№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11часов) |
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 час) |
1. | | Признаки и свойства живых организмов, их многообразие | 1 | Выделяют основные признаки живых организмов | Научиться называть основные свойства живых организмов, объяснять роль биологических знаний | Использовать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор необходимых источников информации; систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировку проблемы, формулировать ответы на вопросы учителя, строить понятное монологическое высказывание, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своего ответа, оценивать свой ответ, свою работу | Проявлять ответственное отношение к природе, осознавать необходимость охраны окружающей среды, демонстрировать интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук |
Тема 1.2. Химический состав клеток (2 часа) |
2. | | Химические элементы в клетке. Неорганические вещества клеток. | 1 | Изучают неорганические вещества клетки, заполняют схему | Научиться выполнять правила ТБ при выполнении лабораторных работ, использовать лабораторное оборудование, делать выводы по результатам работы, определять химический состав клеток растений | Использовать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, подводить итоги работы, планировать алгоритм действий при организации своей деятельности | Проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, применять знания и умения в повседневной жизни |
3. | | Органические вещества клеток Л/р №1 «Определение органических веществ в клубнях картофеля, выращиваемого в Кемеровской области» | 1 | Определяют наличие органических веществ в клетках растений, выполняют лабораторную работу. |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2 часа) |
4. | | Клетка и функции органоидов клеток. | 1 | Выделяют особенности строения клеток, заполняют таблицу | Научиться распознавать и описывать клеточное строение живых организмов, основные органоиды клеток растений и животных; называть клеточные структуры клетки и их функции, отличительные признаки растительной клетки от животной; характеризовать понятия: хлорофилл, хлоропласты, органоиды. | Использовать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, подводить итоги работы, планировать алгоритм действий при организации своей деятельности, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников | Проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, применять знания и умения в повседневной жизни, для чтения схематических рисунков и таблиц |
5. | | Л/р №2 «Строение клеток живых организмов» | 1 | Изучают особенности строения животных клеток на готовых микропрепаратах, выполняют лабораторную работу |
Тема 1.4. Деление клетки (1 час) |
6. | | Деление клетки – основы роста и размножения. Митоз и мейоз. Тест «Строение и деление клеток» | 1 | Изучают и характеризуют стадии деления клетки путем митоза и мейоза Обосновывают значение деления клетки. | Научится распознавать и описывать стадии деления клеток, характеризовать понятия: митоз, мейоз, хроматиды, называть структуры клетки, участвующие в делении, роль хромосом | Использовать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, обмениваться мнениями в паре | Проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук |
Тема 1.5. Ткани растений и животных (1 час) |
7. | | Обучение технологии выполнения тестов с альтернативным выбором ответа. Понятие «ткань». Типы тканей растений и животных. Л/р № 3 «Ткани живых организмов». | 1 | Различают типы тканей. Распознают и описывают их строение и функции растительных и животных тканей. Выполняют лабораторную работу. | Научаться называть существенные признаки строения биологических объектов, распознавать и описывать строение и функции тканей растений и животных, устанавливать соответствие между строением ткани и выполняемыми ими функциями | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, активно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью | Понимать значение знаний, образования в жизни человека, проявлять желание и стремление учиться |
Тема 1.6. Органы и системы органов (8 часов) |
8. | | Практика выполнения тестов с альтернативным выбором ответа. Понятие «орган». Органы цветкового растения (на примере представителей местной флоры). | 1 | Изучают понятие «орган». Называют органы растений | Научиться давать определения понятиям: ткань, орган, называть органы и системы органов, признаки, взаимосвязи; называть типы корневых систем, распознавать и описывать виды корней, зоны корня, различать виды почек, характеризовать строение стебля, различать виды листьев, их жилкование, листорасположение, распознавать и описывать по рисункам строение цветка, строение семян. Назвать органы хордовых животных, определять органы и системы органов по таблицам, устанавливать соответствие между функциями органов и систем органов, выполняющих данную функцию. | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, активно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами | Проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-эстетическую оценку изученного материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека |
9. | | Внешнее и внутреннее строение корней (на примере растений своей местности) | 1 | Изучают виды корней и корневых систем растений своей местности. |
10. | | Побег. Почка – зачаточный побег. Стебель – осевой орган побега | 1 | Изучают виды почек, выделяют их особенности. Изучают классификацию стеблей, характеризуют внутреннее строение стебля. Устанавливают связь особенностей анатомического строения стебля и его функций. |
11. | | Лист. Строение и функции. Терминологический диктант. | 1 | Изучают строение листа, типы жилкования, листорасположения, описывают листья растений по плану. |
12. | | Цветок, его значение и строение соцветия (на примере растений Кузбасса) | 1 | Изучают элементы цветка на примере представителей местной флоры, заполняют таблицу «Типы соцветий» |
13. | | Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян (на примере растений Кем. области) | 1 | Изучают классификацию и типологию плодов, дают их характеристику. Изучают строение семян растений своей местности, находят основные части семени. |
14. | | Системы органов. Совершенствование навыков выполнения тестовых заданий с альтернативным выбором ответа | 1 | Изучают понятие «системы органов» |
15 | | Основные системы органов животных . Л/р № 4 «Распознание органов у растений и животных на примере растений и животных Кемеровской области» | 1 | Дают характеристику систем органов и их функций, заполняют таблицу. Выполняют лабораторную работу |
Тема 1.7 Растения и животные как целостные организмы (1 час) |
16. | | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме (на примере живых организмов, обитающих в Кузбассе) Контрольная работа в формате ЕГЭ по теме «Живые организмы и среда» | 1 | Обосновывают важность взаимосвязи всех систем организма Выполняют задания контрольной работы. | Давать определения понятиям: ткань, орган, называть особенности строения и функции многоклеточного организма, признаки взаимосвязи органов. | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, активно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации позиции. | Правильно идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности. |
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (16 часов) |
Тема 2.1. Питание и пищеварение. (2 часа) |
17. | | Понятие «питание» Особенности питания растений. (на примере растений Кузбасса) Терминологический диктант. | 1 | Определяют сущность питания растений, обосновывают биологическую роль зеленых растений. | Научиться описывать механизмы почвенного и воздушного питания, объяснять значение воздушного питания для жизни на Земле, называть особенности строения пищеварительных систем животных, сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения, характеризовать понятия: растительноядные, хищники, трупоеды, паразиты, симбионты. | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, активно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, строить сообщения в соответствии с учебной задачей, принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя | Демонстрировать адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности в учении, осознавать необходимость охраны окружающей среды, владеть коммуникативными компетентностями в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителями в процессе учебной деятельности. |
18. | | Пищеварение и его значение. Пищеварительные системы животных (на примере животных Кузбасса) | 1 | Описывают сущность процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.Называют и отмечают на рисунках основные отделы пищеварительной системы |
Тема 2.2. Дыхание (1 час) |
19. | | Дыхание, его значение. Типы дыхания. Дыхание растений и животных. Контроль навыков выполнения тестов с альтернативным выбором ответа | 1 | Определяют сущность процесса дыхания, типы дыхания Сравнивают процессы дыхания и фотосинтеза, составляют схему. Называют типы дыхания у животных, приводят примеры животных и определяют тип дыхания. | Научиться давать определение понятия «дыхание», описывать сущность биологических процессов дыхания. Сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза, характеризовать понятия: жабры, трахеи, легкие, описывать типы дыхания. | Организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, применять знания при решении биологических задач, работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи. | Проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-эстетическую оценку изученного материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека. |
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 часа) |
20. | | Перенос веществ в организме. Транспорт веществ в растении П/р №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 | Называют и описывают проводящие системы растений. Наблюдают за биологическими процессами, описывают их, делают выводы. | Научиться называть типы водообмена у растений, распознавать и описывать растения различных экологических групп, использовать полученные знания для выращивания растений, описывать сущность и значение процесса переноса веществ в растении и животном организме, характеризовать понятия:кровь, лимфа, гемолимфа, типы кровеносной системы, называть органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, описывать органы кровеносной системы. | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, применять знания при решении биологических задач, работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи | Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-эстетическую оценку изученного материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека. |
21. | | Кровеносная система животных. Кровь, её составные части. Гемолимфа. | 1 | Описывают кровообращение млекопитающих. Характеризуют особенности транспорта веществ у животных. Изучают строение крови, описывают особенности строения и функции форменных элементов крови. |
Тема 2.4. Выделение (2 часа) |
22. | | Роль выделения. Продукты выделения. Выделение у растений (на примере растений Кузбасса) | 1 | Определяют признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют роль выделения в жизни организмов. | Научиться характеризовать понятия: сократительная вакуоль, выделительные канальцы, почки, нефридии, мочеточник, мочевой пузырь, описывать сущность процесса выделения у живых организмов, называть органы выделения у растений, давать определения понятия «обмен веществ», характеризовать понятия: теплокровные и хладнокровные животные. | Применять знания при решении биологических задач, работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи, осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность. | Ощущать потребность и демонстрировать готовность к самообразованию, в том числе, в рамках самостоятельной деятельности, ответственно относиться к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук |
23. | | Выделение у животных. Выделительные системы животных (на примере животных Кемеровской области). Терминологический диктант. | 1 | Приводят примеры выделительных систем у животных. Устанавливают взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ. |
Тема 2.5 Опорные системы (1 час) |
24. | | Обучение технологии выполнения тестов на установление соответствий. Опорные системы растений и животных Л/р № 5«Разнообразие опорных систем животных на примере животных Кемеровской области» | 1 | Называют и описывают опорные системы растений. Называют и описывают опорные системы животных, объясняют роль опорных систем для живых организмов. Выполняют лабораторную работу | Научиться называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных, пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы, приводить примеры животных с различными типами скелетов. | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность. | Ответственно относиться к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук |
Тема 2.6 Движение (2 часа) |
25 | | Движение – важнейшая особенность животных. Л/р № 6-7 «Движение инфузории туфельки.» «Перемещение дождевого червя.» | 1 | Называют и описывают способы движения животных, приводят примеры. Выполняют лабораторные работы | Научиться объяснять роль движения в жизни живых организмов, использовать лабораторное оборудование, делать выводы по результатам работы, называть способы передвижения животных, распознавать на таблицах органы движения животных и характеризовать их | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, овладевать опытом межличностной коммуникации, уметь корректно вести диалог, участвовать в дискуссии. | Ответственно относиться к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, стремиться к здоровому образу жизни. |
26 | | Двигательные реакции растений (на примере комнатных растений) Контрольная работа в формате ЕГЭ по теме «Опора и движение» | 1 | Приводят доказательства двигательной активности растений Выполняют задания контрольной работы. |
Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа) |
27. | | Практика выполнения тестов на установление соответствий Регуляция процессов жизнедеятельности Нервная система, особенности строения | 1 | Называют и определяют части регуляторных систем Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы Изучают типы нервных систем на примере животных своей местности | Научиться различать изученные объекты в природе, на таблицах, давать определения понятиям: рефлекс, раздражимость, распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы, называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию, описывать типы нервных систем животных. | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Владеть способами организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, поводить самооценку уровня личных учебных достижений |
28. | | Эндокринная система, её значение. Железы внутренней секреции. Терминологический диктант | 1 | Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов Изучают гормоны и их влияние на организм |
Тема 2.8 Размножение (2 часа) |
29. | | Размножение, его значение. Способы размножения. Контроль навыков выполнения тестов на установление соответствий | 1 | Определяют роль размножения в жизни живых организмов, выявляют особенности полового и бесполого размножения | Научиться описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений, процессы вегетативного размножения, выделять отличительные особенности полового и бесполого размножения, приводить примеры бесполого размножения, распознавать и описывать способы бесполого размножения, наблюдать за развитием растений при бесполом размножении. | Формулировать ответы на вопросы учителя, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, понимать их позицию, оценивать свой ответ, свою работу, работу одноклассников, выполнять практическую работу | Демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека, правильно идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности, демонстрировать адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимать необходимость учения, осознать свои возможности в учении |
30. | | Бесполое и половое размножение животных и растений П/р №2. «Вегетативное размножение комнатных растений». | 1 | Описывают сущность бесполого и полового размножения, наблюдают за биологическими процессами и описывают их. Выполняют практическую работу. |
Тема 2.9 Рост и развитие (2 часа) |
31. | | Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян растений Кемеровской области. | 1 | Изучают этапы прорастания семян и развития растений, способы прорастания семян на примере представителей местной флоры. Изучают условия, необходимые для прорастания семян | Научиться различать объекты в природе, на таблицах, распознавать и описывать на таблице части цветка, семена растений, типы плодов, выделять различия между процессами роста и развития, объяснять стадии развития растений, называть условия для формирования и прорастания семян, наблюдать за ростом и развитием растений. | Осуществлять поиск интересной информации (из материалов учебника, из личного практического опыта), планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, принимать их позицию. | Проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, применять знания и умения в повседневной жизни, демонстрировать адекватную позитивную самооценку. |
32. | | Особенности развития животных П/р №3 «Прямое и непрямое развитие насекомых на примере обитателей Кемеровской области» | 1 | Изучают основные этапы развития животных, выполняют практическую работу. |
Раздел 3. Организм и среда (2 часа) |
Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды ( 1 час) |
33. | | Влияние факторов неживой природы на живые организмы Взаимосвязи живых организмов в природных сообществах Кемеровской области. | 1 | Характеризуют и сравнивают основные факторы среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к среде обитания. Изучают типы биотических взаимоотношений, заполняют таблицу | Научиться характеризовать понятия: среда обитания, факторы среды, факторы живой и неживой природы, оценивать влияние факторов среды на живые организмы | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, принимать учебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, применять знания и умения в повседневной жизни, демонстрировать адекватную позитивную самооценку |
Тема 3.2 Природные сообщества (1 час) |
34. | | Природное сообщество и экосистема. Связи в природном сообществе. Цепи питания в природных сообществах Кемеровской области. | 1 | Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Изучают структуру цепей питания, составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы | Научиться характеризовать понятия: пищевые цепи, пищевые цепи, природное сообщество, экосистема, указывать характер взаимоотношений между организмами в природном сообществе, составлять простейшие цепи питания | Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, овладевать опытом межличностной коммуникации, меть корректно вести диалог, участвовать в дискуссии. | Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-эстетическую оценку изученного материала,. |
35. | | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 | Выполняют задания контрольной работы | Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе. | Устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания для решения биологических задач | Демонстрировать адекватную позитивную самооценку, идентифицировать себя с позиции школьника |