СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по биологии, 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП по биологии, 6 класс»

Календарно-тематическое планирование «Биология. Живой организм. 6 класс»

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11часов)

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 час)

1.


Признаки и свойства живых организмов, их многообразие

1

Выделяют основные признаки живых организмов

Научиться называть основные свойства живых организмов, объяснять роль биологических знаний

Использовать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор необходимых источников информации; систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировку проблемы, формулировать ответы на вопросы учителя, строить понятное монологическое высказывание, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своего ответа, оценивать свой ответ, свою работу

Проявлять ответственное отношение к природе, осознавать необходимость охраны окружающей среды, демонстрировать интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук

Тема 1.2. Химический состав клеток (2 часа)

2.


Химические элементы в клетке. Неорганические вещества клеток.

1

Изучают неорганические вещества клетки, заполняют схему

Научиться выполнять правила ТБ при выполнении лабораторных работ, использовать лабораторное оборудование, делать выводы по результатам работы, определять химический состав клеток растений

Использовать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, подводить итоги работы, планировать алгоритм действий при организации своей деятельности

Проявлять

интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, применять знания и умения в повседневной жизни


3.


Органические вещества клеток Л/р №1 «Определение органических веществ в клубнях картофеля, выращиваемого в Кемеровской области»

1

Определяют наличие органических веществ в клетках растений, выполняют лабораторную работу.

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2 часа)

4.


Клетка и функции органоидов клеток.

1

Выделяют особенности строения клеток, заполняют таблицу

Научиться распознавать и описывать клеточное строение живых организмов, основные органоиды клеток растений и животных; называть клеточные структуры клетки и их функции, отличительные признаки растительной клетки от животной; характеризовать понятия: хлорофилл, хлоропласты, органоиды.

Использовать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, подводить итоги работы, планировать алгоритм действий при организации своей деятельности, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников





Проявлять

интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, применять знания и умения в повседневной жизни, для чтения схематических рисунков и таблиц


5.


Л/р №2 «Строение клеток живых организмов»

1

Изучают особенности строения животных клеток на готовых микропрепаратах, выполняют лабораторную работу

Тема 1.4. Деление клетки (1 час)

6.



Деление клетки – основы роста и размножения. Митоз и мейоз.

Тест «Строение и деление клеток»

1


Изучают и характеризуют стадии деления клетки путем митоза и мейоза Обосновывают значение деления клетки.


Научится распознавать и описывать стадии деления клеток, характеризовать понятия: митоз, мейоз, хроматиды, называть структуры клетки, участвующие в делении, роль хромосом

Использовать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, обмениваться мнениями в паре

Проявлять

интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук

Тема 1.5. Ткани растений и животных (1 час)

7.



Обучение технологии выполнения тестов с альтернативным выбором ответа. Понятие «ткань». Типы тканей растений и животных. Л/р № 3 «Ткани живых организмов».

1


Различают типы тканей. Распознают и описывают их строение и функции растительных и животных тканей.

Выполняют лабораторную работу.

Научаться называть существенные признаки строения биологических объектов, распознавать и описывать строение и функции тканей растений и животных, устанавливать соответствие между строением ткани и выполняемыми ими функциями

Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, активно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью


Понимать значение знаний, образования в жизни человека, проявлять желание и стремление учиться

Тема 1.6. Органы и системы органов (8 часов)

8.


Практика выполнения тестов с альтернативным выбором ответа. Понятие «орган». Органы цветкового растения (на примере представителей местной флоры).

1

Изучают понятие «орган». Называют органы растений

Научиться давать определения понятиям: ткань, орган, называть органы и системы органов, признаки, взаимосвязи; называть типы корневых систем, распознавать и описывать виды корней, зоны корня, различать виды почек, характеризовать строение стебля, различать виды листьев, их жилкование, листорасположение,

распознавать и описывать по рисункам строение цветка, строение семян.

Назвать органы хордовых животных, определять органы и системы органов по таблицам, устанавливать соответствие между функциями органов и систем органов, выполняющих данную функцию.

Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, активно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами

Проявлять

интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-эстетическую оценку изученного материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека

9.


Внешнее и внутреннее строение корней (на примере растений своей местности)

1

Изучают виды корней и корневых систем растений своей местности.

10.



Побег. Почка – зачаточный побег. Стебель – осевой орган побега

1

Изучают виды почек, выделяют их особенности. Изучают классификацию стеблей, характеризуют внутреннее строение стебля. Устанавливают связь особенностей анатомического строения стебля и его функций.

11.


Лист. Строение и функции. Терминологический диктант.

1

Изучают строение листа, типы жилкования, листорасположения, описывают листья растений по плану.

12.


Цветок, его значение и строение соцветия (на примере растений Кузбасса)

1

Изучают элементы цветка на примере представителей местной флоры, заполняют таблицу «Типы соцветий»


13.



Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян (на примере растений Кем. области)


1

Изучают классификацию и типологию плодов, дают их характеристику. Изучают строение семян растений своей местности, находят основные части семени.

14.


Системы органов. Совершенствование навыков выполнения тестовых заданий с альтернативным выбором ответа

1

Изучают понятие «системы органов»

15


Основные системы органов животных . Л/р № 4 «Распознание органов у растений и животных на примере растений и животных Кемеровской области»

1

Дают характеристику систем органов и их функций, заполняют таблицу. Выполняют лабораторную работу

Тема 1.7 Растения и животные как целостные организмы (1 час)

16.


Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме (на примере живых организмов, обитающих в Кузбассе) Контрольная работа в формате ЕГЭ по теме «Живые организмы и среда»

1

Обосновывают важность взаимосвязи всех систем организма

Выполняют задания контрольной работы.

Давать определения понятиям: ткань, орган, называть особенности строения и функции многоклеточного организма, признаки взаимосвязи органов.

Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, активно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации позиции.

Правильно идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (16 часов)

Тема 2.1. Питание и пищеварение. (2 часа)

17.


Понятие «питание» Особенности питания растений. (на примере растений Кузбасса) Терминологический диктант.

1

Определяют сущность питания растений, обосновывают биологическую роль зеленых растений.

Научиться описывать механизмы почвенного и воздушного питания, объяснять значение воздушного питания для жизни на Земле, называть особенности строения пищеварительных систем животных, сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения, характеризовать понятия: растительноядные, хищники, трупоеды, паразиты, симбионты.

Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, активно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, строить сообщения в соответствии с учебной задачей, принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя

Демонстрировать адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности в учении, осознавать необходимость охраны окружающей среды, владеть коммуникативными компетентностями в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителями в процессе учебной деятельности.

18.


Пищеварение и его значение. Пищеварительные системы животных (на примере животных Кузбасса)

1

Описывают сущность процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.Называют и отмечают на рисунках основные отделы пищеварительной системы

Тема 2.2. Дыхание (1 час)

19.


Дыхание, его значение. Типы дыхания. Дыхание растений и животных. Контроль навыков выполнения тестов с альтернативным выбором ответа

1


Определяют сущность процесса дыхания, типы дыхания

Сравнивают процессы дыхания и фотосинтеза, составляют схему. Называют типы дыхания у животных, приводят примеры животных и определяют тип дыхания.

Научиться давать определение понятия «дыхание», описывать сущность биологических процессов дыхания. Сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза, характеризовать понятия: жабры, трахеи, легкие, описывать типы дыхания.

Организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, применять знания при решении биологических задач, работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи.

Проявлять

интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-эстетическую оценку изученного материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 часа)

20.


Перенос веществ в организме. Транспорт веществ в растении П/р №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

1

Называют и описывают проводящие системы растений. Наблюдают за биологическими процессами, описывают их, делают выводы.

Научиться называть типы водообмена у растений, распознавать и описывать растения различных экологических групп, использовать полученные знания для выращивания растений, описывать сущность и значение процесса переноса веществ в растении и животном организме, характеризовать понятия:кровь, лимфа, гемолимфа, типы кровеносной системы, называть органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, описывать органы кровеносной системы.

Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, применять знания при решении биологических задач, работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи

Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять

интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-эстетическую оценку изученного материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека.


21.


Кровеносная система животных. Кровь, её составные части. Гемолимфа.

1

Описывают кровообращение млекопитающих. Характеризуют особенности транспорта веществ у животных. Изучают строение крови, описывают особенности строения и функции форменных элементов крови.

Тема 2.4. Выделение (2 часа)

22.


Роль выделения. Продукты выделения. Выделение у растений (на примере растений Кузбасса)

1

Определяют признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют роль выделения в жизни организмов.

Научиться характеризовать понятия: сократительная вакуоль, выделительные канальцы, почки, нефридии, мочеточник, мочевой пузырь, описывать сущность процесса выделения у живых организмов, называть органы выделения у растений, давать определения понятия «обмен веществ», характеризовать понятия: теплокровные и хладнокровные животные.

Применять знания при решении биологических задач, работать с текстами параграфа и их компонентами, выполнять постановку учебной задачи, осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность.

Ощущать потребность и демонстрировать готовность к самообразованию, в том числе, в рамках самостоятельной деятельности, ответственно относиться к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, проявлять

интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук

23.


Выделение у животных. Выделительные системы животных (на примере животных Кемеровской области). Терминологический диктант.

1

Приводят примеры выделительных систем у животных. Устанавливают взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ.

Тема 2.5 Опорные системы (1 час)

24.


Обучение технологии выполнения тестов на установление соответствий. Опорные системы растений и животных Л/р № 5«Разнообразие опорных систем животных на примере животных Кемеровской области»

1

Называют и описывают опорные системы растений. Называют и описывают опорные системы животных, объясняют роль опорных систем для живых организмов. Выполняют лабораторную работу

Научиться называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных, пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы, приводить примеры животных с различными типами скелетов.

Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать свою учебную деятельность.


Ответственно относиться к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, проявлять

интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук

Тема 2.6 Движение (2 часа)

25


Движение – важнейшая особенность животных. Л/р № 6-7 «Движение инфузории туфельки.» «Перемещение дождевого червя.»

1

Называют и описывают способы движения животных, приводят примеры. Выполняют лабораторные работы

Научиться объяснять роль движения в жизни живых организмов, использовать лабораторное оборудование, делать выводы по результатам работы, называть способы передвижения животных, распознавать на таблицах органы движения животных и характеризовать их

Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, овладевать опытом межличностной коммуникации, уметь корректно вести диалог, участвовать в дискуссии.

Ответственно относиться к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, проявлять

интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, стремиться к здоровому образу жизни.

26



Двигательные реакции растений (на примере комнатных растений)

Контрольная работа в формате ЕГЭ по теме «Опора и движение»

1


Приводят доказательства двигательной активности растений

Выполняют задания контрольной работы.

Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа)

27.


Практика выполнения тестов на установление соответствий Регуляция процессов жизнедеятельности

Нервная система, особенности строения

1


Называют и определяют части регуляторных систем

Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы

Изучают типы нервных систем на примере животных своей местности

Научиться различать изученные объекты в природе, на таблицах, давать определения понятиям: рефлекс, раздражимость, распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы, называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию, описывать типы нервных систем животных.

Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Владеть способами организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, поводить самооценку уровня личных учебных достижений

28.


Эндокринная система, её значение. Железы внутренней секреции.

Терминологический диктант

1

Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов

Изучают гормоны и их влияние на организм

Тема 2.8 Размножение (2 часа)

29.


Размножение, его значение. Способы размножения. Контроль навыков выполнения тестов на установление соответствий

1

Определяют роль размножения в жизни живых организмов, выявляют особенности полового и бесполого размножения

Научиться описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений, процессы вегетативного размножения, выделять отличительные особенности полового и бесполого размножения, приводить примеры бесполого размножения, распознавать и описывать способы бесполого размножения, наблюдать за развитием растений при бесполом размножении.

Формулировать ответы на вопросы учителя, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, понимать их позицию, оценивать свой ответ, свою работу, работу одноклассников, выполнять практическую работу

Демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека, правильно идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности, демонстрировать адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимать необходимость учения, осознать свои возможности в учении


30.


Бесполое и половое размножение животных и растений П/р №2. «Вегетативное размножение комнатных растений».

1

Описывают сущность бесполого и полового размножения, наблюдают за биологическими процессами и описывают их. Выполняют практическую работу.


Тема 2.9 Рост и развитие (2 часа)

31.


Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян растений Кемеровской области.

1

Изучают этапы прорастания семян и развития растений, способы прорастания семян на примере представителей местной флоры. Изучают условия, необходимые для прорастания семян

Научиться различать объекты в природе, на таблицах, распознавать и описывать на таблице части цветка, семена растений, типы плодов, выделять различия между процессами роста и развития, объяснять стадии развития растений, называть условия для формирования и прорастания семян, наблюдать за ростом и развитием растений.

Осуществлять поиск интересной информации (из материалов учебника, из личного практического опыта), планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, принимать их позицию.

Проявлять

интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, применять знания и умения в повседневной жизни, демонстрировать адекватную позитивную самооценку.


32.


Особенности развития животных П/р №3 «Прямое и непрямое развитие насекомых на примере обитателей Кемеровской области»

1

Изучают основные этапы развития животных, выполняют практическую работу.

Раздел 3. Организм и среда (2 часа)

Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды ( 1 час)

33.


Влияние факторов неживой природы на живые организмы Взаимосвязи живых организмов в природных сообществах Кемеровской области.

1

Характеризуют и сравнивают основные факторы среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к среде обитания. Изучают типы биотических взаимоотношений, заполняют таблицу

Научиться характеризовать понятия: среда обитания, факторы среды, факторы живой и неживой природы, оценивать влияние факторов среды на живые организмы

Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, принимать учебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, применять знания и умения в повседневной жизни, демонстрировать адекватную позитивную самооценку

Тема 3.2 Природные сообщества (1 час)

34.


Природное сообщество и экосистема. Связи в природном сообществе. Цепи питания в природных сообществах Кемеровской области.

1

Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Изучают структуру цепей питания, составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы

Научиться характеризовать понятия: пищевые цепи, пищевые цепи, природное сообщество, экосистема, указывать характер взаимоотношений между организмами в природном сообществе, составлять простейшие цепи питания

Осуществлять поиск и отбор источников информации; систематизировать информацию, формулировать проблемы, делать выводы, овладевать опытом межличностной коммуникации, меть корректно вести диалог, участвовать в дискуссии.

Проявлять интерес к новому материалу, способу решения учебной задачи и способу действия, проявлять интерес и любознательность к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-эстетическую оценку изученного материала,.

35.


Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ

1

Выполняют задания контрольной работы

Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе.

Устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания для решения биологических задач

Демонстрировать адекватную позитивную самооценку, идентифицировать себя с позиции школьника



Виды контроля по курсу «Биология. Живой организм. 6 класс»

Л/р

П/р

Контрольные работы

Тематич. тесты

Термин. диктант

7

3

3

1

4





Практическая часть программы

курса «Биология. Живой организм. 6 класс»

Дата

Практическая

часть программы


Л/р № 1 «Определение органических веществ в клубнях картофеля, выращиваемого в Кемеровской области »


Л/р № 2 «Строение клеток живых организмов»


Л/р № 3 «Ткани живых организмов».


Л/р № 4 «Распознание органов у растений и животных на примере растений и животных Кемеровской области»


П/р № 1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»


Л/р № 5 «Разнообразие опорных систем животных на примере животных Кемеровской области»


Л/р № 6-7 «Движение инфузории туфельки.» «Перемещение дождевого червя.»


П/р № 2. «Вегетативное размножение комнатных растений».


П/р № 3 «Прямое и непрямое развитие насекомых на примере обитателей Кем. области»

















30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!