Личность
Задание №1. Ситуационные задачи.
А. Прочитайте. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.
Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация
обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, высокая чувствительность органов чувств, трудности в
овладении новым двигательным навыком.
Записи оформляйте следующим образом:
Поведение индивида: … Потому что …
Поведение личности: … Потому что …
Б. Аида и Люда - ученицы 10 класса. У них примерно одинаковая успеваемость и
одинаковое положение в коллективе. Когда в начале учебного года они узнали, что их
класс будет расформирован, то Аида с удовольствием заявила, что наконец-то расстанется с ребятами, которые её обидели. Люда же с досадой заметила, что теперь
она опять будет в одном классе с Р. и У., с которыми она порвала дружбу. Однако после расформирования класса Люда в первые же дни познакомилась со всеми, а Аида
долго даже не подходила к новым ученикам. (По А. И. Ильиной.)
Какое свойство темперамента проявилось у Аиды и Люды? По каким признакам это можно установить? Свои рассуждения запишите в тетрадь.
В. Четыре здоровых молодых человека желают стать летчиками-испытателями. Тестирование показало, что X. — холерик, С. — сангвиник, М. — меланхолик, Ф. — флегматик. Кстати, X. — мастер спорта по дзюдо, Ф. — давно и весьма эффективно занимается бегом на длинные дистанции, М. — мастер спорта по прыжкам в воду, а С. — великолепный альпинист.
Каково, скорее всего, будет заключение специальной комиссии? Почему? Свой ответ и рассуждения запишите в тетрадь.
Задание №2
Определите тип темперамента у персонажа, на шляпу которого сели (по Х. Бидструпу). Запишите в тетрадь.
Задание №3. Акцентуация характера
Решить ситуационные задачи. Определить тип акцентуации характера в различных ситуациях. Оформлять решение следующим образом:
Пример: Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.
Решение: Чтобы определить тип акцентуации характера, необходимо выяснить какими чертами обладает человек в нашем примере. Условия задачи указывают на следующую особенность личности: вызывающее поведение, с целью привлечь внимание окружающих. Такой особенностью обладают личности с истероидным типом акцентуации. Именно для них свойственны ярко выраженный эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Значит в данном случае девушка обладает истероидным типом акцентуации.
А. Студент активный, уверенный в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении.
Б. Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.
В. Учительница в начале дня была веселой, но, когда ученики нарушили дисциплину на уроке, она сильно рассердилась и успокоилась лишь на следующем уроке.
Г. Актриса во время съемок требует к себе особого отношения, закатывает скандалы по любому поводу, может уйти со съемочной площадки, если ее что-то не устраивает.
Д. Мальчик часто старается сбежать с уроков, оправдываясь семейными обстоятельствами
Мотивационно-потребностная сфера
Задание №1
Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы следующие воздействия. Дайте определения этим потребностям и мотивам.
А. Если Вы хотите хорошо провести вечер, посетите наше кафе.
Б. Если ты сейчас уйдешь, то больше никогда не увидишь меня.
В. Если Вы не прекратите разговаривать со мной в таком тоне, я вынужден буду просить Вас покинуть мой кабинет!
Г. Не забудь погулять с собакой, иначе она будет выть всю ночь.
Д. Чтобы ваши питомцы росли здоровыми и полными сил, добавляйте им в корм специальные витамины.