Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год
«Литература» 5 класс
Количество часов в год - 102
Количество часов в неделю – 3
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Сроки проведения
Деятельность обучающихся на уроке
Планируемые предметные результаты
УУД
Личностные
результаты
Раздел 1: Введение - 1 ч
1
Роль книги в жизни человека.
1
Решение тестов. Устный или письменный ответ на вопрос. Изучение содержания параграфа учебника. Работа теоретическим литературоведческим материалом.
Ученик научится: выразительно читать.
Ученик получит возможность научиться: выражать личностное отношение к прочитанному.
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
Формировать «стартовую» мотивацию к обучению
Раздел 2: Устное народное творчество – 10ч.
2.
Малые жанры фольклора.
Составление
таблицы «Жанровые
признаки произведений УНТ»,
выразительное
чтение произведений
малых фольклорных
жанров и их
толкование,
комментированное
выставление оценок
Ученик научится: различать пословицы и поговорки. Выразительно читать. Различать сказки волшебные, бытовые, о животных.
Ученик получит возможность научиться: Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Исследовать и понимать особенности разных типов загадок. Самостоятельно анализировать сказку. Составлять и решать кроссворды и тесты.
Регулятивные:
Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные:
Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Пользоваться изучающим видом чтения.
Коммуникативные :
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Развивать чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Формировать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
3.
Детский фольклор
Придумывание и организация «Боя загадок».
4.
Сказка как вид народной поэзии.
Составление конспекта статьи
«Виды сказок», пересказ статьи «Сказители»
5.
«Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой.
Участие в чтении с остановками сказки «Царевна-лягушка» в классе, участие в
проблемном диалоге,
рецензирование
чтения других.
6.
Художественный мир волшебной сказки.
7.
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» .
Работа с теоретическим
литературоведческим материалом, групповая работа по теме «Положительный и
отрицательный герои», самостоятельная работа по теме «Гипербола»
8.
Образ главного героя сказки.
9.
Сказки о животных. «Журавль и цапля».
Изучение содержания параграфа учебника, составление пересказа эпизода
10.
Бытовые сказки «Солдатская шинель».
Работа в парах по теме «Бытовая сказка»,выразительное чтение текста, рецензировать
чтение других, сопоставлять виды сказок, участие в проблемном диалоге.
11.
Р.р. Сочинение по теме «Сказки».
Моделирование письменного монологического высказывания.
Раздел 3: Древнерусская литература. – 2 ч
12.
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
1
Пересказ сюжетов древнерусской литературы, составление
тезисного плана статьи учебника, работа в парах по теме «Устаревшие слова»
Ученик научится: выразительно читать древнерусские тексты в современном переводе.
Ученик получит возможность научиться: устно рецензировать выразительное чтение одноклассников. Характеризовать героев древнерусской литературы.
Регулятивные
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
2. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
Коммуникативные
1. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
2. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
1.Формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
2. Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
13.
«Подвиг отрока-киевлянина».
1
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей, участие в проблемном диалоге.
Раздел 4: Из литературы XVIII века. – 2ч
14.
М.В.Ломоносов. «Случилось вместе…..»
1
Поиск юмористических моментов в стихотворении. Выразительное чтение текста, устное рецензирование
выступления учащихся, слов, участие в проблемном диалоге, пересказ фрагментов
публицистического текста
Ученик научится: выразительно читать стихотворение. Устно отвечать на вопросы.
Ученик получит возможность научиться: пересказывать фрагменты публицистического стиля. Участвовать в коллективном диалоге.
Регулятивные
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
2. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
Коммуникативные
1. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
2. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Усваивать
гуманистические
ценности нашего
общества, воспитывать
чувство патриотизма,
чувство гордости за
свою страну
15.
Знакомство с родами и жанрами литературы.
1
Работа в парах «Жанры
литературы», составление
тезисного плана по теме.
Раздел 5: Из литературы XIХ века. – 43 ч.
16.
И.А.Крылов. Урок-беседа.
1
Выразительное чтение, устное рецензирование,
участие в коллективном
диалоге, составление
вопросов, составление
характеристик героев, работа со словарём литературоведческих
терминов, создание иллюстраций, работа над проектом, игровые виды деятельности
Ученик научится: участвовать в работе по технологии «чтение с остановками». Выразительно читать фрагменты произведений.
Ученик получит возможность научиться: в практическом режиме сопоставлять фольклорные и литературные сказки, выявлять общее и различие, оформлять в табличном виде, проговаривать результаты исследования в форме связного ответа. Осваивать новую терминологию. Участвовать в общем исследовании.
Регулятивные
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
1. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
2. Пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные
1. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
Усваивать
гуманистические
ценности нашего
общества, формировать
ответственное
отношение к учебе,
осваивать социальные
нормы, правила
поведения, осознанное
отношение к
собственным
поступкам; воспитывать
чувство патриотизма
17.
Жанр басни в творчестве Крылова.
1
18.
Обличение человеческих пороков в баснях.
1
19.
Басня «Волк на псарне».
1
20.
Развитие понятия о басне.
1
21.
Жанр басни в мировой литературе.
1
22.
В.А.Жуковский. Баллада «Кубок».
1
Выразительное чтение, работа в парах «Авторская сказка»,
лабораторная работа по теме «Герои литературной сказки». Изучение содержания
параграфа учебника
«Баллада», самостоятельная работа
«Благородство и жестокость»
23.
В. А. Жуковский. «Спящая царевна».
1
24.
А.С.Пушкин. Детство и начало творческого пути.
1
Поиск сведений о поэте с использованием ресурсов Интернета, устно отвечать на вопросы, работа со словарём литературоведческих
терминов, составление
вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя
цитирование, заполнение
таблицы «Лирика»,
работа в парах «Стихотворная и
прозаическая речь»
25.
А.С.Пушкин. «Няне», «Бесы».
1
26-27.
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
2
Составлять план характеристики героя, давать нравственную оценку героям, устно иллюстрировать события и героев
28.
Поэма «Руслан и Людмила».
1
Выразительно читать (в том числе наизусть), работа со словарём
литературоведческих терминов, пересказ фрагментов текста поэмы, выделение этапов сюжета, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы,
используя цитирование; составление плана характеристики героя, устно иллюстрировать
события и героев
29.
Р.р. Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского « Спящая царевна».
1
30.
Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа.
1
Участие в проблемном диалоге, пересказ фрагментов
научного текста, работа со статьей учебника.
31-32.
А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».
2
Выразительное чтение, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, обсуждение произведений книжной графики к сказкам
33.
М.Ю.Лермонтов. Начало творчества.
1
Поиск сведений о поэте с
использованием ресурсов Интернета, устно рассказывать, выразительно читать (в том числе наизусть), устно отвечать на вопросы, работа со словарём литературоведческих терминов
34.
М.Ю.Лермонтов. «Бородино».
1
35.
Р.р. Обучение выразительному чтению.
1
36
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-отзыву по поэме «Бородино»
1
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом по определению жанра произведения, выявлению сформированности определения композиционных особенностей текста, способности
охарактеризовать героя
37.
Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе.
1
Работа со словарём литературоведческих терминов и Толковым словарём, пересказ фрагментов текста, создание
иллюстраций, сопоставление повести с народными сказками.
38.
Повесть «Заколдованное место».
1
39.
Поэтизация народной жизни, народных преданий.
1
40.
Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте.
1
Устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования; устное иллюстрирование, характеристика героев, поиск незнакомых слов,
анализ различных форм выражения авторской позиции, устное рецензирование.
41.
Н.А.Некрасов. «На Волге».
1
42.
Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях».
1
43.
Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети».
1
44.
И.С.Тургенев. Детство писателя.
1
Поиск информации с использованием справочной и художественно-публистической
литературы, ресурсов Интернета, устно рассказывать, выразительное чтение, устные ответы на вопросы,
работа со словарём литературоведческих терминов, подбор цитат по
заданной теме, работа в парах «Портрет литературного героя», различные виды пересказа.
45
И.С.Тургенев . «Муму».
1
46.
Жизнь Герасима в городе.
1
47
Герасим и Муму.
1
48.
Р.р. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
1
49.
Русские поэты о Родине и родной природе.
1
Выразительное чтение, устные ответы на вопросы,
устное иллюстрирование,
участие в коллективном
диалоге, составление плана анализа лирического произведения.
50.
Стихотворения А.А.Фета «Вечер» и И.А.Бунина «Вечер».
1
51.
Л.Н.Толстой: детство писателя.
1
Поиск информации с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета, устный рассказ о писателе, устные ответы на вопросы, поиск незнакомых слов и определение их значения с
помощью словарей и справочной литературы, различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге,
нравственная оценка героев рассказа.
52
«Кавказский пленник»– рассказ-быль.
1
53.
Картины природы в рассказе.
1
54.
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести «Кавказский пленник»
1
55.
А.П.Чехов. Детство.
1
Поиск информации с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета, устный рассказ о писателе, устные ответы на вопросы, поиск незнакомых слов и определение их значения с
помощью словарей и справочной литературы, речевая характеристика
персонажей.
56.
А.П.Чехов. «Хирургия».
1
57.
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.
1
Выразительное чтение
стихотворений, устный рассказ о стихотворении по
плану анализа лирического
произведения, определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.
58.
Р.р. Анализ лирического произведения.
1
Раздел 6: Из литературы XХ века. – 30 ч.
59.
И.А.Бунин. «Косцы».
1
Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование
ответов уч-ся, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы,
участвовать в коллективном диалоге.
Ученик научится: давать связные ответы на вопросы.
Ученик получит возможность научиться: читать научно-популярный и художественный текст с карандашом, маркировать текст.
Регулятивные
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
3. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Познавательные
1. Осуществлять анализ и синтез.
2. Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные
1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
1.Развивать потребность в самовыражении через слово;
2.Формировать устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
60.
В.Г.Короленко. «В дурном обществе».
1
Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование ответов уч-ся, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы с цитированием
текста, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказов, нравственная оценка героев рассказа.
61.
Сюжет и композиция повести.
1
62.
Вася и его отец. Жизнь семьи Тыбурция.
1
63.
Общение Васи с Валеком и Марусей.
1
64.
Сравнение как способ изображения героев.
1
65.
С.А.Есенин. Стихотворения.
1
Выразительно читать стихотворения, составление
вопросов, устные и письменные ответы
на вопросы, используя цитирование, рассказывать о поэте.
66.
П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка».
1
Характеристика сюжета, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания; составление
вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, характеристика героев, устное рецензирование, поиск незнакомых слов, анализ различных форм выражения авторской позиции.
67.
Образ Хозяйки Медной горы.
1
68.
П.А.Бажов. «Малахитовая шкатулка».
1
69
К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб».
1
Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа,
работа со словарем литературоведческих терминов, презентация и
защита проектов, выявление черт фольклорной традиции в сказке, характеристика
сюжета, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
70.
Черты народной сказки в произведении.
1
71.
К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».
1
72.
С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев».
1
Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа,
выявление черт фольклорной традиции в сказке, работа со словарем
литературоведческих терминов, определение
художественной функции
фольклорных образов, составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки,
составление цитатного плана самостоятельного
высказывания.
73.
Положительные и отрицательные герои сказки.
1
74.
А.П.Платонов. Детство писателя.
1
Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в
коллективном диалоге, письменная характеристика героя (с использованием
цитирования), подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения.
75
А.П.Платонов. «Никита».
1
76
Р.р. Отзыв о прочитанном произведении.
1
77-78.
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро».
2
Устно и письменно твечать на проблемные вопросы,
участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа ,
работа со словарем
литературоведческих
терминов, нравственная оценка героя рассказа, анализ различных форм выражения авторской позиции, устное иллюстрирование, обсуждение книжной графики к рассказу, презентация и защита своих
иллюстраций, составление плана (в том числе цитатного)
самостоятельного письменного высказывания.
79-80.
Черты характера героя и его поведение в лесу.
2
81-82.
Р.р. Сочинение по рассказу «Васюткино озеро»
2
83-84.
Русские поэты XX века о Родине и о родной природе.
2
Выразительное чтение
стихотворений, составление
вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование, рассказывать о поэтах.
85.
Саша Черный. «Кавказский пленник».
1
Выразительное чтение рассказов, пересказ их
фрагментов, устное рецензирование чтения
одноклассников, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге.
86.
Саша Черный. «Игорь-Робинзон».
1
87.
Поэтическая летопись ВОВ.
1
Краткий рассказ о поэте,
выразительное чтение
стихотворения, составление
вопросов, устные ответы на вопросы, используя цитирование, участие в
коллективном диалоге, анализ стихотворения.
88.
А.Твардовский, К.Симонов. Стихи.
1
Раздел 7: Из зарубежной литературы – 14ч.
89-90
Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд».
2
Поиск сведений об авторе с
использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование ответов, устно и письменно отвечать
на проблемные вопросы, участие в коллективном
диалоге, различные виды пересказа, работа со словарем литературоведческих терминов.
Ученик научится: выразительно читать, пересказывать.
Ученик получит возможность научиться: участвовать в коллективном диалоге, обсуждать произведения книжной графики.
Регулятивные
1. Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
2. Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
Познавательные
1. Строить рассуждения
Коммуникативные
1.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
1.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
2.Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
91-93.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
3
Устный рассказ, выразительное чтение, устно ответы на вопросы,
составление плана произведения, характеристики героев, давать нравственную оценку поступкам героев,
работа со словарём литературоведческих терминов; пользоваться
справочной литературой для определения значений
незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы,
участвовать в коллективном диалоге.
94-96.
Х.К. Андерсен. «Снежная королева».
3
Выразительное чтение сказки, пересказ её фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, письменная характеристика героя (с использованием цитирования), подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения.
97-98.
М.Твен. «Приключения Тома Сойера».
2
Выразительное чтение текста, пересказ его фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге,
характеристика героев (с использованием цитирования), подбор материалов и цитат,
аргументирование своего мнения.
99-100.
Дж. Лондон. Сказание о Кише
2
Выразительное чтение текста, пересказ его фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в
коллективном диалоге,
характеристика героев (с
использованием цитирования), подбор материалов и цитат,
аргументирование своего мнения.
101.
Р.р. Отзыв о прочитанном произведении.
1
Составление плана (в том числе цитатного)
самостоятельного письменного высказывания.
102.
Итоговое тестирование. Рекомендация литературы на лето.
1
Ответ на вопросы
тестирования