СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсы по выбору учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

курсы по выбору учащихся содерсжат планирование по элективному курсу по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Курсы по выбору учащихся»

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1


РАССМОТРЕНА

методсоветом

протокол № _____

от «_____»____________20__г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом № ___ от «____» ______ 20___ г.

Директор МБОУ СОШ № 1

___________ /________/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

(курсы по выбору учащихся)

Секреты русского словообразования

2 ступень базовый уровень

Для 9 класса

Срок реализации программы – 1 год

Составлена на основе Федерального Государственного Стандарта среднего

(полного) общего образования и программы общеобразовательных учреждений по литературе 5 – 11 классы. Москва, Просвещение, 2009 год, под редакцией В.Я.Коровина.

Составила: Максютова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.






Александровск –Сахалинский

2015



Распределение учебной нагрузки- 1раз в 2 недели, всего-17 часов


УМК:
программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов, Москва, Мнемозина, 2009




Пояснительная записка.


Курс посвящён одному из самых интересных разделов лингвистики-русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке-слова, оказываются вне поля зрения школьников.

Данный курс в какой-то поможет удовлетворить естественное желание ребёнка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слов.

Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьников, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребёнка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.

В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в развитии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы.

Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способствует предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественном тексте.



Календарно- тематическое планирование курса (17 часов)


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактически дано

1

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов.

2




2

Использование суффиксов с субъективной оценкой.

2




3

Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова.

2




4

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.

2




5

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем.

2




6

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

2




7

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

2




8

Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

2




9

Наблюдение за использованием указанных приёмов в произведениях художественной литературы.

1





Итого :

17 часов























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!