СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке литературы в старших классах необходимо использовать не только текст художкственной литературы, но также предлагать ребятам справочные материалы для углубления изучения изучаемой темы.

Просмотр содержимого документа
«Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"»

    1. Приложение 1

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, политический манифест Французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789. Провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению. Объявляла неприкосновенной частную собственность.

* * *

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (Declaration des droits de l`homme et de citoyen), государственный акт, провозглашающий всеобщность и приоритет прав человека; принята Учредительным собранием Франции (26 августа 1789), вошла в качестве преамбулы в первую Французскую конституцию (1791).

  1. Основные принципы Декларации

Декларация прав порождена Великой французской революцией. В основе ее лежат теории естественного права и общественного договора. Составители документа опирались также и на Декларацию независимости США (1776).

Уже в первых статьях французской Декларации провозглашались основополагающие, естественные и неотъемлемые права человека:

«Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» (ст.1). Они имеют право на собственность, а также право на безопасность и на сопротивление угнетению (ст. 2). Свобода индивида ограничивается лишь правами других (ст. 1). Дозволено все, что не воспрещено законом (ст. 3). Никто не может быть подвергнут преследованию, аресту или наказанию вне того, что предписано законом (ст.7, 8). Человек считается невиновным, пока не доказано обратное (ст. 9). Каждый волен высказывать свои мысли и мнения, в том числе и религиозные, писать, печатать и обнародовать свои идеи (ст. 10, 11). Равенство трактуется как одинаковые для всех ответственность перед законом и доступ к управлению, равное участие в формировании законов (ст. 6) и государственных расходах (ст. 13, 14). Собственность есть «неприкосновенное и священное» право, и человек может быть лишен ее только в случае, установленном законом при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 17).

Осуществление естественных прав возможно лишь в обществе, где люди договорились об определенном устройстве власти. Источником государственного суверенитета является народ. «Закон есть выражение общей воли». Формируемый всеми гражданами лично или через представителей, он обязателен для всех, так как регламентирует осуществление прав каждого члена общества (ст.6, 7). Для обеспечения действия закона, т. е. осуществления прав граждан, требуется администрация и вооруженная сила. Их содержание осуществляется за счет граждан (ст.13). Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица во вверенной ему части управления (ст. 15).

  1. Значение Декларации

Декларация оказала огромное воздействие на формирование европейского правового сознания.

Принятая во время революции, Декларация неоднократно дополнялась, но суть ее не менялась. Принципы Декларации легли в основу Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 Организацией Объединенных Наций. Они и поныне являются непременной частью всех демократических конституций, в том числе и Конституции Российской Федерации.


Е. И. Лебедева

КОДЕКС НАПОЛЕОНА, или Гражданский кодекс (Code Napoleon, Code Civil), свод гражданского законодательства Франции, принятый в марте 1804 в период Консульства Наполеона Бонапарта.

Разработанный комиссией юристов по инициативе и при непосредственном участии Наполеона, кодекс юридически закреплял завоевания Великой французской революции. Он опирается на Декларацию прав человека и гражданина. Важным юридическим источником кодекса является римское право.

Содержание кодекса

Кодекс Наполеона состоит из трех частей. В первой трактуются вопросы правоспособности и акты гражданского состояния: брак, развод, опека, усыновление. Провозглашается гражданское равенство: «Осуществление гражданских прав не зависит от качеств гражданина» (ст. 7); «всякий француз пользуется гражданскими правами» (ст. 8). Законодатели фиксируют нормы, обеспечивающие сохранение и неприкосновенность собственности семьи: главенство в семье мужа и невозможность для жены располагать имуществом без его согласия, власть родителей над детьми. В центре кодекса — вопросы собственности, которые были главными для массы новых, созданных революцией собственников.

Вторая часть кодекса посвящена регламенту права собственности: «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, какое запрещено законами или регламентами» (ст. 544). Вслед за Декларацией прав кодекс утверждает, что «никто не может быть побуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение» (ст. 545).

Третья часть регламентирует договорные отношения, связанные с приобретением собственности (порядок наследования, дарения, купля-продажа), договоры по найму, в том числе по найму рабочей силы. Непременным условием законности договора кодекс объявляет равенство заключающих его граждан и их полную свободу вступать или не вступать в договорные отношения.

Значение кодекса

Для Франции кодекс Наполеона явился первым единым для всей страны сводом законов. Он законодательно закрепил важнейшие экономические и гражданские результаты Французской революции.

Сразу же после принятия кодекс был распространен на французские колонии, а также на многие европейские страны, завоеванные Наполеоном или вступившие с ним в союз (Италия, Голландия, Бельгия, герцогство Варшавское, Вестфальское королевство и др.). В 19 веке на основе французского кодекса создавались гражданские законы новых государств в Центральной Америке. Гражданский кодекс действует с некоторыми изменениями не только в самой Франции, но и в Бельгии, Люксембурге, Доминиканской республике, оставаясь основой современного гражданского права.


Е. И. Лебедева

НАПОЛЕОН I Бонапарт (Napoleon I Bonaparte, Buonaparte) (15 августа 1769, Аяччо — 5 мая 1821, остров Святой Елены), французский государственный деятель, полководец, император в 1804-1814 и в марте — июне 1815. Начал службу в войсках в 1785 в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции. В ноябре 1799 совершил государственный переворот (18 брюмера), в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках с течением времени всю полноту власти; в 1804 провозглашен императором. Провел ряд реформ (принятие гражданского кодекса, 1804; основание Французского банка, 1800). Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Поражение наполеоновских войск в войне 1812 против России положило начало крушению империи Наполеона I. Вступление в 1814 войск антифранцузской коалиции в Париж вынудило Наполеона I отречься от престола. Был сослан на остров Эльба. Вновь занял французский престол в марте 1815 (смотри «Сто дней»). После поражения при Ватерлоо вторично отрекся от престола (22 июня 1815). Последние годы жизни провел на острове Святой Елены пленником англичан.


Экономическая политика, войны и континентальная блокада

Экономическая политика состояла в обеспечении первенства французской промышленной и финансовой буржуазии на европейском рынке. Этому мешал английский капитал, преобладание которого обусловливалось уже происшедшей в Англии индустриальной революцией. Англия одну за другой сколачивала коалиции против Франции, стараясь привлечь на свою сторону крупнейшие европейские державы — в первую очередь Австрию и Россию. Она финансировала ведение военных действий на континенте. Наполеон планировал непосредственную высадку на британские острова, но на море Англия была сильнее (при Трафальгаре французский флот был уничтожен английским, которым командовал адмирал Нельсон (1805). Однако месяц спустя под Аустерлицем (ныне Славков, Чехия) Наполеон нанес сокрушительный удар объединенным австрийским и русским войскам. Испугавшись роста влияния Франции, против нее выступила Пруссия, но была быстро побеждена (битва при Иене, 1806), французские войска вошли в Берлин. Русские войска нанесли большой урон французской армии в битве при Эйлау (1807), но потерпели поражение при Фридланде (1807). В результате войны в состав Франции вошли территории Бельгии, Голландии, северной Германии, части Италии. На остальной части Италии, в центре Европы, в Испании (1809) были созданы зависимые от Наполеона королевства, где правили члены его семьи. Территориально чрезвычайно урезанные Пруссия и Австрия были вынуждены заключить с Францией союз. Это сделала также и Россия (Тильзитский мир, 1807).

Одержав победу, Наполеон подписал декрет о континентальной блокаде (1806). Отныне Франция и все ее союзники прекращали торговые сношения с Англией. Европа была основным рынком сбыта английских товаров, а также колониальных, ввозимых в основном Англией, крупнейшей морской державой. Континентальная блокада нанесла ущерб английской экономике: спустя год с небольшим Англия переживала кризис в производстве шерсти, текстильной промышленности; произошло падение фунта стерлингов. Однако блокада ударила и по континенту. Французская промышленность не в состоянии была заменить на европейском рынке английскую. Нарушение торговых связей с английскими колониями привело в упадок и французские портовые города: Ла-Рошель, Марсель и др. Население страдало от недостатка привычных колониальных товаров: кофе, сахара, чая...

Союзники Наполеона, принявшие континентальную блокаду вопреки своим интересам, не стремились строго ее соблюдать. Росла напряженность между ними и Францией. Все более очевидными становились противоречия между Францией и Россией. Патриотические движения ширились в Германии, в Испании не угасала герилья. Разорвав отношения с Александром I, Наполеон решился на вторжение в Россию. Отечественная война 1812 стала началом конца Империи. Огромная разноплеменная армия Наполеона не несла в себе прежнего революционного духа, вдали от родины на полях России она быстро таяла и, наконец, перестала существовать. По мере движения русской армии на запад антинаполеоновская коалиция росла. Против наспех собранной новой французской армии в «битве народов» под Лейпцигом выступили русские, австрийские, прусские и шведские войска (16-19 октября 1813). Наполеон потерпел поражение и после вступления союзников в Париж отрекся от престола. Он получил во владение маленький островок Эльба в Средиземном море (1814).

В обозе иноземных войск во Францию вернулись Бурбоны и эмигранты, предвкушавшие возврат своих имуществ и привилегий. Это вызвало недовольство и страх во французском обществе и в армии. Воспользовавшись этим, Наполеон бежал с Эльбы и, встречаемый восторженными криками толпы, возвратился в Париж. Война возобновилась, но Франция уже не в силах была нести ее бремя. «Сто дней» завершились окончательным поражением Наполеона около бельгийской деревни Ватерлоо (18 июня 1815). Он стал пленником англичан и был отправлен на далекий островок Святой Елены в Атлантическом океане. Там Наполеон провел последние шесть лет жизни, угасая от тяжелой болезни и мелочных издевательств своих тюремщиков.

Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей. Этот человек в неизменном сером сюртуке и треуголке занял прочное место в истории, дав свое имя целой эпохе. Империя Наполеона оказалась непрочной. Однако трагическая судьба императора глубоко потрясла его современников, в том числе художников, музыкантов, поэтов, дала обильную пищу романтизму, расцветшему в европейской культуре последующих десятилетий. Сражения Наполеона вошли в военные учебники. «Наполеоновское право» лежит в основе гражданских норм западных демократий. Реставрированная монархия Бурбонов не смогла уничтожить закрепленные Наполеоном результаты Революции. Кутузов решил дать генеральное сражение, чтобы не допустить французов к Москве. 22 августа русская армия подошла к селу Бородино в 12 км от Можайска. Бородинское поле представляло собой холмистую равнину протяженностью до 8 км. Главнокомандующий докладывал царю, что позиция при Бородине выгодная, за исключением левого фланга, который следовало спешно укрепить. Перед Бородинским сражением Кутузову удалось несколько изменить соотношение сил: русская армия насчитывала около 150 тыс человек и 640 орудий, у французов было 135 тыс и 587 орудий.

КУТУЗОВ Михаил Илларионович (1745-1813), светлейший князь Смоленский (1812), русский полководец, генерал-фельдмаршал (1812). Ученик А. В. Суворова. Участник русско-турецких войн 18 в., отличился при штурме Измаила. В русско-австро-французскую войну 1805 командовал русскими войсками в Австрии и искусным маневром вывел их из-под угрозы окружения. В русско-турецкую войну 1806-12 главнокомандующий Молдавской армией (1811-12), одержал победы под Рушуком и Слободзеей, заключил Бухарестский мирный договор. В Отечественную войну 1812 главнокомандующий русской армией (с августа), разгромившей армию Наполеона. В январе 1813 армия под командованием Кутузова вступила в пределы Зап. Европы.

* * *

КУТУЗОВ (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович [5 (16) сентября 1745, Петербург — 16 (28) апреля 1813, Бунцлау (ныне Болеславец), Польша], светлейший князь Смоленский, русский полководец, генерал-фельдмаршал и дипломат.



ПРИКАЗ АЛЕКСАНДРА I ПО РУССКОЙ АРМИИ

Вильно, 13 (25) июня 1812 г.


Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, Всемогущего Творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего Бог.

Наполеон и наполеонизм

                                               

  Все мы глядим в Наполеоны.

                                                                                     А.С. Пушкин

                                                                         "Евгений Онегин"

                                                                                           1823-1830




       Жизнь и судьба Наполеона, его стремительная карьера военного и государственного деятеля всегда волновали умы и воображение русского общества. Наполеон, всего добившийся сам (без протекции и денег), восхищал своим бесстрашием, умением добиться поставленной цели, поднять и повести за собой народы. Наполеона называли кумиром русской "золотой молодёжи" конца XVIII - начала XIX века. Поход Наполеона в Россию, окончившийся крушением героя и мифа о нём, не исключил полководца, пытавшегося вершить судьбы человечества из списка личностей, интерес к которым не прекращается даже спустя века после их смерти.

       В русской литературе отразились все этапы восприятия личности Наполеона, от возникновения его культа до развенчания и самого Наполеона и наполеонизма. Самые известные произведения, в той или иной степени посвящённые Наполеону, принадлежат А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Ф.И. Тютчеву, Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому.

       Пушкин, которого "гроза военной непогоды" 1812 года застала ещё в Царскосельском лицее 13-летним мальчиком, в своих первых стихотворениях 1814-1815 годов, отражая общее настроение после окончания войны, рисует Наполеона как "губителя". Обращаясь к нему, мальчик-поэт восклицает: "Вострепещи, тиран! уж близок час паденья."

       С годами менялось восприятие Наполеона обществом и поэтами. Интерес вызывал не Наполеон-деспот, а Наполеон - выдающаяся личность. Этому способствовал и тот ореол мученика, который стал окружать Наполеона после того, как он оказался в изгнании и заточении. Всесильный самодержец, повелевавший всей Европой, преобразился теперь в поверженного гения. Наконец, смерть Наполеона привела к окончательному переосмыслению образа, ярко высветив его героические и трагические грани.

       В год смерти Наполеона (1821) Пушкин пишет уже и о достоинствах этой личности, и о его роковых ошибках. Несмотря на всё, совершённое Наполеоном, поэт не отказывает ему в величии:

              Чудесный жребий совершился:

              Угас великий человек.

              В неволе мрачной закатился

              Наполеона грозный век...

       К образу Наполеона Пушкин обращался и в последующие годы. В стихотворении "К морю" (1824) поэт сравнивает Наполеона с Байроном, своим любимым поэтом, и говорит о них, как о властителях "наших дум". Эта же тема проходит и в романе "Евгений Онегин" (1823-1830), когда, описывая кабинет своего героя, Пушкин отмечает присутствие портрета Байрона, а о бюсте Наполеона делает замечание, которое трудно принять за комплимент:

              И лорда Байрона портрет,

              И столбик с куклою чугунной

              Под шляпой с пасмурным челом,

              С руками, сжатыми крестом.

       В повести "Пиковая дама" (1833) тема Наполеона и наполеонизма приобретает совсем другой оттенок. Здесь она связана с Германном - героем повести, который с поистине наполеоновской решимостью решает задачу личного масштаба, идя на бессознательное, но всё же убийство, но так и не достигнув желанной цели. В "Пиковой даме" идея наполеонизма уже сложнейшая философская и психологическая проблема личности, решив которую герой избирает для себя те или иные средства достижения цели и тот или иной жизненный путь. В "Пиковой даме" Пушкин - предшественник Ф.М. Достоевского, его герой в романе "Преступление и наказание" (1866) рассуждает, Наполеон он или "тварь дрожащая".

       По-своему воспринимало Наполеона поколение 30-х - 40-х годов. Людьми, родившимися уже после крушения или даже смерти Наполеона, его судьба воспринималась уже как страница истории. Первые стихотворения М.Ю. Лермонтова передают восторженное увлечение мальчика грандиозной фигурой Наполеона и выглядят как самый искренний романтический культ, основанный на наивном обожании своего кумира. В более зрелом возрасте судьба Наполеона превращается в сознании Лермонтова в грозный символ обречённости гения, чья обречённость неизбежна, как бы высоко ни поднялся этот гений над толпой:

              Поверь: великое земное

              Различно с мыслями людей.

              Сверши с успехом дело злое -

              Велик; не удалось - злодей;

              Среди дружин необозримых

              Был чуть не бог Наполеон;

              Разбитый же в снегах родимых,

              Безумцем порицаем он;

       Но скорее это не по поводу самого Наполеона, а передача умонастроения общества.

       Перенесение праха Наполеона с острова Святой Елены в Париж в 1840 году не оставило равнодушным русскую общественность. Это событие вызвало в России такую волну откликов, в том числе и стихотворных, как будто речь шла о чём-то крайне близком и родном для нашей страны. Но громче всех раздался голос Лермонтова, написавшего "Последнее новоселье", стихотворение гневное, яростное и негодующее.

       Поэт воспринял перенос праха Наполеона в Париж как свидетельство крайней нравственной деградации французов, сперва обожествлявших своего героя, затем отрёкшихся от него и предавших его, и, наконец, использовавших его прах для того, чтобы потешить своё мелкое национальное тщеславие и самолюбие. Желая высказаться по этому поводу, М.Ю. Лермонтов грозно заявляет:

              Мне хочется сказать великому народу:

              Ты жалкий и пустой народ!

       "Лишним людям" свойственно идентифицировать собственную судьбу с трагической судьбой великих людей.

       Лермонтову принадлежат и афористические строки, посвящённые Наполеону, в которых поэт словами самого опального императора подводит итог своим размышлениям о нём: "Я выше и похвал, и славы, и людей!.."

       Для Ф.И. Тютчева и многих других русских поэтов Наполеон был воплощением жизненной философии Запада - как самой по себе, так и в её роковом столкновении с русской. Тютчев посвятил Наполеону целую главу своего неоконченного трактата "Россия и Запад". По мнению Тютчева, Россия, вызывает у Запада (и в частности у Наполеона) противоречивые чувства, влечение и отвращение одновременно. Отсюда и вытекает неизбежное столкновение между Западом и Россией. Однако, русское нравственное и религиозное единство строится на совершенно иных принципах, чем западное, и попытка силой включить Россию во всемирную империю Запада изначально обречена на неудачу, что и произошло с Наполеоном.

       Тема Наполеона развивалась в русской литературе и второй половины ХIХ века, прежде всего в творчестве Л.Н. Толстого, для которого и эпоха Наполеона, и культа Наполеона в России уже была историческим прошлым. Ведь Толстой родился спустя 7 лет после смерти Наполеона. Но идея наполеонизма как культа человека, стоящего над другими людьми, была одной из тем, которые всегда волновали Толстого и как писателя и как философа. Толстой впервые в мировой литературе развеял "наполеоновскую легенду", разрушил авторитет императора-завоевателя.

       Герои романа-эпопеи Толстого "Война и мир" (1863-1869) проходят путь от увлечения и обожания до полного разочарования и презрения к великому французскому полководцу и императору. Толстому важно было показать и нравственное падение Наполеона, возомнившего себя повелителем всего мира, жаждущего абсолютной власти над покорившимися ему народами. Толстой отказывает Наполеону и в таланте полководца. Кутузов, а не Наполеон для Толстого - образец полководческой мудрости. Наполеон губит многотысячную армию, Кутузов думает, как армию сберечь. Столь решительная критика Наполеона у Толстого объяснялась и осуждением им войны, а вместе с ней и всех завоевателей, и уровнем социального мышления писателя, задумавшегося над движущими силами истории и над ролью выдающихся личностей.

       Роман "Война и мир" поколебал традиционные представления о Наполеоне и, естественно, должен был вызвать возражения со стороны критиков, слишком веривших в силу личных качеств полководца и боготворивших его. В особенности не прощали Толстому разрушения их кумира некоторые литераторы и публицисты старой Польши, где долгое время принято было считать Наполеона, когда-то посулившего полякам восстановить единство и независимость их страны, другом польского народа.

       Развенчание культа Наполеона продолжилось и в романах Ф.М. Достоевского. В "Преступлении и наказании" (1866) писатель устами Родиона Раскольникова развенчивает славу Бонапарта. Беря пример с Наполеона, решая для себя вопрос: "тварь ли он дрожащая или право имеет" перешагнуть через чужую кровь, герой романа идёт на преступление. Позже, осознав весь ужас содеянного, Раскольников в своей исповеди Соне Мармеладовой рассказывает о том, как всё произошло, и что помогло ему решиться на преступление: "Я задал себе один раз такой вопрос, что если бы, например, на моём месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы... просто-напросто одна какая-нибудь старушонка... И если бы уже не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал без всякой задумчивости. Ну и я... вышел из задумчивости... задушил... по примеру авторитета".

       Для Достоевского страдания Раскольникова - признак того, что есть ещё надежда на возрождение в нём человека. Наполеону же Фёдор Михайлович отказывает в человечности, и нет ему прощения, он вечный грешник, загубивший чужие жизни, невинные души, не раскаявшись в содеяном. Такое отношение к Наполеону стало традиционным в русской литературе второй половины XIX века.

       Однако на этом не была поставлена точка. Идея сверхчеловека, человека, которому всё дозволено в силу его необыкновенных качеств, отсутствующих у обычных людей, так или иначе появляется в литературе конца ХIХ века и в литературе ХХ века словно предостережение, сделанное ещё А.С. Пушкиным:

              Мы все глядим в Наполеоны.

              Двуногих тварей миллионы

              Для нас орудие одно...

              Нам чувство дико и смешно.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!