СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по биологии,6 класс, ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование  по биологии в 6 класс, к учебнику Т.А. Исаева,

Н.И. Романова на 1 час в неделю. 

Просмотр содержимого документа
«КТП по биологии,6 класс, ФГОС»

урока

Тема урока

ккол-во

ччасов

Тип урока

Цель урока

Понятия

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)

Дата проведения (план\факт)

предметные

метапредметные

личностные



11


Биология – наука о живой природе.Признаки живых организмов.


11

Изучение нового материала и закрепление изученного материала.

Формирование представлений о многообразии биологических наук и объектов их изучения.

Закрепление знаний о признаках живого.

Биология. Ботаника. Зоология. Микология. Микробиология

Систематика. признаки живых организмов: клеточное строении, питание, дыхание, выделение, обмен веществ, раздражимость, развитие и размножение

Знание биологических наук и объек­тов их изучения .Знание признаков живых организмов, умение давать им характеристику. Различение объектов живой и неживой природы. Знание и соблюдение основ­ных правил ра­боты в кабинете биологии

Познавательные УУД: умение работать с текс­том, выделять в нем главное.

Личностные УУД:

уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познаватель­ный интерес к естественным наукам. Понимание многообразия и единства живой природы на основании знаний о признаках живого




Глава 1. Общая характеристика царства Растения (3 ч.)

22

Царство Растения. Общие признаки, классификация.

11

Изучение нового материала

Формирование представлений о признаках растений, объединяющих их в самостоятельное царство живой природы

Царство Растения. Общие признаки растений: питание

(фотосинтез), дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость. Систематика. Единицы классификации

Знание основных отличий растений от представителей других царств живой природы. Понимание значения растений для существования жизни на планете. Знание принципов современной классификации. Умение называть таксоны растений в определенно порядке

Познавательные УУД: умение работать с различ­ными источниками информации осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного. Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение применять полученные знания на практике. Уважительное отношение к одноклассникам.

Регулятивные УУД: уме­ние определять цель работы, планировать этапы её выполнения и оценивать полученные результаты.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать

информацию на слух, задавать вопросы учителю и одноклассникам

Понимание уникальности растений. Осознание значимости растиельных организмов на планете как источников органического вещества и кислорода. Понимание необходимости систематизации объектов для удобства их изучения



33

Строение цветкового растения его органы.


11

комбинированный

Формирование представлений о принципах современной классификации растений. Изучение единиц классификации растений.

Понятие «орган». Органы цветкового растения: корень, стебель, лист

Знание определения понятия «орган». Различение на рисунках органов цветкового растения. Знание основных функций каждого органа растений

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Представление о цветковом растении как сложном организме, состоящем из органов. Каждый из которых имеет определённое строение и значение



4

Жизненные формы растений.


11



Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Растения однолетние, двулетние и многолетние. Растения дикорастущие и культурные. Факторы среды. Растения теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые

Знание особенностей различных жизненных форм растений. Умение различать их на рисунках, таблицах и в природе. Умение приводить примеры дикорастущих и культурных растений, однолетних, двулетних и многолетних. Знание факторов среды, оказывающих влияние на растения. Знание роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека

П:умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Л: эстетическое восприятие природы. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. К: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.





Глава 2. Клеточное строение растений (3 ч.)

55

Приборы для изучения растительной клетки. Строение растительной клетки.

Л.Р.1 «Увеличительные приборы»

Л.Р.2 «Строение растительной клетки».

















11

Изучение и закрепление изученного материала

л.р.№1 «Увеличительные приборы»

Изучение особенностей устройства лупы и микроскопа.

Формирование представлений о значимости приборов в изучении клеточного строения растений

Лупа (ручная, штативная), микроскоп (световой, электронныйМикропрепарат

Знание особенностей устройства различных увеличительных приборов и правил работы с ними. Умение определять увеличение лупы и микроскопа. Знание основных правил приготовления микропрепаратов

Познавательные:

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

Личностные:

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.

Коммуникативные :умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Понимание необходимости приборов для изучения микроскопических объектов. Представление о клетке растений как целом организме, обладающем всеми признаками живого. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.



66

Химический состав и жизнедеятельность клетки

Л.Р.3 «Химический состав клетки»


11

Изучение и закрепление изученного материала

Л.Р.3 «Химический состав клетки»


Формирование представлений о значении химических соединений в клетке растений и особенностях его жизнедеятельности.

Вещества в составе клетки: неорганические и органические

Знание химических соединений, входящих в состав клетки и выполняемых ими функций в организме растений.

П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристикамми, проводить сравнение объектов.

Л:применение полученных знаний в практической деятельности. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.. К: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Понимание взаимосвязи объектов живой и неживой природы на основании знаний о химическом составе клеток. Приедставление о клетке растений как целом организме, обладающем всеми признаками живого. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.



77

Многообразие клеток. Ткани растительного организма

Л.Р.4 Ткани растений



11

Изучение и закрепление изученного материала

Л.Р.4

Ткани растений

Формированиепредставлений о растительных тканях, особенностей их строения и функций в организме растений

Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие и значение

Знание определения понятия «ткань». Различение на рисунках и таблицах тканей растений. Знание местоположения, особенностей строения и функций каждого типа ткани в растениях.

П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристикамми, проводить сравнение объектов.

Л:применение полученных знаний в практической деятельности. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.. К: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Понимание сложности строения растительного организма. Осознание важностиразделения функций между частями одного организма для успешного осуществления процессов жизнедеятельности.

Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.



88

Строение и состав семени.

Л.Р. № 5. «Строение семян однодольных и двудольных растений.»

















11

Изучение и закрепление изученного материала

Л.Р.5

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Формированиепредставлений о строение семени как зачаточного растения.

Семя: семенная кожура, микропиле, зародыш (семядоли, корешок, стебелёк, почечка) , эндосперм. Растения однодольные и двудольные.

Знание особенностей строения семени как будущего растения. Различение на рисунках и таблицах. Знание необходимости запаса питательных веществ в семенах растений

П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристикамми, проводить сравнение объектов.

Л:применение полученных знаний в практической деятельности. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.. К: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Понимание роли семян в размножении голосеменных и цветковых растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.



99

Условия, необходимые для прорастания семян. Типы прорастания. Всхожесть семян, правила посева, значение семян


11

комбинированный

Формирование представлений об условиях, необходимых для прорастания семян

Условия прорастания семян. Всхожесть. Правила посева и глубина заделки семян.

Знание условий , необходимых для прорастания семян (тепло, вода и воздух). Умение закладывать опыты и оценивать их результаты. Знания о всхожести семян и правилах посева. Знание значения семян для размножения растений. Понимание важности семян как источника питательных веществ.

П: умение воспроизводить информацию по памяти, выделять главное в тексте, грамотно отвечать на вопросы, делать выводы на основе полученной информации. Л: применение полученных знаний в практической деятельности. . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.

К: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Понимание важности семян как источника питательных веществ для человека и животных



110

Внешнее строение корня. Типы корневых систем.

Л.Р № 6.

«Строение корневого волоска».


11

Изучение и закрепление изученного материала

Л.Р.6

Строение корневого волоска.


Формирование представлений о значении корня как важного органа растений. Изучение видов корней, типов корневых систем и особенностей строения

Корень. Виды корней: главный, придаточный, боковые.Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Зоны корня:деления, роста, всасывания, проведения. Корневой чехлик.

Знание о главных функциях корня, видах корней и типах корневых систем. Умение различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем.знание особенностей строения зон корня.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. Л: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы своих одноклассников

К: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Понимание сложности строения корня и корневых систем на основании выполняемых ими функций Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р..



111

Внутреннее строение корня. Видоизменения корней.


1

комбинированный

Формированиепредставлени о тканях,образующих корень и обеспечивающих ему возможность осуществлять свои функции. Изучение видоизменение корней.

Ткани растительного организма. Зоны корня. Видоизменения корней: корнеплоды, корнеклубни, воздушные корни, корни прицепки, корни подпорки

Знание особенностей строения растительных тканей, входящих в состав корня. Умение различать на таблицах, рисунках и гербарных материалах видоизмененные корни. Понимание причин видоизменения корней.

П: умение воспроизводить информацию по памяти, выделять главное в тексте, грамотно отвечать на вопросы, делать выводы на основе полученной информации. Л: применение полученных знаний в практической деятельности. . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.

К: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Понимание причин возникновения видоизменений корней на основании знаний о функциях, которые они выполняют



112

Почвенное питание растений. Значение корней.


1

комбинированный

Формированиепредставлени о важности корня как органа почвенного питания. Изучение особенностей строения корня, позволяющих ему осуществлять почвенное питание растений


Почвенное питание растений. Корневое давление. Сосуды корня. Корневые волоски. Органические и минеральные удобрения.

Знание особенностей строения корня и образующих его тканей, позволяющих корням выполнять укрепляющую, опорную, запасающую, питательную функции, а также являться органом вегетативного размножения. Знание о минеральных и органических удобрениях

Познавательные УУД: умение работать с различ­ными источниками информации осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного. Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение применять полученные знания на практике. Уважительное отношение к одноклассникам.Регулятивные УУД: уме­ние определять цель работы, планировать этапы её выполнения и оценивать полученные результаты.Коммуникативные УУД: умение воспринимать

информацию на слух, задавать вопросы учителю и одноклассникам

Понимание важности корня и корневых систем для нормальной жизнедеятельности растений. Осознание необходимости внесения удобрений в почву для улучшения роста и развития растений



113

Побег. Строение и значение побега.



1

комбинированный

Формированиепредставлени о побеге как сложном органе растений

Побег. Стебель. Лист. Почки. Побеги: вегетативные, генеративные

Знание строения побега растений. Различение на рисунках и таблицах частей побега. Умение определять тип листорасположения на побегах. Знание отличий вегетативных и генеративных побегов. Типы побегов по расположению в пространстве.

Познавательные УУД: умение работать с различ­ными источниками информации осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного. Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД:способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Эстетическое восприятие объектов живой природы.. .Регулятивные УУД: уме­ние определять цель работы, планировать этапы её выполнения и оценивать полученные результаты.Коммуникативные УУД: умение воспринимать

информацию на слух, задавать вопросы учителю и одноклассникам

Понимание сложности строения побега как важного органа растения



14

Почки. Внешнее и внутреннее строение. Л.Р. № 7 «Строение и расположение почек на стебле»



1

Изучение и закрепление изученного материала

Л.Р.7 Строение и расположение почек на стебле

Формированиепредставлени о почвах как зачатках будущих побегов

Почка. Почки: вегетативные, генеративные, верхушечные, пазушные. Почечные чешуи. Конус нарастания.

Знание особенностей строения почек растения. Различение на рисунках и таблицах вегетативных и генеративных почек, верхушечных и пазушных.


П: умение воспроизводить информацию по памяти, выделять главное в тексте, грамотно отвечать на вопросы, делать выводы на основе полученной информации. Л: применение полученных знаний в практической деятельности. . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.

К: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Представление о важности почек в нарастании побеговых систем растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.




15

Лист. Внешнее и внутреннее строение.

Л.Р. № 8 «Строение листа»



1



1

Изучение и закрепление изученного материала

Л.Р.8 Строение листа

Формированиепредставлени о

Листе как сложном органе растения, выполняющем многочисленные функции в организме растения

Лист: листовая пластинка и черешок. Листья: черешковые, сидячие, простые и сложные. Жилкование листьев: сетчатое, дуговое, параллельное. Ткани листа. Устьица. Хлорофилл.

Знание особенностей внешнего строения листа. Различение на рисунках и таблицах простых и сложных листьев. Умение определятьь тип жилкования. Знание особенностей тканей, входящих в состав листа Описание строения устьиц.

П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристикамми, проводить сравнение объектов.

Л:применение полученных знаний в практической деятельности. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.. К: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы


Понимание важности листьев для нормальной жизнедеятельности растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.




16


Фотосинтез.

Роль листьев в испарении и дыхании


1

комбинированный

Формирование элементарных представлений о процессе фотосинтеза,

о роли листьев в дыхании и испарении растений.

Фотосинтез. Устьица. Хлорофилл. Газообмен.

Знание определения понятия «фотосинтез, особенностей строения листьев, обеспечивающих фотосинтез, дыхание и испарение воды. Умение называть вещества, участвующие в процессе фотосинтеза. Объяснение роли устьиц в процессе фотосинтеза и дыхания. Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза. Приведение доказательств глобального значения фотосинтеза

П: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.. Развитие навыков самооценки и самоанализа. К: умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мне­ние


Осознание взаимосвязи растительного и животного мира на основании знаний об особенностях питания и дыхания растений




17

Стебель. Внешнее и внутреннее строение. Передвижение воды и органических веществ по стеблю.

Л.Р. № 9 «Внутреннее строение побега»


1

Изучение и закрепление изученного материала

Л.Р.9

Внутреннее строение побега

Формирование представлений о стебле как центральной оси побега. Изучение внутреннего строения стебля, связанного с выполняемыми функциями

Кора (пробка, луб), камбий, древесина, сердцевина. Годичные кольца, сосуды, ситовидные трубки. Восходящий и нисходящий ток веществ

Умение различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах различные типы стеблей. Знание особенностей внутреннего строения древесного стебля. Умение называть и показывать слои древесного стебля, определять возраст дерева по годичным кольцам. Приведение доказательств движения веществ по стеблю и объяснение этого процесса для растений

Познавательные УУД: умение выделять глав­ное в тексте, структури­ровать учебный матери­ал, грамотно формулировать вопро­сы, работать с различ­ными источниками ин­формации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Личностные УУД: применение полученных знаний в практической деятельности. . Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы своих одноклассников

Регулятивные УУД:

уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете.

Развитие навыков само­оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мне­ние

Представление о сложности строения стеблей растений на основании знаний о функциях, которые они выполняют.

Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.




18

Многообразие побегов. Листопад


1

комбинрованный

Формирование представлений о многообразии видоизменений побегов в связи с выполнением ими дополнительных функций. Ознакомление с явлением листопада и причинами, его вызывающими.

Видоизменения побегов. Усики, столоны, клубни, корневища, луковицы. Листопад. Фотопериодизм. Растения листопадные и вечнозелёные

Знание многообразия видоизменений побегов. Различение их на рисунках, таблицах, гербарных материалах и натуральных объектах. Объяснение функций видоизмененных побегов. Представление о причинах листопада у растений умеренных широт. Знание определения понятия»фотоопериодизм»

Познавательные УУД: умение выделять глав­ное в тексте, структури­ровать учебный матери­ал, грамотно формулировать вопро­сы, работать с различ­ными источниками ин­формации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Личностные УУД:

уме­ние видеть прекрасное в природе.

Регулятивные УУД:

уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете.

Развитие навыков само­оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в со­ставе творческих групп

Осознание возможности возникновения у организмов в процессе эволюции различных приспособлений в связи с изменениями условий




19

Строение и значение цветков. Соцветия, их разнообразие. Л.Р. № 10 «Строение цветка». Опыление



1

Изучение и закрепление изученного материала

Л.Р.10

Строение цветка. Опыление


Формирование представлений о строении цветка как органе семенного размножения растений

Семенное размножение. Биологическое значение семенного размножения. Цветок. Строение цветка. Разнообразие цветков. Обоеполые, раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Соцветия, их биологическое значение. Простые и сложные соцветия. Опыление: перекрёстное(насекомыми и ветром), самоопыление


Знание особенностей строения цветков. Умение различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах части цветка, различные типы соцветий. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями.

Знание роли соцветий в жизни цветковых растений

Познавательные УУД:

умение работать с различ­ными источниками ин­формации, самостоятельно выполнять задания в РТ, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основании сравнений.

Личностные УУД: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы своих одноклассников

Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД:

уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мне­ние


Понимание важности цветков для нормальной жизнедеятельности растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.




20

Оплодотворение. Разнообразие плодов и семян, их распространение. Л.Р. № 11 «Типы плодов»



1

Изучение и закрепление изученного материала

Л.Р.11

«Типы плодов»

Формирование представлений о двойном оплодотворении, как процессе, характерном для цветковых растений.

Формирование представлений о многообразии плодов.

Опыление. Типы опыления. Значение опыления. Искусственное опыление. Двойное оплодотворение цветковых растений.

Плоды и семена. Распространение плодов и семян


Знание определения «оплодотворение». Объяснение значения двойного оплодотворения для цветковых растений. Знание принципов классификации плодов. Умение различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах типы плодов.

Познавательные УУД:

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопро­сы, работать с различ­ными источниками ин­формации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Личностные УУД: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы своих одноклассников.

Уме­ние применять полу­ченные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете. Развитие навыков само­оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в со­ставе творческих групп

Развитие интереса к естественным наукам. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.





Глава 4. Основные отделы Царства Растения (7 часов)


21

Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водорослей, их значение Л.Р. № 12 «Строение зелёных водорослей»




1

Изучение и закрепление изученного материала

Л.Р.12

«Строение зелёных водорослей»

Формирование представлений о водорослях как наиболее просто организованных представителей царства Растения.

Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Слоевище (таллом). Хроматофор. Спора. Ризоиды. Автотрофные организмы. Отделы водорослей.

Знание особенностей строения и жизнедеятельности водорослей как представителей царства Растения. Различение водорослей на рисунках и таблицах. Представление о значении водорослей в природе и жизни человека.

Познавательные УУД. умение выделять глав­ное в тексте, структури­ровать учебный матери­ал, грамотно формулировать вопро­сы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы своих одноклассников уме­ние применять полу­ченные на уроке знания на практике, Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете. Развитие навыков само­оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение работать в со­ставе творческих групп

Представление о важной роли водорослей в природе и жизни человека как источника питательных веществ и кислорода. Осознание необходимости сохранения чистоты вод как условия выживания и распространения водорослей. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.




22

Высшие растения. Отдел Моховидные.

Л.Р. 13 «Строение мха»




1

Изучение и нового.

Л.Р. 13 «Строение мха»



Формирование представлений о моховидных как наиболее просто организованных высших растениях

Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. Ризоиди. Гаметофит. Спорофит. Смена поколений. Жизненный цикл. Торф

Знание особенностей строения моховидных растений на примере кукушкина льна и сфагнума. Различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах органов моховидных растений. Понимание роли воды в размножении мхов. Описание процесса смены поколений в жизненном цикле мхов. Знание значения мхов в природе и хозяйственной деятельности человека

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структури­ровать учебный матери­ал,

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам. Применение полученных знаний на практике. Эстетическое восприятие объектов природы.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об­суждать вопросы со сверстниками

Представление о мхах как наиболее примитивных высших растениях. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.




23

Паротниковидные Разнообразие споровых растений, их значение. Л.Р.№ 14 «Внешнее строение споровых растений»



1

Комбинированный.

Л.Р.№ 14 «Внешнее строение споровых растений»


Формирование представлений о многообразии и значении споровых растений

Гаметофит. Спорофит. Спорангий. Каменный уголь. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные.

Знание особенностей строения папоротников, Хвощевидных и плауновидных. Различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах представителей споровых растений. Описание процесса смены поколений в жизненном цикле папоротников.Знание значения споровых растений в природе и хозяйственной деятельности человека

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие эле­ментарных навыков ус­танавливания причинно-следствен­ных связей.

Личностные УУД: Потреб­ность в справедливом оценивании своей рабо­ты и работы одноклас­сников. Применение полученных знаний на практике. Эстетическое восприятие объектов природы.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете. Развитие навыков само­оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Осознание постепенности усложнений растений в связи с распространением по поверхности суши. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р. Эстетическое восприятие природы.




24

Отдел Голосеменные, строение, значение, многообразие

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о голосеменных как растениях, размножающихся семенами и имеющих сложное строение органов

Отдел Голосеменные. Хвоя. Шишки, Семена. Класс Хвойные

Знание особенностей строения голосеменных на примере хвойных растений. Различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах представителей голосеменных растений..Знание значения голосеменных растений в природе и хозяйственной деятельности человека

Познавательные УУД: умение выделять глав­ное в тексте, структури­ровать учебный матери­ал, грамотно формулировать вопро­сы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД:. Потребность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников. Применение полученных знаний на практике Эстетичес­кое восприятие приро­ды.

Регулятивные УУД: уме­ние определять цель ра­боты, планировать ее выполнение, представ­лять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в со­ставе творческих групп

Представление о голосеменных как более прогрессивных представителях растительного мира по сравнению со споровыми растениями. Представление о широком распространении голосеменных растений




25

Отдел Покрытосеменные. Особенности их строения и жизнедеятельности



1

Изучение и закрепление изученного материала


Формирование представлений об особенностях строения цветковых растений как наиболее сложноорганизованных и широко распространенных представителей растительного мира

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Цветок. Плод.

Знание особенностей строения покрытосеменных растений. Различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах представителей цветковых. Выделение и сравнение особенностей строения растений классов Однодольные и Двудольные.

Познавательные УУД: умение выделять глав­ное в тексте, структури­ровать учебный матери­ал, грамотно формули­ровать вопросы.

Личностные УУД:

По­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников. Эстетичес­кое восприятие приро­ды. Применение полученных знаний на практике

Регулятивные УУД: уме­ние определять цель ра­боты, планировать ее выполнение, представ­лять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об­суждать вопросы со сверстниками

Представления опреимуществах покрытосеменных растений, позволивших занять господствующее положение в современном мире растений




26

Семейства класса Двудольные.

Л.Р. 15 «Строение шиповника»




1

Комбинированный

Л.Р. 15 «Строение шиповника»


Формирование представлений об особенностях строения представителей семейства двудольных растений и их значение в природе и хозяйственной деятельности человека

Формула цветка. Семейства: Паслёновые, Сложноцветные, Розоцветные, Крестоцветные, Паслёновые.

Знание общих признаков растений каждого семейства двудольных – строение цветков, соцветий, плодов и листьев. Различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах представителей различных семейств. Знание значения растений разных семейств в природе и хозяйственной деятельности человека

Познавательные УУД: умение выделять глав­ное в тексте, структури­ровать учебный матери­ал, грамотно формулировать вопро­сы.

Личностные УУД: По­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников. Эстетичес­кое восприятие приро­ды. Применение полученных знаний на практике

Регулятивные УУД: уме­ние определять цель ра­боты, планировать ее выполнение, представ­лять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об­суждать вопросы со сверстниками

Понимание важности растений в хозяйственной деятельности человека. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.





27

Семейства класса Однодольные. Л.Р. 16 «Строение пшеницы»


1

Комбинированный

Л.Р. 16 «Строение пшеницы»

Формирование представлений об особенностях строения представителей семейства однодольных растений и их значение в природе и хозяйственной деятельности человека

Формула цветка. Семейства: Злаковые, Лилейные

Знание общих признаков растений каждого семейства однодольных – строение цветков, соцветий, плодов и листьев. Различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах представителей различных семейств. Знание значения растений разных семейств в природе и хозяйственной деятельности человека

Познавательные УУД: умение выделять глав­ное в тексте, структури­ровать учебный матери­ал, грамотно формулировать вопро­сы.


Личностные УУД: По­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников. Эстетичес­кое восприятие приро­ды. Применение полученных знаний на практике

Регулятивные УУД: уме­ние определять цель ра­боты, планировать ее выполнение, представ­лять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об­суждать вопросы со сверстниками


Понимание важности растений в хозяйственной деятельности человека. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.









28

Царство Бактерии



1

Изучение нового материала

Формирование представлений о бактериях как представителях самостоятельного царства живой природы

Прокариоты. Бактерии. Спора бактерии. Формы бактериальных клеток. Аэробы, анаэробы. Автотрофы, гетеротрофы. Бактерии:гнилостные, кишечные, молочнокислые, болезнетворные.

Знание особенностей строения и жизнедеятельности бактерий. Объяснение причин приспособленности бактерий заселять практически любые среды обитания и выдерживать неблагоприятные условия среды. Описание процесса спорообразования. Понимание отличия споры растений и грибов от споры бактерий. Знание разнообразия форм бактериальных клеток и различение их на рисунках и таблицах. Выделение существенных признаков различных способов питания бактерий.Знание значения различных групп бактерий в природе и жизни человека. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другую, давать определения понятиям. Приобретение навыков исследовательской деятельности

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимать важность бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Осознание микроскопических размеров бактерий, невозможности их обнаружения без увеличительных приборов. Представление о бактериях как одноклеточных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра. Представление о высокой приспособляемости бактерий к условиям существования.




29

Царство Грибы. Разнообразие грибов и их значение

Л.Р.17 «Строение грибов»




1

Изучение нового материала

Формирование представлений о грибах как представителях самостоятельного царства живой природы

Грибы. Микориза. Мицелий (грибница). Плодовое тело. Гифы. Дрожжи. Плесневые грибы. Ядовитые и съедобные шляпочные грибы.

Знание особенностей строения и жизнедеятельности грибов. Умение различать на таблицах , рисунках и муляжах трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Знание особенностей строения плесневых грибов на примере мукора. Различение на рисунках, таблицах и муляжах ядовитых и съедобных шляпочных грибов. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приведение доказательств положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другую, давать определения понятиям. Приобретение навыков исследовательской деятельности

Личностные УУД: эстетическое восприятие природы. умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимать важность бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете, развитие навыков само­оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, ар­гументировать свою точку зрения, овладевание навыками выступления перед аудиторией

Понимание причин объединения грибов в отдельное царство на основании знаний о их сходстве как с растениями, так и с животными


. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения Л.Р.






30

Лишайники



1


Изучение нового материала

Формирование представлений о лишайниках как организмах - симбионтах

Лишайники: накипные, листоватые и кустистые. Слоевище (таллом). Симбиоз.

Знание особенностей строения слоевища лишайников и разнообразие его форм. Умение различать формы лишайников на рисунках, таблицах и приводить примеры. Выделение уникальных особенностей строения и жизнедеятельности лишайников как организмов – симбионтов. Объяснение роли лишайников в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. Умение сравнивать и делать вы­воды на основании сравнений, готовить со­общения и презента­ции.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об­суждать вопросы со сверстниками

Представление о лишайниках как особой группе организмов, сочетающих в себе признаки растений и грибов.




Глава 6. Природные сообщества (2 ч.)


31

Влияние экологических факторов на растения



1

комбинированный

Формирование представлений о влиянии экологических факторов на растения

Экологические факторы. Экологические группы растений

Знание особенностей строения растений различных экологических групп. Умение различать растений различных мест обитания на рисунках, таблицах и приводить примеры.

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие эле­ментарных навыков ус­танавливания причинно-следствен­ных связей.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам. Эстетическое восприятие

Регулятивные УУД: раз­витие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, ар­гументировать свою точку зрения. Овладевание навыками выступ­лений перед аудиторией

Познавательный интерес к к многообразию растительного мира.

Представление о многообразии растительного мира планеты как результате приспосоляемости организмов к различным природным условиям.




32

Растительные сообщества. Охрана растений. Красная книга.



1

Изучение нового материала

Формирование представлений о растительных сообществах и их многообразии, о способах охраны природы позволяющих сохранить растительный мир планеты

Биогеоценоз. Растительное сообщество – фитоценоз. Ярусность. Смена фитоценозов. Охрана природы. Красная книга.

Знание определение понятий «биогеоценоз», «природное сообщество», «фитоценоз», «ярусность». Умение называть фитоценозы на основе знаний о преобладающей в ней растительности. Распределение растений по ярусам, объяснение причин возникновения ярусности. Знание искусственных и естетственных причин смены фитоценозов, приведение примеров. Знание о возрастающем влиянии деятельности человека на природу с древних времён до наших дней. Объяснение важности применеия мер, позволяющих сохранить растительный мир планеты. Знание и арзличение на рисунках и таблицах видов охраняемых растений (в том числе растений своей местности)

Познавательные УУД:

умение работать с текстом, выделять в нём главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам.Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми

Осознание взаимосвязанности растительных организмов друг с другом и с условиями окружающей их среды. Понимание зависимости всех компонентов природы друг от друга. Понимание важности охраны растительного мира планеты и возможности личного участия в этом процессе. Представление о различных способах защиты растений.




33


34

Повторение и обобщение


2

Обобщение и контроля

Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Осуществлить итоговый контроль знаний учащихся по итогам года

Все понятия курса

Знания основных понятий и терминов, изученных в течение года на уроках биологии.

Выделение существенных признаков представителей царства Растения, Грибы, Бактерии. Различие на рисунках, таблицах растений, относящихся к различным систематическим единицам. Знание строения органов растений разных таксонов и особенностей их жизнедеятельности. Объяснение роли представителей различных царств в живой природе.

Познавательные УУД

Умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, классифицировать объекты, устанавливать причинно – следственные связи. Умение работать с разноуровневымитестовыми заданиями.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие объектов природы.

Регулятивные УУД:

уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией.