СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы по физике. 10 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В папке 5 лабораторных работ. Каждая работа содержит:

1. Дата выполняемой работы.

2. Лабораторная работа и ее номер.

3. Название лабораторной работы.

4. Цель работы.

5. Приборы и материалы.

6. Теоретическая часть работы.

7. Рисунок или схема установки.

8. Таблица результатов измерений и вычислений.

9. Расчеты величин и погрешностей.

10. Графики или рисунки.

11. Выводы.

 

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«10клЛР№1»


Дата__________ ФИ_____________________________________ Класс 10_____

Лабораторная работа № 1 по теме:

«ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА ПО ОКРУЖНОСТИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СИЛ УПРУГОСТИ И ТЯЖЕСТИ».

Цель работы: определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр

лабораторный, весы с разновесами, груз на нити, лист бумаги, линейка, пробка.

Теоретическая часть работы.

Эксперименты проводятся с коническим маятником. Небольшой шарик движется по окружности радиуса R. При этом нить АВ, к которой прикреплен шарик, описы­вает поверхность прямого кругового конуса. На шарик действуют две силы: сила тяжести и натяжение ни­ти (рис. а). Они создают центростремительное ускорение , направленное по радиусу к центру окруж­ности. Модуль ускорения можно определить кинематиче­ски. Он равен:

.

Для определения ускорения надо измерить радиус окружности и период обращения шарика по окружности.

Центростремительное (нормальное) ускорение можно определить также, используя законы динамики.

Согласно второму закону Ньютона . Разло­жим силу на составляющие и , направленные по радиусу к центру окружности и по вертикали вверх.

Тогда второй закон Ньютона запишется следующим об­разом:

.

Направление координатных осей выберем так, как показано на рисунке б. В проекциях на ось О1у уравнение движения ша­рика примет вид: 0 = F2mg. От­сюда F2 = mg: составляющая уравновешивает силу тяжести , действующую на шарик.

Запишем второй закон Нью­тона в проекциях на ось О1х: man = F1. Отсюда .

Модуль составляющей F1 мож­но определить различными спосо­бами. Во-первых, это можно сде­лать из подобия треугольников ОАВ и FBF1:

.

Отсюда и .

Во-вторых, модуль составляю­щей F1 можно непосредственно из­мерить динамометром. Для этого оттягиваем горизонтально располо­женным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу R окружности (рис. в), и опре­деляем показание динамометра. При этом сила упругости пружи­ны уравновешивает составляющую .

Сопоставим все три выражения для аn:

, , и убедимся, что они близки меж­ду собой.

Ход работы.

1. Определите массу шарика на весах с точностью до 1 г.

2. Шарик, подвешенный на нити, закрепите в лапке штатива, используя кусок пробки.

3. Вычертите на листе бумаги окружность радиусом 20 см (R = 20 см = ________ м).

4. Штатив с маятником располагаем так, чтобы продолжение шнура проходило через центр окружности.

5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, приведите маятник во вращательное движение

над листом бумаги так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как и начерченная на бумаге.

6. Отсчитываем время, за которое маятник совершает 50 полных оборотов (N = 50).

7. Рассчитайте период обращения маятника по формуле: T = t / N.

8. Рассчитайте значение центростремительного ускорения по формуле (1):

=

9. Определите высоту конического маятника (h). Для этого измерьте расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса.

10. Рассчитайте значение центростремительное ускорение по формуле (2):

=

11. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль составляющей .

Затем вычисляем ускорение по формуле (3): =

12. Результаты измерений и вычислений заносим в таблицу.

Радиус окружности

R, м

Число оборотов

N

Время

t, с

Период обращения

T = t / N

Высота маятника

h, м

Масса шарика

m, кг

(1)

Центр-ое ускорение

м/с2

(2)

Центр-ое ускорение

м/с2

(3)

Центр-ое ускорение

м/с2



13. Сравните полученные три значения модуля центростремительного ускорения.

__________________________________________________________________________ ВЫВОД:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительно:

Найдите относительную и абсолютную погрешность косвенного измерения ац (1) и (3):

Формула (1). ________ ; Δац = · ац = ________;


Формула (3). _________; Δац = · ац = _______.

ОЦЕНКА _________


Просмотр содержимого документа
«10клЛР№2»

Дата__________ ФИ_____________________________________ Класс 10_____

Лабораторная работа № 2 по теме:

«ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ».

Цель работы: научиться измерять потенциальную энергию поднятого над землей тела и упругодеформированной пружины; сравнить два значения потенциальной энергии системы.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный, линейка, груз массой m на нити длиной около 25 см, набор картонок, толщиной порядка 2 мм, краска и кисточка.

Теоретическая часть.

Эксперимент проводится с грузом, прикрепленным к одному концу нити длиной l. Другой конец нити привязан к крючку динамометра. Если поднять груз, то пружина динамометра становится недеформированной и стрелка динамометра показывает ноль, при этом потенциальная энергия груза обусловлена только силой тяжести. Груз отпускают, и он падает, вниз растягивая пружину. Если за нулевой уровень отсчета потенциальной энергии взаимодействия тела с Землей взять нижнюю точку, которую он достигает при падении, то очевидно, что потенциальная энергия тела в поле силы тяжести переходит в потенциальную энергию деформации пружины динамометра:

где Δl – максимальное удлинение пружины, k - ее жесткость.

Трудность эксперимента состоит в точном определении максимальной деформации пружины, т.к. тело движется быстро.

Ход работы:

  1. Соберите установку, показанную на рисунке. Укрепите динамометр в лапке штатива.

  2. Привяжите груз к нити, другой конец нити привяжите к крючку динамометра и измерьте вес груза. В данном случае

P = FТ = mg. Р = ______________.

  1. С помощью линейки измерьте длину нити l, на которой привязан груз. l = _______________.

  2. На нижний конец груза нанесите немного краски.

  3. Поднимите груз до точки закрепления нити.

  4. Отпустите груз и убедитесь по отсутствию краски на столе, что груз не касается его при падении.

  5. Повторяйте опыт, каждый раз подкладывая картонки до тех пор. Пока на верхней картонке не появятся следы краски.

  6. Взявшись за груз рукой, растяните пружину до его соприкосновения с верхней картонкой и измерьте динамометром максимальную силу упругости Fупр и линейкой максимальное растяжение пружины Δlпр, отсчитывая его от нулевого деления динамометра. Fупр = ________________, Δlпр = ________________.

  7. Вычислите высоту, с которой падает груз: h = l + Δlпр (это высота, на которую смещается центр тяжести груза).

h = __________________________________________________________

  1. Вычислите потенциальную энергию поднятого груза (т.е. перед началом падения):

__________________________________________________________________

  1. Вычислите потенциальную энергию деформированной пружины :

где .

Подставив выражение для k в формулу для энергии получим:


__________________________________________________________________


  1. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Вес груза

P,

(Н)

Длина нити

l ,

(м)


Максимальное растяжение пружины

Δlпр ,

(м)

Максимальная сила упругости

Fупр ,

(Н)

Высота, с которой падает груз

h = l + Δl

(м)

Потенциальная энергия поднятого груза

(Дж)


Энергия деформированной пружины :

,

(Дж)











  1. Сравните значения потенциальной энергии в первом и во втором состояниях

системы: ____________________________________________________________________

ВЫВОД:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительно:

1. От чего зависит потенциальная энергия системы? ______________________________

2. От чего зависит кинетическая энергия тел? ____________________________________

3. В чем состоит закон сохранения полной механической энергии? __________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Отличия и сходства силы тяжести от силы упругости (определения, обозначения, направление, единицы измерения в СИ).

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Вычислите относительные и абсолютные погрешности измерения энергии:

___________; __________;

_________; ________.

6. Решить задачу:

Мяч массой 100г брошен вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Чему равна потенциальная энергия его в высшей точке подъема? Сопротивление воздуха не учитывать.

Дано: СИ: Решение:



____________

ОЦЕНКА ____________


Просмотр содержимого документа
«10клЛР№3»

Дата__________ ФИ_____________________________________ Класс 10_____

Лабораторная работа № 3 по теме:

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЗАКОНА ГЕЙ − ЛЮССАКА».

Цель работы: экспериментально проверить справедливость соотношения .

Оборудование: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 6600 мм и диаметром 8-10 мм; цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диаметром 40-50 мм, наполненный горячей водой ( t ≈ 60 - 80 °С); стакан с водой комнатной температуры; пластилин.

Указания к работе.

Для газа данной массы отношение объема к температуре постоянно, если давление газа не меняется.

Следовательно, объем газа линейно зависит от температуры при постоянном давлении: .

Чтобы проверить, выполняется ли закон Гей – Люссака, достаточно измерить объем и температуру газа в двух состояниях при постоянном давлении и проверить справедливость равенства . Это можно осуществить. Используя в качестве газа воздух при атмосферном давлении.

Первое состояние: стеклянная трубка открытым концом вверх помещается на 3-5 минут в цилиндрический сосуд с горячей водой (рис.а). В этом случае объем воздуха V1 равен объему стеклянной трубки, а температура – температуре горячей воды T1. Чтобы при переходе воздуха во второе состояние его количество не изменилось, открытый конец стеклянной трубки, находящейся в горячей воде, замазывают пластилином. После этого трубку вынимают из сосуда с горячей водой и замазанный конец быстро опускают в стакан с водой комнатной температуры (рис. б). Затем прямо под водой снимают пластилин. По мере охлаждения воздуха в трубке вода в ней будет подниматься. После прекращения подъема воды в трубке (рис. в) объем воздуха в ней станет равным V2 V1 , а давление p = pатм - ρgh. Чтобы давление воздуха в трубке вновь стало равным атмосферному, необходимо увеличить глубину погружения трубки в стакан до тех пор, пока уровни воды в трубке и стакане не выровняются (рис. г). Это будет второе состояние воздуха в трубке при температуре Т2 окружающего воздуха. Отношение объемов воздуха в трубке в первом и во втором состояниях можно заменить отношением высот воздушных столбов в трубке в этих состояниях, если сечение трубки постоянно по всей длине . Поэтому в работе следует сравнить отношения

.

Длина воздушного столба измеряется линейкой, температура - термометром.

Ход работы:

Приведите воздух в трубке в первое состояние (рис. а):

  1. Измерьте длину (l1 = __________) стеклянной трубки.

  2. Налейте в цилиндрический сосуд горячую воду ( t ≈ 60 - 80 °С).

  3. Опустите в сосуд с горячей водой трубку (открытым концом вверх) и термометр на 3-5 мин до установления теплового равновесия. По термометру снять показания температуры (t1 = ________).

Приведите воздух в трубке во второе состояние (рис. б, в и г):

  1. Закройте открытый конец трубки пластилином, перенесите ее и термометр в стакан с водой комнатной температуры. Снимите показания температуры (t2 = ________), когда трубка перестанет заполняться водой, после удаления пластилина.

  2. Измерьте длину (l2 = __________) воздушного столба в трубке.

Заполните таблицу № 1.

Длина стеклянной трубки

l1 , мм

Длина воздушного столба в трубке

l2 , мм

Температура воздуха в трубке в первом состоянии

t1 , °С

Температура воздуха в трубке во втором состоянии

t2 , °С

Абсолютная инструм-ая погрешность линейки

Δиl , мм

Абсолютная погрешность отсчета линейки

Δоl , мм

Максимальная абсолютная погрешность линейки

Δl = Δиl + Δоl, мм









  1. Рассчитайте значения Т1 и Т2 используя формулу Т(К) = t (°С) + 273(°С):

Т1 = t1 + 273°С = _____________________ ; Т2 = t1 + 273°С = _____________________.

Заполните таблицу № 2.

Абсолютная температура воздуха в трубке в первом состоянии

Т1 , К

Абсолютная температура воздуха в трубке во втором состоянии

Т2, К

Абсолютная инструментальная погрешность термометра

ΔиТ = Δиt + 273°C , К

Абсолютная погрешность отсчета термометра

ΔоТ = Δоt + 273°C, К

Максимальная абсолютная погрешность термометра

ΔТ = ΔиТ + ΔоТ,

К






  1. Рассчитайте отношения : __________; _____________.

Заполните таблицу № 3.



Относительная погрешность измерения отношения :

,

Абсолютная погрешность измерения отношения :



Относительная погрешность измерения отношения :

,

Абсолютная погрешность измерения отношения :







  1. Сравните отношения и напишите вывод о справедливости закона Гей-Люссака

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА ___________


Просмотр содержимого документа
«10клЛР№4»

Дата__________ ФИ_____________________________________ Класс 10_____

Лабораторная работа № 4 по теме:

«ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО И ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СОЕДИНЕНИЙ ПРОВОДНИКОВ».

Цель работы: проверить следующие законы соединения:

  1. Для последовательного соединения проводников: U = U1 + U2 , R = R1 + R2 ,

  2. Для параллельного соединения проводников: I = I1 + I2,

Оборудование: батарейка (4,5 В), два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат.

Ход работы:

  1. Определите основные характеристики амперметра.

    Прибор

    Класс точности амперметра (на приборе)


    KA

    Предел измерений амперметра

    (по шкале),


    Imax, А

    Цена деления прибора


    А


    Абсолютная погрешность


    ·,


    А

    Относительная погрешность


    · 100%,


    %


    Амперметр






  2. Определите основные характеристики вольтметра.

Прибор

Класс точности вольтметра (на приборе),


KV

Предел измерений вольтметра

(по шкале),


Umax , В

Цена деления прибора


C, B


Абсолютная погрешность


·


В

Относительная погрешность


· 100%


%


Вольтметр






Последовательное соединение проводников.

  1. Соберите электрическую цепь по схеме (вольтметр не подключайте).

  2. С помощью реостата установите стрелку амперметра на определенное деление. Снимите показания амперметра (Iобщ). Не изменяя положения ползунка реостата, измерьте силу тока между резисторами (I1) и между резистором и реостатом (I2).

(Iобщ = __________), (I1 = ___________), (I2 =___________).

ВЫВОД: __________________________________________

___________________________________________________

  1. Измерьте вольтметром напряжение на участке, состоящем из двух

резисторов (Uобщ) и напряжение на концах каждого резистора (U1, U2).

(Uобщ = ____________), (U1 = _____________), (U2 =____________).

ВЫВОД: ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Используя закон Ома (I = U / RR = U / I), определите полное сопротивление участка (Rобщ )

состоящем из двух последовательно соединенных резисторов с сопротивлениями R1 и R2.

R1 = U1 / I1 = ________________________, R2 = U2 / I2 = ___________________________.


R = R1 + R2 = ________________________________.

ВЫВОД:____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Вычислите отношения:

Сравните отношения:

Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу № 1:

опыта

Сила тока

I (А)

Напряжение

U (В)

Сопротивление

R (Ом)

I1

I2

Iобщ

U1

U2

Uобщ

R1

R2

Rобщ

1










  1. Вычислите относительную погрешность определения сопротивления:

  1. Вычислите абсолютную погрешность определения сопротивления:

ВЫВОД (напишите, верен ли и доказан ли вами закон последовательного соединения проводников):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Параллельное соединение проводников.

  1. Соберите электрическую цепь по схеме и с помощью реостата

установите стрелку вольтметра на определенное деление шкалы. Снимите показания вольтметра (Uобщ). Не изменяя положения ползунка реостата, измерьте напряжение на первом (U1) и втором резисторе (U2).

(Uобщ = __________), (U1 = ___________), (U2 =___________).

ВЫВОД: __________________________________________

___________________________________________________

  1. Измерьте поочередно амперметром силу электрического тока в

общей цепи (Iобщ) и силу тока в первом (I1 ) и во втором резисторе (I2).

(Iобщ = __________), (I1 = ___________), (I2 =__________).

ВЫВОД: ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Используя закон Ома (I = U / RR = U / I), определите полное сопротивление участка (Rобщ )

состоящем из двух параллельно соединенных резисторов с сопротивлениями R1 и R2.

R1 = U1 / I1 = ________________________, R2 = U2 / I2 = ___________________________.



ВЫВОД:____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Вычислите отношения:

Сравните отношения:

Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу № 2:

опыта

Сила тока

I (А)

Напряжение

U (В)

Сопротивление

R (Ом)

I1

I2

Iобщ

U1

U2

Uобщ

R1

R2

Rобщ

1










  1. Вычислите относительную и абсолютную погрешность определения сопротивления:

ВЫВОД (напишите, верен ли и доказан ли вами закон параллельного соединения проводников):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА ____________


Просмотр содержимого документа
«10клЛР№5»

Дата__________ ФИ_____________________________________ Класс 10_____

Лабораторная работа № 5 по теме:

«определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Цель работы: определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Оборудование: батарейка (4,5 В), ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат.

Указания к работе.

При замкнутом ключе (см. рисунок) ЭДС источника тока равна напряжению на внешней цепи. В эксперименте источник тока замкнут на вольтметр, сопротивление которого RВ должно быть много больше внутреннего сопротивления источника тока r. Обычно сопротивление источника тока достаточно мало, поэтому для измерения напряжения можно использовать школьный вольтметр со шкалой 0-6 В и сопротивлением RВ = 900 Ом (см. надпись под шкалой прибора). Так как RВ » r, отличие от U не превышает десятых долей процента, а потому погрешность измерения ЭДС равна погрешности измерения напряжения.

Внутреннее сопротивление источника тока можно измерить косвенным путем, сняв показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе. Действительно, из закона Ома для замкнутой цепи (см. § 108) получаем = U + Ir, где U = IR – напряжение на внешней цепи (R - сопротивление реостата).

Поэтому .

Ход работы:

  1. Соберите цепь как показано на рисунке 50.

  2. Проверьте надежность контактов, правильность подключения амперметра и вольтметра.

  3. Проверьте работу цепи при разомкнутом и замкнутом ключе.

  4. Начертите в тетради схему собранной вами цепи.

  5. При разомкнутой цепи измерьте ЭДС источника тока вольтметром = __________.

  6. Снимите показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе.

Iпр = ___________ , Uпр = ______________.

  1. Вычислить внутреннее сопротивление источника тока rпр , используя закон Ома для полной цепи:

=

  1. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу № 1:

ЭДС источника тока

,

В

Напряжение

Uпр ,

В

Сила тока

Iпр ,

А

Внутреннее сопротивление источника тока

rпр , Ом







  1. Выполнить оценку абсолютной и относительной погрешностей измерения ЭДС и

внутреннего сопротивления источника тока, используя данные о классе точности приборов.

Результаты вычислений занести в таблицу № 2:


Абсолютная погрешность измерения напряжения


·


В

Относительная погрешность измерения напряжения


· 100%


%

Относительная погрешность измерения ЭДС источника тока


· 100%


%

Абсолютная погрешность

измерения ЭДС источника тока



В








1.· = ____________________________________________

2. · 100% = __________________________________________________________

3. · 100% = _________________________________________________________


Абсолютная погрешность

измерения силы тока


·


А

Относительная погрешность измерения силы тока


· 100%


%

Относительная погрешность измерения

внутреннего сопротивления источника тока

%

Абсолютная погрешность

измерения внутреннего сопротивления источника тока


Ом








1.· =______________________________________________

2. · 100% = ___________________________________________________________

3. =_____________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________________

Запишите результаты измерений ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока:


= ℰпр ± Δℰпр =__________________

r = rпр ± Δrпр = ___________________

ВЫВОД:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дополнительно:

1. Почему показания вольтметра и амперметра при разомкнутом и замкнутом ключе

различны?

2. Как повысить точность измерения ЭДС источника тока?

3. Какие силы принято называть сторонними?

4. Какую функцию они выполняют в источнике тока?

5. Какую силу называют электродвижущей?

6. Как вычислить ЭДС источника тока через закон Ома для полной цепи?

ОЦЕНКА _______________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!