СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурное пространство советского общества в 1930-е годы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ о Сталинской эпохе.

Просмотр содержимого документа
«Культурное пространство советского общества в 1930-е годы»

Культурное пространство советского общества в 1930-е годы

В сталинский период в Советском Союзе большое значение придавалось развитию массового спортивного движения.

Так, для пропаганды физкультуры и спорта среди советского народа с 1931 года сначала в Москве и Ленинграде, а затем и в других городах СССР ежегодно стали проводиться парады физкультурников.

Самые грандиозные парады проходили на Красной площади в Москве. На одном их таких парадов Сталин впервые был назван «лучшим другом пионеров», а на другом впервые прозвучал один из самых приметных лозунгов того времени – «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!».

Главной целью большевистской программы построения социализма было формирование «нового человека», а также утверждение полного господства марксистско-ленинского учения в советском обществе.

«Новый человек» представлял собой строителя светлого коммунистического будущего, который должен быть верен делу партии, ненавидеть классовых врагов, любить вождей пролетариата, а также соблюдать трудовую дисциплину.

Образцовым поведением советского человека считалось самоотверженное исполнение партийных установок, которые приближали счастливую жизнь. Такие люди возводились в ранг героев и считались всеобщим примером для подражания. Официально это выразилось в утверждении званий «Герой Труда» и «Герой Советского Союза».

Кроме этого, в рамках культурной революции необходимо было повысить образовательный уровень населения Советского Союза, приобщить его к достижениям культуры и обеспечить подготовку квалифицированных кадров. Поэтому в 1930-е годы в советском образовании произошли серьёзные изменения.

Начался переход ко всеобщему обязательному четырёхлетнему начальному обучению. В 1937 году вводилось обязательное семилетнее обучение. Полное среднее образование можно было получить в 8–10 классах.

Все школьные учреждения приводились к единому образцу. Возвращался урок как основная форма учебных занятий. Вводилось твёрдое расписание и состав учащихся в классе. Подчёркивалась руководящая роль учителя. Вновь стали изучаться отдельные предметы, в том числе история и география.

Благодаря принятым мерам уже к 1939 году грамотность в Советском Союзе составила 87,4 %. Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу. Книги выходили на 110 языках народов Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Индустриализация требовала большого количества грамотных специалистов для промышленности. Поэтому с конца 20-х годов увеличивается количество технических вузов и средних специальных заведений, а также сельскохозяйственных и педагогических институтов.

Развитие страны требовало новых технических разработок, опирающихся на научные исследования. Росло количество научно-исследовательских институтов.

В то же время вся система образования и наука находились под партийным идеологическим контролем. Считалось, что в науке есть две точки зрения – правильная марксистская и враждебная буржуазная. Такой подход создавал серьёзные препятствия для нормального развития советской научной мысли.

Например, генетика была объявлена буржуазной лженаукой и все исследования советских учёных в этой области были приостановлены на долгое время. А многие талантливые советские учёные были арестованы, приговорены к заключению в лагерях или расстреляны.

По мнению Сталина, все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Но особое внимание он уделял истории. В 1938 году была выпущена «История ВэКаПэ(бэ). Краткий курс», которую Сталин лично координировал и редактировал. Это был учебник по истории России, в основу которой легла концепция истории партии.

Однако несмотря на строгий партийный контроль и вмешательство карательных органов советским учёным удалось добиться заметных успехов, особенно в естественных науках.

В СССР активно развивались физика, химия, биология, математическая наука, астрономия, механика, физиология, медицина.

Многие представители советской физической школы получили мировое признание. Среди них Сергей Иванович Вавилов, Абрам Фёдорович Иоффе, Пётр Леонидович Капица, Игорь Васильевич Курчатов.

Весомый вклад в развитие химической промышленности внесли работы учёных-химиков Николая Дмитриевича Зелинского, Алексея Евграфовича Фаворского, Алексея Николаевича Баха, Сергея Васильевича Лебедева.

Мировыми достижениями стали работы советских биологов Николая Ивановича Вавилова, Дмитрия Николаевича Прянишникова, Василия Робертовича Вильямса, Василия Степановича Пустовойта.

Николай Александрович Семашко заложил основы советского здравоохранения, создал систему охраны материнства и младенчества, а также систему охраны здоровья детей и подростков.

Иван Михайлович Губкин выступил организатором советской нефтяной геологии. Благодаря интенсивным разведывательным работам были открыты новые залежи нефти и угля, что позволило сократить импорт некоторых видов сырья.

Конструкторская деятельность в основном была направлена на разработку новых образцов оружия и военной техники.

Во всех видах искусства насаждался метод социалистического реализма. Художественные произведения должны были служить интересам строительства социалистического общества, утверждать превосходство коммунистических идеалов.

То есть жизнь необходимо было показывать не такой, какая она есть, а какой должна быть с точки зрения большевистского мировоззрения.

Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства соцреализма было государство. Оно рассматривало культуру как средство агитации и пропаганды.

Однако жёсткий контроль сдерживал, но не останавливал развитие литературы и искусства. Появилось много новых талантливых авторов.

Особое влияние на развитие духовной жизни советского общества оказало последовательное преследование властями церкви. Религия представлялась большевикам серьёзным идеологическим конкурентом.

В 1932 году была принята так называемая «безбожная пятилетка», цель которой определил Сталин: «К 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на территории страны».

Самым массовым видом искусства стало кино. Событиям революции и гражданской войны были посвящены фильмы «Чапаев», «Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме. Фильм «Путёвка в жизнь» стал первым звуковым, а «Груня Корнакова» – первым цветным советским фильмом. Огромной популярностью пользовались комедии: «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга, Волга», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Развивалось и музыкальное искусство. В 1930-е годы творили такие знаменитые композиторы, как Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Исаак Дунаевский.

Были созданы коллективы, прославившие советскую музыкальную культуру: квартет имени Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии.

В живописи существовала жёсткая иерархия живописных жанров. На её вершине — так называемая тематическая картина с историко-революционным, батальным или историческим содержанием. Пейзаж и натюрморт считались мелкобуржуазными направлениями.

Классическими представителями соцреализма можно назвать Бориса Иогансона, Александра Дейнека, Юрия Пименова, Михаила Нестерова.

Вмешательство партии в искусство не лучшим образом отразилось на массовой литературе. Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Но даже в условиях жёсткой цензуры русские советские литераторы смогли написать свои знаменитые произведения.

Среди них можно выделить «Жизнь Клима Самгина» и «Егор Булычов» Максима Горького, «Хождение по мукам» и «Пётр I» Алексея Толстого, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.

В это же время творили такие писатели и поэты, как Вениамин Каверин, Андрей Платонов, Константин Паустовский, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Александр Твардовский.

Детская литература была представлена книгами Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Сергея Михалкова.

Развивалось и театральное искусство. Лучшим советским театром был официально признан МХАТ. В нём выступали такие известные артисты, как Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, Алла Тарасова.

Развернувшаяся индустриализация и коллективизация спровоцировали массовый приток в города выходцев из деревни. В связи с чем в городах резко обострилась проблема жилья, продовольствия, а также товаров народного потребления.

С 1929 по 1935 год в СССР вновь действовала карточная система на промышленные товары и продукты. В то же время крестьяне могли получить товары и продукты только сдав свою продукцию государству. В 1931 году была введена закрытая торговля через распределители одеждой и обувью по ордерам, талонам, специальным книжкам.

Кроме этого, источниками пополнения продовольствия были колхозные рынки, государственные коммерческие магазины, продуктовые магазины сети «Гастроном» и «Бакалея», а также магазины Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами — Торгсины, действующие с 1931 по 1936 год.

Торгсин – советская организация, занимавшаяся обслуживанием гостей из-за рубежа и советских граждан, имеющих «валютные ценности» (золото, серебро, драгоценные камни, предметы старины, наличную валюту), которые они могли обменять на пищевые продукты или другие потребительские товары.

1935 год стал годом «поворота к человеку». С 1 января 1935 года были отменены карточки на продовольствие, введены единые цены на все товары. А Сталин в ноябре того же года сказал свою знаменитую фразу: «...Жить стало лучше... Жить стало веселее».

В то же время недовольство людей тяжёлым материальным положением не принимало форму массовых выступлений против власти. Были зафиксированы лишь единичные вспышки оппозиционных настроений.

К середине 1920-х годов из России и Советского Союза эмигрировали многие деятели искусства и науки.

Среди них были писатели и поэты (Иван Бунин, Александр Куприн, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Владислав Ходасевич, Михаил Осоргин), композиторы, певцы и музыканты (Александр Глазунов, Александр Гречанинов, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Фёдор Шаляпин, Александр Вертинский), художники (Илья Репин, Василий Кандинский, Константин Коровин, Марк Шагал).

За свои повести и рассказы, написанные в эмиграции, Иван Бунин в 1933 году получил Нобелевскую премию по литературе.

С деятельностью русских учёных-эмигрантов связаны многие научные открытия и технические изобретения. Инженер и изобретатель Владимир Зворыкин создал в США первый иконоскоп — передающую трубку, основу будущего телевидения. Игорь Сикорский разработал первый в мире серийный вертолёт. Социолог Питирим Сорокин возглавил Американскую социологическую ассоциацию. Его труды стали достоянием мировой науки.

Успешно продолжались на Западе и гастрольные выступления русских артистов балета (так называемые «Русские сезоны»). В 1929 году, после смерти Сергея Дягилева, руководителем его балетной труппы стал Серж Лифарь. Такие артисты балета, как Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Матильда Кшесинская, Тамара Корсавина начали обучать детей основам русского балетного искусства в своих заграничных студиях.

Подведём итоги. Культурная революция понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства наряду с индустриализацией и коллективизацией. Главной целью большевистской программы построения социализма было формирование «нового человека». К концу 1930-х годов в СССР была создана обширная система общеобразовательных школ, был повышен уровень грамотности населения. Метод соцреализма воспринимался как инструмент идеологического воздействия и политической пропаганды. Искусство и наука были взяты под строгий идеологический контроль партийных органов. Культура русского зарубежья оставалась частью русской культуры.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!