Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Бутиковкая средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО на заседании приказом №167
Протокол от 30.08. №1 педагогического совета школы от 30.08.2021 г. Протокол от 30.08. №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности: «Декоративно-прикладное искусство»
Классы 1-4
Руководитель: Танчинская С. А
2022 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Декоративно – прикладное искусство» для 1 - 4 классов
(срок реализации 4 года)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение детьми программы дополнительного образования по общекультурному направлению, «Декоративно – прикладное искусство», нацелено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Деятельность в рамках кружка, обеспечивает достижение обучающимися 1-4 классов следующих личностных, метапредметных, (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов:
Личностные результаты
учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно- творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты.
Регулятивные
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Познавательные
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Коммуникативные
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию; Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты
уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
понимать образную сущность искусства;
сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Воспитательные результаты рассматриваются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение учащимися новых социальных знаний: познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; понимание культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования; рост чувства продуктивной самостоятельности, ощущение и
осознание причастности к миру трудящихся взрослых; приобретение знаний об основных правилах безопасной работы с инструментами, понимания необходимости применения экологически чистых материалов, организации здорового досуга.
Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества: человеку, семье, Отечеству, природе, знаниям , культуре. Воспитание уважительного отношения к труду, творческого отношения к учению, трудовым действиям. Формирование представления об эстетических ценностях, бережных отношений к своему здоровью. здоровью окружающих людей, к природе.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия: освоение умения представлять зрителям, экспертам собственные творческие работы; воспитание трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов.
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно- творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:
развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
Основные формы и методы организации учебного процесса.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Многие задания программы предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект.
Также программа дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет пространстве. Детям предлагаются разные виды работы - от поиска информации до ведения собственной интернет - странички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология».
Курс «Декоративно – прикладное искусство» является логическим продолжением основного курса «Технология».
Оценка планируемых результатов освоения программы.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Содержание программы рассчитано на 34 учебные недели в год (4 года обучения). Организация учебного процесса
1 год обучения - 1 раз в неделю по 1 учебному часу (45 мин).
2 год обучения - 1 раз в неделю по 1 учебному часу (45 мин).
3 год обучения - 1 раз в неделю по 1 учебному часу (45 мин).
4 год обучения - 1 раз в неделю по 1 учебному часу (45 мин).
Количество обучающихся в группе не превышает 15 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы.
Содержание по разделам
Основные направления декоративно-прикладного искусства. Традиции и современность. Народные промыслы Уральского региона.
Модульное оригами. Знакомство с историей оригами. Простые приемы складывания из прямоугольного листа. Приемы складывания игрушек из квадратного листа бумаги. Основные способы и приемы гофрирования бумаги (параллельная и лучевая гармошки). Виды оригами используемые для аппликации, приемы их изготовления. Вторая жизнь бумаги. Возможности вторичного использования. Приемы изготовления рельефных форм цветов материалов. Знакомство с элементарными правилами композиции. Возможности использования круглых форм для создания моделей оригами. Архитектура родного города. Возможности складывания домиков из бумаги.
Способы разметки листа. Понятие модуля, последовательность его выполнения. Приемы работы с технологической схемой. Виды и способы соединения треугольных модулей. Прямое соединение. Круговое соединение. Способы создания объемных фигур. Форма "чаша". Возможности ее использования в моделях. Виды простых модулей. Способы складывания простых форм. Техника складывания модуля «трилистник». Деление фигур на простые формы.
Возможности использования интернета в творческой работе . Знакомство с сайтом Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru)
Аппликация и моделирование.
Знакомство с историей мозаики, ее виды, способы выполнения. Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета. Особенности использования природных материалов в декоративном творчестве. Возможности использования текстильных материалов в создании декоративных произведений. Понятие фактуры материала. Вторая жизнь бумаги. Возможности вторичного использования материалов. Использование нетрадиционных материалов в композиции. Знакомство с техникой прорезной аппликации. Техника
«витражей». Текстура и фактура материала. Понятие «гофрирование». Использование отходного материала в декоративном творчестве.
Бумагопластика . Виды складывания гармошки. Особенности материала: рисунок, пластичность, направление деформаций. Способы создания объемных форм.
Гофрокартон ка отходный материал. приемы подготовки материала, технологии создания моделей одежды из гофрокартона. Технология выполнения "картонного кружева"
Работа с различными тканями.
Разнообразие видов аппликаций . Понятие фактуры материала. Материалы и инструменты для создания аппликаций. Технология выполнения. Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета.
Помпоны и их использование для декоративного оформления изделий. Виды используемой пряжи. Технология изготовления помпонов с использованием шаблонов.
Вышивание по картону в технике изобразительной нити (изонить). техника вышивания "круг", "квадрат", "треугольник".
Использование нетрадиционных материалов в композиции.
Знакомство с техникой заполнения контуров нитяными валиками. Создание эскиза.
Способы приклеивания ниток на аппликации. Понятие текстуры.
Вышивание как вид декоративно-прикладного искусства. Применение вышивки в народном костюме и предметах домашнего обихода. Инструменты и материалы для вышивания. Правила безопасной работы.
Технология выполнения простых швов. Создание композиции с использованием швов "вперед иголку" и "за иголку".
Технология выполнения стебельчатого и тамбурного швов. Создание композиции с использованием стебельчатого и тамбурного швов.
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Соединение деталей петельным швом.
Народные традиции в лоскутном шитье. Пэчворк. Лоскутное шитье - история и современность. Знакомство с различными образцами лоскутного шитья. Правила безопасной работы с нажницами. иглами. на швейной машине.
Способы соединения лоскутков: "изба" и "колодец". Геометрия в лоскутном шитье: полоски, треугольники, ромбы. Технология кройки заготовок. Соединение лоскутов на швейной машине
Работа с природными материалами.
Природный материал как источник творческих идей художников и умельцев. Краски природы в художественном творчестве. Создание композиций из природного материала.
Правила выполнения эскиза.
Природный материал в народных промыслах родного края. Правила работы с соломкой: виды злаковых, части стебля, заготовка сырья. Способы тонирования соломки. Аппликации из соломки.
Бисероплетение.
История бисероплетения - старинного вида женского рукоделия. Инструменты и материалы. Правила безопасности при работе с бисером. Виды работ с бисером. Плетение из бисера. Простые цепочки «в одну нить». Плетение браслетов.
Плетение на проволоке. Техника параллельного плетения. Инструменты и материалы. Основные приемы: «в замок», «рыбка», «змейка». Способы наращивания и закрепление нити. Подготовка основы для плоского панно. Общие сведения о композиции. Соединения отдельных деталей, крепление фигур к основе. Оформление работы в рамках. Изготовление панно по темам «цветы» и «ягоды».
Проектирование.
Проектирование. Примерная последовательность выполнения проектной деятельности. Элементы проектной деятельности.
Возможности использования интернета в творческой работе. Разработка коллективного проекта по созданию композиции из треугольных модулей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы (разделы) | Количест во часов |
1год обучения |
1. Вводный урок. | 1 |
2.Складывание из прямоугольника. | 1 |
3. Складывание из квадрата динамических игрушек. | 1 |
4. Складывание гармошкой. | 1 |
5. Складывание гармошкой - гофрирование. | 1 |
6. Аппликация из одинаковых деталей оригами. | 1 |
7. Аппликация из деталей оригами. | 1 |
8. Оригами из фантиков и чайных пакетиков. | 1 |
9. Композиция из выпуклых деталей оригами. | 1 |
10. Композиция из выпуклых деталей оригами. | 1 |
11. Сказочные образы в технике оригами. | 1 |
12. Оригами из кругов. | 1 |
13. Оригами из кругов. | 1 |
14. Архитектурные сооружения в технике оригами. | 1 |
15. Архитектурные сооружения в технике оригами. | 1 |
16. Коллективные работы в технике оригами. | 1 |
17. Коллективная работа по выбору. | 1 |
18. Треугольный модуль оригами. | 1 |
19. Соединение модулей на плоскости. | 1 |
20. Соединение модулей на плоскости. | 1 |
21. Соединение модулей на плоскости. | 1 |
22. Замыкание модулей в кольцо. | 1 |
23. Замыкание модулей в кольцо. | 1 |
24. Объемные фигуры на основе формы «чаша». | 1 |
25. Объемные фигуры на основе формы «чаша». | 1 |
26. Объемные фигуры на основе формы «чаша». | 1 |
27. Экскурсия на городскую выставку детского декоративно-прикладного творчества. | 1 |
28. Объемные игрушки. | 1 |
29. Объемные игрушки. | 1 |
30. Объемные игрушки. | 1 |
31. Объемные игрушки. | 1 |
32. Работа по выбору учащихся. | 1 |
33. Оформление выставки работ учащихся. Итоговое занятие | 1 |
Итого | 33 часа |
2 год обучения | |
1. Вводный урок. | 1 |
2. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 1 |
3. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 1 |
4. Аппликация из птичьих перьев | 1 |
5. Аппликация из птичьих перьев | 1 |
6. Аппликация из кружев. | 1 |
7. Аппликация из ткани. | 1 |
8. Аппликация из деталей оригами. | 1 |
9. Аппликация из деталей оригами. | 1 |
10. Мозаика из ватных комочков. | 1 |
11. Мозаика из ватных комочков. | 1 |
12. Прорезная аппликация. | 1 |
13. Прорезная аппликация. | 1 |
14. Гофрированные цепочки. | 1 |
15. Гофрированные цепочки. | 1 |
16. Складывание гармошкой. | 1 |
17. Моделирование объемного изделия из гофрокартона | 1 |
18. Моделирование объемного изделия из гофрокартона | 1 |
19. Моделирование из гофрированной бумаги . | 1 |
20. Модуль «Трилистник». | 1 |
21. Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу. | 1 |
22. Цветы из модуля «Трилистник» | 1 |
23. Цветы из модуля «Трилистник» | 1 |
24. Треугольный модуль оригами. | 1 |
25. Объемные фигуры на основе формы «чаша» | 1 |
26. Сказочные образы на основе формы «чаша» | 1 |
27. Сказочные образы на основе формы «чаша» | 1 |
28. Игрушки объемной формы. | 1 |
29. Игрушки объемной формы | 1 |
30. Художественные образы объемной формы. | 1 |
31. Художественные образы объемной формы. | 1 |
32. Сборка изделия из модулей на каркасе. | 1 |
33. Оформление выставки работ учащихся. | 1 |
34. Экскурсия по выставке. Итоговое занятие. | |
Итого | 34 часа |
3 год обучения | |
1. Вводный урок. | 1 |
2. Аппликация из резаных нитей. | 1 |
3. Нитяная бахрома. | 1 |
4. Нитяная бахрома. | 1 |
5. Моделирование из помпонов. | 1 |
6. Моделирование из помпонов. | 1 |
7. Моделирование из помпонов. | 1 |
8. Изонить. | 1 |
9. Изонить. | 1 |
10. Изонить. | 1 |
11. Аппликация из нитяных валиков. | 1 |
12. Аппликация из нитяных валиков. | 1 |
13. Аппликация из нитяных валиков. | 1 |
14. Приклеивание ниток по спирали. | 1 |
15. Аппликация из распущенного трикотажа. | 1 |
16. Вышивание по ткани. | 1 |
17. Простые швы. | 1 |
18. Вышивание салфетки с применением простых швов. | 1 |
19. Вышивание по ткани. | 1 |
20. Шитье по выкройкам. | 1 |
21. Шитье по выкройкам. | 1 |
22. Шитье по выкройкам. | 1 |
23. Шитье по выкройкам. | 1 |
24. Шитье по выкройкам. | 1 |
25. Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля. | 1 |
26. Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля. | 1 |
27. Объемные изделия из треугольных модулей. | 1 |
28 Объемные изделия из треугольных модулей. | 1 |
29. Художественные образы из треугольных модулей (по выбору). | 1 |
30. Художественные образы из треугольных модулей. | 1 |
31. Художественные образы из треугольных модулей. | 1 |
32. Художественные образы из треугольных модулей. | 1 |
33. Оформление выставки работ учащихся. | 1 |
34. Экскурсия по выставке. Итоговое занятие. | 1 |
Итого | 34 часа |
4 год обучения | |
1.Вводный урок. | 1 |
2. Экскурсия в лесопарк. | 1 |
3. Гофрокартон и работа с ним. | 1 |
4. Разработка коллекции для "Театра моды". | 1 |
5 .Картонное кружево. | 1 |
6. Картонное кружево. | 1 |
7. Картонное кружево в моделях "Театра моды". | 1 |
8. Картонное кружево в моделях "Театра моды". | 1 |
9. Картонное кружево в моделях "Театра моды". | 1 |
10. Ошибана -искусство древних самураев. | 1 |
11. Создание аппликации из сухих листьев. | 1 |
12. Создание аппликации из сухих листьев. | 1 |
13. Аппликация из соломки. | 1 |
14. Аппликация из соломки. | 1 |
15. Аппликация из соломки. | 1 |
16. Аппликация из соломки. | 1 |
17. Аппликация из соломки. | 1 |
18. Вышивание по ткани. | 1 |
19. Технология выполнения стебельчатого шва. | 1 |
20. Технология выполнения тамбурного шва. | 1 |
21. Вышивание растительных мотивов. | 1 |
22. Лоскутное шитье. | 1 |
23. Волшебные полоски. | 1 |
24. Лоскутное шитье. Соединение ромбов. | 1 |
25. Лоскутное шитье. Соединение треугольников. | 1 |
26. Окончательная отделка изделия. | 1 |
27. Бисероплетение. Применение исторических традиций и современное развитие. | 1 |
28. Простые цепочки «в одну нить». | 1 |
29. Плетение на проволоке (Прием "в замок"). | 1 |
30. Плетение на проволоке (прием "рыбка"). | 1 |
31. Плетение на проволоке (прием "змейка"). | 1 |
32. Творческая работа. | 1 |
33. Оформление выставки работ учащихся. | 1 |
34. Экскурсия по выставке. Итоговое занятие. | 1 |
Итого | 34 часа |