10 класс
Лабораторная работа №3.
Тема: Опытная проверка закона Гей-Люссака
Цель: экспериментально проверить справедливость соотношения
=
Оборудование: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 600 мм и диаметром 8-10 мм; цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диаметром 40-50 мм, наполненный горячей водой; стакан с водой комнатной температуры; пластилин; линейка; термометр.
Ход работы.
Инструктаж проведен (подпись)
-
Поместить стеклянную трубку в цилиндрический сосуд на 3-5 мин открытым концом вверх. В этом случае объем воздуха V1 – объем стеклянной трубки, а температура T1 – температура горячей воды. Это первое состояние.
-
Замажьте пластилином открытый конец трубки. И замазанный конец опустите в стакан с водой. Прямо под водой снимите пластилин.
-
По мере охлаждения вода в трубке будет подниматься. Объем воздуха уменьшится до V2 , а температура T2 – температура воды в стакане. Это второе состояние.
-
Измерьте длину воздушного столба l1 и l2 и температуру T1 и T2 в первом и во втором состоянии. Результаты занесите в таблицу.
измерения |
l1, мм | l2, мм | t1, °C | t2, °C | T1, К | T2, К |
| | | | | |
абсолютные погрешности инструментальная и отсчета |
и l, мм | о l, мм | l, мм | и Т, К | о ,Т, К | Т, К |
1мм | | | 1 К | | |
относительные и абсолютные погрешности |
l1/l2 | ε1, % | 1 | Т1/Т2 | ε2, % | 2 |
| | | | | |
о l и
оТ- равно половине цены деления
l=
и l +
о l, аналогично для
Т
Найдите и сравните отношения
=
и сделайте вывод о справедливости закона Гей-Люссака.
Выполните задания и ответьте на вопросы:
-
Одинаковое давление воздуха в трубке в обоих состояниях? Сравните его с атмосферным.
-
Какой изопроцесс вы рассмотрели?
-
Почему вместо объема воздуха мы измеряем длину воздушного столба?
-
Заполните таблицу, пользуясь формулами для нахождения погрешности
ε1 =
l/ l1 +
l/ l2 ;
1 = l1/l2 · ε1
ε2 =
Т/ T1 +
Т/ T2;
2 = Т1/Т2 · ε2
-
Как вы думаете для чего необходимо учитывать погрешности измерений и приборов?
10 класс
Лабораторная работа №3.
Тема: Опытная проверка закона Гей-Люссака
Цель: экспериментально проверить справедливость соотношения
=
Оборудование: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 600 мм и диаметром 8-10 мм; цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диаметром 40-50 мм, наполненный горячей водой; стакан с водой комнатной температуры; пластилин; линейка; термометр.
Ход работы.
Инструктаж проведен (подпись)
-
Поместить стеклянную трубку в цилиндрический сосуд на 3-5 мин открытым концом вверх. В этом случае объем воздуха V1 – объем стеклянной трубки, а температура T1 – температура горячей воды. Это первое состояние.
-
Замажьте пластилином открытый конец трубки. И замазанный конец опустите в стакан с водой. Прямо под водой снимите пластилин.
-
По мере охлаждения вода в трубке будет подниматься. Объем воздуха уменьшится до V2 , а температура T2 – температура воды в стакане. Это второе состояние.
-
Измерьте длину воздушного столба l1 и l2 и температуру T1 и T2 в первом и во втором состоянии. Результаты занесите в таблицу.
измерения |
l1, мм | l2, мм | t1, °C | t2, °C | T1, К | T2, К |
| | | | | |
абсолютные погрешности инструментальная и отсчета |
и l, мм | о l, мм | l, мм | и Т, К | о ,Т, К | Т, К |
1мм | | | 1 К | | |
относительные и абсолютные погрешности |
l1/l2 | ε1, % | 1 | Т1/Т2 | ε2, % | 2 |
| | | | | |
о l и
оТ- равно половине цены деления
l=
и l +
о l, аналогично для
Т
Найдите и сравните отношения
=
и сделайте вывод о справедливости закона Гей-Люссака.
Выполните задания и ответьте на вопросы:
-
Одинаковое давление воздуха в трубке в обоих состояниях? Сравните его с атмосферным.
-
Какой изопроцесс вы рассмотрели?
-
Почему вместо объема воздуха мы измеряем длину воздушного столба?
-
Заполните таблицу, пользуясь формулами для нахождения погрешности
ε1 =
l/ l1 +
l/ l2 ;
1 = l1/l2 · ε1
ε2 =
Т/ T1 +
Т/ T2;
2 = Т1/Т2 · ε2
-
Как вы думаете для чего необходимо учитывать погрешности измерений и приборов?