СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личность ребенка как результат семейного воспитания

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описаны стили воспитания и их последствия, даны рекомендации по воспитанию ребенка в неполной семье

Просмотр содержимого документа
«Личность ребенка как результат семейного воспитания»

Личность ребенка  как результат  стиля семейного воспитания

Личность ребенка как результат стиля семейного воспитания

Стиль семейного воспитания - наиболее характерные способы общения родителей с ребёнком, предусматривающие определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Стиль семейного воспитания - наиболее характерные способы общения родителей с ребёнком, предусматривающие определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

 Игнорирование нужд, Высокие требования, желаний, потребностей. много обязанностей, отсутствие поддержки.  Ограничение свободы  выбора, самостоятельности. Особенности воспитания Деспотизм, тирания, эмоциональное отвержение. Жесткая система  запретов,  санкций, наказаний.  Девиз воспитания: « ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ Роль ребенка в семье:  ужасный ребенок, мучитель,  козел отпущения, Золушка, паинька.    Формирующиеся черты характера:   Лживость, подобострастие,  угодничество, забитость. Тревога, одиночество, Мстительность,  комплексы неполноценности, агрессивность, обида,  озлобленность. вины за что-то.

Игнорирование нужд,

Высокие требования,

желаний, потребностей.

много обязанностей,

отсутствие поддержки.

Ограничение свободы

выбора,

самостоятельности.

Особенности

воспитания

Деспотизм, тирания,

эмоциональное

отвержение.

Жесткая система

запретов,

санкций, наказаний.

Девиз воспитания: « ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»

Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ

Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель,

козел отпущения, Золушка, паинька.

Формирующиеся черты характера:

Лживость,

подобострастие,

угодничество, забитость.

Тревога, одиночество,

Мстительность,

комплексы неполноценности,

агрессивность, обида,

озлобленность.

вины за что-то.

Авторитарный тип Контролёр Воспитание по типу Золушки «Ежовые рукавицы»

Авторитарный тип

Контролёр

Воспитание по типу Золушки

«Ежовые рукавицы»

Воспитание по типу  Золушки Высокая требовательность + Душевный холод  Недоверчивый, жестокий ребёнок

Воспитание по типу Золушки

Высокая требовательность

+

Душевный холод

Недоверчивый, жестокий ребёнок

Контролёр Итог Виртуозное враньё, двойная жизнь; Ярко выраженный протест против всех запретов; Плохие компании, наркотики, беспорядочные половые связи в подростковом возрасте. «Ты сделаешь так, как я сказала!»

Контролёр

Итог

  • Виртуозное враньё, двойная жизнь;
  • Ярко выраженный протест против всех запретов;
  • Плохие компании, наркотики, беспорядочные половые связи в подростковом возрасте.

«Ты сделаешь так, как я сказала!»

«Ежовые рукавицы» Итог Подневольное существо вырастает чёрствым, суровым к близким.

«Ежовые рукавицы»

Итог

  • Подневольное существо вырастает чёрствым, суровым к близким.
Преувеличение Освобождение от трудностей талантов и способностей и неприятных обязанностей  Не регламентируется  поведение.  Особенности воспитания Удовлетворение  прихотей Покровительство  Девиз воспитания: «ВМЕСТО»  Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА  Роль ребенка в семье: кумир, сокровище,  маменькин сынок, болезненный  Формирующиеся черты характера:  Капризность, Эгоцентризм, Иждивенчество, агрессивность,  нерешительность, нетребовательность жесткость. Безынициативность. к себе.

Преувеличение

Освобождение

от трудностей

талантов

и способностей

и неприятных

обязанностей

Не регламентируется

поведение.

Особенности

воспитания

Удовлетворение

прихотей

Покровительство

Девиз воспитания: «ВМЕСТО»

Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА

Роль ребенка в семье: кумир, сокровище,

маменькин сынок, болезненный

Формирующиеся черты характера:

Капризность,

Эгоцентризм,

Иждивенчество,

агрессивность,

нерешительность,

нетребовательность

жесткость.

Безынициативность.

к себе.

Гиперопека Критик Постоянная опека Кумир семьи Высокая моральная ответственность

Гиперопека

Критик

Постоянная опека

Кумир семьи

Высокая моральная

ответственность

Постоянная опека Привык повиноваться. Лишён индивидуальности. Вырастет – может стать неудачником.

Постоянная опека

  • Привык повиноваться.
  • Лишён индивидуальности.
  • Вырастет – может стать неудачником.
Кумир семьи Своевольный эгоист, потребитель Иногда воспитывается в «культе болезни» Опережает сверстников в запросах, но отстаёт в навыках развития

Кумир семьи

  • Своевольный эгоист, потребитель
  • Иногда воспитывается в «культе болезни»
  • Опережает сверстников в запросах, но отстаёт в навыках развития
Критик «Мы жизнь прожили, нам лучше знать» Что бы ни делал ребёнок – похвалы не будет! (+)  в чем-то критиканство помогает ребенку достичь больших высот.  (-)  Недохваленный ребенок рискует вырасти злым или не верящим в любовь . Любой успех привыкшего к сверхкритике человека отравлен страхом.

Критик

«Мы жизнь прожили,

нам лучше знать»

Что бы ни делал ребёнок – похвалы не будет!

(+) в чем-то критиканство помогает ребенку достичь больших высот.

(-) Недохваленный ребенок рискует вырасти злым или не верящим в любовь .

Любой успех привыкшего к сверхкритике человека отравлен страхом.

Моральная ответственность Родитель полностью отвергают возрастные особенности ребенка. Свои не оправдавшиеся надежды взрослые мечтают реализовать в детях. Или нагружают тяжёлыми «взрослыми» обязанностями. Этот груз часто непосилен. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

Моральная ответственность

  • Родитель полностью отвергают возрастные особенности ребенка.
  • Свои не оправдавшиеся надежды взрослые мечтают реализовать в детях. Или нагружают тяжёлыми «взрослыми» обязанностями.
  • Этот груз часто непосилен.

Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

 Отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике.  Игнорирование Эмоциональное потребностей,  равнодушие, холодность, отвержение. желаний, интересов, нужд. Особенности воспитания  Вседозволенность или жесткие требования .     Упрёки во всех своих бедах.   Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА Роль ребенка в семье: козел отпущения,  путающийся под ногами, беспризорник.    Формирующиеся черты характера:   Воровство, праздность,  бродяжничество, Грубость, гневность, поиск удовольствий. агрессивность, мстительность.  Отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость.

Отсутствие заботы

о здоровье,

нуждах,

внешнем облике.

Игнорирование

Эмоциональное

потребностей,

равнодушие,

холодность, отвержение.

желаний, интересов, нужд.

Особенности

воспитания

Вседозволенность

или

жесткие требования .

Упрёки

во всех своих бедах.

Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»

Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА

Роль ребенка в семье: козел отпущения,

путающийся под ногами, беспризорник.

Формирующиеся черты характера:

Воровство, праздность,

бродяжничество,

Грубость, гневность,

поиск удовольствий.

агрессивность,

мстительность.

Отсутствие стыда,

чувства вины,

эгоизм, лживость.

Гипоопека Попустительство Потакание Воспитание подарками

Гипоопека

Попустительство

Потакание

Воспитание подарками

Попустительство Вседозволенность, отсутствие интереса. Это педагогически запущенные дети!

Попустительство

Вседозволенность, отсутствие интереса.

Это педагогически

запущенные дети!

Потакание От детей не требуют серьёзного поведения. Не наделяют их должным уровнем самостоятельности. Постоянно стараются избежать всевозможных конфликтов. Такие дети, как правило, вырастают манипуляторами.

Потакание

  • От детей не требуют серьёзного поведения.
  • Не наделяют их должным уровнем самостоятельности.
  • Постоянно стараются избежать всевозможных конфликтов.

Такие дети, как правило, вырастают манипуляторами.

Воспитание подарками Дети получают суррогаты любви. Такие дети, как правило, отдают родителей в дома престарелых .

Воспитание подарками

Дети получают суррогаты любви.

Такие дети, как правило, отдают родителей в дома престарелых .

Учёт интересов   и желаний. Учет возрастных особенностей, потребностей, нужд.    Равноправие.  Особенности воспитания Поддержка,  помощь. Взаимная забота и ответственность.  Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ» Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива  Формирующиеся черты характера:  Уверенность, Заботливость, Доброжелательность  открытость, трудолюбие. ответственность,  самостоятельность .  инициативность.

Учёт интересов

и желаний.

Учет возрастных

особенностей,

потребностей, нужд.

Равноправие.

Особенности

воспитания

Поддержка,

помощь.

Взаимная забота

и ответственность.

Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»

Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива

Формирующиеся черты характера:

Уверенность,

Заботливость,

Доброжелательность

открытость,

трудолюбие.

ответственность,

самостоятельность .

инициативность.

Демократический стиль Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Формируют ответственное общественное поведение. Наиболее оптимальный стиль для воспитания ребенка в семье.

Демократический стиль

  • Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
  • Формируют ответственное общественное поведение.

Наиболее оптимальный стиль для воспитания ребенка в семье.

Как найти  «золотую середину»? Принимать ребёнка таким, какой он есть не только сердцем, но и умом. Критично относиться к своим ошибкам. Не подавляющий, а инструктивный контроль (может быть ты сделаешь так, как я предложу?). Грамотная оценка обстоятельств и мотивов принятия решений.

Как найти «золотую середину»?

  • Принимать ребёнка таким, какой он есть не только сердцем, но и умом.
  • Критично относиться к своим ошибкам.
  • Не подавляющий, а инструктивный контроль (может быть ты сделаешь так, как я предложу?).
  • Грамотная оценка обстоятельств и мотивов принятия решений.

Характеристика здоровой семьи Сильная родительская позиция с ясными семейными правилами. Гибкие, открытые взаимоотношения между детьми и взрослыми членами семьи с чёткими «образцами» отношений и поведения. Сохранённые, эмоционально-тёплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во внутреннее пространство, принимаются в нём без риска быть отвергнутыми. Родители обеспечивают чувство безопасности для детей . Опору семьи создают взаимосолидарные и поддерживающие друг друга родители. Привет!

Характеристика здоровой семьи

  • Сильная родительская позиция с ясными семейными правилами.
  • Гибкие, открытые взаимоотношения между детьми и взрослыми членами семьи с чёткими «образцами» отношений и поведения.
  • Сохранённые, эмоционально-тёплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти».
  • Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во

внутреннее пространство, принимаются в нём без риска быть отвергнутыми.

  • Родители обеспечивают чувство безопасности для детей .
  • Опору семьи создают взаимосолидарные и поддерживающие

друг друга родители.

Привет!

Роль отца в жизни ребенка Ребенок, отец которого в первый год жизни участвует  в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей и вообще проявляет большую общительность. Влияние отца делает ребенка более дисциплинированным, открытым и честным. Ребенок растет способным руководствоваться чувством долга и обязательствами, а не только своими желаниями. Если отец отстраняется от воспитания, это отрицательно сказывается на развитии способностей детей к логическому анализу, а также математических и логических способностей.

Роль отца в жизни ребенка

  • Ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей и вообще проявляет большую общительность.
  • Влияние отца делает ребенка более дисциплинированным, открытым и честным. Ребенок растет способным руководствоваться чувством долга и обязательствами, а не только своими желаниями.
  • Если отец отстраняется от воспитания, это отрицательно сказывается на развитии способностей детей к логическому анализу, а также математических и логических способностей.
Роль отца в жизни ребенка Отец стимулирует в детях формирование и закрепление таких качеств, как ответственность, чувство долга и обязательность. Отец показывает сыну, что значит быть мужчиной, как по-мужски относиться к жизни, решать проблемы, учит общаться с людьми. Отношение сына к женщине закладывается в первую очередь отцом. Девочки, выросшие в семье любящего отца, чувствуют свою защищенность, у них формируется представление о сильной семье, скрепленной любовью мужчины по отношению к женщине.

Роль отца в жизни ребенка

  • Отец стимулирует в детях формирование и закрепление таких качеств, как ответственность, чувство долга и обязательность.
  • Отец показывает сыну, что значит быть мужчиной, как по-мужски относиться к жизни, решать проблемы, учит общаться с людьми. Отношение сына к женщине закладывается в первую очередь отцом.
  • Девочки, выросшие в семье любящего отца, чувствуют свою защищенность, у них формируется представление о сильной семье, скрепленной любовью мужчины по отношению к женщине.
Из всех детско-родительских отношений именно отношения матери и сына являются порой самыми сложными и эмоционально-насыщенными. Это объясняется тремя причинами: Культ матери, выражающийся в формуле «родина-мать», генетически, сознательно и бессознательно присутствующих у русских людей. Мать опекает сына значительно сильнее, чем дочь; любит сына материнской безусловной любовью и тогда, когда он совершает хорошие поступки, и тогда, когда он оказывается не на высоте. В России мужчин всегда меньше, чем женщин, и рождению мальчика радуются немного больше.

Из всех детско-родительских отношений именно отношения матери и сына являются порой самыми сложными и эмоционально-насыщенными. Это объясняется тремя причинами:

  • Культ матери, выражающийся в формуле «родина-мать», генетически, сознательно и бессознательно присутствующих у русских людей.
  • Мать опекает сына значительно сильнее, чем дочь; любит сына материнской безусловной любовью и тогда, когда он совершает хорошие поступки, и тогда, когда он оказывается не на высоте.
  • В России мужчин всегда меньше, чем женщин, и рождению мальчика радуются немного больше.
Как матери воспитать сына самостоятельным и сильным? Быть с сыном женщиной-матерью: слабой, женственной, ласковой и любящей. Придерживаться принципа: «Слабая мать – сильный сын» и наоборот: «Сильная мать – слабый сын». Стараться активно привлекать отца (отчима, деда, родственника, друга) к общению с сыном. С началом подросткового возраста необходимо постепенно отпускать сына от себя: признавать его интересы, давать больше свободы и самостоятельности. Чаще повторять фразу: «Решать тебе самому. Я могу что-то посоветовать. Но жить тебе, и ты сам должен определиться». Если мать воспитывает сына одна, без мужа, ей очень важно иметь собственные интересы и привязанности вне дома, жить своей личной жизнью, отдельной от жизни сына.

Как матери воспитать сына самостоятельным и сильным?

  • Быть с сыном женщиной-матерью: слабой, женственной, ласковой и любящей. Придерживаться принципа: «Слабая мать – сильный сын» и наоборот: «Сильная мать – слабый сын».
  • Стараться активно привлекать отца (отчима, деда, родственника, друга) к общению с сыном.
  • С началом подросткового возраста необходимо постепенно отпускать сына от себя: признавать его интересы, давать больше свободы и самостоятельности. Чаще повторять фразу: «Решать тебе самому. Я могу что-то посоветовать. Но жить тебе, и ты сам должен определиться».
  • Если мать воспитывает сына одна, без мужа, ей очень важно иметь собственные интересы и привязанности вне дома, жить своей личной жизнью, отдельной от жизни сына.
Как маме выстроить гармоничные взаимоотношения с дочерью? Необходимо отношения с дочерью строить по принципу «золотой середины»: любить, холить, баловать и в то же время ожидать и требовать помощи в семье. Для девочки важно чувствовать себя «маленькой хозяйкой», что поможет сформировать у нее навыки ведения домашнего хозяйства. Такая девушка будет относиться к домашней работе, как необходимой стороне семейной жизни, и не будет видеть в ней «домашнюю каторгу».

Как маме выстроить гармоничные взаимоотношения с дочерью?

  • Необходимо отношения с дочерью строить по принципу «золотой середины»: любить, холить, баловать и в то же время ожидать и требовать помощи в семье.
  • Для девочки важно чувствовать себя «маленькой хозяйкой», что поможет сформировать у нее навыки ведения домашнего хозяйства.
  • Такая девушка будет относиться к домашней работе, как необходимой стороне семейной жизни, и не будет видеть в ней «домашнюю каторгу».
«Ребёнок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя…» Ш.Л. Амонашвили

«Ребёнок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя…»

Ш.Л. Амонашвили