СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по русской литературе. 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный КТП представляет собой     скорректированную (в связи с введением нового предмета "Родная  литература") календарно-тематическую  разработку для 7 класса, обучающегося по учебнику (В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёв и др.)

Просмотр содержимого документа
«КТП по русской литературе. 7 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АПРЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ



УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ Апрелевской СОШ № 3

с углубленным изучением

отдельных предметов


_____________




Приказ №___ от « » ____________ 2019г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ









Класс:

7 «Г, Д, Е»

Учитель:

Магомедов Р. Ш.

Количество часов:

51





















2019г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:


У обучающихся будут сформированы:

  • воспитанная российская гражданская идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народу России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.


Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • умения соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

  • уважения и принятия других народов России и мира, их культуры, межэтнической толерантности;


  • потребности в самовыражении через слово;

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • основ экологической культуры;

  • устойчивого познавательного интереса, потребности в чтении, ответственного отношения к учению.

Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.


Обучающиеся получат возможность научиться: 


  • ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.


Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

  • формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

  • осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

  • применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.


Коммуникативные УДД

Обучающиеся научатся:

  • смысловому чтению, умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

  • соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.


Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:


  • понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • формировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценку;

  • уметь интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;

  • воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

  • понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений, определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.


Содержание учебного предмета.


Учебник: Литература 7 класс. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. М.: Просвещение, 2018.


Введение (1 ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество (4 ч)

Предания. (1 ч)

Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки- Ведьмы», «Петр и плотник».

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления).

Развитие речи: Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира (2 ч) Былины: «Вольга и Микула Селянинович».Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Одна былина по выбору). (Для внеклассного чтения).

Новгородский цикл былин «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народ, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное, общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Развитие речи: Выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Развитие речи: Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Пословицы и поговорки (1 ч). Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Теория литературы. Афористические жанры фольклора (развитие представлений).



Из древнерусской литературы (3 ч.)

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы: Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Проект.

Теория литературы: Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература».

Развитие речи: Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.


Из русской литературы XVIII века (2 ч)

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на восшествие на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи»., «На птичку…»,

«Признание».

Теория литературы. Понятие о жанре оды. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Развитие речи: Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.


Из русской литературы XIX века (21 ч)


А.С.Пушкин (3 ч). «Полтава» (отрывок), «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре), «Повести Белкина:

«Станционный смотритель». Проект.

Теория литературы. Развитие понятия о балладе. Развитие представлений о повести.

Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.


Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч)

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова и с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Проект.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Развитие речи: Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.


Николай Васильевич Гоголь (4 ч).

Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Проект.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие представлений). Литературный герой (развитие понятия).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа№3 по произведению Н.В.Гоголя.

Развитие речи: выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.


Иван Сергеевич Тургенев (2 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственные и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы: Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления)

Развитие речи: Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.


Николай Алексеевич Некрасов. (2 ч). Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для внеклассного чтения и обсуждения).

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Развитие речи: Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.


Алексей Константинович Толстой (1ч). Слово о поэте. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления об исторической балладе).

Развитие речи: Выразительное чтение исторических баллад. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.


Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина» (2 ч).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». Проект. «Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения).

Теория литературы. Гротеск(начальные представления). Ирония (развитие представления).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа№4 по произведениям Н.В Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Развитие речи: Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.


Лев Николаевич Толстой – (1 ч)

Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы: Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Развитие речи: участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.


Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов (1 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

Теория литературы: Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Развитие речи: Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.


«Край ты мой, родимый край…» (обзор) (1 ч)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И.А.Бунин«Родина»; А.К.Толстой«Край ты мой, родимый край…»,«Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа №5 по стихотворениям поэтов.

Развитие речи: Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.


Из русской литературы XX века (13 ч)


Иван Алексеевич Бунин (1ч) Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.


Максим Горький (1 ч) Краткий рассказ о жизни писателя. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.


Владимир Владимирович Маяковский (1 ч). Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи: участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.


Леонид Николаевич Андреев (1 ч). Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Проект.

Теория литературы. Герой эпического произведения (развитие представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи: участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода


Андрей Платонович Платонов (2ч). Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающего героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. Проект.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа №6 по произведениям писателей XX века.

Развитие речи: участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.


Борис Леонидович Пастернак (1ч). Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы: Сравнение. Метафора(развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.


На дорогах войны (обзор) (1ч).

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.А.Ахматовой, К.М. Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова и др. (для внеклассного чтения). Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы: Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Развитие речи: Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализы стихотворений.


Федор Александрович Абрамов (1ч). Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы: Литературные традиции.

Развитие речи: Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.


Евгений Иванович Носов (1ч). Краткий рассказ о писателе. «Кукла» ( «Акимыч»), «Живое пламя».Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.


Юрий Павлович Казаков (1 ч)

Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Теория литературы.Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования(развитие понятия).

Развитие речи: Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.


«Тихая моя Родина» (обзор) (1ч)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы: Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий)

Развитие речи: выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.


Александр Трифонович Твардовский (1 ч). Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представления).

Развитие речи: Выразительное чтение стихотворений, Устный и письменный анализ. Рецензирование выразительного чтения.


Дмитрий Сергеевич Лихачев (1ч). «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления)

Развитие речи: выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.


Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1ч).

М.М.Зощенко Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы: Юмор. Приемы комического (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.


Песни на слова русских поэтов XX века (2ч).

А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава «По Смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Проект.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа№7 по стихотворениям и песням литературы XX века.

Из литературы народов России (1 ч)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), « О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

Теория литературы: Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).


Из зарубежной литературы (2 ч.)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…» Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя стихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)

О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы: Рождественский рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы: Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Контрольные мероприятия. Итоговая контрольная работа.


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Дата

Дата

Дата

7 Г

7 Д

7 Е

план

факт

план

факт

план


факт

Глава 1. Введение – 1 час

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы







Глава 2. Устное народное творчество – 4 часа

2

Предания. Поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»







3

Эпос народов мира. Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин. Былина «Вольга и Микула Селянинович»







4

Народная мудрость пословиц и поговорок







5

КР Контрольное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»







Глава 3. Из древнерусской литературы – 3 часа

6

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок) «Повесть временных лет» («О пользе книг»).







7

Повесть о Петре и Февронии Муромских. Нравственные идеалы.







8

КР Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература»







Глава 4. Из русской литературы XVIII века – 2 часа

9

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на восшествие на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).







10

Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленьи», «На птичку…», «Признание»







Глава 5. Из русской литературы XIX века – 21 час

12

А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине.







13

«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина








14

А.С.Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель»). Дуня и Минский. Развитие понятия о повести







15

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича.








16

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» М.Ю. Лермонтова








17

КР Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова







18

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Прославление боевого

товарищества, осуждение

предательства.







19

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»







20

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба»







21

Контрольное сочинение по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба







22

И.С.Тургенев. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе «Бирюк»».







23

Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача»








24

Н.А.Некрасов. «Русские

женщины» («Княгиня

Трубецкая»). Историческая основа поэмы.








25

«Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа







26

А.К.Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады







27

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке

ВЧ «Дикий помещик» М.Е. Салтыкова-Щедрина







28

КР Контрольная работа №4 по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина







29

Л.Н.Толстой. «Детство» Л.Н. Толстого. Взаимоотношения детей и взрослых







30

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова







31

В. Жуковский. «Приход весны», И.А. Бунин «Родина», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания







32

КР Контрольная работа №5 по стихотворениям В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина








Глава 6. Из русской литературы ХХ века – 13 часов

33

И.А. Бунин. Воспитание детей в семье. Рассказ «Цифры»







34

М.Горький. Автобиографический характер повести «Детство»







35

Романтические рассказы М. Горького. «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко)







36

В.В.Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»







37

Л.Н.Андреев. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе «Кусака»







38

А.П.Платонов. Главный герой рассказа «Юшка»







39

Рр Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по рассказам А.П.Платонова «Юшка» и Л.Н.Андреева «Кусака»)







40

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением автора

А.Т. Твардовский. Лирика А.Т.Твардовского









41

Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне









42

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади».

Е.И. Носов. «Кукла», «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказов.









43

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.









45

Д.С.Лихачев. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.


Стихотворения русских поэтов ХХ века о природе. В.Брюсов, И.Бунин, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий










46

КР Контрольная работа №6 по стихотворениям и песням литературы ХХ века








Глава 7. Из литературы народов России – 1 час

47

Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев







Глава 8. Из Зарубежной литературы – 2 часа

48

Зарубежная литература. Роберт Бёрнс. «Честная бедность» Японские трехстишия (хокку= хайку). Мацуо Басё.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!»







49

О.Генри. «Дары волхвов». Возвышенное и смешное в рассказе.

ВЧ Луиджи Пиранделло. Рассказ «Черепаха»







50

Итоговая контрольная работа







51

Работа над ошибками. Задание на лето.







Итого 51 час






















































Рассмотрено


На заседании МО гуманитарных дисциплин


Протокол № 1 от « » августа 2019 г.


Председатель


_____________________ ( )




Согласовано

Заместитель директора по УВР


________________________



«_____» _________________2019г.




































Скачать

© 2019, 328 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!