МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ (1 час) |
| Методы познания в химии. | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | Демонстрации Анализ и синтез химических веществ | Знать: научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Уметь: условно разделять химические модели. | 11А/11Б 02.09 05.09 | |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (20 час) |
| Основные сведения о строении атома. | Вводный инструктаж по технике ТБ. Ядро. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень Атомные орбитали(s-, p-) | | Знать: строение атома, основные химические понятия: изотоп, протон, нейтрон, электрон, электронная оболочка, энергетический уровень. Уметь: составлять схемы строения атомов элементов главных подгрупп. | 11А/11Б 09.09 12.09 | |
| Основные сведения о строении атома. | Электронные конфигурации атомов химических элементов. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. | | Знать: современную модель состояния электрона в атоме. Уметь: записывать электронные формулы элементов первого - четвертого периодов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. | 11А/11Б 16.09 19.09 | |
| Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. | Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Роль эксперимента и теории в химии. Мировоззренческое и научное значение периодическоого закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). | | Знать: историю открытия и формулировки периодического закона, его мировоззренческое и научное значение, строение периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Уметь: объяснять мировоззренческое и научное значение периодическоого закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах), | 11А/11Б 23.09 26.09 | |
Строение вещества (9 часов) |
| Ковалентная химическая связь, механизмы образования ее разновидности. | Ковалентная связь, механизмы образования (обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи), ее разновидности (электроотрицательность, полярная и неполярная ковалентные связи, диполь, полярность связи и полярность молекулы). Степень окисления и валентность химических элементов. | | Знать: обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи, понятия электроотрицательность, полярная и неполярная ковалентные связи, диполь, полярность связи и полярность молекулы. Уметь: составлять схемы образования ковалентной связи между атомами элементов в соединениях, определять по формулам соединении ковалентную полярную и неполярную химическую связь; определять степень окисления и валентность химических элементов. | 11А/11Б 30.09 03.10 | |
| Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. | Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь (межмолекулярная и внутримолекулярная), ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей. | | Знать: определения ионной, металлической связей, катиона и аниона. Уметь: определять тип химической связи в соединениях. | 11А/11Б 07.10 10.10 | |
| Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. | Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки: ионные, молекулярные, атомные, металлические. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. | Демонстрации Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. | Знать: понятия качественный и количественный состав вещества, вещества молекулярного и немолекулярного строения, типы кристаллических решеток. Уметь: по формулам веществ определять тип их кристаллических решеток, описывать их свойства, определять тип кристаллической решетки, исходя из свойств вещества. | 11А/11Б 14.10 17.10 | |
| Причины многообразия веществ. | Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. | Демонстрации Модели молекул изомеров и гомологов. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора. | Знать: понятия изомерия, гомология, аллотропия; причины многообразия веществ; примеры аллотропных модификаций, гомологов. Уметь: составлять формулы изомеров. | 11А/11Б 21.10 24.10 | |
| Чистые вещества и смеси. | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. | Демонстрации Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)). | Знать: понятия чистые вещества и смеси, диссоциация, гидратация, способы разделения смесей и их использование Уметь: определять соответствующий способ разделения смеси. | 11А/11Б 28.10 07.11 | |
| Истинные растворы. | Истинные растворы. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. | | Знать: понятия истинные растворы, массовая доля растворенного вещества, Уметь: определять массовую долю растворенного вещества. | 11А/11Б 11.11 14.11 | |
| Диссоциация электролитов в водных растворах. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели). | Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели). | Демонстрации Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. ЭффектТиндаля. | Знать: понятия сильные и слабые электролиты. Уметь: записывать уравнения диссоциации электролитов. | 18.11 21.11 | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества». | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества». | | Знать: типы химических связей и кристаллических решеток, причины многообразия веществ, способы разделения смесей. Уметь: определять тип химической связи в соединениях, по формулам веществ определять тип их кристаллических решеток, описывать их свойства, определять тип кристаллической решетки, исходя из свойств вещества, составлять формулы изомеров, определять соответствующий способ разделения смеси, определять массовую долю растворенного вещества, записывать уравнения диссоциации электролитов. | 25.11 28.11 | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества». | Контроль знаний и умений по теме «Строение вещества». | | | 11А/11Б 02.12 05.12 | |
Химические реакции (8 часов). |
| | | | | | |
| Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. | Научные методы познания химических явлений. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам: реакции, идущие без изменения состава веществ (аллотропия и изомерия); реакции, идущие с изменением состава веществ (реакции соединения, разложения, замещения и обмена, реакции ионного обмена в водных растворах, экзо- и эндотермические реакции (тепловой эффект химической реакции). Особенности реакций в органической химии. | Лабораторный опыт. 1. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов. | Знать: понятия аллотропия, изомерия, примеры реакций, идущих без изменения состава веществ, основные типы химических реакций (реакции соединения, разложения, замещения и обмена, реакции ионного обмена в водных растворах, экзо- и эндотермические реакции), понятие тепловой эффект реакции. Уметь: определять реакции, идущие без изменения состава веществ, записывать уравнения химической реакций. | 11А/11Б 09.12 12.12 | |
| Гидролиз неорганических и органических соединений | Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Знакомство с профессией химика-контролера. | Лабораторный опыт. 2. Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора. | Знать: понятие гидролиз, среды водных растворов. Уметь: записывать уравнения реакции гидролиза и определять среду. | 11А/11Б 16.12 19.12 | |
| Окислительно- восстановительные реакции. | Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза. Знакомство с профессией химика-технолога. | | Знать: понятия окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Уметь: определять степень окисления элементов, окислитель, восстановитель, составлять уравнения реакций с электронным балансом. | 11А/11Б 23.12 26.12 | |
| Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы. | Демонстрации Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы). | Знать: понятие скорости реакции, ее математическое выражение, зависимость скорости от различных факторов и их математическое выражение, понятия катализатор, катализ, фермент. Уметь: решать элементарные задачи, связанные с понятием скорости реакции и ее зависимости от различных факторов. | | |
| Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. | Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. | | Знать: понятия обратимость реакций, химическое равновесие, способы его смещения. Уметь: выполнять простейшие упражнения на «смещение химического равновесия». | | |
| Химическое равновесие и способы его смещения. | Химическое равновесие и способы его смещения. | | Знать: понятие химическое равновесие, способы его смещения. Уметь: выполнять простейшие упражнения на «смещение химического равновесия». | | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции». | Решение задач и выполнение упражнений по теме. | | Знать: основные типы химических реакций. Уметь: расставлять коэффициенты методом электронного баланса, записывать уравнения реакций с точки зрения ТЭД, определять реакцию среды раствора. | | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции». | Контроль знаний и умений по теме «Химические реакции» | | | | |
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (13 часов) |
| Классификация неорганических соединений. | Классификация неорганических соединений. | | Знать: классификацию неорганических соединений, определения основных классов неорганических веществ. Уметь: составлять схему классификации. | | |
| Химические свойства кислот. | Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). | Лабораторный опыт. 3. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот. | Знать: взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Уметь: писать уравнения химических реакций, цепочки превращений. | | |
| Химические свойства оснований | Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями, разложение нерастворимых оснований. | Лабораторный опыт. 3. Взаимодействие цинка и железа с растворами щелочей. | Знать: взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями, разложение нерастворимых оснований. Уметь: писать уравнения химических реакций, цепочки превращений. | | |
| Химические свойства солей. | Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III). | Лабораторный опыт. 6. Распознавание хлоридов и сульфатов. | Знать: взаимодействие солей с кислотами, щелочами, металлами и солями. Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III). Уметь: записывать уравнения химических реакций, цепочки превращений. | | |
| Металлы. | Электрохимический ряд напряжений металлов (взаимодействие металлов с кислотами и солями). | Демонстрации Образцы металлов и их соединений. Взаимодействие металлов с кислотами и солями. Лабораторный опыт. 4. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями). | Знать: понятие электрохимический ряд напряжений металлов. Уметь: характеризовать электрохимический ряд напряжений металлов, записывать уравнения реакций взаимодействия металлов с кислотами и солями. | | |
| Металлы. | Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Формирование представлений о профессии металлурга. | Демонстрации Опыты по коррозии металлов и защите от нее. | Знать: общие способы получения металлов. Уметь: записывать уравнения реакций, лежащих в основе получения металлов. | | |
| Неметаллы | Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). | Демонстрации Горение серы, фосфора в кислороде. Лабораторный опыт. 5. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). | Знать: окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Уметь: записывать уравнения химических реакций с электронным балансом. | | |
| Неметаллы | Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до йода). | Демонстрации Возгонка иода. Изготовление иодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. | Знать: особенности строения атомов галогенов в зависимости от их положения в периодической системе химических элементову Д.И.Менделеева, изменение свойств элементов с ростом заряда ядра атомов, физические и химические свойства простых веществ галогенов в сравнении. Уметь: записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства галогенов. | | |
| Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов. | Получение, собирание и распознавание газов. | | Знать: правила т/б, свойства получаемых газов и способы их получения и распознавания. Уметь: пользоваться реактивами и химическим оборудованием. | | |
| Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы». | Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы. | | Знать: правила т/б, свойства металлов и неметаллов. Уметь: пользоваться реактивами и химическим оборудованием. | | |
| Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических х соединений. | Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений. | | Знать: правила т/б, качественные реакции на анионы и катионы. Уметь: пользоваться реактивами и химическим оборудованием. | | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Вещества и их свойства». | Контроль знаний и умений по теме «Вещества и их свойства». | | Знать: свойства основных классов неорганических соединений, металлов, неметаллов, общие способы получения металлов. Уметь: записывать уравнения реакций, решать цепочки | | |
Резерв 1 час |
| Резерв | | | | | |