Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Новая Бекшанка»
муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор ……… /Л.А.Сывилькина/
Приказ № 128 от 30. 08.2021 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому) для 3 класса
уровень базовый срок реализации 1 год
Разработчик программы: _Елизарова О.Н.
Принята:
педагогическим советом
МОУ СОШ с.Новая Бекшанка
МО «Барышский район»
протокол №1 от «27 » августа 2021 г
СОГЛАСОВАНА
и.о.зам.директора по УВР
…………… / И.Ф.Окольнова/
от «28 » августа 2021 г
СОГЛАСОВАНА
и.о.зам.директора по УВР
…………… / И.Ф.Окольнова/
от «…..» августа 20… г
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
У обучающихся будут сформированы
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
• понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
• осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
• восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;
• понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
• стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
• положительной мотивации к созданию собственных текстов;
• положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);
• способности к адекватной самооценке.
Предметные
Обучающиеся получат возможность научится
• осознавать слово, предложение как главные средства языка;
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
• осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
• осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;
• вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
• использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
• распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
• создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся получат возможность научится
• самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
• осознавать цели и задачи урока, темы;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
• адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;
• планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
• осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.
Познавательные
Обучающиеся получат возможность научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
• выделять существенную информацию из читаемых текстов;
• строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;
• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
• по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;
• преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;
Коммуникативные
Обучающиеся получат возможность научится
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
• озаглавливать текст;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
Обучающиеся получат возможность научиться:
• участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
• понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;
2.Содержание учебного предмета
Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как Объявление. Загадка.
Язык как средство общения
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке. Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы).
Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Слово и его значение (лексика). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы.
Слово и его значимые части (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова.
Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении):
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором).
Предложение. Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Орфография и пунктуация. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Язык и речь | 1 | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 5 | |
3 | Слово в языке и речи | 6 | |
4 | Состав слова | 2 | |
5 | Повторение | 3 | |
6 | Итого | 17 | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Приложение 3
Лист корректировки учебной программы
Приложение 4
Отчет о прохождении учебной программыза __четверть 20__-20__ учебного года учителя _______________________