Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку для 10 А класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего основного общего образования; на основе общей образовательной программы МБОУ «Школа № 70» на 2018-2019 учебный год, на основе методических рекомендаций к УМК по английскому языку в 10 классе, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Д. Дули- учебник для общеобразовательных школ , “Spotlight”-10, Москва, издательство -«Просвещение» 2015 год, уровень - базовый.
Общая характеристика учебного предмета
Английский язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры народа, средством приобщения к богатствам культуры и литературы.
Основное назначение английского языка как учебного предмета в системе школьного образования состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка; в развитии социокультурной и лингвострановедческой компетенции.
Цель учебного курса
Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в
совокупности её составляющих:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме;
- языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объёма используемых лексических единиц; развитие навыка оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
продолжение освоения знаний о языковых явлениях и разных способах выражения мысли в изучаемом языке;
- социокультурная компетенция – увеличение объёма знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
- компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умения обходиться имеющимися языковыми средствами в условиях их дефицита;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных умений, в том числе умения самостоятельного изучения языка и культуры с использованием различных технологий, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний;
Воспитание гражданственности, патриотизма и толерантности, сознательного
отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения, познания, самореализации и социальной адаптации; формирование у учащихся представлений о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире; этническая, расовая и социальная терпимость, речевой такт и социокультурная вежливость, склонность к поиску ненасильственных способов разрешения конфликтов.
Задачи обучения на данном этапе
На основе сформулированных выше целей изучение английского языка в 10 классе решает следующие задачи:
расширение лингвистического кругозора школьников; обобщение ранее изученного языкового материала, необходимого для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
развитие умений ориентироваться в письменном и аудиотексте на иностранном языке, обобщать информацию, выделять её из различных источников;
интерпретация языковых средств, отражающих особенности культуры англоязычных стран;
участие в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера.
Учебно – методический комплект включает в себя:
1. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Д. Дули- учебник для общеобразовательных школ , “Spotlight” Москва «Просвещение,2015
2. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева – книга для учителя к учебнику для общеобразовательных школ , “Spotlight” Москва «Просвещение 2013»
3. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева – аудиокурс к учебнику для школ для общеобразовательных школ “Spotlight” Москва «Просвещение 2009
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для
изучения предмета «Английский язык» в 11 классе основной школы 3 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на срок не менее 34 недель, 170 часов (5 часа в неделю) из расчета:
3 часа в неделю – базовый уровень, 2 часа в неделю – компонент ОУ
Особенности организации учебного процесса
В целях приобщения учащихся к культуре, традициям и реалиям англоговорящих стран и
лучшего усвоения учебного материала 68 часов (2 часа в неделю - школьный компонент)
отводится на расширение школьной программы для более качественного усвоения учащимися материала учебника.
.
Используемые педагогические технологии:
- традиционная технология;
развивающее обучение; -проблемное обучение; -проектные методы обучения;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
Используемые средства обучения:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.); - Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные программы и т.п.); - Аудиовизуальные (видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD и т.п.); - Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитная доска)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения английского языка на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с
соответствующими ситуациями общения;
- языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого
этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем, в том числе профильно-
ориентированных;
- новые значения изученных глагольных форм (видо-временных, неличных), средств и способов
выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к
действию;
- лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет новой
тематики и проблематики речевого общения, с учетом выбранного профиля;
уметь:
говорение:
- вести диалог (диалог-расспрос, диалог - обмен мнениями/суждениями, диалог - побуждение к
действию, этикетный диалог и их комбинации) официального и неофициального характера в
бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-
оценочные средства;
- рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой
прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения, в
том числе связанные с тематикой выбранного профиля;
- создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран/страны изучаемого
языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;
аудирование:
- понимать относительно полно (общий смысл) высказывание на изучаемом иностранном языке
в различных ситуациях общения;
- понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного
характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем, выборочно
извлекать из них необходимую информацию;
- оценивать важность/новизну информации, передавать свое отношение к ней;
чтение:
- читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-
популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой
выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь:
- описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера;
заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах
изучаемого языка; составлять письменные материалы, необходимые для презентации
результатов проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-
ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
- расширения возможностей использования новых информационных технологий в
профессионально-ориентированных целях;
- расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;
- участия в профильно-ориентированных Интернет-форумах, межкультурных проектах,
конкурсах, олимпиадах;
- обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в
сокровищнице мировой культуры;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в
основе которой лежит данный учебный предмет.
Содержание учебного курса
СТАНДАРТ (тематика) | «Английский в фокусе 10» |
Соцально-бытовая сфера: Повседневная жизнь семьи, её доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нём, самочувствие, медицинские услуги. | Module 1 “Character qualities”; “Literature”; “Discrimination” Module 2 “Personalities”; “Literature”; “How responsible are you with your money?” Module 3 “Literature”; “My friend needs a teacher!” Module 6 “Food and health”; “Problems related to diet”; “Literature”; “Teeth”; “Why organic farming?”; Spotlight on Russia: Food Module 7 “Teens today” |
Социально-культурная сфера: Молодёжь в современном обществе. Досуг молодёжи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Страна/страны изучаемого языка, её/их культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический прогресс. | Module 1 “Teenagers”; “Teenage fashion in the UK”; “The recycling loop” Module 2 “Britain’s young consumers”; “Free-time activities”; “Literature”; “Great British sporting events”; “Clean air at home”; Spotlight on Russia: Fame Module 3 “American High Schools”; “Endangered species” Module 4 “Environmental protection”; “Environmental issues”; “Literature”; “The Great Barrier Reef”; “Photosynthesis”; “Tropical rainforests”; Spotlight on Russia: Environment Module 5 “Beautiful Nepal”; “Holidays – problems and complaints”; “Literature”; “The River Thames”; “Weather”; “Marine litter”; Spotlight on Russia: Travel Module 6 “Burns Night”; “Why organic farming?” Module 7 “Types of performances”; “Literature”; “London landmarks”; “Music”; “Paper”; Spotlight on Russia: Arts Module 8 “High tech gadgets”; “Electronic equipment and problems”; “Literature”; “British inventions”; “Science”; “Alternative energy”; Spotlight on Russia: Space |
Учебно-трудовая сфера: Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире. | Module 3 “Schools around the world”; “Jobs”; “Formal letters”; “American High Schools”; Spotlight on Russia: Schools; Spotlight on Russia: Careers |
Речевые умения
Предметное содержание речи
Социально-бытовая сфера - повседневная жизнь и быт, семейные традиции и межличностные отношения В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ. Проблемы экологии и здоровья.
Социально-культурная сфера - проблемы города и села. Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия. Роль молодежи в современном обществе, ее интересы и увлечения. Культурно-исторические особенности своей страны и стран изучаемого языка. Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и мировой культуры. ВЕЛИКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ПРОШЛОГО И СОВРЕМЕННОСТИ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
Учебно-трудовая сфера - современный мир профессий. Рынок труда и выбор будущей профессии. Роль владения иностранными языками в современном мире. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ САМООБРАЗОВАНИЯ. Новые информационные технологии.
Виды речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование умений:
- вести все виды диалога и комбинировать их на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях профессионально-ориентированного общения;
- вести полилог, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.
Развитие умений: участвовать в беседе, запрашивать и обмениваться информацией, высказывать и аргументировать свою точку зрения, расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию, брать на себя инициативу в разговоре, ВНОСИТЬ ПОЯСНЕНИЯ/ДОПОЛНЕНИЯ, выражать эмоции различного характера.
Монологическая речь
Развитие умений публичных выступлений, таких как: сообщение, ДОКЛАД, представление результатов проектно-исследовательской деятельности, ориентированной на выбранный профиль.
Развитие умений: подробно/кратко излагать прочитанное/прослушанное/увиденное; давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей, описывать события, излагать факты, представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка; высказывать и аргументировать свою точку зрения; делать выводы; оценивать факты/события современной жизни.
Аудирование
Дальнейшее развитие слушания и понимания (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседника, а также содержания различных аутентичных аудио- и видеотекстов:
- понимание основного содержания аудио- и видеотекстов в рамках знакомой тематики, в том числе профильной, или в области личных интересов;
- выборочное понимание значимой/интересующей информации из иноязычных аудио- и видеотекстов;
- относительно полное понимание речи носителей изучаемого языка в наиболее типичных ситуациях повседневного общения.
Развитие умений: определять тему/ПРОБЛЕМУ; выделять факты/примеры/АРГУМЕНТЫ в соответствии с поставленным вопросом/проблемой; обобщать содержащуюся в тексте информацию, определять свое отношение к ней.
Чтение
Совершенствование чтения и понимания (с различной степенью точности и полноты) аутентичных текстов различных стилей: научно-популярных, публицистических, художественных, прагматических, в том числе связанных с тематикой выбранного профиля, с использованием различных стратегий/видов чтения:
- ознакомительного чтения - с целью понимания основного содержания сообщений, ОБЗОРОВ, интервью, репортажей, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы;
- изучающего чтения - с целью полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы;
- просмотрового/поискового чтения - с целью извлечения необходимой/искомой информации из текста статьи или нескольких статей, проспектов.
Развитие умений: выделять необходимые факты/сведения, отделять основную информацию от второстепенной, определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий, обобщать описываемые факты/явления; определять замысел автора, оценивать важность/новизну/ДОСТОВЕРНОСТЬ информации, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста; отбирать значимую информацию в тексте/ряде текстов для решения задач проектно-исследовательской деятельности.
Письменная речь
Развитие умений писать личное и деловое письмо, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография/резюме, анкета, формуляр), ИЗЛАГАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЧИТАННОГО/ПРОСЛУШАННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА, писать тезисы, рефераты, ОБЗОРЫ ПРОЧИТАННОГО/ПРОСЛУШАННОГО/ПРОСМОТРЕННОГО, использовать письменную речь на иностранном языке в ходе проектно-исследовательской работы.
Развитие умений: описывать события/факты/явления; сообщать/запрашивать информацию; выражать собственное мнение/суждение; кратко передавать содержание несложного текста; фиксировать необходимую информацию из прочитанного/прослушанного/увиденного; составлять тезисы или развернутый план выступления; обобщать информацию, полученную из разных источников, в том числе в русле выбранного профиля.
Перевод
Развитие профильно-ориентированных умений письменного перевода текстов, связанных с тематикой профиля, с иностранного языка на русский язык.
Социокультурные знания и умения
Расширение объема лингвострановедческих и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения с учетом специфики выбранного профиля: углубление знаний о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом сообществе, мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной; расширение объема лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка.
Языковые знания и навыки
Овладение основами знаний о системе изучаемого языка и следующими языковыми знаниями и навыками (рецептивными и продуктивными).
Орфография
Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новой лексике, связанной с выбранным профилем.
Произносительная сторона речи
Совершенствование ранее сформированных слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.
Лексическая сторона речи
Увеличение объема продуктивного и рецептивного языкового материала, используемых идиоматических выражений, синонимов, антонимов, оценочной лексики, единиц речевого этикета, обслуживающих ситуации общения в рамках отобранных тем, в том числе профильно-ориентированных. Расширение объема потенциального словаря. Развитие и совершенствование соответствующих лексических навыков.
Грамматическая сторона речи
Расширение объема знаний о значении глагольных форм (видо-временных, неличных), средств выражения модальности, способов выражения условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию. Развитие и совершенствование соответствующих грамматических навыков за счет перехода части рецептивного грамматического материала (предназначенного только для понимания при чтении) в продуктивный. Систематизация изученных грамматических средств,
в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных: Conditional I, II ,III.
Формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией “I wish…” (I wish I had my own room), конструкцией “so/such + that” (I was so busy that forgot to phone to my parents), эмфатических конструкций типа It’s him who …, It’s time you did smth.
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect; модальных глаголов и их эквивалентов.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного залога: Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous и страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive.
Знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive, Future Perfect Passive; неличных форм глагола (Infinitive, Participle I и Gerund) без различения их функций.
Формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous.
Совершенствование навыков употребления определенного/ неопределенного/ нулевого артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения). Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many/much, few/a few, little/ a little); количественных и порядковых числительных.
Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги, во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например, наречий (firstly, finally , at last, in the end, however, etc.).
Компенсаторные умения
Расширение объема умений в использовании имеющегося иноязычного речевого опыта для преодоления трудностей общения, вызванных дефицитом языковых средств; развитие умений: использовать паралингвистические (внеязыковые) средства, структуру текста, риторические приемы, справочный аппарат (комментарии, сноски); прогнозировать содержание текста по предваряющей информации (заголовку, началу); понимать значение неизученных языковых средств на основе лингвистической и контекстуальной догадки; использовать переспрос для уточнения понимания; использовать перифраз/толкование, синонимы, эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли.
Учебно-познавательные умения
Развитие специальных учебных умений, обеспечивающих освоение языка и культуры: поиск и выделение в тексте новых лексических средств, соотнесение средств выражения и коммуникативного намерения говорящего/пишущего, анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации, группировка и систематизация языковых средств по определенному признаку (формальному, коммуникативному); заполнение обобщающих схем/таблиц для систематизации языкового материала, интерпретация лингвистических и культуроведческих фактов в тексте; умение пользоваться словарями различных типов, современными информационными технологиями.
№ пункта | Содержание курса | Количество часов |
1 | Крепкие связи | 20 |
2 | Жизнь и деньги | 20 |
3 | Школьные дни и работа | 20 |
4 | Земля в опасности | 20 |
5 | Праздники | 20 |
6 | Еда и здоровье | 25 |
7 | Давайте повеселимся | 20 |
8 | Технологии | 25 |
Итого | | 170ч |
Контроль знаний учащихся
обязательные виды контроля:
1 полугодие– контрольная работа (лексико – грамматический тест, включая задания на аудирование) по темам: «Школа», «Земля в опасности».
2 полугодие- контрольная работа (лексико – грамматический тест, включая задания на аудирование) по теме: «Технологии».
Итого: 2 обязательные контрольные работы
Учебно – методическое обеспечение курса
О. Афанасьевой и Д. Дули, включающий следующие компоненты: учебник, книгу для учителя, рабочую тетрадь, CD диск.
Распределение тем учебного курса
№ | Название темы | Количество часов | Время изучения |
1 | Крепкие связи | 20 | 01.09 – 28.09 |
2 | Жизнь и деньги | 20 | 29.09 - 26.10 |
3 | Школьные дни и работа | 20 | 27.10 – 30.11 |
4 | Земля в опасности | 20 | 01.12 - 28.12 |
5 | Праздники | 20 | 10.01 - 05.02 |
6 | Еда и здоровье | 25 | 07.02 - 19.03 |
7 | Давайте повеселимся | 20 | 21.03 - 23.04 |
8 | Технологии | 25 | 25.04 - 31.05 |
| Итого: | 170 ч | |