9
Занятие для педагогов, психологов и классных руководителей
в рамках окружного семинара
на тему:
«Успешный учитель – успешный ученик»
Форма проведения: Педагогическая мастерская (занятие с элементами психологического тренинга). Участников желательно распределить на 2 – 3 группы.
Вопросы заседания:
Определить портрет успешного ученика.
Выяснить, от каких факторов зависит становление личности успешного ученика.
Определить роль учителя в становлении личности учащихся.
Описать образ успешного учителя.
Определить роль здоровья в успехе педагога.
Проанализировать составляющие здоровья педагога.
Выработать стратегию для сохранения здоровья и достижения успеха.
Ход занятия:
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые педагоги, коллеги! Я рада видеть вас на моём занятии в рамках окружного семинара «Такие разные дети». Надеюсь, наша сегодняшняя совместная работа будет полезной, активной, богатой положительными эмоциями.
Упражнение «Тёплое слово»:
Для создания рабочей атмосферы в группе участникам предлагается придумать «слово – пожелание» для всех присутствующих, сочетающееся с определённым цветом и начинающееся на определённую букву алфавита.
(Буквы и цветные карточки заготовлены заранее ведущим, участникам предлагается выбрать их из шкатулки).
Упражнение: «Продолжи фразу»
Педагогам предлагается продолжить фразу: «Успешный ученик - …»
Участники семинара предлагают различные варианты ответов.
Итог: На втором занятии семинара мы составляли идеальный образ выпускника школы с прекрасным набором личностных качеств, необходимых в жизни, с замечательной системой ценностей.
Идеальный выпускник…. Он любознательный, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться, готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, умеющий высказать своё мнение, аргументировать свою позицию. Он любит свой край и свою Родину, соблюдает правила ЗОЖ, уважает и принимает правила и ценности семьи и общества. И конечно идеальный выпускник является успешным учеником в различных сферах школьной и внешкольной жизни.
Упражнение в группах: «Размышляй – пиши – анализируй»
Участникам семинара необходимо выяснить, какие факторы влияют на становление личности успешного ученика. Все мысли педагоги записывают на стикеры и создают с их помощью информационные планшеты на заданную тему.
Каждой группе необходимо аргументировать свой ответ.
Можно предложить педагогам сгруппировать представленные факторы.
При подведении итога выполнения упражнения необходимо определить роль учителя в становлении личности учащихся.
Упражнение: «Продолжи фразу»
Педагогам предлагается продолжить фразу: «Успешный учитель - …»
Участники семинара предлагают различные варианты ответов.
Анализируя ответы педагогов, необходимо плавно натолкнуть их на мысль, не произнося её вслух: «Успешный человек – это здоровый человек!» Необходимо дать возможность участникам порассуждать об этом и выразить свои мнения.
Упражнение: «Ассоциации»
Работа в группах.
Участникам предлагается на листах записывать ассоциации на фразы: «успешный человек», «здоровый человек».
Результат работы необходимо продемонстрировать: «Уважаемые коллеги, перед вами портреты успешного и здорового человека. Как вы думаете, можно ли поставить знак равенства между успешным человеком и здоровым человеком?»
Ответы педагогов.
Итог: Совершенно верно, «успешный человек – это здоровый человек!»
Информационный блок: «Что такое здоровье?»
До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний.
Но в 80-е годы 20столетия ВОЗ дает такое определение: «Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия».
Таким образом, наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника: сторонами, которого являются физическое и психическое здоровье, а в основании лежит социальное благополучие.
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «здоровье».
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:
Здоровье 100%=
10% медицина+ 20% наследственность+ 20% окр. среда +50% образ жизни
Здоровье учителя — категория не столько медицинская, сколько психологическая, а значит, сохранение и укрепление здоровья педагогов в руках самих педагогов! Начинать, конечно, необходимо с себя, глубоко поверив в собственные силы и возможности регулировать свое психоэмоциональное состояние, укреплять свое здоровье.
Упражнение: «Портрет педагога»
Участникам предлагается на ватмане изобразить портрет педагога, включив в него составляющие здоровья (духовного, социального, физического).
Полученный продукт необходимо проанализировать, а предложенные составляющие здоровья аргументировать.
Также необходимо плавно перейти к составлению стратегии сохранения здоровья и достижения успеха для педагога.
Упражнение: «Контроль»
«Коллеги, как вы думаете можно ли контролировать свои эмоции?
Для размышления над этим вопросом предлагаю вам выполнить следующее упражнение: положите руку на стол, поднимите большой палец, затем указательный, средний, мизинец, а теперь безымянный.
Какие чувства у вас вызвало это упражнение?
Что было легко, что труднее?
Что делают пальцы средний и мизинец при подъеме безымянного?
Какие плохие чувства могут одолевать человека? (гнев)
Представьте, что это безымянный палец если поднимается гнев и вы его не контролируете, то может пострадать ваша репутация и нарушится эмоциональное состояние. Контролируйте гнев не дайте ему погубить репутацию и эмоциональное состояние. Негатив и стресс способны погубить успешность и здоровье.»
Подвести итог и определить связь между эмоциями, здоровьем, успехом.
Упражнение: «Стратегии самопомощи»
Ведущий: «Если у тебя есть конфета, у меня есть конфета, и мы поменялись — у каждого из нас осталось по конфете. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись - у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми».
Работа в группах:
Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
Ведущий просит каждого поделиться своим опытом с группой (т.е. способы самовосстановления).
Итог: существует 6-ти-канальный метод самовосстановления (разрядки):
Ч – чувства, эмоции (музыка, книги, все, что питает наши органы чувств)
У – ум (рефлексия, анализ, обдумывание, построение стратегии; подходит для рациональных людей)
В – вера (обращение к богу, совершение определенных манипуляций, обрядов; обращение к к-л философскому учению)
С – социум (любое взаимодействие, общение)
Т – тело (СПА, массаж, спорт, прогулки)
ВО – воображение (творчество, фантазирование, мечтательное планирование)
Конечно, все эти способы вам известны и вами применяются, но осознанное понимание того, что можно применить в наличной стрессовой ситуации, помогает гораздо быстрее и качественнее восстановиться.
Упражнение – размышление: «Чёрно – белое»
Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», который остался один на необитаемом острове).
Таблица, составленная Робинзоном Крузо:
Зло | Добро |
Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. | Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам. |
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. | Но зато я выделен из всего нашего экипажа, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения. |
Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей | Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться. |
Я беззащитен против нападения людей и зверей. | Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег? |
Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня. | Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней. |
У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело. | Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды. |
На заключительном этапе выполнения упражнения необходимо подвести итог и проанализировать отрицательные и положительные фразы, выражающие эмоциональное состояние.
Упражнение: «Ловец блага»
Цель: развивать умения позитивного отношения к жизненным ситуациям.
Звучит тихая инструментальная музыка.
Инструкция:
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
Вы опаздываете на работу, прибегаете на остановку, а автобус перед «вашим носом» уезжает.
У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
Вас не поздравил с праздником друг.
Ваш ребенок подрался в школе.
Участникам необходимо написать для каждой ситуации свои положительные моменты. Затем нужно прочитать и проанализировать ответы участников. Участнику, указавшему более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, присуждается звание: «Ловец блага».
Итог: Самый лучший пример - героиня одноименного художественного фильма, созданного по роману «Унесенные ветром», Скарлетт. В самые тяжелые жизненные моменты она всегда говорила себе: «Я не буду думать об этом сегодня – я подумаю об этом завтра». Действительно утром приходит всегда хорошее, разумное решение. Недаром русская пословица гласит: «Утро вечера мудренее».
Если вы не нашли хорошего мудрого решения самостоятельно, это вовсе не означает, что этого решения нет, нужно немного поразмышлять и улыбнуться.
Упражнение-демонстрация: «Влияние слова на человека»
Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. Ему приходится общаться с воспитанниками, их родителями и коллегами. При этом требуется следить за своим эмоциональным состоянием и давать строгую оценку своим словам. Ведь слово, как известно, не воробей, вылетит не поймаешь.
Реквизит: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.. Возьмем стакан воды.
Представьте, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова;
Перец – жгучие, обидные слова;
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.
Педагогам необходимо провести анализ упражнения и определить, какие чувства возникли во время выполнения упражнения-демонстрации?
Итог: Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
Упражнение: «Модальность»
Часто в общении с учениками мы используем фразы:
«Ты должен хорошо учиться!»,
«Ты должен думать о будущем!»,
«Ты должен слушаться учителей и родителей!».
Почти нет обращений, построенных в модальности возможного:
«Ты можешь...»,
«Ты имеешь право…»,
«Тебе интересно...».
О себе, обращаясь к учащимся, мы говорим следующее:
«Я могу тебя наказать...»,
«У меня есть полное право...»,
«Я знаю, что делать...»,
«Я старше и умнее...».
Модальность долженствования («ты должен...») тяжело переносится человеком, её ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учи теля к ученику необходимо свести к минимуму.
Я предлагаю типичные фразы в модальности долженствования, а вам необходимо перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.
Например: «Ты должен слушаться учителей и родителей!» (типичная фраза) – «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».
Фразы для работы в рамках упражнения:
«Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!»
«Ты должен хорошо учиться!»
«Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!»
«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»
«Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»
«Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!»
«Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!»
«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»
«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
На заключительном этапе выполнения упражнения необходимо провести анализ и выяснить, какие эмоции возникали у педагогов при произношении фраз различной модальности.
Заключительный этап: «Притча о колодце»
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю - ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
Так вот! Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
17. Рекомендации:
Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче и приятнее общаться? (С тем, у которого хорошее настроение).
Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет ваши грустные мысли, вселит надежду, и вы почувствуете себя легко и уверенно, вам захочется с ним общаться, дружить. С человеком постоянно злым, недовольным трудно общаться, он чаще бывает одинок, и от этого у него может развиться депрессия. Вот поэтому от настроения зависит и ваше здоровье, ваши отношения с друзьями, родственниками, коллегами, окружающими людьми, ваш успех и успех ваших учеников. А ведь успех бывает разный…
Для успешной работы учителя необходимо, в первую очередь, позитивное отношение к самому себе, своей работе, владение способами саморегуляции психического состояния.
В качестве мер профилактики синдрома эмоционального выгорания предлагается: непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, умение распознавать свои негативные эмоции, принять их и найти оптимальный способ их трансформации в позитивные. Чем больше различаются между собой «житейское» и «рабочее» состояние педагога, организация его профессиональной деятельности и обычная жизнь, тем более длинный путь профессионального развития он сумеет проделать и тем более качественным специалистом стать.
Упражнение «Рефлексия за чашкой чая»:
Участникам занятия предлагается высказать пожелания, выразить эмоции и поделиться впечатлениями о заключительном занятии и о семинаре «Такие разные дети».