СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс для педагогов "Такие разные дети". Занятие 3.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курс для педагогов "Такие разные дети". Занятие 3.»

17


Занятие для педагогов, психологов и классных руководителей

в рамках окружного семинара

на тему:

«Дети и родители»


Форма проведения: Педагогическая мастерская (занятие с элементами психологического тренинга).

Вопросы заседания:

  1. Роль семьи в школьной жизни ребёнка.

  2. Типы поведения родителей в процессе взаимодействия со школой.

  3. Детско – родительские отношения и их проекция на школьную жизнь.

  4. Родительский перенос.

  5. Взаимодействие учитель – ученик – родитель.

  6. Формы и методы работы с родителями учащихся в рамках безопасности образовательной среды.

  7. Как грамотно выстроить траекторию взаимодействия учитель – ученик – родитель.


Ход занятия:

  1. Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на своём занятии в рамках окружного семинара «Такие разные дети». Надеюсь, наша сегодняшняя работа будет продуктивной, полезной и наполненной творческими мыслями, знаниями и положительными эмоциями.


  1. Упражнения – активаторы:

  • «Приветствие»;

  • «Продолжи фразу»

Передавая мячик по кругу участникам занятия предлагается продолжить фразы: «Семья – это…», «Родитель…».


  1. Информационный блок. Часть 1:

«Роль семьи в школьной жизни ребёнка».

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями.

Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Родительская любовь к ребёнку должна быть безусловной. Ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть. Поэтому следует отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

Важно понимать, что родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».

Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.

Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным.

Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. И, безусловно, это наносит отпечаток на жизнь и развитие подрастающего человека.


  1. Упражнение «Такая разная родительская любовь…».

Педагогам необходимо проанализировать последствия различных фраз, сказанных родителями своим детям в различных жизненных ситуациях. Необходимо оценить необходимость каждой фразы, определить особенности влияния приведённых фраз на психологическое здоровье детей, на детско – родительские отношения и будущую жизнь детей и подростков, оценить степень воздействия фраз на воспитательный процесс в семьях.

Набор фраз:

«Я твой начальник, а ты мой подчиненный»;

«Слушайся, слушайся, слушайся»;

«Ты хоть что-нибудь можешь сделать толково или у тебя руки не оттуда растут?»;

«Ты такая замечательная девочка, и умница, и красавица, но характер у тебя... Не завидую тому, кто будет иметь несчастье на тебе жениться»;

«Нет, не может быть, чтобы это нарисовала ты»;

«О чем ты думала, когда это делала?»;

«Ах ты, тупица!»;

«Я не могу поверить, что это сделала ты»;

«Ты никогда ничего не можешь сделать так, как следует!»;

«Сколько раз я говорила тебе, что этого нельзя делать»;

«Ну и что ты думаешь о своем поведении?»;

«Ты — папуля номер два. Такая же, как и он, неряха!»;

«Сядь прямо, перестань грызть ногти»;

«Мы тебе дали все, а ты неблагодарный...»;

«Разве ты не видишь, что папа устал, не приставай»;

«Мне действительно очень нравится, как ты это сделал»;

«Это свидетельствует, как много труда ты вложила»;

«Я понимаю твое огорчение, потому что знаю, как ты старался»;

«Я так горжусь тобой!»;

«Ты и вправду оказываешь мне огромную помощь»;

«Я действительно уважаю твое мнение».


  1. Информационный блок. Часть 2. Основная: «Типы поведения

родителей в процессе взаимодействия со школой».

Кто такие родители? Родители – это отец и мать ребёнка. Родители воспитывают ребёнка с самого рождения, заботятся о его материальном и духовном благополучии до достижения им совершеннолетия.

Характер ребенка закладывается очень рано, и, безусловно, большой значение имеют наследственность и индивидуальные особенности личности. Но огромная роль в этом родителей в этом процессе огромна.

В психологии выделяют следующие типы родителей:

  1. Требовательный родитель.

«Требовательные родители» ведут себя как диктаторы, главный мотив их поведения: «Я твой начальник, а ты мой подчиненный». В доме постоянно звучит как заклинание: «Слушайся, слушайся, слушайся».
«Требовательные родители» любят своих детей, но выражают любовь неадекватно. Они действительно хотят добра своему чаду, но плоды их воспитания прямо противоположны ожиданиям. Они лишают ребенка права выбора, сами принимая за него решения. Поэтому дети не имеют возможности делать ошибки и извлекать из них уроки. Знания можно почерпнуть из книг, а мудрость — только из собственного опыта, а ошибки, как известно, и есть важнейший жизненный опыт.

Жить с «требовательными родителями» почти то же самое, что находиться в тюрьме. За ними, как и за надзирателями, остается последнее слово. Детей трудно убедить, что надзиратели их любят. В свою очередь ребенку тоже трудно любить таких папу и маму. «Требовательные родители» часто толкают детей на достижение целей, иногда недостижимых вообще, требуя для этого от ребенка неоправданных затрат времени и сил. Они хотят видеть в нем героя семьи, не считаясь с тем, есть ли у ребенка для этого силы и возможности. В результате такие дети вырастают слабыми, безвольными людьми, живущими с постоянным чувством вины, ложной маской зрелости, их поведение часто инфантильно.

Иными словами, вне родительского дома ребенок «требовательных родителей» не способен защищать свои интересы. Уже став взрослым, он неосознанно даже тянется к тем, кто его обижает. Дети «требовательных родителей» вынуждены лгать так часто, что привыкают ко лжи и постепенно теряют связь с реальностью.

  1. Критикующие родители.

В поведении своих детей «критикующие родители» всегда находят недостатки, за которые можно поругать.
Критика может быть как явной: «Ты хоть что-нибудь можешь сделать толково или у тебя руки не оттуда растут?», так и скрытой: «Ты такая замечательная девочка, и умница, и красавица, но характер у тебя... Не завидую тому, кто будет иметь несчастье на тебе жениться».
Критика может выглядеть и так: девочка приносит из детского сада рисунок, расхваленный воспитательницей перед группой, а отец берет его, долго вертит в руках, а затем говорит: «Нет, не может быть, чтобы это нарисовала ты».

За внешне уверенными в себе, твердо знающими, как и что нужно делать, родителями обычно скрываются недовольные собой люди, которые в детстве безуспешно пытались добиться похвалы и любви родителей. «Критикующий родитель» подвергался критике со стороны своих родителей, поверив во все то, в чем его упрекали. Всю жизнь такие родители стремятся к совершенству любой ценой, даже за счет благополучия своих детей.
Ощущающие себя неудачниками, в жизни эти родители — перфекционисты (от англ. perfect — совершенный, безупречный). Они постоянно стремятся быть лучше всех и нацеливают своих детей только на успех.

Перфекционизм — постоянное стремление к совершенству — к тому, чего в принципе нельзя достигнуть, так как нет в мире совершенства. Поэтому нацеленность на успех оружие обоюдоострое: стремясь к призрачным целям, родители и себя, и детей ставят в ситуацию провала, неудачи, поражения.

В то же время, подчеркивая недостатки ребенка, «критикующие родители» возвышаются в собственных глазах. Им нравится доказывать, что они правы, а другие ошибаются. Они словно остерегаются быть разоблаченными. Ведь на самом деле они не так уж совершенны, как им бы хотелось. Поэтому и боятся, что дочь может оказаться привлекательнее матери, а сын — умнее отца.

Почему «критикующие родители» так себя не любят? Возможно, потому, что они сами выросли под негативной «бомбардировкой» своих родителей. Всю жизнь такие люди испытывают трудности, потому что мучительно жить на уровне высочайших, запредельных требований, не дающих права на ошибку. Теперь это ощущение жизни они передают своим детям.

Ребенок «критикующих родителей» нередко вырастает озлобленным, в свою очередь критикует всех вокруг себя и не рискует, чтобы не наделать ошибок. Каких бы успехов ни достиг такой ребенок в жизни, голос критикующих родителей будет его преследовать всегда: «О чем ты думала, когда это делала?», «Ах ты, тупица!», «Я не могу поверить, что это сделала ты», «Ты никогда ничего не можешь сделать так, как следует!», «Сколько раз я говорила тебе, что этого нельзя делать», «Ну и что ты думаешь о своем поведении?», «Ты — папуля номер два. Такая же, как и он, неряха!», «Сядь прямо, перестань грызть ногти» и т. д.

Вряд ли надо говорить, что подобными словами можно только разрушить чувство собственного достоинства ребенка. «Критикующие родители» мало проявляют положительных эмоций, словно боясь, что часто проявляемая любовь слишком сблизит их с детьми и они распознают внутреннюю слабость взрослых.

  1. Гиперопекающие родители (сверхопекающие).

Не только лишения в детстве толкают таких родителей на сверхопеку, некоторые из них сами были окружены со стороны своих родителей сверхвниманием и заботой и ни в чем не нуждались. Им было необходимо научиться принимать самостоятельные решения и развивать в себе навыки преодоления трудностей, а за них это обычно делали взрослые.
«Сверхопекающие родители» всем своим поведением внушают детям: «Ты не можешь сделать этого, во всяком случае, без моей помощи».
Подобными внушениями «сверхопекающие родители» убеждают своих детей, что они не знают, как о себе позаботиться, они их буквально выталкивают из процесса принятия решения. И ребенок постепенно привыкает к мысли о своей некомпетентности в любых жизненных делах, не верит в себя, боится рисковать, бросить вызов чему бы то ни было. Еще не приступив к делу, такие дети уже скулят: «Я не могу», «Я не знаю как...» Если этот механизм у ребенка простаивает, то он не развивается, а разрушается. В результате душевная дистанция между детьми и «сверхопекающими родителями» все увеличивается, поддерживаемая чувством вины и страха. Родители боятся выпустить ребенка из-под контроля, а он боится самой жизни.

Возможна и противоположная крайность: когда дети чрезмерно заботливых родителей безоглядно рискуют, ведут безответственную жизнь.
«Сверхопекающие родители» лишают своих детей шанса стать зрелыми, ответственными взрослыми, подобно тому как это делают «требовательные». Различие состоит лишь в том, что «сверхопекающий родитель» достигает своей цели, манипулируя чувством вины в ребенке: «Мы тебе дали все, а ты неблагодарный...» — а «требовательный родитель» использует силу и давление. Однако и в том, и в другом случае дети вынуждены соглашаться с родителями и подчиняться им.

  1. Отстранённые родители.

«Отстраненные родители» недоступны для своих детей. Они или слишком заняты, или очень устали, или постоянно больны, чтобы заниматься ребенком, — это делают бабушки, воспитатели, репетиторы, вообще другие люди. Многие «отстраненные родители» как будто боятся эмоциональной привязанности к детям и тех взаимоотношений, где требуется реальная забота о других. Впрочем, о себе они тоже не умеют заботиться. Для них любовь — трудное дело, поскольку они сами воспитывались в атмосфере нелюбви или недостаточной любви. Возможно, родители их и любили, но не сумели выразить свою любовь так, чтобы дети в ней не сомневались. Неудовлетворение эмоциональных потребностей ребенка чревато серьезными последствиями для его личности и судьбы. Если ребенок бежит к отцу показать рисунок, а мама говорит ему: «Разве ты не видишь, что папа устал, не приставай», — то ребенок переживает: его отвергли!
Дети «отстраненных родителей» начинают и сами к себе относиться как к малозначимым, ничего не стоящим людям: «Если у родителей нет для меня того ценного, что они называют временем, значит, и я для них не ценный, а то, что я думаю, не так уж и важно». Фактически дети таких родителей не любят себя. Следовательно, они легко могут стать и на путь саморазрушения — алкоголизма, наркомании и т. п.

В глубине души дети «отстраненных родителей», чувствуя свою отверженность, даже себе в этом не признаются. Душевная боль у них скорее может трансформироваться в гнев либо в чувство вины. Ребенок может испытывать смятение, замешательство и не знать, что же он должен чувствовать. Если работа родителей приносит в дом достаток, то думать об отверженности вроде бы и неверно — в конце концов, разве ребенок не выигрывает от успешной карьеры родителя? И гнев, недовольство взаимоотношениями с родителями легко превращаются в чувство вины. Иногда — это смешанное чувство гордости и стыда за взрослых. Прямо дети гнев не выражают, они просто не смеют восставать против родителей. Зато могут дать волю чувствам в детском саду.

Иногда «отстраненные родители» проявляют интерес к жизни ребенка, но потом все откладывают и откладывают удовлетворение его душевных потребностей. Многие из них полны гнева точно так же, как их дети, потому что тоже несчастливы и обделены любовью, склонны подавлять, вытеснять свои чувства или отрицать их.

  1. Ответственные родители.

В процессе воспитания детей психологи рекомендуют научиться быть ответственными родителями.

Ведь вместо постоянного контроля над жизнью детей надо доверять им, давать право выбора. Это залог того, что они вырастут уверенными в себе, с большими личностными ресурсами и умением принимать ответственные решения.

Если родители научились быть ответственными, они не станут демонстрировать свое превосходство над детьми, а всячески будут внушать им, что надо полагаться на самого себя. «Ответственные родители» убеждены, что они нисколько не лучше, но и не хуже своего ребенка. Тогда дети вырастают уверенными в своем равенстве с другими детьми, что помогает им прочно стать на ноги.

Взаимное уважение — вот главный принцип «ответственных родителей». Они избегают ситуаций, в которых дети чувствуют себя виноватыми. Без чувства вины ребенку легче уважать своих родителей и себя, проще налаживать контакт со сверстниками.

«Ответственные родители» не боятся обнаружить перед детьми свое несовершенство, но не забывают и о сильных сторонах, реальных достоинствах — как своих, так и детей. Ребенок, воспитанный в такой семье, фокусирует свое внимание на решении конкретных жизненных задач, не думая о возможном провале, не испытывая страха по поводу того, что не справится или как на это посмотрят другие люди.

Дети склонны рассматривать свои ошибки как брошенный им вызов и пытаются сделать то же самое снова и снова, пока, наконец, не добьются успеха. Дети «ответственных родителей» гораздо терпимее к другим. Так как такие родители учат детей собственным примером. Они не боятся сказать, когда нужно, «нет» ребенку, но в основном они говорят: «Мне действительно очень нравится, как ты это сделал», «Это свидетельствует, как много труда ты вложила», «Я понимаю твое огорчение, потому что знаю, как ты старался», «Я так горжусь тобой!», «Ты и вправду оказываешь мне огромную помощь», «Я действительно уважаю твое мнение» и т. д.

В психолого – педагогической науке выделяют следующие негативные особенности отношений родителей к детям:

Чтобы лучше понять отрицательное отношение родителей к детям, необходимо выделить неблагоприятные черты личности родителей, «прежде всего матерей, обладающих более выраженными личностными и невротическими изменениями, чем отцы»:

  • сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;

  • аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, чаще в сторону его снижения;

  • тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, обусловленная сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик;

  • доминантность - стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;

  • эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;

  • гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

Захаров А.И. выделяет следующие психологические образы матерей, дети которых страдают неврозами и психологическими проблемами:

  • «Царевна Несмеяна».

Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, она чрезмерно принципиальна и честолюбива, сдержана в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Никогда не смеется, любит иронизировать. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка. Часто поступает подчеркнуто правильно, но, что называется, без души и учета реальных обстоятельств.

  • «Снежная королева».

Повелевающая, держащая всех на расстоянии, жесткая и непреклонная, внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиям других, считающая ошибки заблуждениями, недостатки - пороками, а любую критику в свой адрес - злым умыслом.

  • «Спящая красавица».

Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, нарциссическая (самовлюбленная) натура, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, ждущая своего принца, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.

Есть нечто общее между тремя психологическими типами матери –«царевны». Она:

1) всегда молода и прекрасна;

2) исключительно много времени уделяет себе;

3) исходит только из своей точки зрения;

4) хочет покровительствовать;

5) высокомерна, претенциозна по отношению к другим, кого всегда считает ниже себя;

6) стремится во что бы то ни стало господствовать или доминировать над окружающими;

7) не переносит невнимания к себе и больше всего на свете боится остаться одна, без восхищения и признания со стороны других.

  • «Унтер-Пришибеев».

Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к опыту ребенка, его самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива, нетерпима к слабостям и недостаткам, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.

  • «Суматошная мать».

Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает и трагедию, из ничего создает проблемы и бурно реагирует на них.

  • «Наседка».

Жертвенная, тревожно-беспокойная, не отпускает детей от себя, сопровождает каждый их шаг, предохраняет от любых, в основном кажущихся трудностей, стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка, но только не способствовать его самостоятельности активности.

  • «Вечный ребенок».

Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей - обузой, себя - жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их на поруки кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности.

Приведенные психологические портреты следует интерпретировать скорее как определенные и взаимно перекрывающие психологические образы или тенденции в отношении матерей к детям, чем как застывшие личностные типы.

Первые три характеристики отражают невротическую линию в формировании личности родителей, а остальные представляют более или менее устойчивые черты характера, проявляющиеся в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Вместе они позволяют лучше понять проблемы в области межличностных отношений, свойственные родителям больного неврозом ребенка.

Порой ценой формирования невроза у ребенка родители «преодолевают» свой личностный кризис.

Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель – ребенок», обратившиеся за помощью родители обычно занимают деструктивную родительскую позицию, то есть их отношения с детьми неэффективны.

В исследовании Т.А. Гурко показано, что матери занимаются воспитанием ребенка чаще, чем отцы: только 26% отцов занимаются с ребенком наравне с матерью. Поэтому дети хотят быть чаще с отцами, жалуются на их частое отсутствие дома.

Подводя итог, можно сказать, что причинами неэффективного родительского отношения являются:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

ригидные стереотипы воспитания;

  • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;

  • влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком;

  • эмоциональное непринятие (отвержение) ребенка родителями.

Хочу немного подробно обратиться к рассмотрению типов неадекватного поведения родителей. Психологи определяют их следующие типы:

  1. Гиперпротекция  доминирующая и потворствующая.

Гиперпротекция потворствующая – ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи или чье-либо «сокровище». Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы.

При гипопротекци потворствующей ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, а больше заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.

При гиперпротекции доминирующей ребенок лишается самостоятельности, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка разрушается самостоятельность, инициатива, не формируется чувство долга.

  1. Гипопротекция скрытая.

За ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле ребенком не интересуются.

Изредка встречается даже семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода – необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству.

  1. Повышенная моральная ответственность.

Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери, на которого она оставляет младших детей и уходит на работу. Так формируется отказ от собственной значимости, дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! В итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.

  1. Эмоциональное отвержение.

Эмоциональное отвержение – это воспитание по типу «Золушки». В его основе лежит неосознаваемое (а может, и осознаваемое) отождествление родителями ребенка с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни (нежелательный ребенок, например). Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей. Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у детей.

  1. Жестокое обращение.

Здесь на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в виде избиений, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

  1. Воспитание в культе болезни.

Существует фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании; родители сами формируют образ «больного», проявляют особую заботу, и тогда возникает проблема: «Меня любят тогда, когда я болею». Культ болезни формирует эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

  1. Противоречивое воспитание.

Противоречивый (неустойчивый) тип воспитания – резкая смена стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Этот тип воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

Рассмотрим ещё одну классификацию, характеризующую психологические типы родителей.

Согласно этой классификации выделяют:

1. Родители авторитарного (импульсивно-инертного) типа.

          Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). К родителям автори­тарного типа мы относим две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию — стойкое желание найти выход из создавшегося положения, как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление.

Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Это значительно оптимизирует их состояние.

Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком.

Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти роди­тели упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом.

Отрицательные свойства этой категории родителей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля над импульсивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и скандалах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка). «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» — это высказывание может оказаться девизом многих из таких родителей.
          В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей может перерастать иногда и в неприятие индивидуальности ребенка в целом. Многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза), формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям.

Другая часть этой категории родителей проявляет тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка. Они считают, что специалисты завышают требования к их ребенку, в то время как его недостатки лишь характеризуют своеобразие индивидуального развития. «Не все дети одинаковые» или «Ну не всем же быть учеными», — считают они. Такие родители излишне опекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявляющееся у таких родителей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои лич­ностные жизненные установки (вопреки мнению значимых для родителей лиц) не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

2. Родители  невротичного (тревожно-сензитивного)  типа

          Этому типу родителей свойственна пассивная лично­стная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.

Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать: «А нам никто не говорил о том, что нужно заниматься с ним. Мы ничего и не знали!»           Практически во всем эти роди­тели следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Они не понимают того, что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной родительской педагогической несостоятельности.

Часть родителей, относящихся к этой группе, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами. Такие родители удовлетворяются тем, что ребенок обучается делать что-то сам, и считают, что большего от него ждать нечего.
          В плане воспитания эти родители также часто прояв­ляют несостоятельность. Они испытывают объективные трудности в достижении послушания ребенка. Это объясняется как проявлением инертности и нежелания соприкасаться с пробле­мами ребенка, так и собственной слабостью характера при реа­лизации поставленной воспитательной цели. Такие родители непоследовательны и в использовании приемов поощрения или наказания ребенка. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствуют требовательность, а порой и необходимая строгость. Они во всем идут на уступки ребенку, «заласкивают» его, а иногда их «сверхнежные» отношения переходят в сюсюканье.

          Межличностные связи «родитель — ребенок» в таких семьях могут приобретать симбиотический характер.

В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревож­ный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.
          Родители тревожно-сензитивного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за реальные, уже как бы существующие.

Часто встречается и другая особенность родителей такого типа: они гиперболизируют проблемы своего ребенка, отрицают воз­можности разрешения хотя бы их части. Собственное эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка. Прожитая жизнь принимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье аномального ребенка. У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, прими­тивизация поведения. Такие матери воспринимают все в трагических красках, себя — чаще всего как несостоявшегося, не су­мевшего реализоваться в детях, в семье, в профессии человека, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

3. Родители  психосоматичного  типа.

Это самая многочисленная категория родителей. У этих родителей проявляются черты, присущие родителям, как первой, так и второй категорий. Эти родители эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом).

У отдельной группы из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержан­но, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посто­ронних взглядов, переживается ими изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования проблемы, фрустрирующей психику, у данной категории родителей переведен во внутрен­ний план переживаний. У первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем плане (у невротичных — слезы, истерики, у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик). Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосомати­ческой сфере, что и обусловило название этой категории родителей.
          Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Иногда такие матери работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают и не жалуются, как невротичные, на потребность в этом. Порой кажется, что желание отдыхать у них отсутствует даже при большой нагрузке и возникшей усталости (особенно в первые годы жизни ребенка). Этим родителям, так же как и невротичным родителям, свойственно пожалеть ребенка, оказать ему помощь, услугу, а иногда и сделать за него то, что он не может еще сам. Они склонны гиперопекать своих детей.

Психосоматичные родители, так же как и авторитар­ные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нужда­ми и проблемами больного ребенка. Некоторые матери данного типа, приобретая дефектологическое образование, становятся высокопрофессиональными специалистами и успешно оказывают помощь не только своим детям, но и чужим.

Рассмотренные классификации родителей и типы их поведения, безусловно, влияют на развитие личности ребёнка не только на бытовом уровне, но и в процессе взаимодействия со школой.


  1. Обсуждение ситуаций.

  • Ситуация 1: «Стремление к статусу».

Родители изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Хотят, чтобы он занял высокое положение, был богат, знаменит и т.д., считая все это гарантией его будущего счастья. Достижения ребенка тешат их больное честолюбие. Для таких родителей ребенок — это собственность, им можно без конца хвастаться как друзьям, так и врагам: он прекрасно играет на скрипке, учится в английской спецшколе, ездит на каникулы во Францию, занимается в элитарном спортклубе и так далее и тому подобное. Но при этом, как ни странно, сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.

  • Ситуация 2: «Нереализованные мечты».

Мама и папа считают, что ребенок должен вырвать у жизни все то, что в свое время не удалось им. Родителей захлестывает спортивный азарт: ребенок должен лучше всех учиться, кататься на коньках лучше ребенка соседа, рисовать не хуже Даши, играть на пианино лучше Миши, прославиться, неважно в чем — в спорте ли, науке или музыке. Их ребенок должен быть лучше всех!

Вопросы для обсуждения ситуаций с педагогами:

  1. Что происходит в этих ситуациях?

  2. В чём сходства и отличия этих ситуаций?

  3. Что делать педагогу, столкнувшись с такой моделью детско – родительских отношений?

  4. К чему могут привести такие ситуации?

Выводы:

В двух случаях родители ориентируют ребёнка на бой с жизнью, причём по всем линиям без исключения! Свои нереализованные в детстве мечты родители, став взрослыми, стремятся воплотить в жизнь за счёт своих же детей.

Такие родители порой выливают на чадо океан своей «любви», в котором он рискует захлебнуться.

Нездоровые амбиции родителей могут подтолкнуть ребёнка ко лжи и изворотливости.

Часто родители идеализируют ребёнка, безосновательно приписывая ему несуществующие совершенства, не хотят видеть и скрывают его недостатки. Ребёнок следует их примеру, его самооценка становится завышенной. И однажды это может привести к плачевному результату: обязательно найдётся тот, кто укажет на недостатки и спустит с небес на землю. Причём, вероятно, сделает это в грубой форме. Результатом могут стать психические расстройства.

Несомненно, большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей.

Философ XIX века Дмитрий Писарев заметил: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке начиная с той самой минуты, когда ребёнок почувствовал своё «Я» и отделил себя от окружающего мира».


  1. Информационный блок. Часть 3: «Детско – родительские отношения и их проекция на школьную жизнь».

Нередко, выстраивая детско – родительские отношения, родитель выкладывает на ребёнка свои нереализованные чувства, переживания, мечты, осуществляя тем самым проекцию на жизнь своего ребёнка.

Для начала предлагаю разобраться, что такое проекция.

Проекция (от латинского projection – «бросание вперёд) – механизм психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому – то ил чему – то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера, полагая, что он воспринял что – то приходящее извне, а не изнутри самого себя. Проекция – это общий психологический механизм, с помощью которого субъективные содержания переносятся на объект.

Как защитный механизм проекция позволяет человеку не чувствовать ответственность за собственные теневые содержания (неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи) посредством восприятия таких чувств в качестве чужих. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что – то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы избавиться от вызванных им чувств. Для того, чтобы активировался механизм проекции, необходимо наличие в воспринимаемом объекте черт (если говорить о людях) или свойства (если речь о предмете), которые могли бы вызвать реакцию бессознательного у наблюдателя. В большинстве случаев бессознательная реакция ассоциативна: субъект замечает что-то схожее с тем, что (или кого) он видел ранее.

То есть, проекция – это перенос внутреннего состояния на других людей и ситуацию, который происходит вне сознательного контроля.



  1. Упражнение «Давно забытые чувства».



  1. Информационный блок. Часть 4: «Родительский перенос».

Перенос – феномен в психодинамической психологии, заключающийся в бессознательном перемещении ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявляющихся к одному лицу, совсем на другое лицо.

Поскольку процесс переноса большей частью является автоматическим или бессознательным, человек не воспринимает различные источники переноса и связанных с ним фантазий, установок и чувств (таких, как любовь, ненависть и гнев). Феномен переноса проявляется неожиданно для субъекта и может вызвать состояние дистресса. Исходными фигурами, с которых переносятся такие эмоциональные паттерны, чаще всего являются родители, но нередко в качестве источников переноса выступают братья, сёстры, бабушки, дедушки, учителя, врачи, а также герои из детства.

Перенос представляет собой форму объектных отношений и, как любые объектные отношения, он воспроизводит первые детские привязанности и имеет универсальный характер. Перенос может проявляться в разных условиях, в том числе в школе и в социальном взаимодействии.

Впервые «перенос» был рассмотрен Зигмундом Фрейдом, он описывал его как «переиздание, копирование побуждений и фантазий, которые пробуждаются в связи с заменой прежней персоны».




  1. Работа в группах. Часть 1: «Шкатулка мудрости».

Ведущий предлагает педагогам поразмышлять над вопросом «Как грамотно выстроить траекторию взаимодействия учитель – ученик – родитель?» Оригинальные ответы можно записать на ранее разложенных карточках и сложить в коробку – «шкатулку мудрости».


  1. Информационный блок. Часть 5. Заключительный: «Взаимодействие учитель – ученик – родитель. Формы и методы работы с родителями учащихся в рамках безопасности образовательной среды».

Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. В.А. Сухомлинский писал: «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны».

Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.

В зависимости от отношения учителя, родителей, детей к интересам, проблемам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, можно выделить следующие типы взаимодействия:

  • сотрудничество,

  • диалог,

  • соглашение,

  • опека,

  • подавление,

  • индифферентность,

  • конфронтация.

Наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.

Сотрудничество учителя и семьи – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого ученика, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они решаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют действий взаимодействующих сторон.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций учителя, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнёра», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, какой он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяет выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Грамотно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия учителя и семьи.

Опека – это забота одной стороны от другой. Одни действуют как передатчики, а другие – как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе – потребительский характер. Такой тип взаимодействия часто встречается у учителей по отношению к детям, а иногда переносится на родителей, в целом на отношения с семьями. Такая ситуация в отношениях вполне устраивает родителей и детей.

Подавление – достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как делать. Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием авторитета учителя. Оно приводит к напряженности в отношениях, вселяет в родителей и детей неприязнь к педагогу. Ребёнок перестаёт любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, вынуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Родители перестают приходить в школу. Данный тип часто приводит к конфликтам. Очевидно: учитель должен отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это нелегко сделать с авторитарным стилем поведения.

Индифферентность – равнодушие, безучастность. При полной индифферентности родители и учителя безучастны друг к другу, не беспокоят друг друга. Возможна односторонняя индифферентность, когда учитель пытается построить диалог с родителями, проявляет инициативу в установлении контактов, а родители безразличны к делам школы, класса, ребёнка. Они считают, что учителя сами должны решать свои проблемы и заниматься воспитанием их ребёнка. Индифферентный тип взаимодействия учителей и родителей может перейти в конфронтацию при неправильной организации деятельности или нетактичном высказывании, действии одной из сторон.

Конфронтация – скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Она характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Задача учителя – найти способы перехода к другим типам взаимодействия: диалогу, соглашению.

Из приведённых типов взаимодействия учителя с родителями учащихся наиболее конструктивными являются взаимоотношения, основанные на сотрудничестве.

Значимые параметры сотрудничества:

  • Доверие – Родители доверяют школе, если в учителе видят поддержку. Если учитель не объективен к ребёнку, тогда родители не будут доверять.

  • Взаимное уважение – Учитель уважает ребёнка, не принижая сторону родителей. И родитель уважает точку зрения учителя, он для него авторитет.

  • Открытая коммуникация – Открытость в общении.

  • Честность – Родитель понимает свои ошибки в воспитании, случившемся, он не «выгораживает» своего ребёнка.

  • Активное слушание партнерами друг друга – Умение общаться, некоторые слушают только себя, а для других не находят терпения.

  • Гибкость – Владение ситуацией. Умение принимать сторону собеседника. Умение понять и занимать позицию родителя.

  • Забота, по отношению, друг к другу. Способность думать о здоровье человека.

  • Полная доступность информации для обеих сторон и обмен ею. Стремление не скрывать материал, который есть (бумаги, заявления, докладные).

В выстраивании педагогом взаимодействия с родителями рекомендуется придерживаться гуманистической ориентации в работе с семьей. Она предполагает:

  • Выявление и учет потребностей учеников при организации совместной деятельности и общения;

  • Опору на положительные стороны родителей и детей;

  • Раскрытие индивидуальности каждого, предоставления возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

  • Доверие ребёнку и родителям;

  • Принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;

  • Подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;

  • Принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

  • Заинтересованное отношение к судьбе ребёнка, проблемам семьи, защита интересов ребёнка и семьи, помощь в решении проблем;

  • Обеспечение свободы совести, вероисповедания ребёнка и родителей;

  • Содействие формированию доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;

  • Заботу о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни, коллективных, групповых и индивидуальных формах взаимодействия;

  • Создание ситуаций появления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.

При организации взаимоотношений важно учитывать особенности современной семьи. К основным существующим особенностям современной семьи можно отнести:

  • Смена социальных ролей в семье;

  • Снижение авторитета отца;

  • Большое количество неполных семей;

  • Опекунство;

  • Увеличение числа отцов – одиночек;

  • Большое количество малоимущих семей;

  • Большой разрыв между обеспеченными и малообеспеченными семьями;

  • Увеличение количества неорганизованных детей дошкольного возраста (не посещающих детский сад);

  • Няня в семье;

  • Слабое здоровье детей;

  • Увеличение количества гиперактивных детей;

  • Необходимость психологической помощи родителям.

Для учителя очень важно уметь взаимодействовать с родителями своих учеников. Современные родители относятся к школе, к учителям с большой требовательностью. Перед родителями встают различные вопросы: «по какой программе учится ребенку?», «В какую школу надо отдать ребёнка», «какой учитель будет учить ребенка?», «Как учитель будет относиться к ребёнку, внимателен ли он, добрый, знающий?», и т. п. Поэтому с первых дней общения с родителями, учениками учитель начальных классов должен быть внимательным, осторожным в выражениях и отношениях с детьми. Мы знаем, что младший школьник, приходя домой всё рассказывает родителям, как, что и почему. Учитель должен стараться прививать любовь к школе, одноклассникам. Очень, важна в школе организация взаимного творчества детей и родителей в различных формах. Это может быть как подготовка утренников, так и проведение совместного досуга с детьми. Необходимо поощрять родителей, активно участвующих в жизни школы и класса. Педагог должен сотрудничать с психологической службой школы.

Осуществление всей работы с родителями, достижение в ней действенного успеха возможно только при индивидуальном подходе к каждой матери, к каждому отцу, при наличии такого контакта с родителями, когда каждый из них идет в школу со своими родительскими радостями и сомнениями, когда родители сплачиваются в единый коллектив. А для этого учителю надо знать хорошо особенности, условия семейного воспитания своих учеников.

Важно помнить, что существуют различные формы взаимодействия с семьями учащихся.

Формы взаимодействия учителей с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой – либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Существуют такие формы взаимодействия учителей и родителей, как родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса.

Родительское собрание – основная форма работы, где обсуждаются проблемы жизни классного, школьного и родительского коллективов. Общешкольное родительское собрание проводится 1-2 раза в течение учебного года. Могут проводиться внеплановые родительские собрания в том случае, если возникает проблема, решение которой затрагивает интересы родителей и детей.

Желательно, чтобы родительские собрания не сводились к монологу докладчика, а принимали характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями совместного поиска.

Целесообразно к проведению собрания привлекать и детей, например, подготовить выступление, миниконцерт. Обычно такой подход положительно воспринимается детьми и родителями.

Значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний, поэтому часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе определяют наиболее эффективные способы решения этой проблемы, содержание и формы психолого – педагогического просвещения.

Родительский лекторий родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. В определении тематики лектория участвуют. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители – не пассивные слушатели. Очень часто на практике занятия по психолого – педагогическому просвещению переходят в родительское собрание. Уяснив сущность воспитательной проблемы, родители обсуждают то, как она решается в конкретном классе или семьях, обмениваются мнениями и совместно намечают программу действий.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация звучит убедительнее, воспринимается с большим доверием.

Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступающими в этом случае могут стать те родители, которые решении определенных проблем достигли положительных результатов.

Можно обратить внимание на форму взаимодействия с родителями - вечера вопросов и ответов. Такие встречи обычно проводятся после опроса родителей на родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. Причем, на одни вопросы может ответить учитель, ответа на другие приглашается специалист.

Диспут – размышление по вопросам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Целесообразно ежегодно проводить встречу родителей с администрацией школы и учителями класса. В рамках такой встречи педагоги могут познакомить родителей со своими требованиями, выслушать пожелания родителей.

Групповые формы воздействия могут быть обусловлены выделением отдельных групп родителей по различным признакам. Например:

  • Актив родителей (класса, школы);

  • Родители организаторы работы объединений по интересам (руководители кружков, секций);

  • Родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;

  • Родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);

  • Родители, которые воспитывают одного ребёнка (много детей);

  • Родители, дети которых имеют отклонения в развитии или поведении, т.п.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться на родительском собрании. Родительский актив – это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива. Педагоги и родительский комитет пытаются сформировать советы дел, комиссии для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей.

В школе и классах могут организовываться групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов.

Коллективные и групповые формы взаимодействия предусматривают индивидуальные формы. Дети и семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. Поэтому индивидуальные формы взаимодействия учителей и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблем, переписку.

В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности они становятся более востребованными со стороны родителем. Эффективность их высока, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с учителем своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребёнка. Психологическим условием успешного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.

Индивидуальная работа с родителями требует от учителя больше усилий и изобретательности, но её эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше, поэтому общение с родителями может осуществляться по телефону. Многие классные руководители, учителя используют переписку. К сожалению, чаще всего это замечания к ребёнку. О проблемах, трудностях, неудачах ребёнка лучше говорить тактично при встрече с родителями, советуя и принимая совместные решения.

Целесообразно посылать родителям благодарственные письма. Сегодня большие возможности представляет электронная почта.

Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми. Учитель может выбирать разные формы взаимодействия в своей работе, учитывая потребности и предложения семей. Важно – сделать родителей своими союзниками.

  1. Работа в группах. Часть 2: «Шкатулка мудрости».

Ведущий предлагает педагогам выстроить «траекторию взаимодействия учитель – ученик – родитель», опираясь на информацию, представленную на карточках. Желательно поделить участников педагогической работы на две творческие группы, которые на заключительном этапе выполнения упражнения смогут обменяться мнениями, обсудить, проанализировать и дополнить высказывания друг друга. Лучшие ответы, по мнению ведущего и участников, необходимо сложить в коробку и наполнить «шкатулку мудрости».

  1. Рефлексия и завершающий этап занятия.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не осуждать семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Строить взаимодействие с родителями на основе таких идей-принципов, как:

  • обращение к чувству родительской любви;

  • умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

  • уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять.

Чтобы организовать плодотворное сотрудничество с родителями педагоги должны следовать трём основным направлениям:

  • Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей:

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

- родительские лектории,

- конференции,

- индивидуальные или тематические консультации,

- родительские собрания.

  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

- дни творчества детей и их родителей;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

  • Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом:

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей класса в работе Совета школы; Управляющего совета;

- участие родителей в работе общешкольного и классного родительского комитета.

Заключение.

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

- в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

- в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

- в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

- в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!