КВН по русскому языку для учеников 8 - А класса
Методическая разработка
Цели: 1) привить интерес к русскому языку;
2) развивать логическое мышление, быстроту реакции, смекалку;
3) воспитывать товарищество, взаимовыручку членов команд.
Ход игры.
I. Приветствие команд
Мы веселые ребята
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Любит КВН наш дружный класс
И объявит об игре сейчас
Вот болельщик, а вот жюри
Путь к победе будет труден,
Что ни говори.
Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Оцениваются эмблемы участников.
II. Конкурсы:
1) «Сложи пословицу» (командам предлагается сложить пословицы из отдельных фрагментов)
«Не всё коту Масленица, бывает и Великий пост».
«Голод не тётка, пирожка не подсунет».
2) «Исправь ошибки в сочинениях» (предлагаются предложения с речевыми ошибками, которые надо исправить).
1. С М.Ю. Лермонтовым я познакомился в детском саду.
2. Пушкин пришёл ко мне с колыбелью.
3. В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.
4. Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
5. Повесть написана калорийным языком.
6. Друзья, попробуем оглянуться в будущее.
3) «Перевёртыши» (участвуют все члены команды по очереди).
Из одного слова складываем другое, используя те же буквы.
Лось – соль село – осел руда – удар
Рига – игра зола – лоза камыш – мышка
Фара – арфа товар – отвар – тавро лига – игла
Насос – сосна ямка – маяк петлица – теплица
4) «Отгадай загадку»
Когда он нужен – его выбрасывают, когда не нужен – поднимают. (Якорь)
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (Туча)
Без ног – бежит, не догонишь, без крыльев – летит, не поймаешь. (Время)
Чем больше от неё отбавишь, тем она больше становится. (Яма)
Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
Ты от неё – она за тобой, ты за ней – она от тебя. (Тень)
5) Вопросы «на засыпку»
1. Какое блюдо иногда бывает в голове? (каша)
2. Есть ли у земли лицо? (есть, потому что существует фраза «Стереть с лица земли»)
3. В каком слове достаточно заменить в корне 1 букву, чтобы животные с длинными ушами превратились в хищную птицу? (Осёл - орёл)
4. С «К» я в школе на стене, горы, реки есть на мне.
С «П» от вас не утаю, тоже в школе я стою. (Карта - парта)
5. Его нельзя не увидеть, но оно всегда перед нами. (Будущее)
6. Дедушка ел хлеб сухой. Почему же на столе рыбьи кости? (Ел хлеб с ухой)
6) Замени фразеологизм одним словом:
Клевать носом (засыпать)
На всех парусах (быстро)
Не покладая рук (усердно)
Надуть губы (обидеться)
Спустя рукава (небрежно)
В час по чайной ложке (медленно)
Сесть в лужу (опозориться)
Вставлять палки в колеса (мешать)
7) Конкурс болельщиков (загадки - шутки)
1. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу).
2. Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, (кто по дрова).
3. Ребята слушать их не станут,
От этой песни (уши вянут).
4. Загадки:
1) В лес со мной заберёшься,
С пути не собьёшься (компас)
2) Сколько горошин входит в один стакан? (ни одной, у них нет ног)
3) Чем заканчиваются день и ночь? (Ь)
8) Конкурс капитанов.
Произнеси четко и быстро скороговорки.
33 корабля лавировали, лавировали, так и не вылавировали.
Клара украла у Карла кораллы.
На дворе – трава, на траве – дрова.
Закончи фразеологизм
1. Волков бояться …
2. Нет дыма …
3. Куй железо, …
4. На безрыбье…
5. Не гордись званием, …
6. Знает кошка, …
7. Под лежачий камень …
8. После драки …
9. Не говори «гоп», …
10. С миру по нитке, …
III. Подведение итогов, награждение команд.
Литература:
1.Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000
2.Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов. Русский язык в школе, №5 1999
Учитель Короткова С.Г.