Занятие для педагогов, психологов и классных руководителей
в рамках окружного семинара
на тему:
«Осторожно - дети! Подводные камни школьной жизни»
Форма проведения: Педагогическая мастерская (занятие с элементами психологического тренинга). Участников желательно распределить на 2 – 3 группы.
Вопросы заседания:
Основная система ценностей школьника, как будущего гражданина.
Понятие социально – психологической безопасности в образовательной среде.
Трудности в работе с детьми. Конфликты в школьной среде.
Моделирование продуктивного взаимодействия с учащимися в современной школе в рамках воспитательной работы.
Ход занятия:
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые педагоги, коллеги! Я рада видеть вас на моём занятии в рамках окружного семинара «Такие разные дети». Надеюсь, наша сегодняшняя совместная работа будет полезной, активной, богатой положительными эмоциями.
Упражнение «Визитная карточка»:
Участники семинара подписывают визитки со своим именем.
Для создания рабочей атмосферы и сплочения группы участникам предлагается придумать пожелание для всех присутствующих на букву своего имени (например, Светлана – желаю всем солнечного тепла и счастья, Ирина – интересной работы, Татьяна – творчества и т.д.).
Работа с карточками 1:
Уважаемые коллеги, на ваших рабочих столах расположены цветные карточки с напечатанными на них словами и словосочетаниями. Обратите, пожалуйста, на них своё внимание. Как вы думаете, что это? Что это за слова?
Ответы педагогов: черты характера, личностные характеристики, ценности человека, качества ученика и др.
Да, совершенно верно, это личностные качества, характеристики и ценности. Я прошу вас составить из них психологический портрет идеального выпускника школы. Свой ответ необходимо представить.
Прошу вас, группа № 1, представить свой портрет идеального выпускника.
Ответственный в группе № 1 зачитывает выбранные характеристики.
Благодарю вас! Теперь я прошу вас, участники группы № 2, дополнить портрет идеального выпускника школы.
Ответственный в группе № 2 зачитывает выбранные характеристики.
Да, у нас получился идеальный образ выпускника школы с прекрасным набором личностных качеств, необходимых в жизни, с замечательной системой ценностей. Прошу вас обратить своё внимание на слайд, на котором представлен портрет выпускника школы.
Кто он - идеальный выпускник? Он любознательный, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться, готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, умеющий высказать своё мнение, аргументировать свою позицию. Он любит свой край и свою Родину, соблюдает правила ЗОЖ, уважает и принимает правила и ценности семьи и общества.
Работа с конвертами и карточками 2:
Коллеги, сейчас я попрошу вас взять жёлтые конверты и рассмотреть информацию, содержащуюся в них. Как вы думаете, что это такое?
Ответы педагогов: неприятные ситуации, последствия неприятных ситуаций, негативные характеристики…
Совершенно верно, это проблемные факторы и негативные тенденции, существующие в школе.
Теперь посмотрите на построенный вами портрет идеального выпускника. Какие его составляющие вы бы убрали, если бы этому выпускнику ежедневно приходилось сталкиваться с ситуациями, представленными в жёлтых конвертах?
Дождаться ответов педагогов.
Какие характеристики вы добавили бы в этот портрет в таком случае?
Участники семинара высказывают своё мнение.
Думаю, очевидно, что получился совсем не идеальный портрет. Наоборот, получился выпускник, которого хочется пожалеть и отправить в психологическую службу для решения проблем и проработки травм.
Обоснование темы:
Тема сегодняшнего занятия: «Осторожно – дети! Подводные камни школьной жизни» не случайна… (плавный переход к социально – психологической безопасности).
Информационный блок:
А. «Социально – психологическая безопасность».
В современном мире существует множество структур, обеспечивающих безопасность человека, диапазон их очень велик: от системы государственной безопасности до сертификатов безопасности на потребительские товары и услуги. Проблема безопасности стоит крайне остро в связи с непрекращающимися проявлениями актов насилия в отношении отдельного человека, групп людей, больших сообществ. Физическое насилие имеет юридическое определение, осуждается с педагогических позиций, понятно по формам своего проявления.
Но что мы знаем о психологическом насилии? К сожалению, не очень много. Прежде всего, психологическое насилие, насилие над личностью обсуждается психологами в связи с проблемой деструктивных культов, групп, вербующих своих адептов самыми разными способами, основанными на обмане и манипулировании. Исследователи данной проблемы (Волков Е. Н., Полищук Ю. Н., Целикова В. В.) обсуждают вопросы деструктивного влияния на личность в культе, отмечают ущерб психическому здоровью и личности человека, рассматривают технологии насильственного воздействия на личность, среди которых следует отметить создание специальных условий жизнедеятельности и взаимодействия в особо организованных условиях.
Учитель и ученик проводят в школе значительную часть своей жизни, взаимодействуя друг с другом, они создают «среду своего обитания». Каковы характеристики этой среды, как они влияют на развитие, к какой среде мы помогаем адаптироваться ее участникам? Усваивая культурно-исторический опыт в своем микроокружении, не черпаем ли мы образцы психологического насилия по отношению к другому? Какова должна быть образовательная среда школы, чтобы обеспечить психологическую безопасность субъектов учебно-воспитательного процесса: ученика, учителя, родителя, администратора школы, и, как следствие, способствовать психическому здоровью и личностному росту?
Традиционно психологическая служба в системе образования работала с отдельными участниками школьной системы, рассматривая их как клиентов, испытывающих затруднения, проблемы и нуждающихся в психологической помощи и поддержке, сопровождая развитие и корректируя отклонения.
Новые условия, осознание важности и возрождение необходимости осуществления воспитания в школе, адекватного требованиям современной ситуации, диктует поиск новых путей психологической работы в школе. Одним из таких новых направлений может стать работа по проектированию и моделированию психологически безопасной образовательной среды школы.
На прошлом занятии нашего семинара мы рассмотрели тему «Мы все разные, мы все удивительные» и выяснили, что любые различия между учителем и обучающимся могу провоцировать конфликтные ситуации между ними (особенности характера, тип темперамента, ведущая модальность восприятия и др.).
Во время обучения в школе, учащиеся не только обогащаются какими – либо знаниями и обучаются различным наукам: русскому языку, математике, физике, биологии, но и приобретают психологические качества, которые будут сопровождать их в течение жизни.
Личность ребёнка достаточно хрупка по своей природе, психика ещё неустойчива, не сформирован навык адекватной способности выражать свои эмоции, не развито умение конструктивного решения конфликтных ситуаций, отсутствует чёткая и ясная система социокультурных ценностей. Обиды и травмы, приобретённые в школьном возрасте, запоминаются надолго, а порой, на всю жизнь. Ответственность, мотивация достижения цели, ощущение безопасности, радости от деятельности и общения с окружающими, воспитанность, справедливость, доверие, чувство благополучия не складываются спонтанно. Это долгий путь, требующий включенности, участия и целенаправленного проживания различных ситуаций. Это доброжелательная атмосфера, ведь только в комфортных условиях личность может вырасти целостной, по-настоящему благополучной.
Б. Конфликты в школьной среде.
К сожалению, в жизни, в том числе и в школьной жизни, невозможно обойтись без конфликтных ситуаций.
Конфликты в педагогическом взаимодействии с учащимися могут быть следующими:
Ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности ;
Ситуации поведения поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
Ситуации отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Причины педагогических конфликтов могут быть следующими:
Упражнение «Ассоциации»:
Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово конфликт?
Выслушать выборочно ответы педагогов.
Уважаемые педагоги, я согласна с вами. Конфликт – это негативные эмоции, переживания, ссоры…
Но конфликт – не всегда плохо! В нём личность может научиться самовыражаться, высказывать своё мнение, находить компромисс в спорных жизненных ситуациях, получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Для этого важно знать основные пути разрешения конфликтных ситуаций:
И владеть способами адекватного выражения эмоций.
Упражнение «Кривое зеркало»:
Педагогам предлагается нейтрализовать фразы с агрессивным содержанием. При выполнении задания важно следить за интонацией.
неправильно | правильно |
Ты ни разу в жизни ничего не сделала полезного на уроке! | Мне не хватает работоспособности с твоей стороны на уроке. |
Вы меня обидели! | Я предпочла обидеться. |
Он – упрямый, как осёл! | Увы, я не смогла убедить его. |
Прекрати меня злить! | Я начинаю злиться. |
Ты должна мне сдать работу! | Мне хотелось бы, чтоб ты сдала мне свою работу. |
При педагогическом взаимодействии несложно выработать правильную стратегию и сгладить возможные острые углы в общении с учащимися, тем самым демонстрируя им своим личным примером навыки конструктивного и доброжелательного общения. Поэтому для личностного развития обучающихся крайне важна роль педагога, его воспитательная система и воспитательный потенциал.
В. Система воспитательной работы и воспитательный потенциал.
Содержание воспитания – это система знаний убеждений и навыков качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
В основе содержания процесса воспитания лежат следующие идеи:
1.Реализм цели воспитания - это разностороннее развитие человека, которое опирается на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – это освоение человеком базовых основ культуры (виды воспитания). Это культура жизненного самоопределения.
2.Совместная деятельность педагогов и учащихся - поиск совместно с детьми нравственных образцов духовной культуры, культурной деятельности и выработка собственных ценностей, норм и законов жизни составляющие содержание работы педагога, обеспечивающую активную личностную позицию школьника в воспитательном процессе.
3.Самоопределение - способствует формированию целостности личности, т. е человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. В гармонии человека с самим собой должны идти не только профессиональное самоопределение, но и гражданские и нравственные, личные характеристики, как субъектов собственной жизни и собственного счастья.
4.Личностная направленность воспитания – в центре воспитательной работы находится сам ребёнок. Надо развивать его индивидуальные склонности и интересы своеобразие характера и чувства собственного достоинства.
5.Добровольность – детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если педагог, опирается на интерес ребёнка, чувства товарищеского и гражданского дола, стремление к самодеятельности и творчеству.
6.Коллективистская направленность – воспитание должно подготавливать личность к 3 главным ролям в жизни:
- гражданина,
- работника,
- семьянина.
Существуют принципы воспитания, которые опираются на воспитательный процесс и составляют систему:
Опора на положительное в воспитании:
- главное это формирование положительных черт и качеств, которые необходимо выявить и развить у учащихся,
- только терпение, сотрудничество и заинтересованность педагога в судьбе воспитанника дают положительные результаты,
Гуманизация воспитания:
Этот принцип требует:
- гуманного отношения к личности воспитанника,
- уважение его прав и свобод,
- предъявление воспитаннику пассивных требований,
- уважение его даже тогда, когда ребёнок отказывается выполнять предъявляемые требования,
- уважение права личности быть самим собой,
- отказ от унижающих достоинства личности наказаний,
- формирование требуемых качеств
Личностный подход в воспитании:
- это опора на личностные качества ученика, поэтому педагог должен:
1) Изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, вкусы, взгляды и привычки своих воспитанников
2) Уметь диагностировать и выявлять уровень воспитанности школьников
3) Сочетать воспитание с самовоспитанием личности
4) Развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность учащихся и не столько руководить, как умело организовывать и направлять ведущую к успеху деятельность
Единство воспитательных воздействий:
- личность воспитанника формируется под влиянием семьи, друзей, окружающих взрослых людей, общества и педагога
- большая роль отводится семье
- педагог должен быть воспитан сам, чтобы прививать эти качества детям
- возникают конфликты, если педагог не согласен с деятельностью семьи, а семья отрицательно относится к требованиям педагогов
- единая система воспитания на занятиях и во внеурочное время
Подведение итогов: Благодаря грамотно построенной системе воспитательной работы, индивидуальному и доброжелательному отношению к каждому ученику можно вырастить гармонично развитых выпускников, владеющих навыками толерантности, сотрудничества, доверия, стремящихся к достижению цели, умеющих учиться и самосовершенствоваться, порядочных, дисциплинированных, стойких.
Рефлексия:
Коммуникативная составляющая:
Стратегия | Говорит учитель | Слышит ученик |
Принятие | Ты – хороший … | Я – хороший … |
Внимание | Я вижу тебя | Я что-то значу |
Уважение/Признание | Спасибо тебе за … | Мои усилия замечены |
Одобрение | Я знаю о тебе что-то замечательное | Я - состоятелен |
Теплые чувства | Ты мне нравишься | Кто-то заботится обо мне |
Интеллектуальная состоятельность. Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность?
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Рассказывайте об ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки. Минимизируйте последствия ошибок.
Формирует веру в успех. Подчеркивайте любые улучшения. Объявляйте о любых вкладах ученика в общее дело. Ограничивайте время ваших заданий. Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Демонстрируйте веру в своих учеников. Признавайте трудность ваших заданий.
3. Концентрируйте внимание на уже достигнутых успехах. Анализ прошлого успеха. Повторяйте и закрепляйте успехи.
4. Помогайте ученикам материализовать процесс своего развития
5. Отмечайте достижения
Свой вклад. Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность?
Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса
Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении разных учебных задач. Поощряйте выражение учениками своего мнения.
Принимайте правила вместе с учениками.
Оказание моральной поддержки ученикам, которые стараются помочь другим.
Ученическое репетиторство. Ученики выражают признание и одобрение друг другу
Упражнение «Первая учительница»:
Закройте глаза и представьте себя в 1 классе. Вы сидите за партой. Перед вами ваша учительница. Вспомните, какая она, ка кона одета, какая у нее прическа. Что она делает? Сидит, стоит? Какой у нее голос? Что она вам говорит и как она говорит? Вспомните, как она относилась к вам и вашим одноклассникам, ругала вас, хвалила, поддерживала…. Вспомните, как она объясняла вам новый материал, как оценивала ваш работу, какая была обстановка в классе? Любили ли вы ее, а ваши одноклассники?
Откройте глаза и подумайте, похожи ли вы на вашу учительницу? Чем вы отличаетесь? Вспомните, чего вам хотелось от нее? Стала ли она для вас примером или наоборот антиподом?
Упражнение «Волшебный ларец»:
Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их. Затем поместить золотые правила в волшебный ларец.
Это 10 известных высказываний:
- если ребенка критикуют, он учиться осуждать;
- если ребенка высмеивают, он учиться быть робким;
- если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться;
- если ребенка хвалят, он учится оценивать;
- если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе;
- если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым;
- если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить;
- если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым;
- если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться;
- если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т.п.)
Притча «Солнце и ветер»:
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее.
Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и
решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать
плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у
него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и
дул на человека сильным порывом, но человек только лучше
застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру.
- Я буду действовать по-иному, ласково». И, действительно,
солнце начало нежно пригревать путешествующему спину,
руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он
расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем
его снял.
Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.
Упражнение «Пожелания на ёлочку»:
Участники занятия пишут свои заметки, пожелания, письменно выражают свои эмоции о проведённом занятии на подготовленные заранее открытки и украшают ёлочку.
Литература:
Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. "Речь" Санкт - Петербург, 2008;
Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. "Владос" Москва, 2004;
Фопель К. Групповая сплоченность. "Генезис" Москва, 2010;
Монина Г.Б. Лютова- Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. "Речь" Санкт - Петербург, 2007