Квест «Есть такая профессия…»
Автор: Алферова Ольга Евгеньевна
Самарская область, город Самара
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 156» городского округа Самара
2024
Данный квест посвящен космонавтам Самарской области, то есть тем людям, чья жизнь так, или иначе связана с Самарой или Самарской областью. В ходе игры команды знакомятся со следующими летчиками-космонавтами: Сергей Васильевич Авдеев, Олег Юрьевич Атьков, Алексей Александрович Губарев, Михаил Борисович Корниенко, Олег Дмитриевич Кононенко, Геннадий Михайлович Манаков.
Цель: создание условий для формирования фундаментальных ценностей: чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за своих соотечественников посредством изучения истории освоения космического пространства.
Задачи:
познакомить обучающихся с биографией летчиков-космонавтов, чья жизнь связана с Самарой и Самарской областью;
стимулировать расширение и углубление знаний учащихся в области покорения космоса;
развивать интерес к космонавтике как науке, эрудицию, интеллект, умение логически рассуждать;
научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории;
формировать качества активного гражданина;
формировать умение работать в команде.
Целевая аудитория – обучающиеся 9-11 классов.
Планируемые результаты:
личностные
развивать самостоятельность в поиске решения различных задач;
воспитывать уважительное отношение к работе – как своей, так и других людей.
познавательные УУД
иметь первоначальные знания о строение космоса;
узнать о освоении космоса;
делать выводы, быстро давать ответ на вопрос.
регулятивные УУД
определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии;
работать по предложенному плану;
учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
коммуникативные УУД
высказывать свои мысли (предложения, дополнения), вступать в беседу;
слушать и понимать других, в том числе развивать свою внимательность;
договариваться о правилах выполнения коллективной работы; учиться выполнять свою роль в группе.
В игре принимают участие 3-4 команды по 5 человек в каждой.
Игра проходит в формате квеста по следующим станциям:
Родом из Самары?
Школа космонавтов.
Космическая Одиссея.
В открытом космосе.
Письмо космонавту.
Каждая станция находится в разных кабинетах. В кабинете находятся: инструктор, который руководит процессом прохождения станции, три члена жюри, которые выставляют баллы за данный вид задания.
Сначала все команды собираются в актовом зале школы, для начала работы. Там командам объявляют тему квеста, цель, озвучивают станции, представляют инструкторов и членов жюри каждой станции, раздают маршрутные листы.
С критериями оценивания команды знакомятся на каждом этапе игры.
Станция 1: Родом из Самары?
Цель: знакомство команд с биографией каждого космонавта.
Оборудование: конверты с краткой биографией летчика-космонавта и их портреты.
Материалы: https://docs.google.com/document/d/17k6eer6tW6mH6qBeWgMa4lc-Qu0w5QOP/edit?usp=sharing&ouid=110385233327257499659&rtpof=true&sd=true
Задание 1: сопоставить фотографию и биографию космонавта (биографию прочитать очень внимательно потому, что на других станциях будут задания о деятельности космонавта).
Критерии оценивания: за каждое совпадение – 1 балл.
Задание 2: исключить из данного списка того космонавта, который родился не в Самаре или Самарской области.
Критерии оценивания: за правильное исключение – 1 балл.
Станция 2: Школа космонавтов.
Цель: определение требований, необходимых для приема в школу космонавтов.
Оборудование: текст, ручки.
Задание: Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
В источнике перечислены следующие требования, предъявляемые к претендентам на участие в конкурсе по отбору кандидатов в космонавты:
Общие требования: гражданин Российской Федерации, возраст не более … лет.
Требования к образованию, профессиональной квалификации и опыту работы: … образование по программе специалиста или магистратуры, специальность из перечня определённых укрупнённых групп.
Медицинские требования.
Психологические требования: уровень развития профессионально важных психологических качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности космонавта.
Требования к … подготовленности: выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость, специальная физическая подготовленность, бортовая физическая тренированность.
Требования к профессиональной пригодности: знания в области основ пилотируемой космонавтики, способности к изучению космической техники, операторской деятельности, …, знания по русскому языку, осведомлённость в области … мировой и отечественной космонавтики, культурологии. [1]
Ответ: (35, высшее, физической, владение иностранными языками, истории)
Критерии оценивания: за каждое правильное слово – 1 балл.
Станция 3: Космическая Одиссея.
Цель: проведение профориентационной работы по профессии «Космонавт».
Оборудование: лист бумаги А4, ручка, текст.
Задание: Прочитайте текст и вспомните, какие специальности получили герои нашей игры: Сергей Васильевич Авдеев, Олег Юрьевич Атьков, Алексей Александрович Губарев, Михаил Борисович Корниенко, Олег Дмитриевич Кононенко, Геннадий Михайлович Манаков.
Космонавт — это профессиональный специалист, обученный и подготовленный к полетам в космическое пространство, выполнению задач на орбите, во внекосмическом пространстве или на других небесных телах. Космонавты могут работать на борту космических кораблей, космических станций или других космических аппаратах. Они проходят интенсивную подготовку, включая физическую тренировку, обучение специфическим навыкам и теоретическую подготовку к полетам в условиях отсутствия гравитации и экстремальных космических условий.
Космонавты, как и астронавты в других странах, обучаются широкому спектру навыков, чтобы быть готовыми к различным задачам в космосе. Однако в зависимости от их предыдущего опыта, образования и интересов, они могут специализироваться в определенных областях. Вот некоторые из основных специализаций космонавтов:
Командир корабля / космической станции: Ответственен за безопасность экипажа и успешное выполнение миссии. Управляет кораблем или космической станцией и принимает решения в критических ситуациях.
Пилот: Ответственен за управление космическим кораблем, осуществление маневров, стыковку с другими кораблями или космическими станциями.
Инженер-космонавт: Специализируется на техническом обслуживании и ремонте систем и оборудования корабля или станции.
Научный космонавт / космонавт-исследователь: Осуществляет научные исследования в космосе, работает с экспериментальным оборудованием и проводит эксперименты.
Врач-космонавт: Отслеживает состояние здоровья членов экипажа, проводит медицинские исследования и, при необходимости, оказывает первую помощь.
Космонавт-специалист по ВКД (внекорабельная деятельность): Специализируется на работах в открытом космосе, таких как ремонт и обслуживание оборудования за пределами корабля или станции.
Оператор научного оборудования: Специализируется на управлении и использовании сложного научного оборудования для различных исследований. [2]
Ответ:
Сергей Васильевич Авдеев | Космонавт-инженер |
Олег Юрьевич Атьков | Врач-космонавт |
Алексей Александрович Губарев | Командир космического корабля |
Михаил Борисович Корниенко | Космонавт-испытатель |
Олег Дмитриевич Кононенко | Космонавт-испытатель |
Геннадий Михайлович Манаков | Космонавт-испытатель |
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Станция 4: В открытом космосе.
Цель: систематизация физических и астрономических знаний о космическом пространстве.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Задание: посмотрите фрагмент фильма и расставьте фамилии космонавтов в порядке возрастания их выходов в открытый космос. Вспомните, кто из них находился в открытом космическом пространстве дольше всех.
Выход в открытый космос: https://www.youtube.com/watch?v=X0oe3h_M0y4
Ответ: Атьков, Губарев, Корниенко, Манаков, Кононенко, Авдеев.
Авдеев, но 4 февраля 2024 года в 11:30:08 (мск) Олег Кононенко стал мировым рекордсменом по суммарной длительности космических полётов. Ожидается, что по завершении годовой экспедиции, запланированной на 23 сентября 2024 года, его суммарный налёт составит 1 110 суток.
Запланированная продолжительность полёта российских космонавтов — 375 суток. Намечаются четыре выхода в открытый космос по российской программе, экипаж за время полёта должен принять четыре грузовых корабля «Прогресс МС» и провести свыше 60-ти научно-прикладных исследований. Возвращение на Землю планируется на ТПК «Союз МС-25» осенью 2024 года.
Сергей Васильевич Авдеев | десять выходов в открытый космос, суммарная продолжительность выходов — 42 часа 02 минуты. |
Олег Юрьевич Атьков | 0 |
Алексей Александрович Губарев | 0 |
Михаил Борисович Корниенко | два выхода в открытый космос, суммарная продолжительность выходов — 12 часов 17 минут. |
Олег Дмитриевич Кононенко | шесть выходов в открытый космос, суммарная продолжительность выходов — 39 часов 54 минуты. |
Геннадий Михайлович Манаков | трижды выходил в открытый космос, где пробыл 12 часов 43 минуты. |
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Станция 5: Письмо космонавту.
Цель: рефлексия команды.
Оборудование: листы формата А4, ручка.
Задание: каждой команде нужно выбрать одного из летчиков-космонавтов, участников квеста и написать ему письмо. Объем письма 1 – 1,5 листа. В письме обязательно вспомнить о заслугах, интересных фактах, подвигах наших героев.
Критерии оценивания: от 0 баллов до 5 баллов.
Соответствие теме – 1
Аргументация – 1
Композиция и логика рассуждения – 1
Качество письменной речи – 1
Грамотность – 1
Итог: выигрывает та команда, которая получает больше баллов.
Используемые источники и литература
Требования к претендентам [Электронный ресурс] // https://www.roscosmos.ru/media/files/2023/July/1trebovania.pdf
Профессия – космонавт [Электронный ресурс] // https://postupi.online/professiya/kosmonavt/?