Тема урока: Русская народная сказка «МОРОЗКО»
Цели урока:- обобщить знания о сказках;
-развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность;
- развивать словарный запас детей;
- воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение.
УУД:
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя).
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
1.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Личностные УУД
1. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
2.Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
ХОД занятия:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.
2.Мотивация.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем
Слушай, думай, наблюдай…
3.Сообщение темы, цели урока.
У. -О чем пойдет разговор на занятии?
У. -Верно, сегодня мы будем говорить о сказке. Для нас давно стало привычным существование самолетов, автомобилей, космических кораблей. Захотел перенестись на край света - включи телевизор и на экране появится Африка, джунгли Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочных героев. Но почему, же сказка остается такой, же милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые были когда-то детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы нас не занесла судьба. Сказка останется с нами. Сказка родилась с человеком и покуда жив человек будет жива и сказка.
- Сегодня вам, ребята, предстоит еще раз встретиться со сказкой.
У. -Давайте вспомним, почему сказки называются русские народные.
(Долгими, зимними вечерами какой-нибудь умный, с богатым воображением рыбак или охотник рассказывал о своих приключениях, как водится, преувеличивая и привирая. Если рассказ был интересным, то его охотно слушали и просили еще раз рассказать. Услышанный рассказ передавали из уст в уста, внося свои элементы. Поэтому сказка со временем стала результатом выдумки и фантазии не одного человека, а многих. Никто не знал имен их создателей, поэтому мы говорим, что творцом сказок был народ.)
4. Овладение новым материалом:
У. – Какие сказки о Морозе вы читали?
Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».
У. – Каким рисует Мороза в своих сказках народ?
Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей
- Сегодня мы познакомимся со сказкой МОРОЗКО.
СЛУШАНИЕ:
МОРОЗКО
русская сказка
Жили-были старик да старуха. У старика со старухою было три дочери. Старшую дочь старуха не любила (она была ей падчерица), почасту ее журила, рано будила и всю работу на нее свалила. Девушка скотину поила-кормила, дрова и водицу в избу носила, печку топила, обряды творила, избу мела и все убирала еще до свету; но старуха и тут была недовольна
и на Марфушу ворчала:
«Экая ленивица, экая неряха! И голик-то у нее не у места, и не так-то стоит, и сорно-то в избе».
Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям ее услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всем обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было! Сами они поздно вставали, приготовленной водицей умывались, чистым полотенцем утирались и за работу садились, когда пообедают. Вот наши девицы росли да росли, стали большими и сделались невестами. Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Старику жалко было старшей дочери; он любил ее за то, что была послушляная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чем слова не перекорила; да не знал старик, чем пособить горю. Сам был хил, старуха ворчунья, а дочки ее ленивицы и упрямицы.
Вот наши старики стали думу думать: старик — как бы дочерей пристроить, а старуха — как бы старшую с рук сбыть. Однажды старуха
и говорит старику: «Ну, старик, отдадим Марфушу замуж».
— «Ладно», — сказал старик и побрел себе на печь;
а старуха вслед ему:
«Завтра встань, старик, ты пораньше, запряги кобылу в дровни и поезжай с Марфуткой; а ты, Марфутка, собери свое добро в коробейку да накинь белую исподку: завтра поедешь в гости!»
Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут её в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, все собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка — хоть куды невеста! А дело-то было зимою, и на дворе стоял трескучий мороз.
Старик наутро, ни свет ни заря, запряг кобылу в дровни, подвел ко крыльцу; сам пришел в избу, сел на коник
и сказал: «Ну, я все изладил!»
— «Садитесь за стол да жрите!» — сказала старуха. Старик сел за стол и дочь с собой посадил; хлебница была на столе, он вынул челпан и нарушал хлеба и себе и дочери. А старуха меж тем подала в блюде старых щей и сказала:
«Ну, голубка, ешь да убирайся, я вдоволь на тебя нагляделась! Старик, увези Марфутку к жениху; да мотри, старый хрыч, поезжай прямой дорогой, а там сверни с дороги-то направо, на бор, — знаешь, прямо к той большой сосне, что на пригорке стоит, и тут отдай Марфутку за Морозна». Старик вытаращил глаза, разинул рот и перестал хлебать, а девка завыла.
«Ну, что тут нюни-то распустила! Ведь жених-то красавец и богач! Мотри-ка, сколько у него добра: все елки, мянды и березы в пуху; житье-то завидное, да и сам он богатырь!»
Старик молча уклад пожитки, велел дочери накинуть шубняк и пустился в дорогу. Долго ли ехал, скоро ли приехал — не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Наконец доехал до бору, своротил с дороги и пустился прямо снегом по насту; забравшись в глушь, остановился и велел дочери слезать, сам поставил под огромной сосной коробейку
и сказал: «Сиди и жди жениха, да мотри — принимай ласковее». А после заворотил лошадь — и домой.
Девушка сидит да дрожит; озноб ее пробрал. Хотела она выть, да сил не было: одни зубы только постукивают. Вдруг слышит: невдалеке Морозко на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает. Очутился он и на той сосне, под коей девица сидит, и сверху ей говорит:
«Тепло ли те, девица?»
— «Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!»
Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощелкивать.
Мороз спросил девицу:
«Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная?»
Девица чуть дух переводит, но еще говорит:
«Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!»
Мороз пуще затрещал, и сильнее защелкал,
и девице сказал: «Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?»
Девица окостеневала и чуть слышно сказала:
«Ой, тепло, голубчик Морозушко!»
Тут Морозно сжалился, окутал девицу шубами и отогрел одеялами.
Старуха наутро мужу говорит:
«Поезжай, старый хрыч, да буди молодых!»
Старик запряг лошадь и поехал. Подъехавши к дочери, он нашёл её живую, на ней шубу хорошую, фату дорогую и короб с богатыми подарками. Не говоря ни слова, старик сложил все на воз, сел с дочерью и поехал домой. Приехали домой, и девица бух в ноги мачехе. Старуха изумилась, как увидела девку живую, новую шубу и короб белья.
«Э, сука, не обманешь меня».
Вот спустя немного старуха говорит старику:
«Увези-ка и моих-то дочерей к жениху; он их еще не так одарит!» Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Вот поутру рано старуха деток своих накормила и как следует под венец нарядила и в путь отпустила. Старик тем же путём оставил девок под сосною.
Наши девицы сидят да посмеиваются:
«Что это у матушки выдумано — вдруг обеих замуж отдавать? Разве в нашей деревне нет и ребят! Не ровен час черт приедет, и не знаешь какой!»
Девушки были в шубняках, а тут им стало зябко.
«Что, Параха? Меня мороз по коже подирает. Ну, как суженый-ряженый не приедет, так мы здесь околеем».
— «Полно, Машка, врать! Коли рано женихи собираются; а теперь есть ли и обед на дворе».
— «А что, Параха, коли приедет один, кого он возьмет?»
— «Не тебя ли, дурище?»
— «Да, мотри, тебя!»
— «Конечно, меня».
— «Тебя! Полное тебе цыганить да врать!»
Морозко у девушек руки ознобил, и наши девицы сунули руки в пазухи да опять за то же.
«Ой ты, заспанная рожа, нехорошая тресся, поганое рыло! Прясть ты не умеешь, а перебирать и вовсе не смыслишь».
— «Ох ты, хвастунья! А ты что знаешь? Только по беседкам ходить да облизываться. Посмотрим, кого скорее возьмет!»
Так девицы растабаривали и не в шутку озябли; вдруг они в один голос сказали:
«Да кой хранци! Что долго нейдет? Вишь ты, посинела».
Вот вдалеке Морозно начал потрескивать и с елки на елку поска-кивать да пощелкивать. Девицам послышалось, что кто-то едет.
«Чу, Параха, уж едет, да и с колокольцом».
— «Поди прочь, сука! Я не слышу, меня мороз обдирает».
— «А еще замуж нарохтишься!»
И начали пальцы отдувать. Морозко все ближе да ближе; наконец очутился на сосне над девицами.
Он девицам говорит:
«Тепло ли вам, девицы? Тепло ли вам, красные? Тепло ли, мои голубушки?»
— «Ой, Морозко, больно студено! Мы замерзли, ждем суженого, а он, окаянный, сгинул».
Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать и чаще пощелкивать.
«Тепло ли вам, девицы? Тепло ли вам, красные?»
— «Поди ты к черту! Разве слеп, вишь у нас руки и ноги отмерзли».
Морозко еще ниже спустился, сильно приударил
и сказал:
«Тепло ли вам, девицы?»
— «Убирайся ко всем чертям в омут, сгинь, окаянный!» — и девушки окостенели.
Наутро старуха мужу говорит:
«Запряги-ка ты, старик, пошевёнки; положи охабочку сенца да возьми шубное опахало. Чай девки-то при-озябли; на дворе-то страшный мороз! Да смотри, воровей', старый хрыч!» Старик не успел и перекусить, как был уж на дворе и на дороге. Приезжает за дочками и находит их мертвыми. Он в пошевёнки деток свалил, опахалом закутал и рогожкой закрыл. Старуха, увидя старика издалека, навстречу выбегала
и так его вопрошала: «Что детки?»
— «В пошевнях». Старуха рогожку отвернула, опахало сняла и деток мертвыми нашла.
Тут старуха как гроза разразилась
и старика разбранила:
«Что ты наделал, старый пес? Уходил ты моих дочек, моих кровных деточек, моих ненаглядных семечек, моих красных ягодок! Я тебя ухватом прибью, кочергой зашибу!»
— «Полно, старая дрянь! Вишь ты, на богатство польстилась, а детки твои упрямицы! Коли я виноват? Ты сама захотела».
Старуха посердилась, побранилась, да после с падчерицею помирилась, и стали они жить да быть да добра наживать, а лиха не поминать. Присватался сусед, свадебку сыграли, и Марфуша счастливо живёт. Старик внучат Морозном стращал и упрямиться не давал. Я на свадьбе был, мед-пиво пил, по усу текло, да в рот не попало.
АНАЛИЗ СКАЗКИ.
У. - Какие главные герои у нашей сказки?
Д. – Рукодельница и Ленивица.
У. – Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица?
У. – Чем в своем доме занималась Рукодельница?
У. – Как проходил день у Ленивицы?
Словесный портрет девочек:
У. – Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу?
У. – Какая однажды беда случилась с Рукодельницей и как она попала в колодец?
У.- Чем занималась Рукодельница 3 дня у Мороза Ивановича?
Физкультминутка.
У.- О чем спрашивала Рукодельница?
Д. - О зеленой травке. Зачем Мороз в колодце сидит? Почему стучится в окошко?
У.- Что делала у Мороза Ивановича 3 дня Ленивица?
У.- Какова работа, такова и награда. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу, а как – Ленивицу?
У.- Как вы считаете, справедливо ли это? Почему? Докажите.
У. - Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем?
У.- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто посмотрит ее?
2.Ракрашивание рисунка к сказке
3.Инсценирование.
III. ИТОГИ УРОКА.
- Понравилось ли вам занятие?
- Чему учит эта сказка?
Мне тоже понравилось, как вы отвечали на занятии, не забывали, что всегда надо отвечать полным ответом; не выкрикивали, а активно играли, правильно выполняли задания. Наше занятие - сказка закончилось.