СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 13 по дисциплине "Менеджмент"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция предназначена для ознакомления обучающего контингента с дисциплиной "менеджмент"

Просмотр содержимого документа
«Лекция 13 по дисциплине "Менеджмент"»

ЛЕКЦИЯ 13. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА. РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕ

Эволюция представлений. В XIX и начале XX в. многие купцы и промышленники были уверены а том, что предприятия должны приносить пользу не только их владельцам, но и обществу в целом. Меценатство и благотворительность были распространены в России и во всем мире. Крупные предприниматели строили библиотеки и храмы, церкви и школы, создавали картинные галереи, фонды поощрения науки и культуры.

Доктрина капиталистической благотворительности, согласно которой прибыльные организации должно жертвовать часть своих средств на благо общества, была рассмотрена Д. Карнеги в работе "Евангелие процветания», опубликованной более 100 лет назад. Последователи этой концепции считали необходимым признать широкие социальные обязательства предпринимателей перед обществом имеющими первостепенное значение. В дальнейшем постепенно распространилась точка зрения, согласно которой на организацию, функционирующую в обществе, это общество оказывает сильное косвенное влияние.

Социальная ответственность. В 50-х годах в США появился основательный труд на тему социальной ответственности. В книге «Социальная ответственность бизнесмена» X. Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на предпринимательство, как осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу.

Во второй половине XX в. в разных сферах общества развитых стран проявился сверхактивный интерес к таким вопросам, как гражданские права, загрязнение среды отходами промышленности и состояние среды обитания и целом, а также консюмеризм — движение потребителей, разоружение, атомная энергетика, избавление от голода стран третьего мира, защита флоры и фауны Земли.

Социальная ответственность и этика предпринимательства (Этика – это принципы отделяющие правильное поведение от неправильного) в современном представлении предполагает, что задачей предприятии является удовлетворение нужд, потребностей и интересов потребителей более эффективными и более продуктивными, чем конкуренты способами, при непременном сохранении и укреплении благополучия потребителей и общества в целом.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Прибыль и эффективность. Споры о социальной ответственности предпринимательства пока далеки от завершения. Многие люди продолжают разделять точку зрения лауреата Нобелевской премии по экономике М. Фридмэна, состоящую в том, что истинная роль предпринимателя заключается "в использовании энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры... участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману».

Социальное участие. Широко распространено мнение, согласно которому организация — это нечто большее, чем экономическая целостность. В соответствии с этой точкой зрения современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим относятся местное население, потребители, поставщики, средства массовой информации, общественные движения, союзы, партии, а также работники организации и держатели акций. Общественная среда может сильно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.

В обществах многих стран сложились определенные представ­ления о том, как должна вести себя организация, чтобы оправды­вать общественные ожидания. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здраво­охранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и других сферах.

Юридическая и социальная ответственность. Социальные ожидания в отношении предпринимательства постепенно менялись, что, в свою очередь, приводило к изменениям нормативной базы предпринимательства. Однако необходимо различать юридическую и социальную ответственность. Под юридической ответственностью понимают следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а что не должна делать организация. По каждому направлению деятельности существуют сотни и тысячи законов, стандартов и нормативов, например, в части разрешенных видов деятельности, в области экологии, безопасности продукции. Организации, исполняющие все эти законы, нормативы, ведут себя юридически ответственно. Но эти организации не обязательно могут считаться и социально ответственными.

Социальная ответственность в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного участия организации в решении социальных проблем. Это участие лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же превышает эти требования.

Достоинства и недостатки концепции социальной ответственности. Споры о роли предпринимательства в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности. Аргументы в пользу социальной ответственности:

I. Благоприятные для предприятия долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь сообщества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут отвечать собственным интересам предприятий в силу выгод, обеспе­чиваемых участием в жизни общества. В обществе, благополучном с социальной точки зрения, существуют хорошие условия для деятельности предприятий.

2. Изменение потребностей и ожиданий общественности. Связан­ные с предпринимательством социальные ожидания радикально изменились в последней четверти XX в. Чтобы преодолеть разрыв между новыми ожиданиями и реальными действиями предприя­тий, необходима их вовлеченность в решение социальных проблем.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку предпринимательство располагают значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.

4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упо­рядоченности и законности.

Аргументы против социальной ответственности:

1. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, предприятия, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, теряют конкурентоспособность.

3. Недостаточный уровень отчетности перед общественностью. Поскольку управляющих общественность не выбирает, то они не должны отчитываться перед общественностью. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо — их социальную вовлеченность. До тех пор пока общество не разработает порядок прямой отчетности предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.