СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс для педагогов "Такие разные дети". Занятие 4.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курс для педагогов "Такие разные дети". Занятие 4.»

9


Занятие для педагогов, психологов и классных руководителей

в рамках окружного семинара

на тему:

«Успешный учитель – успешный ученик»


Форма проведения: Педагогическая мастерская (занятие с элементами психологического тренинга). Участников желательно распределить на 2 – 3 группы.

Вопросы заседания:

  1. Определить портрет успешного ученика.

  2. Выяснить, от каких факторов зависит становление личности успешного ученика.

  3. Определить роль учителя в становлении личности учащихся.

  4. Описать образ успешного учителя.

  5. Определить роль здоровья в успехе педагога.

  6. Проанализировать составляющие здоровья педагога.

  7. Выработать стратегию для сохранения здоровья и достижения успеха.


Ход занятия:

  1. Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые педагоги, коллеги! Я рада видеть вас на моём занятии в рамках окружного семинара «Такие разные дети». Надеюсь, наша сегодняшняя совместная работа будет полезной, активной, богатой положительными эмоциями.


  1. Упражнение «Тёплое слово»:

Для создания рабочей атмосферы в группе участникам предлагается придумать «слово – пожелание» для всех присутствующих, сочетающееся с определённым цветом и начинающееся на определённую букву алфавита.

(Буквы и цветные карточки заготовлены заранее ведущим, участникам предлагается выбрать их из шкатулки).


  1. Упражнение: «Продолжи фразу»

Педагогам предлагается продолжить фразу: «Успешный ученик - …»

Участники семинара предлагают различные варианты ответов.

Итог: На втором занятии семинара мы составляли идеальный образ выпускника школы с прекрасным набором личностных качеств, необходимых в жизни, с замечательной системой ценностей.





















Идеальный выпускник…. Он любознательный, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться, готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, умеющий высказать своё мнение, аргументировать свою позицию. Он любит свой край и свою Родину, соблюдает правила ЗОЖ, уважает и принимает правила и ценности семьи и общества. И конечно идеальный выпускник является успешным учеником в различных сферах школьной и внешкольной жизни.


  1. Упражнение в группах: «Размышляй – пиши – анализируй»

Участникам семинара необходимо выяснить, какие факторы влияют на становление личности успешного ученика. Все мысли педагоги записывают на стикеры и создают с их помощью информационные планшеты на заданную тему.

Каждой группе необходимо аргументировать свой ответ.

Можно предложить педагогам сгруппировать представленные факторы.

При подведении итога выполнения упражнения необходимо определить роль учителя в становлении личности учащихся.


  1. Упражнение: «Продолжи фразу»

Педагогам предлагается продолжить фразу: «Успешный учитель - …»

Участники семинара предлагают различные варианты ответов.

Анализируя ответы педагогов, необходимо плавно натолкнуть их на мысль, не произнося её вслух: «Успешный человек – это здоровый человек!» Необходимо дать возможность участникам порассуждать об этом и выразить свои мнения.


  1. Упражнение: «Ассоциации»

Работа в группах.

Участникам предлагается на листах записывать ассоциации на фразы: «успешный человек», «здоровый человек».

Результат работы необходимо продемонстрировать: «Уважаемые коллеги, перед вами портреты успешного и здорового человека. Как вы думаете, можно ли поставить знак равенства между успешным человеком и здоровым человеком?»

Ответы педагогов.

Итог: Совершенно верно, «успешный человек – это здоровый человек!»


  1. Информационный блок: «Что такое здоровье?»

До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний.

Но в 80-е годы 20столетия ВОЗ дает такое определение: «Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия».

Таким образом, наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника: сторонами, которого являются физическое и психическое здоровье, а в основании лежит социальное благополучие.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «здоровье».

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:

Здоровье 100%=

10% медицина+ 20% наследственность+ 20% окр. среда +50% образ жизни


Здоровье учителя — категория не столько медицинская, сколько психологическая, а значит, сохранение и укрепление здоровья педагогов в руках самих педагогов! Начинать, конечно, необходимо с себя, глубоко поверив в собственные силы и возможности регулировать свое психоэмоциональное состояние, укреплять свое здоровье.



  1. Упражнение: «Портрет педагога»

Участникам предлагается на ватмане изобразить портрет педагога, включив в него составляющие здоровья (духовного, социального, физического).

Полученный продукт необходимо проанализировать, а предложенные составляющие здоровья аргументировать.

Также необходимо плавно перейти к составлению стратегии сохранения здоровья и достижения успеха для педагога.


  1. Упражнение: «Контроль»

«Коллеги, как вы думаете можно ли контролировать свои эмоции?

Для размышления над этим вопросом предлагаю вам выполнить следующее упражнение: положите руку на стол, поднимите большой палец, затем указательный, средний, мизинец, а теперь безымянный.

Какие чувства у вас вызвало это упражнение?

Что было легко, что труднее?

Что делают пальцы средний и мизинец при подъеме безымянного?

Какие плохие чувства могут одолевать человека? (гнев)

Представьте, что это безымянный палец если поднимается гнев и вы его не контролируете, то может пострадать ваша репутация и нарушится эмоциональное состояние. Контролируйте гнев не дайте ему погубить репутацию и эмоциональное состояние. Негатив и стресс способны погубить успешность и здоровье.»

Подвести итог и определить связь между эмоциями, здоровьем, успехом.


  1. Упражнение: «Стратегии самопомощи»

Ведущий: «Если у тебя есть конфета, у меня есть конфета, и мы поменялись — у каждого из нас осталось по конфете. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись - у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми».


  1. Работа в группах:

Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

Ведущий просит каждого поделиться своим опытом с группой (т.е. способы самовосстановления).

Итог: существует 6-ти-канальный метод самовосстановления (разрядки):

Ч – чувства, эмоции (музыка, книги, все, что питает наши органы чувств)

У – ум (рефлексия, анализ, обдумывание, построение стратегии; подходит для рациональных людей)

В – вера (обращение к богу, совершение определенных манипуляций, обрядов; обращение к к-л философскому учению)

С – социум (любое взаимодействие, общение)

Т – тело (СПА, массаж, спорт, прогулки)

ВО – воображение (творчество, фантазирование, мечтательное планирование)

Конечно, все эти способы вам известны и вами применяются, но осознанное понимание того, что можно применить в наличной стрессовой ситуации, помогает гораздо быстрее и качественнее восстановиться.


  1. Упражнение – размышление: «Чёрно – белое»

Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», который остался один на необитаемом острове).

Таблица, составленная Робинзоном Крузо:

Зло

Добро

Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.

Но зато я выделен из всего нашего экипажа, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения.

Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.

Я беззащитен против нападения людей и зверей.

Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?

Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня.

Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.

Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.



На заключительном этапе выполнения упражнения необходимо подвести итог и проанализировать отрицательные и положительные фразы, выражающие эмоциональное состояние.

  1. Упражнение: «Ловец блага»

Цель: развивать умения позитивного отношения к жизненным ситуациям.

Звучит тихая инструментальная музыка.

Инструкция: 

Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

  1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

  2. Вы опаздываете на работу, прибегаете на остановку, а автобус перед «вашим носом» уезжает.

  3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

  4. Вас не поздравил с праздником друг.

  5. Ваш ребенок подрался в школе.

Участникам необходимо написать для каждой ситуации свои положительные моменты. Затем нужно прочитать и проанализировать ответы участников. Участнику, указавшему более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, присуждается звание: «Ловец блага».

Итог: Самый лучший пример - героиня одноименного художественного фильма, созданного по роману «Унесенные ветром», Скарлетт. В самые тяжелые жизненные моменты она всегда говорила себе: «Я не буду думать об этом сегодня – я подумаю об этом завтра». Действительно утром приходит всегда хорошее, разумное решение. Недаром русская пословица гласит: «Утро вечера мудренее».

Если вы не нашли хорошего мудрого решения самостоятельно, это вовсе не означает, что этого решения нет, нужно немного поразмышлять и улыбнуться.


  1. Упражнение-демонстрация: «Влияние слова на человека»

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. Ему приходится общаться с воспитанниками, их родителями и коллегами. При этом требуется следить за своим эмоциональным состоянием и давать строгую оценку своим словам. Ведь слово, как известно, не воробей, вылетит не поймаешь.

Реквизит: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.. Возьмем стакан воды.

Представьте, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.

Соль – грубые, соленые слова;

Перец – жгучие, обидные слова;

Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.

Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.

Педагогам необходимо провести анализ упражнения и определить, какие чувства возникли во время выполнения упражнения-демонстрации?

Итог: Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.


  1. Упражнение: «Модальность»

Часто в общении с учениками мы используем фразы:

«Ты должен хорошо учиться!»,

«Ты должен думать о будущем!»,

«Ты должен слушаться учителей и родителей!».

Почти нет обращений, построенных в модальности возможного:

«Ты можешь...»,

«Ты имеешь право…»,

«Тебе интересно...».

О себе, обращаясь к учащимся, мы говорим следующее:

«Я могу тебя наказать...»,

«У меня есть полное право...»,

«Я знаю, что делать...»,

«Я старше и умнее...».

Модальность долженствования («ты должен...») тяжело переносится человеком, её ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учи теля к ученику необходимо свести к минимуму.

Я предлагаю типичные фразы в модальности долженствования, а вам необходимо перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.

Например: «Ты должен слушаться учителей и родителей!» (типичная фраза) – «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».

Фразы для работы в рамках упражнения:

  1. «Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!»

  2. «Ты должен хорошо учиться!»

  3. «Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!»

  4. «Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

  5. «Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»

  6. «Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»

  7. «Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!»

  8. «Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!»

  9. «Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

  10. «Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

На заключительном этапе выполнения упражнения необходимо провести анализ и выяснить, какие эмоции возникали у педагогов при произношении фраз различной модальности.


  1. Заключительный этап: «Притча о колодце»

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю - ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

Так вот! Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.


17. Рекомендации:

Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче и приятнее общаться? (С тем, у которого хорошее настроение).

Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет ваши грустные мысли, вселит надежду, и вы почувствуете себя легко и уверенно, вам захочется с ним общаться, дружить. С человеком постоянно злым, недовольным трудно общаться, он чаще бывает одинок, и от этого у него может развиться депрессия. Вот поэтому от настроения зависит и ваше здоровье, ваши отношения с друзьями, родственниками, коллегами, окружающими людьми, ваш успех и успех ваших учеников. А ведь успех бывает разный…

Для успешной работы учителя необходимо, в первую очередь, позитивное отношение к самому себе, своей работе, владение способами саморегуляции психического состояния.

В качестве мер профилактики синдрома эмоционального выгорания предлагается: непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, умение распознавать свои негативные эмоции, принять их и найти оптимальный способ их трансформации в позитивные. Чем больше различаются между собой «житейское» и «рабочее» состояние педагога, организация его профессиональной деятельности и обычная жизнь, тем более длинный путь профессионального развития он сумеет проделать и тем более качественным специалистом стать.


  1. Упражнение «Рефлексия за чашкой чая»:

Участникам занятия предлагается высказать пожелания, выразить эмоции и поделиться впечатлениями о заключительном занятии и о семинаре «Такие разные дети».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!