СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурное пространство советского общества в 1920-е годы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России в 10 классе на тему: "Культурное пространство советского общества в 1920-е годы".

Просмотр содержимого документа
«Культурное пространство советского общества в 1920-е годы.»

Предмет: история

Класс: 10-А

Учитель: Фишар Ульвие Решатона

Тема урока: Культурное пространство советского общества в 1920-е годы.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

Дать представление об особенностях, основных направления и итогах культурной революции;

Объяснять сущность и противоречия развития духовной сферы общества в 1920-е гг;

Показать на примерах вклад художественной и научной интеллигенции в развитие Советского государства;

Рассказать об известных произведениях советской литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности;

Познакомить с понятиями и терминами: культурная революция, социалистический реализм;

Характеризовать и анализировать основные направления культурной жизни страны в 1920-е гг;

Объяснить причины неприятия значительной части российской интеллигенции Октября 1917 г;

Объяснить причины гонений, направленных против православной церкви и ее служителей;

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Метапредметные:

Сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;

Анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формировать и обосновывать выводы, используя современные источники информации;

Решать творческие задачи;

Предоставлять результаты своей деятельности;

Проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

Осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Личностные:

Осознавать свою идентичность как граждан страны;

Осваивать гуманистические традиции и ценности общества;

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих в журнал)

  2. Проверка домашнего задания.

Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:

Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе.

Мотивационно-целевой этап.

Политика советского государства в области культуры получила название «культурной революции». От того, как партия понимает суть и методы этой революции и ее результат- человек.

Задание 1. Сравните два мнения относительно задач культурной революции:

1-я точка зрения- наркома просвещения А.В.Луначарского:

«Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории»

Человек- хозяин жизни, мыслитель, творец, гражданин- вот о ком мечтал Анатолий Васильевич.

2 точка зрения- Л.Д.Троцкого.

В ближайшие 20-50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении, появится «новый человек»?

- Как вы думаете, кто был прав в этом споре?

ПЛАН УРОКА.

Ликвидация неграмотности. Строительство советской школы.

Развитие литературы. «Сумерки Серебряного века»

Власть и интеллегенция.

«Сменовеховство»

Большевики и церковь.



Введение в новый материал.

Очень многое зависело от того, кто руководил культурным строительством.

Задание 2. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Руководители культурной революции.

Луначарский Анатолий Васильевич ( 1875-1933) был человеком таких дарований, что простой их перечень составил бы небольшую брошюру. На торжестве, посвященном 200-летия создания Российской Академии Наук, перед учеными многих стран Луначарский прочел речь на шести языках о значении науки в истории человечества. Даже буржуазные газеты называли наркома самым культурным министром просвещения в Европе. Еще в годы эмиграции Анатолий Васильевич, получивший образование за границей , изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе.

«Комиссаром при наркоме» называл В.И.Ленин заместителя Луначарского Михаила Николаевича Покровского (1868-1932).

Историк по образованию, Покровский много сделал для развития науки. Человек прямой и жестокий, Покровский не всем нравился, но прекрасно сработался с Луначарским.

Работой по ликвидации неграмотности и пропаганде идей коммунизма руководила Надежда Константиновна Крупская, жена В.И.Ленина. Человек скромный, Надежда Константиновна относилась к тем большевикам, которые никогда не добивались себе привилегий, власти. Ничего для себя, все-делу. Уже хотя бы то, что на работу она ходила пешком, хотя многие работники меньшего ранга предпочитали служебный автомобиль, говорит о многом.

- Какие характерные черты вы увидели в личностях тех людей, которые занимались развитием культуры в нашей стране?

- Что вам в них особенно понравилось?



Работа по теме урока.

Ликвидация неграмотности. Строительство советской школы.

Задание 3. Проанализируйте текст п. § и ответьте на вопросы.

Ликвидация неграмотности.

С точки зрения большевиков, неграмотный человек стоит вне политики. Накануне революции 73 % страны не умело читать и писать. Неграмотность среди крестьянства достигала 85 %. Грамотность среди подавляющего большинства нерусских народов составляла 0,5-1, 5 %. 48 народов вообще не имели письменности.

В 1921 г. одно железное перо приходилось на 10 учеников, 1 карандаш и одна тетрадь- на 20. Поэтому необходимо было начинать культурную революцию именно с ликвидации неграмотности.

К концу 197 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные в это время в городах составлял 79 %, а в деревне 43 %. Оказалось, что ликвидация неграмотности – дело гораздо более трудное и требует больше времени ,чем казалось вначале. В 1927 г СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50 млн. чуть более половины детей школьного возраста ходили в школу. Более 90 тыс. членов сельсоветов СССР были неграмотными , как и 4 % принятых в партию в 1926 г.

Строительство советской школы.

В эти годы закладывались основы единой- для всех, а не единообразной (унылой, одноообразной) трудовой школы.

Луначарский считал: там где скука, там и безобразия. «Где идет тяжелый труд, там нужно меньше опасаться этого. Детям должна быть предоставлена полная свобода в организации ученых, гимнастических, музыкальных обществ, театров, в создании всякого рода журналов, политических клубов и т.д.»

Новая школа была бесплатной, широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважительное отношение к личности ребенка. Но иногда новшества переходили границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись оценки, уроки и др.

Происходили и сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией в 91 вузе обучалось 112 тыс.студентов. В 1927-1928 г- 148-169 тыс. Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Поступление шло через рабфаки. Так создавалась новая интеллигенция.



- Какие преобразования были проведены советской властью в области образования?

- Какова была главная задача в области просвещения?

- Сделайте общий вывод относительно развития системы образования



Развитие литературы. «Сумерки Серебряного века»

Задание 4. Внимательно изучите представленный материал и прокомментируйте приведенные данные.

Величайшее нетерпение поселилось в душах многих революционеров. Потом и кровью они платили за то, чтобы разрушить старый мир. Настало время осуществить девиз: «Кто был ничем, тот станет всем!» Вперед , напрямик, напролом, по остаткам старого мира «пройти Карфагеном!»- как говорил один из героев Ю.Трифонова. Была одна мелочь- не совсем ясно, что делать с теми, кто уже был «чем-то» до революции?

Старая культура должна быть уничтожена. Создадим новую – чисто пролетарскую культуру. Это призывы и идеи Пролеткульта, который рассуждал примерно так: что может дать борющемуся пролетариату пушкинский Евгений Онегин или лермонтовский Печорин? Не лучше ли их создателей сбросить с корабля истории?

В 1925-1932 гг в литературе на роль представителей «чистокровного пролетарского искусства» претендовала РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей). Законы классовой борьбы перебросились в искусство. Критерий был один: «Союзник или враг?»

Даже «Муха-цокотуха» К.Чуковского была подвергнута уничтожающей критике за воспевание мещанского счастья, а знаменитый «Мойдодыр» вызвал бурю протеста. Оказалось, что «сравнение поросенка с трубочистом и трубочиста с поросенком- это сравнение чистоплотного буржуа, чистоту свою покупающего руками пролетариата- трубочиста». Вот аж на что посягнул Корней Чуковский- на пролетарскую культуру и чистоту! Гнать его из писателей!

В 1925 г ЦК партии была прията резолюция: «О политике партии в области художественной литературы», вводился принцип социалистического реализма, т.е. литература была поставлена под контроль новой власти.



Поэтому многие, ценя превыше всего свободу творчества, выбрали удел эмигрантов: Бунин, Куприн, Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Ходасевич, Иванов и др. Но не все…

Часть, уйдя в глубокую духовную оппозицию к большевикам, продолжала традиции русской словесности- Ахматова, Волошин, Замятин, Булгаков и др. Но были и те, кто воспевал Октябрь: Маяковский, Блок.

Власть и интеллигенция.

Задание 5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Большинство российской интеллигенции до революции и особенно после нее не приняло ленинских предложений . к началу 20-х гг в Росси вряд ли насчитывалось более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией ; подавляющая ее часть отправилась в эмиграцию. Конечно , в каждом случае причины отъезда могли быть различные:

А) у Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски , а их деятельность постоянно наталкивалась на непонимание со стороны Зиновьева, грозившего арестовать близких им людей;

Б) у композитора Глазунова не было даже нотной бумаги;

В) трагически и нелепо оборвалась жизнь поэта и путешественника Николая Гумилева- летом 1921 г его расстреляли за то, что он не донес о существовании офицерского контрреволюционного заговора, от участия в котором категорически отказался.

Г) летом 1922 г без суда, в административном порядке из страны были высланы многие ученые из среды профессоров, агрономов, литераторов. «Среди изгнанных- ректор Московского университета профессор Новиков (зоолог); ректор Петроградского университета профессор Карсавин (философ), группа математиков во главе с деканом математического факультета МГУ Стратоновым, экономисты- профессора Зворыкин, Лодыженский, Прокопович, историки- Кизеветтер, Флоровский, Боголепов, социолог Сорокин, известные философы идеалистического направления- Бердяев, Франк, Ильин, Трубецкой.

Решение о высылке было неожиданным. С точки зрения политической целесообразности . высылка группы интеллигенции представлялась необъяснимой. За высылаемыми профессорами и философами не стояло никаких политических партий. Не были они и лидерами какого-либо движения.

О трагической судьбе русской интеллигенции за границей рассказал М.Булгаков в пьесе «Бег». Но уехали не только русские, и трагедия была не только отдельных людей, но и всей страны. В эмиграции работали ученые с мировым именем: микробиолог С.Н.Виноградский, выдающийся геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и многие другие. Уехали на чужбину великие композиторы XX в.- С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, художники- К.А.Коровин, М.Шагал, балерина А.Павлова, писатели и поэты- И.Бунин, В.Набоков, Д.Мережковский и др.

Их жизнь складывалась по-разному: продолжали русские вечера в Париже лучшие балетмейстеры того времени М.Фокин и С.Лифарь, бедствовала М.Цветаева и процветал Ф.Шаляпин, но всех тянуло на родину.

Возвращались немногие… Так зародилось понятие «русское зарубежье».

- Что заставило большевиков принять такое решение?



«Сменовеховство»

Одна из характерных черт российской интеллигенции – ее чувство вины и ответственности перед народом. Была ли в стране другая культурная сила, кроме «старой» интеллигенции? С другой стороны отношение Советской власти к «спецам» открывало возможность сотрудничества между интеллигенцией и властью.

В 1921 г в Праге группа эмигрантов издала сборник «Смена вех»

Как же изменились взгляды философов?

Предлагалось признать революцию свершившимся фактом.

Отказаться от борьбы с советской властью, признать ее в качестве единственно законной и перейти к творческому, деловому сотрудничеству с ней.

Большевизм отказался от утопии мировой революции и превратился в национальную власть. Эта власть ставит задачей экономическое развитие государства. На базе возрождения государственной дисциплины она стремиться превратить Россию в великую державу. Эта власть опирается на массы, которые не требуют ничего сверх того, что они уже получили, и сбросят любую другую власть. Станет ли будущая Россия коммунистической или капиталистической- не так важно.

Дело интеллигенции- способствовать реализации программы по созданию великой России.

- Как вы думаете, как большевики восприняли эти новые взгляды?

Идеология «сменовеховства» была положительно воспринята лидерами большевиков, т.к. она:

- позволяла расколоть эмиграцию;

- официально освещала результаты октябрьской революции, канонизировала их, ограждая от пересмотра;

«Сменовеховство»с удовольствием восприняла и часть российской интеллигенции. Многие вернулись из эмиграции на родину А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева, М.Горький, А.Куприн.

Большевики и церковь.

Большие сложности возникли в отношении религии и церкви. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви означал устранение религиозного сознания.

В 1923 г. XII съезд партии принимает постановление «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды». Широкая программа просветительской работы, строившаяся на уважении религиозных чувств верующих, предполагала создание:

- добровольных антирелигиозных обществ;

- издание атеистической литературы;

- вовлечение трудящихся в атеистическую работу.

Главой Русской Православной церкви стал митрополит Тихон. Церковь помогала во время голода.

Но большевики не смогли смириться с инициативой церкви.

1922 г- декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Что привело к протесту.

Апрель-июнь 1922 г- судебные процессы против церковных иерархов.

Внутри церкви-раскол. Усилилась антирелигиозная пропаганда. Так партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь.



Подведение итогов урока.

«Культуру- в массы!». Именно такой лозунг был выдвинут в 1920-ые гг. Искусство должно быть понято массам и любимо ими. Но вскоре слово понято было заменено на понятно.

- Объясните в чем разница и так ли важна одна буква в слове?

Домашнее задание-выучить п. 14, ответить на вопросы.

























































Задание 1. Сравните два мнения относительно задач культурной революции:

1-я точка зрения- наркома просвещения А.В.Луначарского:

«Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории»

Человек- хозяин жизни, мыслитель, творец, гражданин- вот о ком мечтал Анатолий Васильевич.

2 точка зрения- Л.Д.Троцкого.

В ближайшие 20-50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении, появится «новый человек»?

Задание 2. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Руководители культурной революции.

Луначарский Анатолий Васильевич ( 1875-1933) был человеком таких дарований, что простой их перечень составил бы небольшую брошюру. На торжестве, посвященном 200-летия создания Российской Академии Наук, перед учеными многих стран Луначарский прочел речь на шести языках о значении науки в истории человечества. Даже буржуазные газеты называли наркома самым культурным министром просвещения в Европе. Еще в годы эмиграции Анатолий Васильевич, получивший образование за границей , изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе.

«Комиссаром при наркоме» называл В.И.Ленин заместителя Луначарского Михаила Николаевича Покровского (1868-1932).

Историк по образованию, Покровский много сделал для развития науки. Человек прямой и жестокий, Покровский не всем нравился, но прекрасно сработался с Луначарским.

Работой по ликвидации неграмотности и пропаганде идей коммунизма руководила Надежда Константиновна Крупская, жена В.И.Ленина. Человек скромный, Надежда Константиновна относилась к тем большевикам, которые никогда не добивались себе привилегий, власти. Ничего для себя, все-делу. Уже хотя бы то, что на работу она ходила пешком, хотя многие работники меньшего ранга предпочитали служебный автомобиль, говорит о многом.


Задание 3. Проанализируйте текст п. § и ответьте на вопросы.

Ликвидация неграмотности.

С точки зрения большевиков, неграмотный человек стоит вне политики. Накануне революции 73 % страны не умело читать и писать. Неграмотность среди крестьянства достигала 85 %. Грамотность среди подавляющего большинства нерусских народов составляла 0,5-1, 5 %. 48 народов вообще не имели письменности.

В 1921 г. одно железное перо приходилось на 10 учеников, 1 карандаш и одна тетрадь- на 20. Поэтому необходимо было начинать культурную революцию именно с ликвидации неграмотности.

К концу 197 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные в это время в городах составлял 79 %, а в деревне 43 %. Оказалось, что ликвидация неграмотности – дело гораздо более трудное и требует больше времени ,чем казалось вначале. В 1927 г СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50 млн. чуть более половины детей школьного возраста ходили в школу. Более 90 тыс. членов сельсоветов СССР были неграмотными , как и 4 % принятых в партию в 1926 г.

Строительство советской школы.

В эти годы закладывались основы единой- для всех, а не единообразной (унылой, одноообразной) трудовой школы.

Луначарский считал: там где скука, там и безобразия. «Где идет тяжелый труд, там нужно меньше опасаться этого. Детям должна быть предоставлена полная свобода в организации ученых, гимнастических, музыкальных обществ, театров, в создании всякого рода журналов, политических клубов и т.д.»

Новая школа была бесплатной, широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважительное отношение к личности ребенка. Но иногда новшества переходили границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись оценки, уроки и др.

Происходили и сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией в 91 вузе обучалось 112 тыс.студентов. В 1927-1928 г- 148-169 тыс. Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Поступление шло через рабфаки. Так создавалась новая интеллигенция.


Задание 4. Внимательно изучите представленный материал и прокомментируйте приведенные данные.

Величайшее нетерпение поселилось в душах многих революционеров. Потом и кровью они платили за то, чтобы разрушить старый мир. Настало время осуществить девиз: «Кто был ничем, тот станет всем!» Вперед , напрямик, напролом, по остаткам старого мира «пройти Карфагеном!»- как говорил один из героев Ю.Трифонова. Была одна мелочь- не совсем ясно, что делать с теми, кто уже был «чем-то» до революции?

Старая культура должна быть уничтожена. Создадим новую – чисто пролетарскую культуру. Это призывы и идеи Пролеткульта, который рассуждал примерно так: что может дать борющемуся пролетариату пушкинский Евгений Онегин или лермонтовский Печорин? Не лучше ли их создателей сбросить с корабля истории?

В 1925-1932 гг в литературе на роль представителей «чистокровного пролетарского искусства» претендовала РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей). Законы классовой борьбы перебросились в искусство. Критерий был один: «Союзник или враг?»

Даже «Муха-цокотуха» К.Чуковского была подвергнута уничтожающей критике за воспевание мещанского счастья, а знаменитый «Мойдодыр» вызвал бурю протеста. Оказалось, что «сравнение поросенка с трубочистом и трубочиста с поросенком- это сравнение чистоплотного буржуа, чистоту свою покупающего руками пролетариата- трубочиста». Вот аж на что посягнул Корней Чуковский- на пролетарскую культуру и чистоту! Гнать его из писателей!

В 1925 г ЦК партии была прията резолюция: «О политике партии в области художественной литературы», вводился принцип социалистического реализма, т.е. литература была поставлена под контроль новой власти.


Задание 5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Большинство российской интеллигенции до революции и особенно после нее не приняло ленинских предложений . к началу 20-х гг в Росси вряд ли насчитывалось более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией ; подавляющая ее часть отправилась в эмиграцию. Конечно , в каждом случае причины отъезда могли быть различные:

А) у Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски , а их деятельность постоянно наталкивалась на непонимание со стороны Зиновьева, грозившего арестовать близких им людей;

Б) у композитора Глазунова не было даже нотной бумаги;

В) трагически и нелепо оборвалась жизнь поэта и путешественника Николая Гумилева- летом 1921 г его расстреляли за то, что он не донес о существовании офицерского контрреволюционного заговора, от участия в котором категорически отказался.

Г) летом 1922 г без суда, в административном порядке из страны были высланы многие ученые из среды профессоров, агрономов, литераторов. «Среди изгнанных- ректор Московского университета профессор Новиков (зоолог); ректор Петроградского университета профессор Карсавин (философ), группа математиков во главе с деканом математического факультета МГУ Стратоновым, экономисты- профессора Зворыкин, Лодыженский, Прокопович, историки- Кизеветтер, Флоровский, Боголепов, социолог Сорокин, известные философы идеалистического направления- Бердяев, Франк, Ильин, Трубецкой.

Решение о высылке было неожиданным. С точки зрения политической целесообразности . высылка группы интеллигенции представлялась необъяснимой. За высылаемыми профессорами и философами не стояло никаких политических партий. Не были они и лидерами какого-либо движения.

О трагической судьбе русской интеллигенции за границей рассказал М.Булгаков в пьесе «Бег». Но уехали не только русские, и трагедия была не только отдельных людей, но и всей страны. В эмиграции работали ученые с мировым именем: микробиолог С.Н.Виноградский, выдающийся геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и многие другие. Уехали на чужбину великие композиторы XX в.- С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, художники- К.А.Коровин, М.Шагал, балерина А.Павлова, писатели и поэты- И.Бунин, В.Набоков, Д.Мережковский и др.

Их жизнь складывалась по-разному: продолжали русские вечера в Париже лучшие балетмейстеры того времени М.Фокин и С.Лифарь, бедствовала М.Цветаева и процветал Ф.Шаляпин, но всех тянуло на родину.

Возвращались немногие… Так зародилось понятие «русское зарубежье».


Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:

  1. Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

  2. Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?



Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:

  1. Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

  2. Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?



Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:

  1. Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

  2. Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?



Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:

  1. Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

  2. Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?



Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:

  1. Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

  2. Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!