Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч) |
| Вводный инструктаж по ТБ. Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | | | |
| Становление наук о человеке. | | | |
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч) |
| Систематическое положение человека. | | | |
| Историческое прошлое людей. | | | |
| Расы человека. Среда обитания. | | | |
Раздел 3. Строение и функции организма (5 ч) |
| Общий обзор организма человека. | | | |
| Клеточное строение организма. | | | |
| Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека». | | | |
| Нервная ткань. | | | |
| Рефлекторная регуляция. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 2 «Коленный рефлекс». Л.р. №3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения». | | | |
Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 ч) |
| Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. | | | |
| Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 4 «Микроскопическое строение кости». | | | |
| Соединения костей. | | | |
| Строение мышц. Обзор мышц человека. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 5 «Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки». | | | |
| Работа скелетных мышц и её регуляция. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 6 «Утомление при статической и динамической работе». | | | |
| Нарушения опорно-двигательной системы. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 7 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия» (выполняется дома). | | | |
| Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | | | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Опорно-двигательная система». | | | |
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч) |
| Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №8 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом». | | | |
| Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | | | |
| Иммунология на службе здоровья. | | | |
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы (8 ч) |
| Транспортные системы организма. | | | |
| Круги кровообращения. | | | |
| Строение сердца. | | | |
| Работа сердца. | | | |
| Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 9 «Измерение кровяного давления». Л.р. №10. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Л.р. №11 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» (выполняется дома) | | | |
| Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | | | |
| Первая помощь при кровотечениях. | | | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Кровеносная и лимфатическая системы организма». | | | |
Раздел 7. Дыхательная система (5 ч) |
| Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. | | | |
| Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | | | |
| Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | | | |
| Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 12 «Определение частоты дыхания». | | | |
| Травмы органов дыхания: профилактика, приемы реанимации. | | | |
Раздел 8. Пищеварительная система (6 ч) |
| Питание и пищеварение. | | | |
| Пищеварение в ротовой полости. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 13 «Определение положения слюнных желёз». | | | |
| Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 14 «Изучение действия ферментов желудочного сока на белки». | | | |
| Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. | | | |
| Регуляция пищеварения. | | | |
| Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | | | |
Раздел 9. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч) |
| Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. | | | |
| Витамины. | | | |
| Энергозатраты человека и пищевой рацион. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №15 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | | | |
Раздел 10. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение (4 ч) |
| Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №16. «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти». | | | |
| Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №17. «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки». | | | |
| Терморегуляция организма. Закаливание. | | | |
| Выделение. | | | |
Раздел 11. Нервная система человека (6 ч) |
| Значение нервной системы. | | | |
| Строение нервной системы. Спинной мозг. | | | |
| Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. | | | |
| Функции переднего мозга. | | | |
| Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №18 «Штриховое раздражение кожи». | | | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Нервная система». | | | |
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч) |
| Анализаторы. | | | |
| Зрительный анализатор. | | | |
| Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | | | |
| Слуховой анализатор. | | | |
| Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус. | | | |
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч) |
| Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. | | | |
| Врождённые и приобретённые программы поведения. | | | |
| Сон и сновидения. | | | |
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №19 «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста». | | | |
| Воля. Эмоции. Внимание. | | | |
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч) |
| Роль эндокринной регуляции. | | | |
| Функция желёз внутренней секреции. | | | |
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 ч) |
| Жизненные циклы. Размножение. Половая система. | | | |
| Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | | | |
| Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | | | |
| Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | | | |
| Итоговая работа за курс 8 класса в рамках промежуточной аттестации. | | | |