СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по Истории России 10 класс на тему "Культурное пространство советского общества в 1930-е годы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по Истории России 10 класс на тему "Культурное пространство советского общества в 1930-е годы"»

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСТКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-Е ГГ

Тема урока: Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

Цель урока: сформировать представление о культуре и быте советского общества в 1930-е гг.

Планируемые результаты:

предметные: показать изменения в политике советского руководства в области культуры и образования в 1930-е гг. и раскрыть их причины; характеризовать культурную революцию и описывать влияние идеологии на развитие науки и культуры; познакомить с основными достижениями советской культуры и науки, а также культуры и науки русского зарубежья в этот период;

метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; 2) регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника;

личностные : формировать интерес к культурному наследию своего народа.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Фронтальный опрос по пройденному материалу (5 мин)

3. Объяснение нового материала (20 мин)

3.1. Формирование « нового человека». Культ героев.

3.2. Культурная революция.

3.3. Достижения отечественной науки в 1930-е гг.

3.4. Советское искусство

3.5. Повседневность 1930-х гг.

3.6. Общественные настроения.

3.7. Культура русского зарубежья

4. Закрепление пройденного материала (10 мин)

5. Домашнее задание, оценки (3 мин)

Средства обучения: учебник; презентация; портреты писателей, композиторов, ученых 1930-х гг.; таблицы и дополнительный материал к уроку.

Основные понятия: Социалистический реализм, Система героев, Культурная революция, Формирование «нового человека», челюскинцы, освоение Арктики.

Основные даты:

1930 год — введение обязательного начального образования.

1932 год — постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

1934 год — I съезд советских писателей. 15 На нём был разработан новый метод советской литературы — социалистический реализм.

1934 год — постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР».

1934 год — учреждение звания Героя Советского Союза.

1938 год — публикация «Краткого курса истории ВКП(б)»



Ход урока

1.Организационный момент- проверка наличия необходимых принадлежность, приветствие и проверка отсутствующих.



2.Фронтальный опрос по пройденному материалу- задаем обучающимся вопросы о прошлому параграфу.

Звучит куплет из песни «Веселые ребята»



В 1930-е гг. усилился идеологический контроль над всеми сферами духовной жизни советского общества, были уничтожены существовавшие ранее относительная свобода и разномыслие в искусстве. Однако, несмотря на все негативные последствия ужесточения идеологической цензуры, 1930-е гг. стали временем больших успехов советской науки, в этот период были созданы многие выдающиеся художественные произведения. На сегодняшнем уроке мы подробно поговорим о духовной жизни нашей страны в эту сложную и противоречивую эпоху.

Одной из главных составляющих строительства социализма (наряду с индустриализацией и коллективизацией сельского хозяйства) советская пропаганда провозглашала культурную революцию. Под этим понималось коренное преобразование всех сторон культурной жизни общества на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование новой интеллигенции из представителей трудящихся классов, развитие образования и приобщение всего населения СССР к достижениям культуры.

Вопрос к классу

— Какие мероприятия, осуществлявшиеся советской властью еще в 1920-е гг., можно считать частью культурной революции?

Записываем тему урока и дату на доске.

3.Объснение нового материала

3.1. Формирование « нового человека». Культ героев.

Формирование "нового человека "Главной целью Советского государства было создание нового типа гражданина — сильного, трудолюбивого, преданного коммунизму. Этот идеал должен был вдохновлять на трудовые подвиги и жертвенность во имя социализма. Так, примером для подражания стал Павлик Морозов- пионер. Одним из лозунгов становятся слова из х/ф « Весёлые ребята» они звучали так: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой». В СССР активно пропагандировались герои труда, ставшие символами новой эпохи. В литературе и кино главными образами становились рабочие и колхозники, которые через свой пример показывали важность коллективного труда. Формирование такого образа было направлено на воспитание новых поколений советских людей, готовых к трудовым свершениям во имя Родины.



Власть и Церковь

Советская власть активно боролась с религией, считая её угрозой для социалистического строя. В 1927 году началась массовая антирелигиозная кампания, направленная на ослабление влияния Русской православной церкви. Многие храмы и монастыри были закрыты, а священнослужители подвергались репрессиям. Антирелигиозные мероприятия включали изъятие церковных ценностей, уничтожение культовых сооружений и запрет на проведение религиозных обрядов. К 1937 году около 85% всех храмов в СССР были разрушены или закрыты.

3.2. Культурная революция.

Ленин считал, что культурная революция должна сопровождать индустриализацию и модернизацию страны. Главной задачей было повышение уровня образования и культурного развития граждан. В 1930-е годы начались масштабные образовательные реформы, направленные на ликвидацию неграмотности и создание системы профессионального обучения. Культурная революция затронула также искусство и литературу. Она способствовала распространению коммунистической идеологии через театры, книги и кино. Множество новых учебных заведений и библиотек открывалось по всей стране.



3.3. Достижения отечественной науки в 1930-е гг.

В 1930-е годы наука в СССР достигла значительных успехов, особенно в области гуманитарных и технических дисциплин. Активное внимание уделялось разработкам в области физики, биологии, медицины. Создавались новые научные институты, такие как Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук и Институт истории. Советские учёные делали важные открытия, которые способствовали дальнейшему развитию промышленности и обороноспособности страны.

Получение мирового признания советской физической школы. Её связывают с именами С. Вавилова (проблемы оптики), А. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и других учёных.

Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра. 1 Значимыми достижениями стали работы по изучению атомного ядра, квантовой механике и физике высоких энергий.

Активно развивались исследования в области реактивного движения. В 1930-х годах были испытаны первые советские ракеты.

В области химии значительный вклад был сделан в разработку новых материалов и изучение химических процессов. Активно развивалась органическая химия, синтез новых соединений, исследование катализа и полимеров.

Советские конструкторы и инженеры разработали целый ряд новых самолётов, которые нашли широкое применение как в гражданской, так и в военной авиации. Важными достижениями стали создание самолётов с алюминиевыми корпусами, улучшение аэродинамики и двигательных установок.

Развитие тракторостроения способствовало механизации сельского хозяйства и увеличению производительности труда. В этот период были разработаны и запущены в серийное производство новые модели тракторов, которые широко использовались в колхозах и совхозах.

Были открыты и начали разрабатываться многие важные месторождения полезных ископаемых, включая нефть, уголь, руды металлов. Геологические исследования способствовали развитию промышленности и обеспечению сырьевой базы для экономического роста страны.

Были развёрнуты интенсивные работы по созданию новых образцов оружия и военной техники.

Разработка новых видов вооружений, таких как танки, самолёты и артиллерийские системы, стала приоритетным направлением для многих научных учреждений и конструкторских бюро.

3.4. Советское искусство

Советское искусство в 1930-е годы было сложным и многогранным явлением, отражающим как великие достижения, так и трагедии того времени. Оно стало важным инструментом идеологической пропаганды и сыграло значительную роль в формировании общественного сознания.

Доминирующим направлением в советском искусстве стал социалистический реализм. Он требовал от художников и писателей изображать действительность в соответствии с идеалами коммунизма, подчёркивать достижения страны и борьбу рабочего класса.

Отличительной чертой эпохи стало широкое распространение политической графики, плаката, политической карикатуры.

В театральном искусстве появились первые в мире детские театры. Лучшим советским театром считался МХАТ. Наряду с профессиональными театрами активно развивалось самодеятельное художественное творчество. При дворцах культуры и клубах по всей стране работали тысячи драматических, песенных, хоровых самодеятельных коллективов, объединявших более 3 млн человек.

В кинематографе особой популярностью у людей всех возрастов пользовались музыкальные кинокомедии Г. В. Александрова, И. А. Пырьева. В этот же период закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа.

Несмотря на жёсткий контроль и цензуру, многие произведения того периода стали классикой и внесли весомый вклад в мировую культуру.

3.5. Повседневность 1930-х гг.

Урбанизация. Множество людей переезжало из сельских районов в города в поисках работы и лучших условий жизни. Массовая урбанизация потребовала расширения жилищного фонда, типичным видом жилья стали коммунальные квартиры.

Карточная система. Она охватывала основные продукты питания и промышленные товары и позволяла ограничить потребление и обеспечить равномерное распределение дефицитных товаров среди населения. Карточную систему отменили в 1935 году, а на товары были установлены фиксированные цены.

Досуг. Важную роль играли театры, кинотеатры, клубы и дома культуры. Особую популярность приобретали советские фильмы, такие как «Чапаев» и «Весёлые ребята».

Пропаганда физической культуры и спорта. В 1930-е годы были организованы ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) и комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»), направленные на физическую подготовку молодёжи и взрослого населения к труду и службе в армии.

Технический прогресс. Появились первые легковые автомобили, началось массовое строительство электростанций и линий электропередач, что позволило проводить электричество в отдалённые районы. Радио становилось всё более популярным средством массовой информации, всё чаще в квартирах советских граждан можно было увидеть телефон.

3.6. Культура русского зарубежья.

Культура русского зарубежья в 1930-е годы характеризовалась рядом особенностей:

Литературная жизнь. В эмиграции оказался практически весь цвет литературного Серебряного века. Поэты-символисты З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. И. Иванов, акмеисты Г. В. Иванов, В. Ф. Ходасевич, И. В. Одоевцева продолжали писать, сохраняя традиции дореволюционной литературы XX века. Некоторые писатели были признаны на Западе: так, И. А. Бунин в 1933 году получил Нобелевскую премию по литературе, прежде всего, за роман «Жизнь Арсеньева».

Живопись. Сначала в Германии, а затем во Франции продолжал творить Василий Кандинский, основатель абстракционизма. Картины Марка Шагала, имевшего французское гражданство, стали символом современного искусства. Художники обращались к темам родной природы, ностальгии по утраченному, а также к абстрактным и символическим образам, обозначавшим различные аспекты человеческого опыта.

Учёные. Русские учёные, эмигрировавшие после революции, также проводили свои исследования за границей. Владимир Зворыкин, изобретатель в сфере телевизионной техники, продолжил свою деятельность в США.

Развитие искусства. Особого размаха в культурной жизни эмиграции получило развитие бального и театрального искусства, в 1930-е годы заметное место в жизни русской эмиграции начинает занимать кинематограф.



4. Закрепление пройденного материала

(Помогаю обучающимся сформулировать основные выводы.)

Выводы:

Некоторые итоги развития культурного пространства советского общества в 1930-е годы:

Формирование «нового человека». В СССР активно пропагандировались герои труда, ставшие символами новой эпохи. В литературе и кино главными образами становились рабочие и колхозники, которые через свой пример показывали важность коллективного труда.

Борьба с религией. Многие храмы и монастыри были закрыты, а священнослужители подвергались репрессиям. К 1937 году около 85% всех храмов в СССР были разрушены или закрыты.

Культурная революция. Начались масштабные образовательные реформы, направленные на ликвидацию неграмотности и создание системы профессионального обучения. Культурная революция затронула также искусство и литературу, способствовала распространению коммунистической идеологии через театры, книги и кино.

Достижения отечественной науки. В 1930-е годы наука в СССР достигла значительных успехов, особенно в области гуманитарных и технических дисциплин. Создавались новые научные институты, такие как Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук и Институт истории.

Развитие здравоохранения. Были созданы тысячи медицинских учреждений, предоставлявших бесплатную помощь. Особое внимание уделялось профилактике заболеваний, борьбе с туберкулёзом и алкоголизмом. Строились новые больницы, санатории и поликлиники.

Итоги в сфере образования. Была практически ликвидирована неграмотность и введено всеобщее семилетнее образование. К концу 1930-х Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. В школах и университетах вернулось изучение истории России с древнейших времён, что укрепило образовательную систему.

5. Домашнее задание : даю дифференцированное, всему классу изучить параграф 18 и ответить на вопросы , а самым активным даю задание подготовить доклад на тему «Кинематограф в 1930-е гг.», «Учёные и их достижения».