседкам ходить да облизываться. Посмотрим, кого скорее возьмет!»

Так девицы растабаривали и не в шутку озябли; вдруг они в один голос сказали:

«Да кой хранци! Что долго нейдет? Вишь ты, посинела».

Вот вдалеке Морозно начал потрескивать и с елки на елку поска-кивать да пощелкивать. Девицам послышалось, что кто-то едет.

«Чу, Параха, уж едет, да и с колокольцом».

— «Поди прочь, сука! Я не слышу, меня мороз обдирает».

— «А еще замуж нарохтишься!»

И начали пальцы отдувать. Морозко все ближе да ближе; наконец очутился на сосне над девицами.

Он девицам говорит:

«Тепло ли вам, девицы? Тепло ли вам, красные? Тепло ли, мои голубушки?»

— «Ой, Морозко, больно студено! Мы замерзли, ждем суженого, а он, окаянный, сгинул».

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать и чаще пощелкивать.

«Тепло ли вам, девицы? Тепло ли вам, красные?»

— «Поди ты к черту! Разве слеп, вишь у нас руки и ноги отмерзли».

Морозко еще ниже спустился, сильно приударил

и сказал:

«Тепло ли вам, девицы?»

— «Убирайся ко всем чертям в омут, сгинь, окаянный!» — и девушки окостенели.

Наутро старуха мужу говорит:

«Запряги-ка ты, старик, пошевёнки; положи охабочку сенца да возьми шубное опахало. Чай девки-то при-озябли; на дворе-то страшный мороз! Да смотри, воровей', старый хрыч!» Старик не успел и перекусить, как был уж на дворе и на дороге. Приезжает за дочками и находит их мертвыми. Он в пошевёнки деток свалил, опахалом закутал и рогожкой закрыл. Старуха, увидя старика издалека, навстречу выбегала

и так его вопрошала: «Что детки?»

— «В пошевнях». Старуха рогожку отвернула, опахало сняла и деток мертвыми нашла.

Тут старуха как гроза разразилась

и старика разбранила:

«Что ты наделал, старый пес? Уходил ты моих дочек, моих кровных деточек, моих ненаглядных семечек, моих красных ягодок! Я тебя ухватом прибью, кочергой зашибу!»

— «Полно, старая дрянь! Вишь ты, на богатство польстилась, а детки твои упрямицы! Коли я виноват? Ты сама захотела».

Старуха посердилась, побранилась, да после с падчерицею помирилась, и стали они жить да быть да добра наживать, а лиха не поминать. Присватался сусед, свадебку сыграли, и Марфуша счастливо живёт. Старик внучат Морозном стращал и упрямиться не давал. Я на свадьбе был, мед-пиво пил, по усу текло, да в рот не попало.


АНАЛИЗ СКАЗКИ.

У. - Какие главные герои у нашей сказки?

Д. – Рукодельница и Ленивица.

У. – Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица?

У. – Чем в своем доме занималась Рукодельница?

У. – Как проходил день у Ленивицы?

Словесный портрет девочек:

У. – Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу?

У. – Какая однажды беда случилась с Рукодельницей и как она попала в колодец?

У.- Чем занималась Рукодельница 3 дня у Мороза Ивановича?

Физкультминутка.

У.- О чем спрашивала Рукодельница?

Д. - О зеленой травке. Зачем Мороз в колодце сидит? Почему стучится в окошко?

У.- Что делала у Мороза Ивановича 3 дня Ленивица?

У.- Какова работа, такова и награда. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу, а как – Ленивицу?

У.- Как вы считаете, справедливо ли это? Почему? Докажите.

У. - Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем?

У.- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто посмотрит ее?

2.Ракрашивание рисунка к сказке

3.Инсценирование.

III. ИТОГИ УРОКА.

- Понравилось ли вам занятие?

- Чему учит эта сказка?

  • Мне тоже понравилось, как вы отвечали на занятии, не забывали, что всегда надо отвечать полным ответом; не выкрикивали, а активно играли, правильно выполняли задания. Наше занятие - сказка закончилось.