Предмет: история
Класс: 10-А
Учитель: Фишар Ульвие Решатона
Тема урока: Культурное пространство советского общества в 1920-е годы.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
Дать представление об особенностях, основных направления и итогах культурной революции;
Объяснять сущность и противоречия развития духовной сферы общества в 1920-е гг;
Показать на примерах вклад художественной и научной интеллигенции в развитие Советского государства;
Рассказать об известных произведениях советской литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности;
Познакомить с понятиями и терминами: культурная революция, социалистический реализм;
Характеризовать и анализировать основные направления культурной жизни страны в 1920-е гг;
Объяснить причины неприятия значительной части российской интеллигенции Октября 1917 г;
Объяснить причины гонений, направленных против православной церкви и ее служителей;
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Метапредметные:
Сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;
Анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формировать и обосновывать выводы, используя современные источники информации;
Решать творческие задачи;
Предоставлять результаты своей деятельности;
Проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
Осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Личностные:
Осознавать свою идентичность как граждан страны;
Осваивать гуманистические традиции и ценности общества;
Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
ХОД УРОКА.
Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих в журнал)
Проверка домашнего задания.
Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:
Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?
Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе.
Мотивационно-целевой этап.
Политика советского государства в области культуры получила название «культурной революции». От того, как партия понимает суть и методы этой революции и ее результат- человек.
Задание 1. Сравните два мнения относительно задач культурной революции:
1-я точка зрения- наркома просвещения А.В.Луначарского:
«Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории»
Человек- хозяин жизни, мыслитель, творец, гражданин- вот о ком мечтал Анатолий Васильевич.
2 точка зрения- Л.Д.Троцкого.
В ближайшие 20-50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении, появится «новый человек»?
- Как вы думаете, кто был прав в этом споре?
ПЛАН УРОКА.
Ликвидация неграмотности. Строительство советской школы.
Развитие литературы. «Сумерки Серебряного века»
Власть и интеллегенция.
«Сменовеховство»
Большевики и церковь.
Введение в новый материал.
Очень многое зависело от того, кто руководил культурным строительством.
Задание 2. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.
Руководители культурной революции.
Луначарский Анатолий Васильевич ( 1875-1933) был человеком таких дарований, что простой их перечень составил бы небольшую брошюру. На торжестве, посвященном 200-летия создания Российской Академии Наук, перед учеными многих стран Луначарский прочел речь на шести языках о значении науки в истории человечества. Даже буржуазные газеты называли наркома самым культурным министром просвещения в Европе. Еще в годы эмиграции Анатолий Васильевич, получивший образование за границей , изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе.
«Комиссаром при наркоме» называл В.И.Ленин заместителя Луначарского Михаила Николаевича Покровского (1868-1932).
Историк по образованию, Покровский много сделал для развития науки. Человек прямой и жестокий, Покровский не всем нравился, но прекрасно сработался с Луначарским.
Работой по ликвидации неграмотности и пропаганде идей коммунизма руководила Надежда Константиновна Крупская, жена В.И.Ленина. Человек скромный, Надежда Константиновна относилась к тем большевикам, которые никогда не добивались себе привилегий, власти. Ничего для себя, все-делу. Уже хотя бы то, что на работу она ходила пешком, хотя многие работники меньшего ранга предпочитали служебный автомобиль, говорит о многом.
- Какие характерные черты вы увидели в личностях тех людей, которые занимались развитием культуры в нашей стране?
- Что вам в них особенно понравилось?
Работа по теме урока.
Ликвидация неграмотности. Строительство советской школы.
Задание 3. Проанализируйте текст п. § и ответьте на вопросы.
Ликвидация неграмотности.
С точки зрения большевиков, неграмотный человек стоит вне политики. Накануне революции 73 % страны не умело читать и писать. Неграмотность среди крестьянства достигала 85 %. Грамотность среди подавляющего большинства нерусских народов составляла 0,5-1, 5 %. 48 народов вообще не имели письменности.
В 1921 г. одно железное перо приходилось на 10 учеников, 1 карандаш и одна тетрадь- на 20. Поэтому необходимо было начинать культурную революцию именно с ликвидации неграмотности.
К концу 197 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные в это время в городах составлял 79 %, а в деревне 43 %. Оказалось, что ликвидация неграмотности – дело гораздо более трудное и требует больше времени ,чем казалось вначале. В 1927 г СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50 млн. чуть более половины детей школьного возраста ходили в школу. Более 90 тыс. членов сельсоветов СССР были неграмотными , как и 4 % принятых в партию в 1926 г.
Строительство советской школы.
В эти годы закладывались основы единой- для всех, а не единообразной (унылой, одноообразной) трудовой школы.
Луначарский считал: там где скука, там и безобразия. «Где идет тяжелый труд, там нужно меньше опасаться этого. Детям должна быть предоставлена полная свобода в организации ученых, гимнастических, музыкальных обществ, театров, в создании всякого рода журналов, политических клубов и т.д.»
Новая школа была бесплатной, широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважительное отношение к личности ребенка. Но иногда новшества переходили границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись оценки, уроки и др.
Происходили и сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией в 91 вузе обучалось 112 тыс.студентов. В 1927-1928 г- 148-169 тыс. Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Поступление шло через рабфаки. Так создавалась новая интеллигенция.
- Какие преобразования были проведены советской властью в области образования?
- Какова была главная задача в области просвещения?
- Сделайте общий вывод относительно развития системы образования
Развитие литературы. «Сумерки Серебряного века»
Задание 4. Внимательно изучите представленный материал и прокомментируйте приведенные данные.
Величайшее нетерпение поселилось в душах многих революционеров. Потом и кровью они платили за то, чтобы разрушить старый мир. Настало время осуществить девиз: «Кто был ничем, тот станет всем!» Вперед , напрямик, напролом, по остаткам старого мира «пройти Карфагеном!»- как говорил один из героев Ю.Трифонова. Была одна мелочь- не совсем ясно, что делать с теми, кто уже был «чем-то» до революции?
Старая культура должна быть уничтожена. Создадим новую – чисто пролетарскую культуру. Это призывы и идеи Пролеткульта, который рассуждал примерно так: что может дать борющемуся пролетариату пушкинский Евгений Онегин или лермонтовский Печорин? Не лучше ли их создателей сбросить с корабля истории?
В 1925-1932 гг в литературе на роль представителей «чистокровного пролетарского искусства» претендовала РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей). Законы классовой борьбы перебросились в искусство. Критерий был один: «Союзник или враг?»
Даже «Муха-цокотуха» К.Чуковского была подвергнута уничтожающей критике за воспевание мещанского счастья, а знаменитый «Мойдодыр» вызвал бурю протеста. Оказалось, что «сравнение поросенка с трубочистом и трубочиста с поросенком- это сравнение чистоплотного буржуа, чистоту свою покупающего руками пролетариата- трубочиста». Вот аж на что посягнул Корней Чуковский- на пролетарскую культуру и чистоту! Гнать его из писателей!
В 1925 г ЦК партии была прията резолюция: «О политике партии в области художественной литературы», вводился принцип социалистического реализма, т.е. литература была поставлена под контроль новой власти.
Поэтому многие, ценя превыше всего свободу творчества, выбрали удел эмигрантов: Бунин, Куприн, Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Ходасевич, Иванов и др. Но не все…
Часть, уйдя в глубокую духовную оппозицию к большевикам, продолжала традиции русской словесности- Ахматова, Волошин, Замятин, Булгаков и др. Но были и те, кто воспевал Октябрь: Маяковский, Блок.
Власть и интеллигенция.
Задание 5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Большинство российской интеллигенции до революции и особенно после нее не приняло ленинских предложений . к началу 20-х гг в Росси вряд ли насчитывалось более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией ; подавляющая ее часть отправилась в эмиграцию. Конечно , в каждом случае причины отъезда могли быть различные:
А) у Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски , а их деятельность постоянно наталкивалась на непонимание со стороны Зиновьева, грозившего арестовать близких им людей;
Б) у композитора Глазунова не было даже нотной бумаги;
В) трагически и нелепо оборвалась жизнь поэта и путешественника Николая Гумилева- летом 1921 г его расстреляли за то, что он не донес о существовании офицерского контрреволюционного заговора, от участия в котором категорически отказался.
Г) летом 1922 г без суда, в административном порядке из страны были высланы многие ученые из среды профессоров, агрономов, литераторов. «Среди изгнанных- ректор Московского университета профессор Новиков (зоолог); ректор Петроградского университета профессор Карсавин (философ), группа математиков во главе с деканом математического факультета МГУ Стратоновым, экономисты- профессора Зворыкин, Лодыженский, Прокопович, историки- Кизеветтер, Флоровский, Боголепов, социолог Сорокин, известные философы идеалистического направления- Бердяев, Франк, Ильин, Трубецкой.
Решение о высылке было неожиданным. С точки зрения политической целесообразности . высылка группы интеллигенции представлялась необъяснимой. За высылаемыми профессорами и философами не стояло никаких политических партий. Не были они и лидерами какого-либо движения.
О трагической судьбе русской интеллигенции за границей рассказал М.Булгаков в пьесе «Бег». Но уехали не только русские, и трагедия была не только отдельных людей, но и всей страны. В эмиграции работали ученые с мировым именем: микробиолог С.Н.Виноградский, выдающийся геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и многие другие. Уехали на чужбину великие композиторы XX в.- С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, художники- К.А.Коровин, М.Шагал, балерина А.Павлова, писатели и поэты- И.Бунин, В.Набоков, Д.Мережковский и др.
Их жизнь складывалась по-разному: продолжали русские вечера в Париже лучшие балетмейстеры того времени М.Фокин и С.Лифарь, бедствовала М.Цветаева и процветал Ф.Шаляпин, но всех тянуло на родину.
Возвращались немногие… Так зародилось понятие «русское зарубежье».
- Что заставило большевиков принять такое решение?
«Сменовеховство»
Одна из характерных черт российской интеллигенции – ее чувство вины и ответственности перед народом. Была ли в стране другая культурная сила, кроме «старой» интеллигенции? С другой стороны отношение Советской власти к «спецам» открывало возможность сотрудничества между интеллигенцией и властью.
В 1921 г в Праге группа эмигрантов издала сборник «Смена вех»
Как же изменились взгляды философов?
Предлагалось признать революцию свершившимся фактом.
Отказаться от борьбы с советской властью, признать ее в качестве единственно законной и перейти к творческому, деловому сотрудничеству с ней.
Большевизм отказался от утопии мировой революции и превратился в национальную власть. Эта власть ставит задачей экономическое развитие государства. На базе возрождения государственной дисциплины она стремиться превратить Россию в великую державу. Эта власть опирается на массы, которые не требуют ничего сверх того, что они уже получили, и сбросят любую другую власть. Станет ли будущая Россия коммунистической или капиталистической- не так важно.
Дело интеллигенции- способствовать реализации программы по созданию великой России.
- Как вы думаете, как большевики восприняли эти новые взгляды?
Идеология «сменовеховства» была положительно воспринята лидерами большевиков, т.к. она:
- позволяла расколоть эмиграцию;
- официально освещала результаты октябрьской революции, канонизировала их, ограждая от пересмотра;
«Сменовеховство»с удовольствием восприняла и часть российской интеллигенции. Многие вернулись из эмиграции на родину А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева, М.Горький, А.Куприн.
Большевики и церковь.
Большие сложности возникли в отношении религии и церкви. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви означал устранение религиозного сознания.
В 1923 г. XII съезд партии принимает постановление «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды». Широкая программа просветительской работы, строившаяся на уважении религиозных чувств верующих, предполагала создание:
- добровольных антирелигиозных обществ;
- издание атеистической литературы;
- вовлечение трудящихся в атеистическую работу.
Главой Русской Православной церкви стал митрополит Тихон. Церковь помогала во время голода.
Но большевики не смогли смириться с инициативой церкви.
1922 г- декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Что привело к протесту.
Апрель-июнь 1922 г- судебные процессы против церковных иерархов.
Внутри церкви-раскол. Усилилась антирелигиозная пропаганда. Так партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь.
Подведение итогов урока.
«Культуру- в массы!». Именно такой лозунг был выдвинут в 1920-ые гг. Искусство должно быть понято массам и любимо ими. Но вскоре слово понято было заменено на понятно.
- Объясните в чем разница и так ли важна одна буква в слове?
Домашнее задание-выучить п. 14, ответить на вопросы.
Задание 1. Сравните два мнения относительно задач культурной революции:
1-я точка зрения- наркома просвещения А.В.Луначарского:
«Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории»
Человек- хозяин жизни, мыслитель, творец, гражданин- вот о ком мечтал Анатолий Васильевич.
2 точка зрения- Л.Д.Троцкого.
В ближайшие 20-50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении, появится «новый человек»?
Задание 2. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.
Руководители культурной революции.
Луначарский Анатолий Васильевич ( 1875-1933) был человеком таких дарований, что простой их перечень составил бы небольшую брошюру. На торжестве, посвященном 200-летия создания Российской Академии Наук, перед учеными многих стран Луначарский прочел речь на шести языках о значении науки в истории человечества. Даже буржуазные газеты называли наркома самым культурным министром просвещения в Европе. Еще в годы эмиграции Анатолий Васильевич, получивший образование за границей , изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе.
«Комиссаром при наркоме» называл В.И.Ленин заместителя Луначарского Михаила Николаевича Покровского (1868-1932).
Историк по образованию, Покровский много сделал для развития науки. Человек прямой и жестокий, Покровский не всем нравился, но прекрасно сработался с Луначарским.
Работой по ликвидации неграмотности и пропаганде идей коммунизма руководила Надежда Константиновна Крупская, жена В.И.Ленина. Человек скромный, Надежда Константиновна относилась к тем большевикам, которые никогда не добивались себе привилегий, власти. Ничего для себя, все-делу. Уже хотя бы то, что на работу она ходила пешком, хотя многие работники меньшего ранга предпочитали служебный автомобиль, говорит о многом.
Задание 3. Проанализируйте текст п. § и ответьте на вопросы.
Ликвидация неграмотности.
С точки зрения большевиков, неграмотный человек стоит вне политики. Накануне революции 73 % страны не умело читать и писать. Неграмотность среди крестьянства достигала 85 %. Грамотность среди подавляющего большинства нерусских народов составляла 0,5-1, 5 %. 48 народов вообще не имели письменности.
В 1921 г. одно железное перо приходилось на 10 учеников, 1 карандаш и одна тетрадь- на 20. Поэтому необходимо было начинать культурную революцию именно с ликвидации неграмотности.
К концу 197 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные в это время в городах составлял 79 %, а в деревне 43 %. Оказалось, что ликвидация неграмотности – дело гораздо более трудное и требует больше времени ,чем казалось вначале. В 1927 г СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50 млн. чуть более половины детей школьного возраста ходили в школу. Более 90 тыс. членов сельсоветов СССР были неграмотными , как и 4 % принятых в партию в 1926 г.
Строительство советской школы.
В эти годы закладывались основы единой- для всех, а не единообразной (унылой, одноообразной) трудовой школы.
Луначарский считал: там где скука, там и безобразия. «Где идет тяжелый труд, там нужно меньше опасаться этого. Детям должна быть предоставлена полная свобода в организации ученых, гимнастических, музыкальных обществ, театров, в создании всякого рода журналов, политических клубов и т.д.»
Новая школа была бесплатной, широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважительное отношение к личности ребенка. Но иногда новшества переходили границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись оценки, уроки и др.
Происходили и сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией в 91 вузе обучалось 112 тыс.студентов. В 1927-1928 г- 148-169 тыс. Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Поступление шло через рабфаки. Так создавалась новая интеллигенция.
Задание 4. Внимательно изучите представленный материал и прокомментируйте приведенные данные.
Величайшее нетерпение поселилось в душах многих революционеров. Потом и кровью они платили за то, чтобы разрушить старый мир. Настало время осуществить девиз: «Кто был ничем, тот станет всем!» Вперед , напрямик, напролом, по остаткам старого мира «пройти Карфагеном!»- как говорил один из героев Ю.Трифонова. Была одна мелочь- не совсем ясно, что делать с теми, кто уже был «чем-то» до революции?
Старая культура должна быть уничтожена. Создадим новую – чисто пролетарскую культуру. Это призывы и идеи Пролеткульта, который рассуждал примерно так: что может дать борющемуся пролетариату пушкинский Евгений Онегин или лермонтовский Печорин? Не лучше ли их создателей сбросить с корабля истории?
В 1925-1932 гг в литературе на роль представителей «чистокровного пролетарского искусства» претендовала РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей). Законы классовой борьбы перебросились в искусство. Критерий был один: «Союзник или враг?»
Даже «Муха-цокотуха» К.Чуковского была подвергнута уничтожающей критике за воспевание мещанского счастья, а знаменитый «Мойдодыр» вызвал бурю протеста. Оказалось, что «сравнение поросенка с трубочистом и трубочиста с поросенком- это сравнение чистоплотного буржуа, чистоту свою покупающего руками пролетариата- трубочиста». Вот аж на что посягнул Корней Чуковский- на пролетарскую культуру и чистоту! Гнать его из писателей!
В 1925 г ЦК партии была прията резолюция: «О политике партии в области художественной литературы», вводился принцип социалистического реализма, т.е. литература была поставлена под контроль новой власти.
Задание 5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Большинство российской интеллигенции до революции и особенно после нее не приняло ленинских предложений . к началу 20-х гг в Росси вряд ли насчитывалось более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией ; подавляющая ее часть отправилась в эмиграцию. Конечно , в каждом случае причины отъезда могли быть различные:
А) у Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски , а их деятельность постоянно наталкивалась на непонимание со стороны Зиновьева, грозившего арестовать близких им людей;
Б) у композитора Глазунова не было даже нотной бумаги;
В) трагически и нелепо оборвалась жизнь поэта и путешественника Николая Гумилева- летом 1921 г его расстреляли за то, что он не донес о существовании офицерского контрреволюционного заговора, от участия в котором категорически отказался.
Г) летом 1922 г без суда, в административном порядке из страны были высланы многие ученые из среды профессоров, агрономов, литераторов. «Среди изгнанных- ректор Московского университета профессор Новиков (зоолог); ректор Петроградского университета профессор Карсавин (философ), группа математиков во главе с деканом математического факультета МГУ Стратоновым, экономисты- профессора Зворыкин, Лодыженский, Прокопович, историки- Кизеветтер, Флоровский, Боголепов, социолог Сорокин, известные философы идеалистического направления- Бердяев, Франк, Ильин, Трубецкой.
Решение о высылке было неожиданным. С точки зрения политической целесообразности . высылка группы интеллигенции представлялась необъяснимой. За высылаемыми профессорами и философами не стояло никаких политических партий. Не были они и лидерами какого-либо движения.
О трагической судьбе русской интеллигенции за границей рассказал М.Булгаков в пьесе «Бег». Но уехали не только русские, и трагедия была не только отдельных людей, но и всей страны. В эмиграции работали ученые с мировым именем: микробиолог С.Н.Виноградский, выдающийся геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и многие другие. Уехали на чужбину великие композиторы XX в.- С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, художники- К.А.Коровин, М.Шагал, балерина А.Павлова, писатели и поэты- И.Бунин, В.Набоков, Д.Мережковский и др.
Их жизнь складывалась по-разному: продолжали русские вечера в Париже лучшие балетмейстеры того времени М.Фокин и С.Лифарь, бедствовала М.Цветаева и процветал Ф.Шаляпин, но всех тянуло на родину.
Возвращались немногие… Так зародилось понятие «русское зарубежье».
Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:
Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?
Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?
Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:
Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?
Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?
Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:
Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?
Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?
Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:
Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?
Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?
Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:
Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?
Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?