Курс внеурочной деятельности как условие для развития ключевых компетентностей обучающихся
В современном обществе особую актуальность приобретают коммуникативные, творческие компетентности, которые позволяют самореализоваться, нестандартно подходить к решению различных задач, ситуаций, проблем.
Наиболее успешно создать условия для развития вышеперечисленных компетентностей позволяет внеклассная работа по предмету.
Внеурочная деятельность в школе всегда занимала и будет занимать достаточно высокие позиции в образовательном процессе, потому что именно на внеклассных занятиях нам, учителям, предоставлена возможность сделать все, чтобы заинтересовать обучающегося в изучении именно этого предмета. Внеклассная работа по русскому языку - это та ступенька, поднявшись на которую, ученик дальше пойдет сам к постижению тех тайн предмета, которые ему еще неведомы.
Понятно, что внеклассная работа строится на добровольных началах при равном праве участвовать в ней как хорошо знающих предмет учащихся, так и слабо обучающихся. Особую актуальность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности.
Внеклассная деятельность взаимосвязана с урочной: знания, полученные обучающимися на уроках русского языка и литературы, становятся базой для внеклассного общения.
В течение этого учебного года проведена систематическая работа кружка «Юный журналист». Результат – 30 номеров газеты «Наша школа». Активные участники: ребята 5-7 классов. По мере необходимости подключались обучающиеся и других классов.
Некоторые формы работы
сочинение-воспоминание, например, «Как я провёл лето»;
сочинение-рассуждение, например, «Что такое доброта?», «Осень», «Роль книги в моей жизни», «Моя любимая книга», «Зачем нужно читать?» и так далее;
стихотворения, например, об осени, зиме, войне и мире и другие;
рассказ, например, о путешествии к динозаврам;
новости – повод: самые разные школьные события (Новый год, открытие спортзала, соревнования по волейболу и другое);
сочинения-миниатюры, посвящённые Великой Победе;
интервью, например, юные журналисты брали интервью у Агишева А.И., труженика тыла, учителя физики нашей школы;
на страницах школьной газеты нашли своё отражение размышления ребят о поэте М.Ю. Лермонтове, вопросы викторины о поэте, его творчестве. Причём некоторые вопросы предложены ребятами.
Ещё одна форма работы – занятия в «Летней школе» по проблеме «Олимпиадные задания по русскому языку». Обучающиеся 5-9 классов на таких занятиях знакомятся с особенностями олимпиадных заданий по предмету, решают задания разных уровней сложности. Как результат – обучающиеся нашей школы ежегодно входят в число победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. В этом учебном году обучающаяся 9 класса Шундеева Анна стала призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Следующая форма – внеклассные мероприятия, например, литературные гостиные по таким темам, как «Мой Блок», «С.А. Есенин: «Я сердцем никогда не лгу…», «Времена года в лирике русских поэтов» и другие, на которых ведущими становятся обучающиеся 5-6 классов, звучат стихотворения вышеперечисленных поэтов. Причём отмечена активность не только ребят, хорошо и отлично успевающих по предмету, но и тех, кто учится удовлетворительно.
В этом учебном году обучающиеся 6 класса выступили перед 4 и 5 классами с темой «Дети страшной войны».
Ежегодно организую проведение литературно-музыкальной композиции «Давно закончилась война…», на которой звучат стихотворения о войне, победе, России.
Опыт моей педагогической деятельности по предложенной теме был обобщён, систематизирован и представлен на педагогическом совещании, а также на межрегиональной Ярмарке «Достижения молодых» (в 2015 году), работа отмечена сертификатом.
Итак, именно такая целенаправленная работа позволяет учителю создать условия для развития коммуникативных, творческих компетентностей обучающихся, интереса к предмету, выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.
Итак, курс внеурочной деятельности «Юный журналист» позволили создать условия для развития интереса к предмету, коммуникативных, творческих компетентностей, речи, способности к диалогу, сотрудничеству.