Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Замдиректора Директор
предметов по УВР ГУО «СШ №14»
естественного цикла Козлова Е.К. Машей Н.А.
Прот. № _________ ______________ ____________ от_______2018 г. _______________ ____________
Календарно-тематическое
планирование
по биологии
6 класс
2018-2019 учебный год
«Биология.
Линия жизни».
Учитель Машей Никита Александрович
г. Барановичи Брестской области
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений созданных под редакцией В.В.Пасечника/ авт.-сост. В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова- М.: Просвещение , 2008. Программа систематического курса биологии для основной школы ( 6-9 классов) составлена на основе государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом примерной программы основного общего образования по биологии.
Основными целями изучения биологии в 6 классе «Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов»
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе
Применение знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, выращивание растений и животных; оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Количество учебных часов 35 (1 час в неделю) (по Программе – 35 часов)
Тематический план:
Название темы | Количество часов |
Введение | 2 |
1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности | 6 |
2.Разнообразие организмов | 7 |
3.Жизнедеятельность организмов | 10 |
4.Размножение, рост и развитие организмов | 3 |
5.Регуляция жизнедеятельности организмов | 7 |
Лабораторных работ Практических работ | 5 2 |
Контрольных работ | 1 |
Академический школьный учебник:
В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова «Биология. Линия жизни», 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. под редакцией профессора В.В.Пасечника. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2-е издание, «Прсовещение», Москва, 2009 год.
Методические пособия для учителя:
Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений созданных под редакцией В.В.Пасечника/ авт.-сост. В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова- М.: Просвещение , 2008.
В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова. Пособие для учителя «Уроки биологии 6 класс», М.: Просвещение , 2008.
Н.А.Лемеза «Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Домашний репетитор». – 6-е издание, М.:Айрис-пресс, 2003
М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах», Волгоград: Учитель – 2005.-174 с
Интернет-ресурсы - сайты творчески работающих учителей биологии.
Дополнительная литература для обучающихся:
В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Линия жизни», 6 класс, 2-е издание, стереотипное, «Дрофа», Москва, 2011 г.
Календарно-тематическое планирование 6 класс «Природа»
№ урока | Дата | Тема урока | Дом.зад. | Использование ИКТ |
Введение. Биология как наука – 2 ч |
1 | | Биология – наука о живой природе | 5- 7 | През. «Природа живая и неживая» |
2 | | Разнообразие живой природы. | 8-10 | |
Глава 1. Клетка – основа строения жизнедеятельности организмов – 6 ч |
3 | | Увеличительные приборы Лаб.раб. № 1 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» Лаб.раб. № 2 «Устройство светового микроскопа» | 12-15 | През. «Микроскопы» |
4 | | Химический состав клетки. Неорганические, органические вещества клетки | 16 -19 | През. «Клетка» |
5 | | Строение клетки | 20-21 | През. «Клетка» |
6 | | Строение клеток кожицы чешуи лука Лаб.раб. № 3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | 22 - 23 | През. «Клетки кожицы лука» |
7 | | Жизнедеятельность клетки | 24-28 | През. «жизнь клетки» |
8 | | Обобщение знаний по теме «Клетка – основа строения жизнедеятельности организмов». Тест «Клетка» | | |
Глава 2. Разнообразие организмов – 7 ч |
9 | | Строение и многообразие бактерий | 30-33 | През. «Бактерии» |
10 | | Строение и многообразие грибов Лаб.раб. № 4 «Особенности строения мукора и дрожжей» | 34-37 | През. «Грибы» |
11 | | Характеристика царства Растения | 38-41 | През. «Царство Растения» |
12 | | Водоросли, мхи, папоротники, плауны, хвощи | 42-45 | През. |
13 | | Семенные растения Лаб.раб. № 5 «Внешнее строение цветкового растения» | 46-49 | През. |
14 | | Разнообразие животных | 50-54 | През. |
15 | | Обобщение знаний по теме «Разнообразие организмов» Тест «Строение организмов» | | |
Глава 3. Жизнедеятельность организмов – 10 ч |
16 | | Обмен веществ – главный признак жизни | 56-59 | |
17 | | Почвенное питание растений | 60-63 | През. |
18 | | Фотосинтез | 64-67 | През. |
19 | | Питание бактерий и грибов | 68-71 | През. |
20 | | Питание животных | 72-75 | През. |
21 | | Дыхание растений и животных | 76-79 | През. |
22 | | Передвижение веществ у растений | 80-83 | През. |
23 | | Передвижение веществ у животных | 84-85 | |
24 | | Выделение – необходимое условие обмена веществ | 86-90 | |
25 | | Обобщение знаний по теме «Жизнедеятельность организмов» Тест. | | |
Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов – 3 ч |
26 | | Размножение организмов, его значение. Практ. раб. № 1 «Вегетативное размножение комнатных растений» | 92-95 | През. |
27 | | Половое размножение | 96-99 | През. |
28 | | Рост и развитие живых организмов | 100-104 | През. |
Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов - 7 ч |
29 | | Раздражимость – свойство живых организмов | 106-109 | |
30 | | Гуморальная регуляция | 110-111 | |
31 | | Нейрогуморальная регуляция | 112-115 | |
32 | | Поведение. Практ. раб. № 2 «Изучение поведения аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов» | 116-117 | През. |
33 | | Движение организмов | 118-121 | През. |
34 | | Организм – единое целое. Обобщение по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов» | 122-124 | |
35 | | Контрольная работа по теме «Природа» | | |