Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования им. К.Д.Ушинского
учебный корпус «Колледж «Медведково»
Шевлякова Елена Евгеньевна
Обучение исследовательской деятельности младших школьников
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность – 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Уровень подготовки: углубленный
(очная форма обучения)
Москва
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Сущность и содержание учебно-исследовательской деятельности …… 5
2. Организация исследовательской деятельности младших школьников .. 13
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………....
Введение
Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире.
Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.Изучением данно проблемы занимались: М.Н.Арцев, Г.А.Бокарева, Е.Н.Кикоть и другие.
Цель курсовой работы: Изучение на основе научно-методической литературы процесса организации обучения исследовательской деятельности младших школьников.
Задачи:
Рассмотреть сущность и содержание учебно-исследователькой деятельности;
Выявить способы организации исследовательской деятельности младших школьников.
Курсовая работа включает в себя содержание, введение, 3 параграфа, заключение и список использованных источников в количестве штук.
Объем работы составляет страниц.
Сущность и содержание исследовательской деятельности
Е.А.Шашенкова считала, что исследовательская деятельность – это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью [11].
По-мнению Н.И.Кондакова, исследовательская деятельность – это процесс научного изучения какого - либо объекта ( предмета, явления ) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества [18].
Исходя из этого, можно построить определение понятия "исследовательская деятельность" следующим образом. Исследовательская деятельность – это процесс приобретения новых научных знаний, посредством изучения какого-либо объекта, с целью достижения научного результата, характеризующееся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века.
Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода — эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др. [5, с. 76].
Учебное исследование рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний. Цель учебного исследования, по мнению Е.Н. Кикоть, не только конечный результат (знание), но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых и расширения кругозора.
Исследовательская деятельность учащихся имеет две стороны. Во- первых, это результат исследования - новое знание, которое характеризуется актуальностью, новизной, практической значимостью, перспективами развития, обоснованностью. Во-вторых, исследовательская деятельность выступает как средство развития научных способностей ее автора за счет приобретения им в процессе ее выполнения новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации и положения в научном сообществе [2].
Е.Н.Кикоть подразделяла учебно-исследовательскую деятельность на следующие виды:
проблемно-реферативный – аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий – наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
диагностико-прогностический – изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов как вероятных суждений об их состоянии в будущем;
изобретательско-рационализаторский – усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
экспериментально-исследовательский – проверка предположений и подтверждений или опровержений гипотезы;
проектно-поисковый – поиск, разработка и защита проекта;
выступления на научно-практических конференциях, опубликование результатов исследовательской работы в научных изданиях.
Эти виды исследовательской деятельности предполагают, прежде всего, овладение учащимися технологией творчества, приемами творческой исследовательской деятельности. Таким образом, на первоначальных этапах исследовательской деятельности рассматриваемые виды имеют обучающий характер и могут быть отнесены к учебно-исследовательской [4, с.43].
Учебно-исследовательская деятельность направлена на приобретение необходимых творческих навыков, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой (А.А. Лебедев, В.Я. Сердобинцев), она организуется педагогом с использованием дидактических средств косвенного и перспективного управления и направлена на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которых доминируют самостоятельное применение приемов научных методов познания, и в результате которой учащиеся активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности (В.И. Андреев). Таким образом, учебно-исследовательская деятельность направлена главным образом на создание условий для привлечения учащихся к научным иссле дованиям. [1]
В.Г.Недопасов рассматривает научно-исследовательскую деятельность учащихся, как процесс решения целого ряда научно-исследовательских задач, как в учебное, так и во внеучебное время, результатом кото рого является тот или иной уровень сформированности исследовательских умении и навыков. Научно-исследовательская деятельность включает умение соединять логику учебного и научного познания, методологию и методику научного анализа явлений и процессов изучаемой действительности, учебную и исследовательскую, коллективную и индивидуальную деятельность (М.Ю. Бокарев) [5, с.77].
Таким образом, исследовательская деятельность учащихся вызвана познавательными мотивами и направлена на разрешение познавательных проблем, на создание качественно новых ценностей, важных для формирования качеств личности учащегося: самостоятельности, творческой активности, творческой индивидуальности. Выделение учебно-исследовательской и научно- исследовательской деятельности весьма условно, поскольку эти виды служат одной цели - формированию готовности школьников к исследовательской деятельности. Эта цель включает выработку у учащихся исследовательских умений, развитие творческой активности, самостоятельности и др. Исследовательская деятельность учащихся вызвана познавательными мотивами и направлена на разрешение познавательных проблем, на создание качественно новых ценностей, важных для формирования качеств личности учащегося: самостоятельности, творческой активности, творческой индивидуальности. Основное различие учебно- и научно-исследовательской деятельности учащихся заключается в степени самостоятельности выполнения исследования и уровня новизны полученного результата.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы. И лишь потом, ставятся цели и задачи предстоящей работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал, которым располагает ученик, а также оснащённость исследования и свои возможности [8].
Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть, доказать.
Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел, создавая, тем самым, предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость исследования.
Объект исследования - это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации. [16]
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Любая цель начинается с глаголов "выяснить", "выявить", "сформировать", "обосновать", "провести" и т.д. Цель конкретизируется и развивается в конкретных задачах исследования. В задачах выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента.
Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер, т.е. технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько - какие-то подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: "Если…, то…" или "Чем…, тем…". В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться [7, с.38].
Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.
Проведение эксперимента осуществляется по плану.
Основанием плана являются этапы исследования, рекомендуется выделение нескольких этапов исследования:
Подготовительный - включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования.
Конструирующий - это формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.
Экспериментальный.
Контрольный.
Заключительный - подведение итогов и оформление результатов.
Поскольку исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний, то в его основе лежит:
развитие познавательных умений и навыков учащихся
умение ориентироваться в информационном пространстве
умение самостоятельно конструировать свои знания
умение интегрировать знания из различных областей наук
умение критически мыслить.
Технология исследовательской деятельности предполагает:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
самостоятельную деятельность ученика
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы [9].
Еще одна особенноть исследовательской деятельности в том, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.
Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Чрезмерный объем работы для младшего школьника и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования [3].
Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.
В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе [19].
Подводя итог, написанному в данном параграфе, хочется отметить, что учебно-исследовательская деятельность – это процесс поисковой познавательной деятельности учащегося. Ее можно подразделить на следующие виды: проблемно-реферативный; аналитико-систематизирующий; диагностико-прогностический; изобретательско-рационализаторский; экспериментально-исследовательский; проектно-поисковый; выступления на научно-практических конференциях, опубликование результатов исследовательской работы в научных изданиях. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Важно заметить, что неотъемлимыми составляющими любого исследования являются: проблема, тема, цель, объект, предмет и гипотеза.
Организация исследовательской деятельности младших школьников
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы и средства и предполагает проектирование программы включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, ее поэтапную реализацию с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку в соответствии с анализом результатов [20].
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
· первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
· второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
· третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение [10].
Исследования можно классифицировать по-разному:
по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
по месту проведения (урочные и внеурочные);
по времени (кратковременные и долговременные);
по теме (предметные или свободные),
по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов [6, с.80].
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ [15]
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников [6, с.83].
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем и другие. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие[6, с.278].
Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:
включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.
Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в ее многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
На основе данных источников, а также анализа образовательной практики начальной школы нами были выделены следующие педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников [7, с.59]:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.
2. Мотивированность исследовательской деятельности. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, её возможности в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, понимать ценность исследовательской деятельности.
3. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.
Проведенный анализ проблемы исследовательских умений учащихся (В. И. Андреев, С.П. Арсенова, Г.А. Дзида, А.Г. Иодко, В.В. Успенский и др.), организации исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей детей, а также принятое нами определение исследовательской деятельности младших школьников, позволило выделить пять групп исследовательских умений младших школьников [6, с.70]:
1. Умения организовать свою работу (организационные);
2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);
4. Умения оформить и представить результат своей работы.
5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.
Условия эффективности исследовательской деятельности:
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование).
2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель.
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
1) формулирование темы
2) формулирование цели и задач исследования
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях [10].
Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора.
Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. Формулировка задач исследования — тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).
Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.
После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.
Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников [11, с.53].
Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе.
Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы организации исследовательской деятельности младших школьников, мы пришли к выводам:
1. Исследовательская деятельность – организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
2. В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.
3. Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся.
Вывод
Иучив методическую литературу по данной теме можно сказать о том, что учебно-исследовательская деятельность играет важную роль в обазовательном процессе, так как в ходе нее у учащихся развиваются исследовательские способности за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых и расширения кругозора. Учебно-исследовательская деятельность может носить: проблемно-реферативный; аналитико-систематизирующий; диагностико-прогностический; изобретательско-рационализаторский; экспериментально-исследовательский; проектно-поисковый и публичный характер. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт учащегося. Важно заметить, что неотъемлимыми составляющими любого исследования являются: проблема, тема, цель, объект, предмет и гипотеза.
Так же мы можем сказать, что исследовательская деятельность – это деятельность организованная и целенаправленная. По своей структуре она соответствует научной деятельности. Немаловажно, что в младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов (1. формулирование темы; 2. формулирование цели и задач исследования; 3. теоретические исследования; 4. экспериментальные исследования; 5. анализ и оформление научных исследований; 6. внедрение и эффективность научных исследований; 7. публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях), характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, цель которой - формирование исследовательских умений.
При организации учебно-исследовательской деятельности учителю важно ознакомить младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формировать у учащихся умения самостоятельной работы, формировать умения самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы самих учащихся. Для того, чтобы исследовательская деятельность была эффективной, ученик должен хотеть проводить исследование, должен уметь провести это исследование и, важно, чтобы он получил удовлетворение от проделанной работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель моей курсовой работы достигнута.
Список использованных источников
Арцев М.Н. Исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. – 2005. – №6. – С.48
Бокарева Г.А., Кикоть Е.Н. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Альма матер. - 2002.-№6.- С.52
Громыко Н.В., Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии. - 2005. - N 2. - С.66
Кикоть Е.Н. Основы исследовательской деятельности школьников и студентов в учебном комплексе «лицей-вуз». Учебное пособие. - Калининград: БГА РФ, 2002.- 70с.
Клюева Е.В. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ: Учебное пособие. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. – 111 с.
Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45
Разагатова, Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов). Информационный бюллетень[Текст] / Н.Разагатова. - Самара: Изд-во МГПУ, 2003. – 76 с.
Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34
Савенков А. Как вывести школьников на позицию исследователя // Директор школы. – 2007. – №7. – С.84
Семенова Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной готовности младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №1. – С. 68
Семенова Н.А. Условия развития исследовательских умений школьников [Текст] /Н.А.Семенова// Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. – Томск, 2003.- С. 188
Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] /Л.А.Тысько// Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. – С. 14
Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: словарь.– М.: МГУТУ, 2004. – 80с.
Шульгина В.С. Учебное исследование как условие эффективного обучения // Русская словесность. – 2007. - № 3. – С.43
Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48
http://disus.ru/metodichki/368145-1-issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya-metodicheskie-rekomendacii-napisaniyu-oformleniyu-uchebnogo-issledovaniya-issledovatel.php
http://docplayer.ru/146506-Cel-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole.html
https://www.inventech.ru/lib/analis/analis0002/
http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html
http://открытыйурок.рф/статьи/623792/