Личность ребенка как результат стиля семейного воспитания
Стиль семейного воспитания - наиболее характерные способы общения родителей с ребёнком, предусматривающие определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Игнорирование нужд,
Высокие требования,
желаний, потребностей.
много обязанностей,
отсутствие поддержки.
Ограничение свободы
выбора,
самостоятельности.
Особенности
воспитания
Деспотизм, тирания,
эмоциональное
отвержение.
Жесткая система
запретов,
санкций, наказаний.
Девиз воспитания: « ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»
Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ
Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель,
козел отпущения, Золушка, паинька.
Формирующиеся черты характера:
Лживость,
подобострастие,
угодничество, забитость.
Тревога, одиночество,
Мстительность,
комплексы неполноценности,
агрессивность, обида,
озлобленность.
вины за что-то.
Авторитарный тип
Контролёр
Воспитание по типу Золушки
«Ежовые рукавицы»
Воспитание по типу Золушки
Высокая требовательность
+
Душевный холод
Недоверчивый, жестокий ребёнок
Контролёр
Итог
- Виртуозное враньё, двойная жизнь;
- Ярко выраженный протест против всех запретов;
- Плохие компании, наркотики, беспорядочные половые связи в подростковом возрасте.
«Ты сделаешь так, как я сказала!»
«Ежовые рукавицы»
Итог
- Подневольное существо вырастает чёрствым, суровым к близким.
Преувеличение
Освобождение
от трудностей
талантов
и способностей
и неприятных
обязанностей
Не регламентируется
поведение.
Особенности
воспитания
Удовлетворение
прихотей
Покровительство
Девиз воспитания: «ВМЕСТО»
Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА
Роль ребенка в семье: кумир, сокровище,
маменькин сынок, болезненный
Формирующиеся черты характера:
Капризность,
Эгоцентризм,
Иждивенчество,
агрессивность,
нерешительность,
нетребовательность
жесткость.
Безынициативность.
к себе.
Гиперопека
Критик
Постоянная опека
Кумир семьи
Высокая моральная
ответственность
Постоянная опека
- Вырастет – может стать неудачником.
Кумир семьи
- Своевольный эгоист, потребитель
- Иногда воспитывается в «культе болезни»
- Опережает сверстников в запросах, но отстаёт в навыках развития
Критик
«Мы жизнь прожили,
нам лучше знать»
Что бы ни делал ребёнок – похвалы не будет!
(+) в чем-то критиканство помогает ребенку достичь больших высот.
(-) Недохваленный ребенок рискует вырасти злым или не верящим в любовь .
Любой успех привыкшего к сверхкритике человека отравлен страхом.
Моральная ответственность
- Родитель полностью отвергают возрастные особенности ребенка.
- Свои не оправдавшиеся надежды взрослые мечтают реализовать в детях. Или нагружают тяжёлыми «взрослыми» обязанностями.
- Этот груз часто непосилен.
Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.
Отсутствие заботы
о здоровье,
нуждах,
внешнем облике.
Игнорирование
Эмоциональное
потребностей,
равнодушие,
холодность, отвержение.
желаний, интересов, нужд.
Особенности
воспитания
Вседозволенность
или
жесткие требования .
Упрёки
во всех своих бедах.
Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»
Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА
Роль ребенка в семье: козел отпущения,
путающийся под ногами, беспризорник.
Формирующиеся черты характера:
Воровство, праздность,
бродяжничество,
Грубость, гневность,
поиск удовольствий.
агрессивность,
мстительность.
Отсутствие стыда,
чувства вины,
эгоизм, лживость.
Гипоопека
Попустительство
Потакание
Воспитание подарками
Попустительство
Вседозволенность, отсутствие интереса.
Это педагогически
запущенные дети!
Потакание
- От детей не требуют серьёзного поведения.
- Не наделяют их должным уровнем самостоятельности.
- Постоянно стараются избежать всевозможных конфликтов.
Такие дети, как правило, вырастают манипуляторами.
Воспитание подарками
Дети получают суррогаты любви.
Такие дети, как правило, отдают родителей в дома престарелых .
Учёт интересов
и желаний.
Учет возрастных
особенностей,
потребностей, нужд.
Равноправие.
Особенности
воспитания
Поддержка,
помощь.
Взаимная забота
и ответственность.
Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»
Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива
Формирующиеся черты характера:
Уверенность,
Заботливость,
Доброжелательность
открытость,
трудолюбие.
ответственность,
самостоятельность .
инициативность.
Демократический стиль
- Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
- Формируют ответственное общественное поведение.
Наиболее оптимальный стиль для воспитания ребенка в семье.
Как найти «золотую середину»?
- Принимать ребёнка таким, какой он есть не только сердцем, но и умом.
- Критично относиться к своим ошибкам.
- Не подавляющий, а инструктивный контроль (может быть ты сделаешь так, как я предложу?).
- Грамотная оценка обстоятельств и мотивов принятия решений.
Характеристика здоровой семьи
- Сильная родительская позиция с ясными семейными правилами.
- Гибкие, открытые взаимоотношения между детьми и взрослыми членами семьи с чёткими «образцами» отношений и поведения.
- Сохранённые, эмоционально-тёплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти».
- Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во
внутреннее пространство, принимаются в нём без риска быть отвергнутыми.
- Родители обеспечивают чувство безопасности для детей .
- Опору семьи создают взаимосолидарные и поддерживающие
друг друга родители.
Привет!
Роль отца в жизни ребенка
- Ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей и вообще проявляет большую общительность.
- Влияние отца делает ребенка более дисциплинированным, открытым и честным. Ребенок растет способным руководствоваться чувством долга и обязательствами, а не только своими желаниями.
- Если отец отстраняется от воспитания, это отрицательно сказывается на развитии способностей детей к логическому анализу, а также математических и логических способностей.
Роль отца в жизни ребенка
- Отец стимулирует в детях формирование и закрепление таких качеств, как ответственность, чувство долга и обязательность.
- Отец показывает сыну, что значит быть мужчиной, как по-мужски относиться к жизни, решать проблемы, учит общаться с людьми. Отношение сына к женщине закладывается в первую очередь отцом.
- Девочки, выросшие в семье любящего отца, чувствуют свою защищенность, у них формируется представление о сильной семье, скрепленной любовью мужчины по отношению к женщине.
Из всех детско-родительских отношений именно отношения матери и сына являются порой самыми сложными и эмоционально-насыщенными. Это объясняется тремя причинами:
- Культ матери, выражающийся в формуле «родина-мать», генетически, сознательно и бессознательно присутствующих у русских людей.
- Мать опекает сына значительно сильнее, чем дочь; любит сына материнской безусловной любовью и тогда, когда он совершает хорошие поступки, и тогда, когда он оказывается не на высоте.
- В России мужчин всегда меньше, чем женщин, и рождению мальчика радуются немного больше.
Как матери воспитать сына самостоятельным и сильным?
- Быть с сыном женщиной-матерью: слабой, женственной, ласковой и любящей. Придерживаться принципа: «Слабая мать – сильный сын» и наоборот: «Сильная мать – слабый сын».
- Стараться активно привлекать отца (отчима, деда, родственника, друга) к общению с сыном.
- С началом подросткового возраста необходимо постепенно отпускать сына от себя: признавать его интересы, давать больше свободы и самостоятельности. Чаще повторять фразу: «Решать тебе самому. Я могу что-то посоветовать. Но жить тебе, и ты сам должен определиться».
- Если мать воспитывает сына одна, без мужа, ей очень важно иметь собственные интересы и привязанности вне дома, жить своей личной жизнью, отдельной от жизни сына.
Как маме выстроить гармоничные взаимоотношения с дочерью?
- Необходимо отношения с дочерью строить по принципу «золотой середины»: любить, холить, баловать и в то же время ожидать и требовать помощи в семье.
- Для девочки важно чувствовать себя «маленькой хозяйкой», что поможет сформировать у нее навыки ведения домашнего хозяйства.
- Такая девушка будет относиться к домашней работе, как необходимой стороне семейной жизни, и не будет видеть в ней «домашнюю каторгу».
«Ребёнок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя…»
Ш.Л. Амонашвили