План-конспект урока.
Тема: Культурное пространство советского общество в 1920 годы.
Класс: 10
Цель: : создание условий для формирования интереса к изучению отечественной истории, через осмысление процессов развития культуры в 20-е годы ХХ века, которые привели к ломке общественных, государственных, культурных устоев страны.
Метод: беседа с элементами объяснения
Тип: урок новых знаний
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Здравствуйте ребята, пожалуйста присаживайтесь. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. |
Актуализация знаний | На прошлом уроке мы с вами изучили Международное положение и внешнюю политику СССР в 1920-е гг. Давайте вспомним - Почему именно Германия первой из европейских стран пошла на сближение с СССР ? - Почему участники конференции расценили этот шаг как попытку пересмотреть принципы послевоенного устройства? -Какие функции выполнял Коминтерн? -Какую роль играла партия большевиков в деятельности Коминтерна? 20-е годы – сложный период в истории нашего государства не только в международных делах, т.к как мы уже сказали, шла полоса признания, сопровождаемая конфликтами, недоверием, но и в области культуры. Политика советского государства направленная на развитие культуры СССР получила название «культурной революции». В собрании сочинений Сталина (демонстрирует в презентации) есть любопытное письмо, опубликованное в «Рабочей газете» от 21 января 1925 г. Ознакомимся с текстом(Приложение 1) А что же говорил В.И. Ленин о целях новой культуры. Речь Ленина на III съезде комсомольской организации в 1920 г.(Приложение 2) Какие пути формирования «нового человека» вырисовываются в речи Ленина? Как думаете о чем мы сегодня будем говорить? Какова цель сегодняшнего урока? (Ученики высказывают свои предположения.) Постановка цели урока. | Ученики отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока Тема: «Культурное пространство советского общество в 1920 годы.». Ученики предлагают разные варианты и формулируют цель. Цель: определить основные пути осуществления культурной революции и её результаты Задачи: Охарактеризовать идею сменовеховства. |
Изучение нового материала: | Партийный контроль над духовной жизнью. - В первые годы советской власти творческая жизнь в стране была достаточно свободной. В подтверждение можно привести отрывок из воспоминаний Н. А. Бердяева (Приложение3) Однако в 1921 г. обстановка резко изменилась. В августе 1921 года состоялся процесс над некой Петроградской боевой организацией. Ее активные деятели были расстреляны, среди них и поэт Гумилев, в конце августа 1922 года из России отправился так называемый «философский пароход»: около 160 учёных и деятелей культуры с «чуждыми взглядами» были высланы за границу. Среди них философы Николай Бердяев и Сергей Булгаков, социолог Питирим Сорокин. - Что заставило большевиков принять такое решение? - Какие последствия имело это событие для дальнейшей судьбу России? Но, тем не менее, в начале 20-х годов в литературе и искусстве развивалось много направлений и стилей. Публиковали свои книги поэты «серебряного века» Осип Мандельштам и Владислав Ходасевич. Участники литературного объединения «Перевал» Валентин Катаев и Михаил Пришвин выступали за сохранение традиций русской и мировой литературы. Результатом новаторского подхода к театральному искусству стала постановка Всеволодом Мейерхольдом социально-бытовой драматической пьесы Владимира Маяковского «Мистерия Буфф». -Прочитайте текст учебника пункт 1 на стр. 120. Подготовьте ответ на вопрос: - Какие меры устанавливались для упразднения художественного разномыслия? - Какой вывод можно сделать о деятельности партии большевиков над контролем развития духовной жизни страны? «Сменовеховство» -После Октябрьской революции Россию покинуло более миллиона ее граждан. Примерно четверть эмигрантов составляли офицеры и солдаты белых армий. Среди гражданских лиц были представители всех сословий и профессий, значительный процент составляла интеллигенция. В среде русской эмиграции сформировалось два подхода к Советской России. Прочитайте отрывок из сборника «Смена вех» и попробуйте выделить суть «сменовеховства» (Приложение 4) Идеология «сменовеховства» была положительно воспринята лидерами большевиков, т.к. она: позволяла расколоть эмиграцию; официально освещала результаты октябрьской революции, канонизировала их, ограждая от пересмотра. «Сменовеховство» с удовольствием восприняла и часть российской интеллигенции. Многие вернулись из эмиграции на родину А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева, М.Горький, А.Куприн. Начало «нового искусства». Рассказ учителя. В области художественной культуры набирали силу новые тенденции и явления. Все громче заявляет о себе литературно-художественная и культурно-просветительская организация, получившая название Пролеткульт. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству рабочих. К 1920 г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов. Одной из самых знаменитых был 1-й Рабочий театр. В нем начинали свое творчество будущие светила советского искусства: режиссеры С. М. Эйзенштейн и И. А. Пырьев, актеры М. М. Штраух, Э. П. Гарин и др. В идеологии Пролеткульта существовали сильные левые тенденции. Проповедуя идею «чистой» пролетарской культуры, они призывали выбрасывать «на свалку истории» все культурные достижения и традиции прошлого. Все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось не заслуживающим внимания. До середины 20-х гг. культура развивалась в условиях относительного идеологического плюрализма, рожденного могучей волной культуры начала XX в. С укреплением позиций И. В. Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. принимается резолюция ЦК ВКХ1(б) «О политике партии в области художественной литературы». Она положила начало партийному диктату в области художественного творчества. Выступая на совещании с интеллигенцией, Н. И. Бухарин предложил ей «идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии». Началось свертывание художественного разномыслия. Назовите основные черты «нового советского искусства» | Ученики отвечают на вопросы учителя. Учащиеся внимательно слушают задания. Ученики работают с текстом учебника Ученики дают определение понятию «сменовеховство» Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопрос |
Первичное закрепление материала | В 1920 – е годы был выдвинут лозунг «Культуру- в массы!». Искусство должно быть понято массам и любимо ими. Но вскоре слово понято было заменено на понятно. - Объясните в чем разница и так ли важна одна буква в слове? | Ученики предлагают свои варианты |
Систематизация и рефлексия. | Учитель предлагает выполнить проверочный тест (Приложение 5) | Ученики отвечают на вопросы теста |
Д/з | Параграф 14, выполнить задания на с.123 - 1,2 | Ученики записывают домашнее задание в дневники. |
Приложение 1
«Помните, любите, изучайте Ильича, нашего учителя, нашего вождя. Боритесь и побеждайте врагов, внутренних и внешних, – по Ильичу. Стройте новую жизнь, новый быт, новую культуру, – по Ильичу. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое, – и в этом один из важных заветов Ильича».
И. Сталин.
Приложение 2
«...Вместе с преобразованием старого капиталистического общества учение, воспитание и образование новых поколений, которые будут создавать коммунистическое общество, не могут быть старыми... Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых формул, советов, рецептов, предписаний, программ в... руководство для практической работы. Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали... Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма».
Приложение 3
«Годы, проведенные в Советской России, в стихии коммунистической революции, давали мне чувство наибольшей остроты и напряженности жизни, наибольших контрастов... Я совсем не чувствовал подавленности. Я... был духовно активен. Даже когда была введена обязательная трудовая повинность, пришлось чистить снег и ездить за город для физических работ, я совсем не чувствовал себя подавленным и несчастным, несмотря на то, что привык к умственному труду и чувствовал физическую усталость. Я даже видел в этом правду, хотя и дурно осуществляемую... Хотя я относился довольно непримиримо к советской власти и не хотел с ней иметь никакого дела, но я имел охранные грамоты, охранявшие нашу квартиру и мою библиотеку...
В течение всех пяти лет моей жизни в России советской у нас в доме… собирались по вторникам…. читались доклады, проходили собеседования… . В эти же годы я выступал публично и перед огромными аудиториями, которых не знал ни раньше, ни после …»
Приложение 4
«Большевизм с его крайностями и ужасами — это болезнь, но вместе с тем это закономерное, хоть и неприятное состояние нашей страны в процессе её эволюции. И не только всё прошлое России, но мы сами виноваты в том, что страна заболела. Болезни, может быть, могло и не быть, но теперь спорить и вздыхать поздно, родина больна, болезнь идёт своим порядком, и мы, русская интеллигенция, мозг страны, не имеем права стоять в стороне и ждать, чем закончится кризис: выздоровлением или смертью. Наш долг — помочь лечить раны больной родины, любовно отнестись к ней, не считаясь с её приступами горячечного бреда. Ясно, что, чем скорее интеллигенция возьмётся за энергичную работу культурного и экономического восстановления России, тем скорее к больной вернутся все её силы, исчезнет бред и тем легче завершится процесс обновления её организма.»
Самостоятельная работа по вопросам теста.
1. В 20-е гг. в эмиграции оказались
1) А. Ахматова и М. Волошин
2) М. Пришвин и М. Булгаков
3) С. Рахманинов и Ф. Шаляпин
4) И. Ильф и Е. Петров
2. «Окна РОСТА» — это
1) объединение советских писателей
2) новая форма агитационных листков
3) спортивный клуб
4) организация по борьбе с безграмотностью
3. Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) была создана
1) в 1919 г.
2) в 1925 г.
3) в 1927 г.
4) 1929 г.
4. Высылку из страны ученых и деятелей культуры советские власти осуществили
1) в 1918 г.
2) в 1922 г.
3) в 1924 г.
4) в 1929 г.
5. К середине 20-х гг. в эмиграции оказались
1) И. Бабель и М. Шолохов
2) И. Бунин и А. Куприн
3) М. Зощенко и А. Серафимович
4) В. Маяковский и С. Есенин
6.Автор скульптуры «Булыжник — орудие пролетариата»
1) И. Бродский
2) И. Шадр
3) В. Татлин
4) В. Мухина
7. Какая из названных организаций пропагандировала идею «чистой пролетарской культуры» и отрицание культурных достижений и традиций прошлого?
1) РАПП
2) АХРР
3) Пролеткульт
4) «Окна РОСТА»
8. Поэтом, воспевающим революцию, был
1) В. Маяковский
2) М. Волошин
3) С. Есенин
4) Н. Гумилев