№ урока | Тема урока | ккол-во ччасов | Тип урока | Цель урока | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) | Дата проведения (план\факт) |
предметные | метапредметные | личностные | | |
11 | Биология – наука о живой природе.Признаки живых организмов. | 11 | Изучение нового материала и закрепление изученного материала. | Формирование представлений о многообразии биологических наук и объектов их изучения. Закрепление знаний о признаках живого. | Биология. Ботаника. Зоология. Микология. Микробиология Систематика. признаки живых организмов: клеточное строении, питание, дыхание, выделение, обмен веществ, раздражимость, развитие и размножение | Знание биологических наук и объектов их изучения .Знание признаков живых организмов, умение давать им характеристику. Различение объектов живой и неживой природы. Знание и соблюдение основных правил работы в кабинете биологии | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание многообразия и единства живой природы на основании знаний о признаках живого | | |
Глава 1. Общая характеристика царства Растения (3 ч.) |
22 | Царство Растения. Общие признаки, классификация. | 11 | Изучение нового материала | Формирование представлений о признаках растений, объединяющих их в самостоятельное царство живой природы | Царство Растения. Общие признаки растений: питание (фотосинтез), дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость. Систематика. Единицы классификации | Знание основных отличий растений от представителей других царств живой природы. Понимание значения растений для существования жизни на планете. Знание принципов современной классификации. Умение называть таксоны растений в определенно порядке | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного. Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение применять полученные знания на практике. Уважительное отношение к одноклассникам. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать этапы её выполнения и оценивать полученные результаты. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы учителю и одноклассникам | Понимание уникальности растений. Осознание значимости растиельных организмов на планете как источников органического вещества и кислорода. Понимание необходимости систематизации объектов для удобства их изучения | | |
33 | Строение цветкового растения его органы. | 11 | комбинированный | Формирование представлений о принципах современной классификации растений. Изучение единиц классификации растений. | Понятие «орган». Органы цветкового растения: корень, стебель, лист | Знание определения понятия «орган». Различение на рисунках органов цветкового растения. Знание основных функций каждого органа растений | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Представление о цветковом растении как сложном организме, состоящем из органов. Каждый из которых имеет определённое строение и значение | | |
4 | Жизненные формы растений. | 11 | | | Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Растения однолетние, двулетние и многолетние. Растения дикорастущие и культурные. Факторы среды. Растения теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые | Знание особенностей различных жизненных форм растений. Умение различать их на рисунках, таблицах и в природе. Умение приводить примеры дикорастущих и культурных растений, однолетних, двулетних и многолетних. Знание факторов среды, оказывающих влияние на растения. Знание роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека | П:умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Л: эстетическое восприятие природы. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. К: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | | | |
Глава 2. Клеточное строение растений (3 ч.) |
55 | Приборы для изучения растительной клетки. Строение растительной клетки. Л.Р.1 «Увеличительные приборы» Л.Р.2 «Строение растительной клетки». | 11 | Изучение и закрепление изученного материала л.р.№1 «Увеличительные приборы» | Изучение особенностей устройства лупы и микроскопа. Формирование представлений о значимости приборов в изучении клеточного строения растений | Лупа (ручная, штативная), микроскоп (световой, электронныйМикропрепарат | Знание особенностей устройства различных увеличительных приборов и правил работы с ними. Умение определять увеличение лупы и микроскопа. Знание основных правил приготовления микропрепаратов | Познавательные: Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы. Коммуникативные :умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Понимание необходимости приборов для изучения микроскопических объектов. Представление о клетке растений как целом организме, обладающем всеми признаками живого. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
66 | Химический состав и жизнедеятельность клетки Л.Р.3 «Химический состав клетки» | 11 | Изучение и закрепление изученного материала Л.Р.3 «Химический состав клетки» | Формирование представлений о значении химических соединений в клетке растений и особенностях его жизнедеятельности. | Вещества в составе клетки: неорганические и органические | Знание химических соединений, входящих в состав клетки и выполняемых ими функций в организме растений. | П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристикамми, проводить сравнение объектов. Л:применение полученных знаний в практической деятельности. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.. К: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Понимание взаимосвязи объектов живой и неживой природы на основании знаний о химическом составе клеток. Приедставление о клетке растений как целом организме, обладающем всеми признаками живого. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
77 | Многообразие клеток. Ткани растительного организма Л.Р.4 Ткани растений | 11 | Изучение и закрепление изученного материала Л.Р.4 Ткани растений | Формированиепредставлений о растительных тканях, особенностей их строения и функций в организме растений | Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие и значение | Знание определения понятия «ткань». Различение на рисунках и таблицах тканей растений. Знание местоположения, особенностей строения и функций каждого типа ткани в растениях. | П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристикамми, проводить сравнение объектов. Л:применение полученных знаний в практической деятельности. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.. К: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Понимание сложности строения растительного организма. Осознание важностиразделения функций между частями одного организма для успешного осуществления процессов жизнедеятельности. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
88 | Строение и состав семени. Л.Р. № 5. «Строение семян однодольных и двудольных растений.» | 11 | Изучение и закрепление изученного материала Л.Р.5 Строение семян однодольных и двудольных растений. | Формированиепредставлений о строение семени как зачаточного растения. | Семя: семенная кожура, микропиле, зародыш (семядоли, корешок, стебелёк, почечка) , эндосперм. Растения однодольные и двудольные. | Знание особенностей строения семени как будущего растения. Различение на рисунках и таблицах. Знание необходимости запаса питательных веществ в семенах растений | П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристикамми, проводить сравнение объектов. Л:применение полученных знаний в практической деятельности. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.. К: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Понимание роли семян в размножении голосеменных и цветковых растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
99 | Условия, необходимые для прорастания семян. Типы прорастания. Всхожесть семян, правила посева, значение семян | 11 | комбинированный | Формирование представлений об условиях, необходимых для прорастания семян | Условия прорастания семян. Всхожесть. Правила посева и глубина заделки семян. | Знание условий , необходимых для прорастания семян (тепло, вода и воздух). Умение закладывать опыты и оценивать их результаты. Знания о всхожести семян и правилах посева. Знание значения семян для размножения растений. Понимание важности семян как источника питательных веществ. | П: умение воспроизводить информацию по памяти, выделять главное в тексте, грамотно отвечать на вопросы, делать выводы на основе полученной информации. Л: применение полученных знаний в практической деятельности. . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы. К: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Понимание важности семян как источника питательных веществ для человека и животных | | |
110 | Внешнее строение корня. Типы корневых систем. Л.Р № 6. «Строение корневого волоска». | 11 | Изучение и закрепление изученного материала Л.Р.6 Строение корневого волоска. | Формирование представлений о значении корня как важного органа растений. Изучение видов корней, типов корневых систем и особенностей строения | Корень. Виды корней: главный, придаточный, боковые.Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Зоны корня:деления, роста, всасывания, проведения. Корневой чехлик. | Знание о главных функциях корня, видах корней и типах корневых систем. Умение различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем.знание особенностей строения зон корня. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. Л: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы своих одноклассников К: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Понимание сложности строения корня и корневых систем на основании выполняемых ими функций Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.. | | |
111 | Внутреннее строение корня. Видоизменения корней. | 1 | комбинированный | Формированиепредставлени о тканях,образующих корень и обеспечивающих ему возможность осуществлять свои функции. Изучение видоизменение корней. | Ткани растительного организма. Зоны корня. Видоизменения корней: корнеплоды, корнеклубни, воздушные корни, корни прицепки, корни подпорки | Знание особенностей строения растительных тканей, входящих в состав корня. Умение различать на таблицах, рисунках и гербарных материалах видоизмененные корни. Понимание причин видоизменения корней. | П: умение воспроизводить информацию по памяти, выделять главное в тексте, грамотно отвечать на вопросы, делать выводы на основе полученной информации. Л: применение полученных знаний в практической деятельности. . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы. К: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Понимание причин возникновения видоизменений корней на основании знаний о функциях, которые они выполняют | | |
112 | Почвенное питание растений. Значение корней. | 1 | комбинированный | Формированиепредставлени о важности корня как органа почвенного питания. Изучение особенностей строения корня, позволяющих ему осуществлять почвенное питание растений | Почвенное питание растений. Корневое давление. Сосуды корня. Корневые волоски. Органические и минеральные удобрения. | Знание особенностей строения корня и образующих его тканей, позволяющих корням выполнять укрепляющую, опорную, запасающую, питательную функции, а также являться органом вегетативного размножения. Знание о минеральных и органических удобрениях | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного. Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение применять полученные знания на практике. Уважительное отношение к одноклассникам.Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать этапы её выполнения и оценивать полученные результаты.Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы учителю и одноклассникам | Понимание важности корня и корневых систем для нормальной жизнедеятельности растений. Осознание необходимости внесения удобрений в почву для улучшения роста и развития растений | | |
113 | Побег. Строение и значение побега. | 1 | комбинированный | Формированиепредставлени о побеге как сложном органе растений | Побег. Стебель. Лист. Почки. Побеги: вегетативные, генеративные | Знание строения побега растений. Различение на рисунках и таблицах частей побега. Умение определять тип листорасположения на побегах. Знание отличий вегетативных и генеративных побегов. Типы побегов по расположению в пространстве. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного. Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД:способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Эстетическое восприятие объектов живой природы.. .Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать этапы её выполнения и оценивать полученные результаты.Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы учителю и одноклассникам | Понимание сложности строения побега как важного органа растения | | |
14 | Почки. Внешнее и внутреннее строение. Л.Р. № 7 «Строение и расположение почек на стебле» | 1 | Изучение и закрепление изученного материала Л.Р.7 Строение и расположение почек на стебле | Формированиепредставлени о почвах как зачатках будущих побегов | Почка. Почки: вегетативные, генеративные, верхушечные, пазушные. Почечные чешуи. Конус нарастания. | Знание особенностей строения почек растения. Различение на рисунках и таблицах вегетативных и генеративных почек, верхушечных и пазушных. | П: умение воспроизводить информацию по памяти, выделять главное в тексте, грамотно отвечать на вопросы, делать выводы на основе полученной информации. Л: применение полученных знаний в практической деятельности. . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы. К: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Представление о важности почек в нарастании побеговых систем растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
15 | Лист. Внешнее и внутреннее строение. Л.Р. № 8 «Строение листа» | 1 1 | Изучение и закрепление изученного материала Л.Р.8 Строение листа | Формированиепредставлени о Листе как сложном органе растения, выполняющем многочисленные функции в организме растения | Лист: листовая пластинка и черешок. Листья: черешковые, сидячие, простые и сложные. Жилкование листьев: сетчатое, дуговое, параллельное. Ткани листа. Устьица. Хлорофилл. | Знание особенностей внешнего строения листа. Различение на рисунках и таблицах простых и сложных листьев. Умение определятьь тип жилкования. Знание особенностей тканей, входящих в состав листа Описание строения устьиц. | П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристикамми, проводить сравнение объектов. Л:применение полученных знаний в практической деятельности. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.. К: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Понимание важности листьев для нормальной жизнедеятельности растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
16 | Фотосинтез. Роль листьев в испарении и дыхании | 1 | комбинированный | Формирование элементарных представлений о процессе фотосинтеза, о роли листьев в дыхании и испарении растений. | Фотосинтез. Устьица. Хлорофилл. Газообмен. | Знание определения понятия «фотосинтез, особенностей строения листьев, обеспечивающих фотосинтез, дыхание и испарение воды. Умение называть вещества, участвующие в процессе фотосинтеза. Объяснение роли устьиц в процессе фотосинтеза и дыхания. Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза. Приведение доказательств глобального значения фотосинтеза | П: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.. Развитие навыков самооценки и самоанализа. К: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Осознание взаимосвязи растительного и животного мира на основании знаний об особенностях питания и дыхания растений | | |
17 | Стебель. Внешнее и внутреннее строение. Передвижение воды и органических веществ по стеблю. Л.Р. № 9 «Внутреннее строение побега» | 1 | Изучение и закрепление изученного материала Л.Р.9 Внутреннее строение побега | Формирование представлений о стебле как центральной оси побега. Изучение внутреннего строения стебля, связанного с выполняемыми функциями | Кора (пробка, луб), камбий, древесина, сердцевина. Годичные кольца, сосуды, ситовидные трубки. Восходящий и нисходящий ток веществ | Умение различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах различные типы стеблей. Знание особенностей внутреннего строения древесного стебля. Умение называть и показывать слои древесного стебля, определять возраст дерева по годичным кольцам. Приведение доказательств движения веществ по стеблю и объяснение этого процесса для растений | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Личностные УУД: применение полученных знаний в практической деятельности. . Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы своих одноклассников Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Представление о сложности строения стеблей растений на основании знаний о функциях, которые они выполняют. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
18 | Многообразие побегов. Листопад | 1 | комбинрованный | Формирование представлений о многообразии видоизменений побегов в связи с выполнением ими дополнительных функций. Ознакомление с явлением листопада и причинами, его вызывающими. | Видоизменения побегов. Усики, столоны, клубни, корневища, луковицы. Листопад. Фотопериодизм. Растения листопадные и вечнозелёные | Знание многообразия видоизменений побегов. Различение их на рисунках, таблицах, гербарных материалах и натуральных объектах. Объяснение функций видоизмененных побегов. Представление о причинах листопада у растений умеренных широт. Знание определения понятия»фотоопериодизм» | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение видеть прекрасное в природе. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Осознание возможности возникновения у организмов в процессе эволюции различных приспособлений в связи с изменениями условий | | |
19 | Строение и значение цветков. Соцветия, их разнообразие. Л.Р. № 10 «Строение цветка». Опыление | 1 | Изучение и закрепление изученного материала Л.Р.10 Строение цветка. Опыление | Формирование представлений о строении цветка как органе семенного размножения растений | Семенное размножение. Биологическое значение семенного размножения. Цветок. Строение цветка. Разнообразие цветков. Обоеполые, раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Соцветия, их биологическое значение. Простые и сложные соцветия. Опыление: перекрёстное(насекомыми и ветром), самоопыление | Знание особенностей строения цветков. Умение различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах части цветка, различные типы соцветий. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями. Знание роли соцветий в жизни цветковых растений | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно выполнять задания в РТ, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы своих одноклассников Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Понимание важности цветков для нормальной жизнедеятельности растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
20 | Оплодотворение. Разнообразие плодов и семян, их распространение. Л.Р. № 11 «Типы плодов» | 1 | Изучение и закрепление изученного материала Л.Р.11 «Типы плодов» | Формирование представлений о двойном оплодотворении, как процессе, характерном для цветковых растений. Формирование представлений о многообразии плодов. | Опыление. Типы опыления. Значение опыления. Искусственное опыление. Двойное оплодотворение цветковых растений. Плоды и семена. Распространение плодов и семян | Знание определения «оплодотворение». Объяснение значения двойного оплодотворения для цветковых растений. Знание принципов классификации плодов. Умение различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах типы плодов. | Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы своих одноклассников. Умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Развитие интереса к естественным наукам. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
Глава 4. Основные отделы Царства Растения (7 часов) |
21 | Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водорослей, их значение Л.Р. № 12 «Строение зелёных водорослей» | 1 | Изучение и закрепление изученного материала Л.Р.12 «Строение зелёных водорослей» | Формирование представлений о водорослях как наиболее просто организованных представителей царства Растения. | Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Слоевище (таллом). Хроматофор. Спора. Ризоиды. Автотрофные организмы. Отделы водорослей. | Знание особенностей строения и жизнедеятельности водорослей как представителей царства Растения. Различение водорослей на рисунках и таблицах. Представление о значении водорослей в природе и жизни человека. | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы своих одноклассников умение применять полученные на уроке знания на практике, Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Представление о важной роли водорослей в природе и жизни человека как источника питательных веществ и кислорода. Осознание необходимости сохранения чистоты вод как условия выживания и распространения водорослей. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
22 | Высшие растения. Отдел Моховидные. Л.Р. 13 «Строение мха» | 1 | Изучение и нового. Л.Р. 13 «Строение мха» | Формирование представлений о моховидных как наиболее просто организованных высших растениях | Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. Ризоиди. Гаметофит. Спорофит. Смена поколений. Жизненный цикл. Торф | Знание особенностей строения моховидных растений на примере кукушкина льна и сфагнума. Различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах органов моховидных растений. Понимание роли воды в размножении мхов. Описание процесса смены поколений в жизненном цикле мхов. Знание значения мхов в природе и хозяйственной деятельности человека | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Эстетическое восприятие объектов природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Представление о мхах как наиболее примитивных высших растениях. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
23 | Паротниковидные Разнообразие споровых растений, их значение. Л.Р.№ 14 «Внешнее строение споровых растений» | 1 | Комбинированный. Л.Р.№ 14 «Внешнее строение споровых растений» | Формирование представлений о многообразии и значении споровых растений | Гаметофит. Спорофит. Спорангий. Каменный уголь. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. | Знание особенностей строения папоротников, Хвощевидных и плауновидных. Различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах представителей споровых растений. Описание процесса смены поколений в жизненном цикле папоротников.Знание значения споровых растений в природе и хозяйственной деятельности человека | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний на практике. Эстетическое восприятие объектов природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Осознание постепенности усложнений растений в связи с распространением по поверхности суши. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. Эстетическое восприятие природы. | | |
24 | Отдел Голосеменные, строение, значение, многообразие | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о голосеменных как растениях, размножающихся семенами и имеющих сложное строение органов | Отдел Голосеменные. Хвоя. Шишки, Семена. Класс Хвойные | Знание особенностей строения голосеменных на примере хвойных растений. Различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах представителей голосеменных растений..Знание значения голосеменных растений в природе и хозяйственной деятельности человека | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД:. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний на практике Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о голосеменных как более прогрессивных представителях растительного мира по сравнению со споровыми растениями. Представление о широком распространении голосеменных растений | | |
25 | Отдел Покрытосеменные. Особенности их строения и жизнедеятельности | 1 | Изучение и закрепление изученного материала | Формирование представлений об особенностях строения цветковых растений как наиболее сложноорганизованных и широко распространенных представителей растительного мира | Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Цветок. Плод. | Знание особенностей строения покрытосеменных растений. Различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах представителей цветковых. Выделение и сравнение особенностей строения растений классов Однодольные и Двудольные. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Применение полученных знаний на практике Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Представления опреимуществах покрытосеменных растений, позволивших занять господствующее положение в современном мире растений | | |
26 | Семейства класса Двудольные. Л.Р. 15 «Строение шиповника» | 1 | Комбинированный Л.Р. 15 «Строение шиповника» | Формирование представлений об особенностях строения представителей семейства двудольных растений и их значение в природе и хозяйственной деятельности человека | Формула цветка. Семейства: Паслёновые, Сложноцветные, Розоцветные, Крестоцветные, Паслёновые. | Знание общих признаков растений каждого семейства двудольных – строение цветков, соцветий, плодов и листьев. Различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах представителей различных семейств. Знание значения растений разных семейств в природе и хозяйственной деятельности человека | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Применение полученных знаний на практике Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Понимание важности растений в хозяйственной деятельности человека. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
27 | Семейства класса Однодольные. Л.Р. 16 «Строение пшеницы» | 1 | Комбинированный Л.Р. 16 «Строение пшеницы» | Формирование представлений об особенностях строения представителей семейства однодольных растений и их значение в природе и хозяйственной деятельности человека | Формула цветка. Семейства: Злаковые, Лилейные | Знание общих признаков растений каждого семейства однодольных – строение цветков, соцветий, плодов и листьев. Различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах представителей различных семейств. Знание значения растений разных семейств в природе и хозяйственной деятельности человека | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Применение полученных знаний на практике Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Понимание важности растений в хозяйственной деятельности человека. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
28 | Царство Бактерии | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о бактериях как представителях самостоятельного царства живой природы | Прокариоты. Бактерии. Спора бактерии. Формы бактериальных клеток. Аэробы, анаэробы. Автотрофы, гетеротрофы. Бактерии:гнилостные, кишечные, молочнокислые, болезнетворные. | Знание особенностей строения и жизнедеятельности бактерий. Объяснение причин приспособленности бактерий заселять практически любые среды обитания и выдерживать неблагоприятные условия среды. Описание процесса спорообразования. Понимание отличия споры растений и грибов от споры бактерий. Знание разнообразия форм бактериальных клеток и различение их на рисунках и таблицах. Выделение существенных признаков различных способов питания бактерий.Знание значения различных групп бактерий в природе и жизни человека. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другую, давать определения понятиям. Приобретение навыков исследовательской деятельности Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимать важность бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Осознание микроскопических размеров бактерий, невозможности их обнаружения без увеличительных приборов. Представление о бактериях как одноклеточных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра. Представление о высокой приспособляемости бактерий к условиям существования. | | |
29 | Царство Грибы. Разнообразие грибов и их значение Л.Р.17 «Строение грибов» | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о грибах как представителях самостоятельного царства живой природы | Грибы. Микориза. Мицелий (грибница). Плодовое тело. Гифы. Дрожжи. Плесневые грибы. Ядовитые и съедобные шляпочные грибы. | Знание особенностей строения и жизнедеятельности грибов. Умение различать на таблицах , рисунках и муляжах трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Знание особенностей строения плесневых грибов на примере мукора. Различение на рисунках, таблицах и муляжах ядовитых и съедобных шляпочных грибов. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приведение доказательств положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другую, давать определения понятиям. Приобретение навыков исследовательской деятельности Личностные УУД: эстетическое восприятие природы. умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимать важность бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, овладевание навыками выступления перед аудиторией | Понимание причин объединения грибов в отдельное царство на основании знаний о их сходстве как с растениями, так и с животными . Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. | | |
30 | Лишайники | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о лишайниках как организмах - симбионтах | Лишайники: накипные, листоватые и кустистые. Слоевище (таллом). Симбиоз. | Знание особенностей строения слоевища лишайников и разнообразие его форм. Умение различать формы лишайников на рисунках, таблицах и приводить примеры. Выделение уникальных особенностей строения и жизнедеятельности лишайников как организмов – симбионтов. Объяснение роли лишайников в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Представление о лишайниках как особой группе организмов, сочетающих в себе признаки растений и грибов. | | |
Глава 6. Природные сообщества (2 ч.) |
31 | Влияние экологических факторов на растения | 1 | комбинированный | Формирование представлений о влиянии экологических факторов на растения | Экологические факторы. Экологические группы растений | Знание особенностей строения растений различных экологических групп. Умение различать растений различных мест обитания на рисунках, таблицах и приводить примеры. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладевание навыками выступлений перед аудиторией | Познавательный интерес к к многообразию растительного мира. Представление о многообразии растительного мира планеты как результате приспосоляемости организмов к различным природным условиям. | | |
32 | Растительные сообщества. Охрана растений. Красная книга. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о растительных сообществах и их многообразии, о способах охраны природы позволяющих сохранить растительный мир планеты | Биогеоценоз. Растительное сообщество – фитоценоз. Ярусность. Смена фитоценозов. Охрана природы. Красная книга. | Знание определение понятий «биогеоценоз», «природное сообщество», «фитоценоз», «ярусность». Умение называть фитоценозы на основе знаний о преобладающей в ней растительности. Распределение растений по ярусам, объяснение причин возникновения ярусности. Знание искусственных и естетственных причин смены фитоценозов, приведение примеров. Знание о возрастающем влиянии деятельности человека на природу с древних времён до наших дней. Объяснение важности применеия мер, позволяющих сохранить растительный мир планеты. Знание и арзличение на рисунках и таблицах видов охраняемых растений (в том числе растений своей местности) | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознание взаимосвязанности растительных организмов друг с другом и с условиями окружающей их среды. Понимание зависимости всех компонентов природы друг от друга. Понимание важности охраны растительного мира планеты и возможности личного участия в этом процессе. Представление о различных способах защиты растений. | | |
33 34 | Повторение и обобщение | 2 | Обобщение и контроля | Обобщить и систематизировать знания учащихся. Осуществлить итоговый контроль знаний учащихся по итогам года | Все понятия курса | Знания основных понятий и терминов, изученных в течение года на уроках биологии. Выделение существенных признаков представителей царства Растения, Грибы, Бактерии. Различие на рисунках, таблицах растений, относящихся к различным систематическим единицам. Знание строения органов растений разных таксонов и особенностей их жизнедеятельности. Объяснение роли представителей различных царств в живой природе. | Познавательные УУД Умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, классифицировать объекты, устанавливать причинно – следственные связи. Умение работать с разноуровневымитестовыми заданиями. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие объектов природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией. | | | |