№ п. п. | Содержание программного материала | Примечания | Теория литературы | Кол-во часов | Дата |
| Введение |
1-2 | Своеобразие развития русской литературы 1-ой половины XIX века. Общая характеристика русской культуры XIX века. Понятие о классическом периоде в истории русской литературы. Русская классика в контексте мировой. Актуальность произведений русской классики в XX веке. | Введение | Историко-литературный процесс. Понятие об индив. стиле писателя. | 2 | |
| А.С. Грибоедов. «Горе от ума» |
3-4. | Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Трагедия Чацкого. Мастерство А.С. Грибоедова в создании характеров. Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». Меткость и афористичность языка. Особенности прочтения и толкования комедии в XIX веке (А.С. Пушкин и И.А. Гончаров) и ее актуальность в наше время. | Произв. для чт. и изучения. | Теория литературы. Углубление понятия о комическом: юмор, ирония, сатира, сарказм. Жанр комедии. | 2 | |
5-6 | Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин). Чацкий как выразитель взглядов автора: свободолюбие, независимость и благородство. | | Развитие понятия о литературном герое | 2 | |
7 | Для заучивания наизусть: А.С. Грибоедов. Монолог Фамусова или монолог Чацкого из комедии «Горе от ума» (по выбору учащихся). | | | 1 | |
8-9. | РР: Конспект. Работа с критической литературой | | Критическая литература. | 2 | |
| А.С. Пушкин |
10-12 | Жизнь и творчество Пушкина. Начало поэтической деятельности. Южная и Михайловская ссылки. Болдинская осень. | Произв. для чт. и изучения | Углубление понятия о реализме. | 3 | |
13-15. | Лирика: «Узник», «На холмах Грузии...», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Осень», «19 октября» (1825), «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Пророк», «Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг...». Основные мотивы лирики. Вольнолюбивая лирика, слияние личной и гражданской тем. Одухотворенность, светлая грусть стихотворений о любви. Дружба в лирике А.С. Пушкина. Философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта. Для заучивания наизусть: А.С. Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг...» (2 стихотворения по выбору учащихся) | Произв. для чт. и изучения. Анализ лирич. произв. | Специфика лирич. произв. | 3 | |
16-17. | Жанр и проблематика повести «Пиковая дама». | Произв. для чт. и изуч. | Понятие о лит. типе. | 2 | |
18 | Вн. чт. (читательская конференция): А.С. Пушкин. «Каменный гость», «Пир во время чумы». | | | 1 | |
19-20. | Творческая история романа «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Пушкинская эпоха в романе. | Произв. для чт. и изучения. | Истоки и жанр. особенности романа, роман и повесть. Онегинская строфа. | 2 | |
21-22 | Проблематика романа. Недюжинная натура главного героя, его жизненные искания. Онегин и Ленский. Неоднозначность образа Ленского. Онегин и Татьяна. | Произв. для чт. и изучения | Роль автора в худ. мире произв. | 2 | |
23-24 | Татьяна – любимая героиня поэта. Татьяна и Ольга. Онегин и автор. Образ автора в системе художественных образов. Роман и его герои в оценке В.Г. Белинского. Для заучивания наизусть: отрывки из романа «Евгений Онегин» (письмо Татьяны к Онегину или письмо Онегина к Татьяне; или 1-2 строфы по выбору). | | | 2 | |
25-26. | РР: Подготовка к сочинению. Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Сочинение | | 2 | |
27 | Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры. Произведения классика и мировое искусство. Восприятие поэта и его творчества в XX веке (М.И. Цветаева, Д. Хармс, Ю.Н. Тынянов, А.П. Платонов, А. Терц, С. Довлатов, Н.Н. Раевский, Е.Н. Гусляров и другие). Венок Пушкину в поэзии ХIХ-ХХ веков. Переводы на казахский язык. А.С. Пушкин и Абай. | Произв. для чт. и изучения | Специфика лирич. произв. | 1 | |
М.Ю. Лермонтов |
28 | Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. | Произв. для чт. и изуч. | | 1 | |
29 | Основные мотивы лирики: пафос вольности и протеста, чувство одиночества, жажда социальной активности,. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин, Д.Г. Байрон. Лирика: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен...», «И скучно, и грустно..., Для заучивания наизусть: М.Ю. Лермонтов. «Родина», «Смерть поэта», «Дума», «Парус», «Молитва» (2 стихотворения по выбору учащихся). | Произв. для чт. и изучения. Анализ лирич. произв. | Специфика лирич. произв. | 1 | |
30-31 | Тема родины и природы, любовная лирика, тема поэта и поэзии«Родина», «Желание» («Отворите мне темницу...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою...»), «Чаша жизни», «Есть речи – значенье...», «Выхожу один я на дорогу...», «Смерть поэта», «Утес», «Парус», «Тучи», «Пророк», «Из-под таинственной холодной полумаски...», «К***» («Я не унижусь пред тобою...») Для заучивания наизусть: М.Ю. Лермонтов. «Родина», «Смерть поэта», «Дума», «Парус», «Молитва» (2 стихотворения по выбору учащихся). | | | 2 | |
32 | Вн. чт. (читательская конференция): М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. «Демон», «Княгиня Лиговская». | Внекл. чтение | | 1 | |
33. | «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия, нравственная проблематика романа. | Произв. для чт. и изучения. | Развитие понятия о реализме, о композиции лит. произв. | 1 | |
34-36. | Своеобразие раскрытия образа Печорина: роль композиции (нарушение хронологической последовательности глав), смена рассказчиков, значение картин природы. Печорин в системе художественных образов романа (Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, женские образы). Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство романа. В.Г. Белинский о лирике Лермонтова и о романе «Герой нашего времени». | Произв. для чт. и изучения. | Роман. Психологизм | 3 | |
37-38. | РР: Подготовка к сочинению. Сочинение по произведениюМ.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | Произв. для чт. и изучения. | | 2 | |
39. | Традиции Лермонтова в русской литературе ХIХ-ХХ веков. Лермонтов и его герои в искусстве XX века (кино, театр, живопись, литература и др.). Переводы его произведений на казахский язык. Созвучие Лермонтова с лирикой казахских поэтов (С. Торайгыров, К. Аманжолов, М. Макатаев и др.). Работа Г. Бельгера «Гете – Лермонтов – Абай». | Произв. для чт. и изучения | Специфика лирич. произв. | 1 | |
Н.В. Гоголь |
40. | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя. Восприятие Н.В. Гоголя литературой ХIХ-ХХ веков (Ф.М. Достоевский, И.В. Северянин, В.В. Набоков, М.А. Булгаков, В.В. Высоцкий, Ф. Кафка и др.) | Произв. для чт. и изучения | | 1 | |
41 | «Мертвые души» (главы из поэмы). Жизнь и творчество писателя. История создания поэмы. Особенности жанра и композиции произведения. | Произв. для чт. и изучения | Развитие понятий о реализме, литературном типе, сатире. Жанр поэмы (углубление). | 1 | |
42-43 | Обобщающее значение образов помещиков, приемы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога). Литературные истоки образов гоголевских помещиков. | | Понятие о лир. герое. | 2 | |
44-45 | Особое место образа Чичикова. Чичиков – новый герой эпохи. Народные типы в поэме. Образ автора. Роль лирических отступлений. «Мертвые души» в контексте мировой литературы (Гомер. «Одиссея», Данте. «Божественная комедия»). Для заучивания наизусть: Н.В. Гоголь. Лирическое отступление о птице-тройке из поэмы «Мертвые души». | | | 2 | |
| И.С. Тургенев. |
46. | И.С. Тургенев. Личность писателя. Путь к повести и роману. | Произв. для чт. и изуч. | Повесть. Роман. | 1 | |
47-48. | Жанр повести в творчестве И.С. Тургенева. «Любовь земная» и «любовь небесная» в повести «Вешние воды». | Произв. для чт. и изуч. | Повесть. | 2 | |
49 | Жанр романа в творчестве писателя. Роман «Отцы и дети» – диалогический роман. Образ нигилиста Базарова. Смысл заглавия. Отношение автора к своему герою. | Произв. для чт. и изучения | Формы повествования. Портрет, пейзаж, символика в эпич.жанре. | 1 | |
50-51 | Конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова – основной конфликт романа. | | Понятие ретроспекции. Диалогический роман. Поэтика романа. | 2 | |
52 | Любовь – главное испытание Базарова. | | | 1 | |
53-54 | Споры вокруг романа. Злободневное и общечеловеческое в романе. Тема дуэли в русской литературе XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов). Особенности прочтения романа «Отцы и дети» в XX веке (литературоведение, писательская критика, кино). Нигилизм героя И.С. Тургенева и нигилизм в современной жизни. Тема «отцов и детей» в романе и в личной биографии каждого читателя. | | | 2 | |
55 | Вн. чт. (читательская конференция): О. Бальзак. «Гобсек», «Шагреневая кожа». | Внекл. чт. | | 1 | |
56-57 | РР: Подготовка к сочинению. Сочинение по произведению И.С. Тургенева«Отцы и дети». | Обуч. соч. | | 2 | |
Н.Г. Чернышевский |
58-59 | Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (главы). Роман «Что делать?» как экспериментальный интеллектуально-философский роман. Семейно-бытовой сюжет в романе и проблема женской эмансипации. «Новые люди» и «особенный человек» Рахметов. Концепция «разумного эгоизма». Роль сновидений. Четвертый сон Веры Павловны. Разнохарактерные оценки романа. РР: Домашнее сочинение | Произв. для чт. и изуч. | Эксперимент. интеллектуально-философский роман | 2 | |
| И.А. Гончаров |
60 | И.А. Гончаров. «Обломов» (главы). Личность писателя. | Произв. для чт. и изуч. | | 1 | |
61-62 | Трилогия Гончарова. Роман «Обломов». История создания. | Произв. для чт. и изуч. | Трилогия. Художественное время и художественное пространство романов. | 2 | |
63-64 | Система образов-персонажей. Семантика имен. Прием контраста – основной художественный принцип в романе. | | Символическая деталь. | 2 | |
65-66 | Поэтика художественного времени и пространства в романах Гончарова. Полемика Н.А. Добролюбова и А.В. Дружинина об Обломове и «обломовщине». Особенности прочтения романа «Обломов» в XXвеке. Роль художественной детали (портретная, пейзажная, символическая). Современная трактовка образов романов (литературоведение, кино и др.). | | | 2 | |
67 | Вн. чт. (читательская конференция):О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея». | Внекл. чт. | | 1 | |
| Заключение |
68 | Значение русской классики 1-ой половины XIX века и ее место в истории русской культуры. | Заключение | | 1 | |