СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по литературе. 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематическое планирование с контрольными и проверочными работами по литературе для обучающихся 7 класса. ФГОС

Просмотр содержимого документа
«КТП по литературе. 7 класс»

Контрольные и проверочные работы. 7класс

№ п/п

Тема работы

Вид работы

Сроки проведения

Из древнерусской литературы

1

Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов

Сочинение


Из русской литературы XIX века

2

А. С. Пушкин . Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из вопросов

Сочинение


3

Р.Р. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос

Сочинение


4

Р.Р. Литературный ринг

Конкурсы.

Задания в тестовой форме


5

Р.Р. «Край ты мой, родимый край…»

Анализ

теста


Из русской литературы XX века

6

Р.Р. Классное контрольное сочинение

Сочинение


7

Контрольная работа по произведениям русской литературы

Задания в тестовой форме


Итоговый контроль

8

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся

Задания в тестовой форме














Календарно- тематическое планирование. 7 класс

п/п

Тема урока


Количество

часов

Дата

проведения

Планируемые результаты

по

плану

по

факту

предметные

метапредметные

Введение

1


1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема

литературы.


Практическая работа.

Изучение структуры учебника, выявление учебных функций. Устная характеристика разделов учебника и практикума.

Самостоятельная работа.

Подбор афоризмов, пословиц и поговорок о писателях и книгах. Написание для школьной газеты статьи на тему «Советы читателю».

1



Осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению

Устное народное творчество

6


2

Предания как поэтическая автобиография народа.


Самостоятельная работа.

Различные виды пересказов преданий. Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?» Подготовка устного рассказа о собирателе былин на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

1



Осваивать исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление)

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий.

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.


Практическая работа.

Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «гипербола».

Самостоятельная работа.

Составление сообщения о былинах на основе статьи В. П. Аникина. Подготовка сообщения об одном из иллюстраторов былин. Устная характеристика героя былины. Подготовка инсценированного чтения былины. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1



Уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки.


4

Былина «Садко». Своеобразие и поэтичность былины.

Вн.чт. Русские былины Киевского и Новгородского циклов


Практическая работа.

Составление устного и письменного портрета героя былины (с использованием цитирования).

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения фрагментов былин. Письменный ответ на вопрос «Почему народ сложил былины о своих героях?». Написание отзыва на одно из произведений на былинный сюжет. Составление словарика «Устаревшие слова в былинах». Подготовка выразительного чтения фрагментов мифологического эпоса «Калевала».

Проекты.

Создание иллюстрированного электронного сборника «Русские былины» (вступительная статья, иллюстрации с цитатными подписями, иллюстрации учащихся, словарик устаревших слов, письменные работы одноклассников и др.). Подготовка литературного вечера, посвящённого былинам

1



Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин.


5

Вн.чт. «Калевала» – карело- финский мифологический эпос


Практическая работа.

Составление таблиц «Герои русского и карело-финского эпоса» или «Черты ми- фологического эпоса в „Калевале“». Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «гипербола», «мифологический эпос».

Самостоятельная работа.

Сравнительная характеристика героев русского и карело-финского эпоса. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите

1



Уметь выразительно читать текст,

определять, какое развитие получили фольклорные традиции в мировой литературе.

6

«Песнь о Роланде» (фрагменты).


Практическая работа.

Сравнение стихотворного и прозаического переводов песни.

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения фрагментов песни. Пересказ фрагментов песни, прочитанных самостоятельно. Создание собственных иллюстраций. Подготовка устного рассказа о собирателе пословиц на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Проект.

Составление электронного иллюстрированного сборника «Персонажи героического и мифологического эпоса народов мира»

1



7

Пословицы и поговорки.


Практическая работа.

Сопоставительный анализ пословиц разных стран мира на одну тему.

Самостоятельная работа.

Составление устного рассказа о пословицах и их собирании. Написание сочинения или составление устного рассказа по пословице.

Проект.

Составление электронного сборника пословиц разных стран на общую тему (о труде, о дружбе, об ученье и книгах и др.) со вступительной статьёй о пословицах

1



Уметь отличать пословицы и поговорки, знать особенность малых жанров устного народного творчества

Из древнерусской литературы

2


8

«Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.


Практическая работа.

Составление пересказов древнерусских текстов на современный язык.

Самостоятельная работа.

Составление стилизации в жанре поучения. Чтение и истолкование «Наставления Тверского епископа Семёна» Подготовка сообщения «Нравственные заветы Древней Руси»

1



Уметь выразительно читать текст,

определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: уметь анализировать текст жития, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности.


Практическая работа.

Сопоставление содержания жития с требованиями житийного канона. Выявление черт фольклорной традиции в повести, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Самостоятельная работа.

Подготовка устного рассказа о М. В. Ломоносове на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Каковы художественные особенности былин?

2. Что воспевает народ в героическом эпосе? 3. Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

4. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?

Проект.

Составление электронного альбома «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси»

1



Воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев.

Из русской литературы XVIII века

2


10

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова.


Практическая работа.

Поиск в стихах Ломоносова слов высокого штиля и определение их роли.

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения стихов Ломоносова наизусть. Написание текста устной речи «Похвальное слово Ломоносову». Подготовка устного рассказа о Г. Р. Державине на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение и осмысление фрагмента из романа В. Ф. Ходасевича «Державин»

1



Уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»).

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст)

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля

11

Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина.


Практическая работа.

Составление таблицы «Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина».

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений. Написание текста устной речи «Похвальное слово Державину – поэту и гражданину». Устный рассказ «Мой Пушкин» на основе самостоятельного поиска материалов о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение отрывка из романа Ю. Тынянова «Пушкин», фрагментов литературоведческих статьей о Пушкине

1



Из русской литературы XIX века

27


12

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы «Медный всадник». Образ Петра I.


Практическая работа.

Составление плана вступления к поэме «Медный всадник» и определение настроения каждой части. Выявление авторской позиции, выраженной в его гимне городу.

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения вступления наизусть.

Письменный ответ на вопрос «Что и почему любит поэт в облике Петербурга?»

1



Уметь создавать монологическую речь

Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану

Коммуникативные: задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы.

13

А.С. Пушкин.Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоста­вительный анализ порт­ретов Петра I и Карла XII


Практическая работа. Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII (по поэме «Полтава»). Составление плана сравнительной характеристики полководцев. Устное и письменное высказывание по 179 плану. Анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении.

Самостоятельная работа.

Подготовка устного рассказа о Пушкине. Подготовка сочинения-рассуждения «Каким я представляю себе Пушкина на основе его портретов (памятников)?». Подготовка выразительного чтения отрывка из поэмы «Полтава» наизусть

1



Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев.

14

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.


Практические работы.

Выявление черт баллады в «Песни о вещем Олеге». Сопоставление текстов баллады и летописи. Составление плана сравнительной характеристики Олега и волхва. Устное высказывание по плану.

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения баллады наизусть.

Письменный ответ на вопрос «В чём смысл противопоставления Олега и волхва?».

Создание собственных иллюстраций к балладе или сценария диафильма.

1



Уметь анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности.

15

А.С. Пушкин. Драма "Борис Годунов". Образ летописца.


Практическая работа.

Подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя». Сопоставление начальной и окончательной редакций текста.

Самостоятельная работа.

Подготовка инсценированного чтения сцены «Келья в Чудовом монастыре». Составление словаря речи Пимена, монаха и летописца. Написание очерка «Иллюстрации к произведениям Пушкина в учебнике для 7 класса». Чтение повести «Станционный смотритель»

1



Уметь анализировать варианты написания текста драмы, динамику авторской позиции, подбирать иллюстрации к сцене «В келье Пимена».

16

Проза А.С. Пушкина.

«Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.


Практическая работа.

Составление плана характеристики Самсона Вырина.

Самостоятельная работа.

Письменный ответ на вопрос «Как в образе Самсона Вырина проявились черты „маленького человека“?». Поиск в Интернете иллюстраций к повести и их рецензирование. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите. Чтение библейского сюжета о блудном сыне

1



Уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали), анализировать художественный текст, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика.

17


А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.


Практическая работа.

Анализ эпизодов «Самсон Вырин у Минского» и «Дуня на могиле отца».

Самостоятельная работа.

Подготовка вопросов для викторины по произведениям Пушкина. Подготовка устного рассказа о портретах Лермонтова и памятниках поэту на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из вопросов:

1. Какой показана история России в произведениях А. С. Пушкина?

2. Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в «Повестях Белкина»?

3. В чём своеобразие рассказчика в «Повестях Белкина»?

Проекты.

Инсценирование фрагментов «Повестей Белкина», показ ученического спектакля. Подготовка литературного вечера, посвящённого произведениям Пушкина (подготовка конкурсов на лучшее выразительное чтение, инсценирование, иллюстрацию, литературная викторина)

1



Уметь самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами.

18

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.


Практическая работа.

Составление цитатной таблицы «Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича» .

Самостоятельная работа.

Подготовка устного рассказа о Лермонтове. Составление письменной сравнительной характеристики Калашникова и Кирибеевича.

Проект.

Составление электронного альбома «Герои „Песни…“ в книжной графике»

1



Уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы.

19

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика.


Практическая работа.

Поиск в поэме цитатных примеров, подтверждающих её связь с фольклором, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств.

Самостоятельная работа.

Письменный ответ на один из вопросов:

1. Какие человеческие качества воспевает Лермонтов в образе купца Калашникова?

2. Почему лирический герой поэзии Лермонтова видит источник душевных сил и творчества в общении с природой?

3. Какую роль играет в поэме её связь с фольклором?

1



Уметь определять отношение автора к изображаемому.

20

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива…". Проблема гармонии человека и природы


Практические работы.

Составление плана анализа стихотворений. Характеристика их ритмико-метрических особенностей. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции.

Самостоятельная работа.

Подготовка к выразительному чтению стихотворений наизусть (по выбору). Письменный анализ одного их стихотворений. Написание сочинения-эссе «Мой Лермонтов». Подготовка сообщения о Гоголе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение повести «Тарас Бульба».

Проект.

Лермонтовский вечер (электронная презентация о лермонтовских местах, портретах поэта и памятниках, конкурс чтецов, прослушивание и исполнение песен и романсов на стихи поэта, викторина по произведениям Лермонтова)

1



Уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); анализировать поэтический текст.

21

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.


Практическая работа.

Составление плана характеристики Тараса Бульбы. Анализ эпизода «Приезд сыновей из бурсы».

Самостоятельная работа.

Письменный анализ эпизода «Приезд сыновей из бурсы» или письменный ответ на вопрос «Какие качества характера Тараса Бульбы достойны восхищения?». Подготовка выразительного чтения наизусть речи Тараса о товариществе

1



Уметь сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное.

22

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.


Практическая работа.

Устный сопоставительный анализ образов Остапа и Андрия.

Самостоятельная работа.

Письменная сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

Проект.

Составление электронной презентации «Повесть Н. В. Гоголя „Тарас Бульба“ в иллюстрациях художников и учащихся»

1



Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические.

23

Р.Р. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос (по выбору):

1. Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы?

2. Зачем в повести противопоставлены образы Остапа и Андрия?

3. Какова роль картин природы в понимании смысла повести?

Самостоятельная работа.

Чтение повести «Коляска». Устный рассказ о Тургеневе и его сборнике «Записки охотника» на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

1



24

И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой


Практическая работа.

Подбор примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Самостоятельная работа.

Подготовка различных видов пересказов. Письменная характеристика героя рассказа (или сравнительная характеристика героев)

1



Уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте.

25

И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа


Практическая работа.

Устный анализ эпизодов «Гроза», «Интерьер избы Бирюка», «Разговор Бирюка и мужика» (по группам).

Самостоятельная работа.

Письменный анализ эпизода. Чтение стихотворений в прозе

1



26

И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворения в прозе как жанр.


Практическая работа.

Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «стихотворение в прозе». Составление таблицы «Нравственность и человеческие взаимоотношения в стихотворениях в прозе».

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений в прозе. Сочинение стихотворения в прозе. Устный рассказ о Некрасове на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Проект.

Составление коллективного сборника «Сочиняем и иллюстрируем стихотворения в прозе»

1



Уметь определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения

27

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.


Практическая работа.

Составление плана и устный анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Самостоятельная работа.

Подготовка к инсценированию и анализ эпизода. Написание отзыва на фрагмент из кинофильма «Звезда пленительного счастья»

1



Уметь определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора.

28

Вн.чт. H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.


Практическая работа.

Подбор цитат на тему «Риторические вопросы и восклицания — их функция в стихотворении „Размышления…“». Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих трёхсложные размеры стиха.

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть (фрагмент). Подготовка сопоставительной таблицы «Реальные факты жизни и их переосмысление в стихотворении „Размышления…“». Подготовка устного рассказа об А. К. Толстом на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

1



Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета.

29

А.К. Толстой. Исторические

баллады «Василий

Шибанов» и «Михайло

Репнин».


Практическая работа.

Поиск в балладах эпитетов и сравнений и определение их смысловой роли. Составление сопоставительной таблицы «Шибанов и Калашников».

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента баллады. Письменный ответ на вопрос «В чём сходство и различие характеров Шибанова и Калашникова?». Устный рассказ о Салтыкове-Щедрине на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

1



Уметь анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад.

30

Смех сквозь слёзы, или "Уроки Щедрина". М. Е. Салтыков-Щедрин. «По - весть о том, как один мужик двух генералов прокормил»


Практическая работа.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «ирония» и «сатира» и различные формы выражения авторской позиции. Самостоятельная работа. Инсценирование фрагментов сказок. Составление викторины по сказкам. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите.

Проект.

Подготовка ученического спектакля «Сказки для детей изрядного возраста»

1



Уметь составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании,

31

Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.


Практическая работа.

Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», «гротеск». Самостоятельная работа.

Подготовка письменного ответа на один из проблемных вопросов:

1. Каковы средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?

2. В чём заключается общественная роль писателя- сатирика?

Сообщение о детстве, юности и начале литературной деятельности

Л. Н. Толстого на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

1



Уметь находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое

32

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.


Практическая работа.

Составление плана ответа на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?».

Самостоятельная работа.

Подготовка пересказов повести. Письменный ответ на вопрос или анализ одного из эпизодов повести.

1



Уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний.

33

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир


Практическая работа.

Составление плана характеристики главного героя.

Самостоятельная работа.

Письменная характеристика главного героя повести. Подготовка к литературному рингу или тестированию

1



Уметь опреде­лять авторское отно­шение к героям

34

Р.Р. Литературный ринг на тему «Конкурсы на лучшее выразительное чтение, лучший пересказ, монологические рассказы о писателях и литературных героях. Устные или письменные ответы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого» или тестирование по произведениям этих писателей


Самостоятельная работа.

Подготовка устного рассказа о Чехове на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

1



35

Смешное и грустное рядом, или "Уроки Чехова". А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа.


Практическая работа.

Создание сочинения-миниатюры «Очумелов на базарной площади». Составление цитатной таблицы «Речевые характеристики героев рассказа». Самостоятельная работа.

Подготовка устного рассказа «Чехов в воспоминаниях современников». Письменный ответ на вопрос «Как речевая характеристика Очумелова (Елдырина, Хрюкина, толпы) помогает понять сущность этого образа?»

1



Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.

36

А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.


Практическая работа.

Составление цитатной таблицы «Средства создания комического в рассказе „Хамелеон“».

Самостоятельная работа.

Чтение рассказов Чехова. Письменный ответ на вопрос «Какими средствами создан комический эффект в рассказе „Хамелеон“?»

1



Уметь анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи.

37

Вн.чт. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»


Практическая работа.

Составление плана сравнительной характеристики Дениса Григорьева и следователя. Составление плана характеристики главных героев других рассказов.

Самостоятельная работа.

Письменный ответ на вопрос «Что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса Григорьева стал невозможен?» или отзыв на один из рассказов Чехова.

Проекты.

Составление электронного альбома «Читаем рассказы Чехова вслух» (составление звукозаписей рассказов Чехова в ученическом исполнении, иллюстрирование альбома произведениями книжной графики и собственными рисунками). Составление киносценария фильма «Злоумышленник»

1



38

Р.Р. «Край ты мой, родимый край…» (обзор). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения


Практическая работа.

Составление плана анализа стихотворения или ответа на проблемный вопрос.

Самостоятельная работа.

Подготовка письменного ответа на проблемный вопрос «Что особенно дорого читателю в русской поэзии XIX века о родине и родной природе?» или письменный анализ одного из стихотворений о родной природе. Подготовка устного рассказа о Бунине на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа «Цифры»

1



Уметь анализировать поэтический текст по плану.

Из русской литературы XX века

24


39

И. А. Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа. Сложность взаимопонимания детей и взрослых


Практическая работа.

Устный и письменный ответ на вопрос «В чём сложность взаимопонимания детей и взрослых?».

Самостоятельная работа.

Выполнение творческого задания учебника. Чтение рассказов Бунина «Лапти», «В деревне», стихов поэта

1



Уметь составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления

40

Вн.чт. И. А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы


Практическая работа.

Подбор материалов, составление плана ответа на проблемный вопрос «Какой изображена „золотая пора детства“ в произведениях

Л. Н. Толстого и И.А. Бунина?». Самостоятельная работа.

Анализ одного из стихотворений Бунина или отзыв на прочитанный рассказ писателя.

Подготовка письменного ответа на проблемный вопрос. Чтение рассказа А. И. Куприна «Извощик Пётр». Подготовка устного рассказа о М. Горьком на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Изучение материалов о музее-квартире М. Горького в Москве. Чтение и пересказ фрагментов повести «Детство»

1



Уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

41

М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни.


Практическая работа.

Составление плана характеристики героев.

Самостоятельная работа. Выразительное чтение фрагментов повести. Письменная характеристика одного из героев. Подготовка художественного пересказа одного из эпизодов

1



Уметь видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану.

42

М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни.


Практическая работа.

Составление плана анализа эпизода. Анализ эпизодов «Пожар», «Пляска Цыганка» (или других по выбору учителя). Подбор материалов и цитатных примеров на тему «Портрет как средство характеристики героя». Самостоятельная работа.

Письменный анализ эпизода или сочинение о героях повести. Письменный отзыв на одну из иллюстраций

1



43

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).


Практическая работа.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «романтическое произведение». Составление плана характеристики Данко. Устная характеристика Данко.

Самостоятельная работа.

Письменная характеристика Данко. Подготовка устного рассказа о

Л. Н. Андрееве на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Изучение материалов о доме-музее

Л. Н. Андреева в Орле. Чтение рассказа «Кусака»

1



Уметь оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд.

44

Л. Н. Андреев. «Кусака». Гуманистический пафос произведения


Практическая работа.

Устная и письменная характеристика героев рассказа.

Самостоятельная работа.

Выборочный письменный пересказ «История Кусаки». Подготовка устного рассказа о В. В. Маяковском. Изучение материалов о Государственном музее В. В. Маяковского в Москве.

Проект.

Образы собак в русской литературе: Каштанка, Белый пудель, Белый Бим Чёрное Ухо, Кусака, Чанг и др.

1



Уметь сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа.

45

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.


Практические работы.

Подбор материалов и цитат, иллюстрирующих сходство и различие образов лирического героя и автора. Характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения, представляющих тоническую систему стихосложения.

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ

1



Уметь выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного.

46

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир — безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.


Практическая работа.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. Составление таблицы «Происхождение неологизмов Маяковского».

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. Письменное сообщение «Моё восприятие стихов Маяковского». Устный рассказ об А. П. Платонове на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа «Юшка»

1



Уметь видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения.

47

А. П. Платонов. «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем.


Практическая работа.

Составление плана и устная характеристика Юшки. Самостоятельная работа.

Письменная характеристика Юшки. Подготовка краткого пересказа «История Юшки».

Проект.

Подготовка диспута «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (поиск и обсуждение фрагментов художественной литературы и публицистики, стихов, песен, фотографий, фрагментов телепередач на данную тему и т. п.)

1



Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев.

48

А. П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности


Практическая работа.

Составление плана ответа на вопрос «Прав ли Юшка, говоря, что его любит народ?».

Самостоятельная работа.

Письменный ответ на проблемный вопрос. Чтение рассказа «В прекрасном и яростном мире». Выборочный пересказ на тему «История машиниста Мальцева»

1



49

Вн.чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.


Практическая работа.

Подготовка сопоставительной таблицы «Чем схожи платоновские герои (Никита, Юшка, неизвестный цветок, машинист Мальцев)». Выявление особенностей языка писателя.

Самостоятельная работа.

Подготовка к классному контрольному сочинению

1



Воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.

50

Р.Р. Классное контрольное сочинение


Классное контрольное сочинение на одну из тем:

1. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (По произведениям писателей ХХ века.)

2. Какой изображена «золотая пора детства» в произведениях

Л. Н. Толстого и И.А. Бунина?

3. В чём проявился гуманизм произведений М. Горького,

И. А. Бунина, В. В. Маяковского,

А. П. Платонова (на материале 1–2 произведений)?

Самостоятельная работа.

Подготовка устного рассказа о

Б.Л. Пастернаке на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Изучение материалов о доме-музее Б. Л. Пастернака в посёлке Переделкино Московской обл.

1



Уметь самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами.

51

Б. Л. Пастернак. Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака


Практическая работа.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. Определение видов рифм и способов рифмовки, стихотворных размеров. Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений и его письменный анализ. Подготовка устного рассказа об А. Т. Твардовском на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

1



Уметь анализировать поэтический текст по плану

52

А. Т. Твардовский. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Развитие понятия о лирическом герое.


Практическая работа.

Различение образов лирического героя и автора. Анализ разных форм выражения авторской позиции в стихотворениях.

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений. Создание сочинения-описания «В лесу весной» с включением в него слов из стихотворений

А.Т. Твардовского

1



Уметь определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики

53

Вн.чт. На дорогах войны. Стихотворения о войне

А.А. Ахматовой, К. М. Симонова,

А. А. Суркова, А. Т. Твардовского,

Н. С. Тихонова и др.


Практическая работа.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении.

Самостоятельная работа.

Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворения о войне. Составление вопросов для интервью с участником Великой Отечественной войны. Подготовка устного рассказа о Ф.А. Абрамове на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Проект.

Подготовка литературного вечера, посвящённого произведениям о войне

1



Уметь выразительно читать стихотворения патриотической направленности.

54

Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы в рассказе


Практическая работа.

Составление плана письменной характеристики героя или составление плана и целостный анализ рассказа.

Самостоятельная работа.

Письменный ответ на вопрос «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?». Устный рассказ о Е. И. Носове на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа «Радуга»

1



Уметь анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей.

55

Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.


Практическая работа.

Составление плана письменной характеристики Акимыча. Самостоятельная работа.

Письменная характеристика Акимыча или письменный ответ на вопрос «Какие нравственные проблемы поднимает писатель в рассказе?»

1



Уметь анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа.

56

Е. И. Носов. «Живое пламя». Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека


Практическая работа.

Составление плана и целостный анализ рассказа.

Самостоятельная работа.

Письменный ответ на один из вопросов:

1. О чём рассказ Е. И. Носова «Живое пламя» и почему он так называется?

2. Что значит «прожить жизнь в полную силу»? (по рассказу «Живое пламя».)

Подготовка устного рассказа о Ю. П. Казакове на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа

В.Н. Мирнева «Ночью»

1



57

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.


Практическая работа.

Составление письменной сравнительной характеристики героев.

Самостоятельная работа.

Письменный ответ на вопрос «Как можно оценить поведение Яшки и Володи в минуту опасности?» или составление плана и комплексный анализ рассказа. Чтение фрагментов из произведений современной драматургии и выполнение заданий Подготовка сообщения о

Д.С. Лихачёве на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

1



Уметь давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения.

58

Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). Краткий рассказ о писателе, учёном, гражданине. Духовное напутствие молодёжи. Развитие представлений о публицистике. Мемуары как публицистический жанр


Практическая работа.

Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «публицистика», «мемуары». Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Какие проблемы поднимает в своей публицистической книге

Д.С. Лихачёв?».

Устный рассказ о М. М. Зощенко на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказов Зощенко. Подготовка к конкурсу на лучшее инсценирование фрагмента рассказа. Составление викторины на знание текста рассказов.

Проект.

Подготовка коллективного проекта «Искусство моего родного края»

1



Уметь оценивать отношение автора к прочитанному.

59

Вн.чт. М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы Смешное и грустное в рассказах писателя.


Самостоятельная работа.

Письменный ответ на вопрос «Над чем смеётся и о чём горюет автор в рассказе „Беда“?» или комплексный анализ одного из рассказов М. М. Зощенко

1



Уметь видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький).

60

«Тихая моя родина». Стихи поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.


Практическая работа.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции.

Самостоятельная работа.

Создание письменных высказываний-эссе на следующие темы:

1. Снег-волшебник (по стихотворению В. Брюсова «Первый снег»).

2. Родной край, родной дом (по стихотворениям Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой…» и С. Есенина «Топи да болота…»).

Анализ одного из стихотворений (по выбору учащихся).

Проект.

Проведение конкурса чтецов на тему «Тебе, родной край, посвящается»

1



Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры.

61

Песни на слова русских поэтов ХХ века. Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности. Светлая грусть переживаний. Начальные представления о песне как синтетическом жанре искусства.


Практическая работа.

Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос «Что я считаю особенно важным в моём любимом рассказе (стихотворении, песне) второй половины XX века?». Самостоятельная работа.

Письменный ответ на проблемный вопрос или написание отзыва на песню. Подготовка к контрольной работе.

Проект.

Составление электронного альбома или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни о родине, важные для каждого россиянина» или создание сценария литературно-музыкального вечера «Тихая моя родина…»

1



62

Письменная контрольная работа. Тестирование (Контрольная работа по произведениям русской литературы, изученным на 51—61 уроках. Выполнение тестовых заданий.

Самостоятельная работа.

Подготовка устного рассказа о

Р.Гамзатове на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение стихов Р. Гамзатова

1




63

Расул Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни. Дружеское расположение к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта


Практическая работа.

Поиск художественных образов, характерных для Р.Гамзатова. Составление цитатной таблицы. Самостоятельная работа.

Письменный ответ на вопрос «Какие вечные ценности утверждает

Р.Гамзатов в своих стихотворениях?». Подготовка устного рассказа о

Р. Бёрнсе на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Проект.

Подготовка устного журнала о жизни и творчестве Р. Бёрнса




Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст.

Из зарубежной литературы

6


64

Вн.чт. Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Особенности его творчества. Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведений.


Практическая работа.

Выявление черт фольклорной традиции в стихотворении, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Самостоятельная работа.

Составление тезисов статьи учебника «Роберт Бёрнс». Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть. Подготовка устного рассказа о Байроне на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

1



Уметь выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя, воспринимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

65

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью


Практическая работа.

Сопоставление переводов стихотворения.

Самостоятельная работа.

Письменный ответ на вопрос «О каких героях русской литературы и фольклора можно сказать словами Байрона: „И в песнях родины святой / Жить будет образ величавый“?». Подготовка устных сообщений о мастерах японских хокку Мацуо Басё и Кобаяси Исса на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Иллюстрирование японских хокку

1



Анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении.

66

Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Особенности жанра хокку (хайку).


Практическая работа.

Сопоставление переводов хокку и подбор иллюстраций к ним. Самостоятельная работа.

Составление стилизаций хокку на русском языке. Подготовка устного рассказ о писателе О. Генри на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа «Дары волхвов». Подготовка инсценированного чтения фрагмента рассказа

1



Уметь объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев.

67

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Развитие представлений о рождественском рассказе


Практическая работа.

Составление таблицы «Черты рождественского рассказа в произведении О. Генри „Дары волхвов“».

Самостоятельная работа.

Краткий письменный пересказ рождественской истории от лица Джима или Деллы или письменный ответ на вопрос «Почему рассказ

О. Генри „Дары волхвов“ имеет такое название?».

Подготовка устного рассказ о

Р.Д. Брэдбери на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа «Каникулы» и др.

1



Уметь видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя.

68

Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о чудесной победе добра. Развитие представлений о жанре фантастики


Практическая работа.

Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «фантастический рассказ». Самостоятельная работа.

Письменный ответ на вопрос «О чём предупреждают читателя произведения Р.Д. Брэдбери?». Чтение новеллы Э. По «Убийство на улице Морг», рассказов «Сапфировый крест»

Г.К. Честертона, «Собака Баскервилей» А. Конан Дойла и «Бедняков не убивают» Ж. Сименона (по группам). Подготовка сообщений о писателях на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Составление викторины по произведениям детективной литературы

1



Уметь объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев.

69

Вн.чт. Детективная литература


Практическая работа.

Составление таблицы «Развитие детективного жанра в литературе и его основные черты». Самостоятельная работа.

Чтение произведений зарубежной литературы. Подготовка к итоговому контрольному уроку. Проработка раздела «Итоговые вопросы и задания». Чтение статьи учебника «На пути к выразительному чтению» и составление памятки для чтеца.

1



Уметь оценивать отношение автора к прочитанному.

Итоговый контроль

1


70

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года и задание на лето

Самостоятельная работа.

Чтение произведений из рекомендательного списка «Прочитайте летом»




Уметь обобщать прочитанное и изученное.



109



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!