УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
РАССМОТРЕНА методсоветом протокол № _____ от «_____»____________20__г. | УТВЕРЖДЕНО приказом № ___ от «____» ______ 20___ г. Директор МБОУ СОШ № 1 ___________ /________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(курсы по выбору учащихся)
Секреты русского словообразования
2 ступень базовый уровень
Для 9 класса
Срок реализации программы – 1 год
Составлена на основе Федерального Государственного Стандарта среднего
(полного) общего образования и программы общеобразовательных учреждений по литературе 5 – 11 классы. Москва, Просвещение, 2009 год, под редакцией В.Я.Коровина.
Составила: Максютова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.
Александровск –Сахалинский
2015
Распределение учебной нагрузки- 1раз в 2 недели, всего-17 часов
УМК:
программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов, Москва, Мнемозина, 2009
Пояснительная записка.
Курс посвящён одному из самых интересных разделов лингвистики-русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке-слова, оказываются вне поля зрения школьников.
Данный курс в какой-то поможет удовлетворить естественное желание ребёнка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слов.
Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьников, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребёнка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в развитии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы.
Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способствует предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественном тексте.
Календарно- тематическое планирование курса (17 часов)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | По плану | Фактически дано |
1 | Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов. | 2 | | | |
2 | Использование суффиксов с субъективной оценкой. | 2 | | | |
3 | Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова. | 2 | | | |
4 | Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах. | 2 | | | |
5 | Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. | 2 | | | |
6 | Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. | 2 | | | |
7 | Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. | 2 | | | |
8 | Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте. | 2 | | | |
9 | Наблюдение за использованием указанных приёмов в произведениях художественной литературы. | 1 | | | |
| Итого : | 17 часов | | | |