Личностно ориентированное образование - это образование, направленное на оказание помощи воспитаннику в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Просмотр содержимого документа
«Личностно ориентированное образование»
Личностно ориентированное образование
Личностно ориентированное образование - это образование, направленное на оказание помощи воспитаннику в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Педагог прилагает основные усилия не на формирование у детей социально типичных свойств, а на развитие уникальных личностных качеств. Субъектно-объектные отношения трансформируются в субъект-субъектные.
Субъектный опыт каждого ребенка сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием обучения и воспитания. Каждый ребенок участвует в выработке цели своей деятельности, планировании, осуществлении, контроле процесса и результата обучения и воспитания . Особенно ценным в этой работе является постоянная рефлексивная деятельность ребенка.
Черты личностно ориентированного подхода
демократизация отношений
новый взгляд на личност ь
гуманное отношение к детям
ученье без принуждения
новая трактовка индивидуального подхода
Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:
- личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе — полноценная человеческая личность;
- личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
- личность — цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей;
- каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы.
Гуманное отношение к детям включает в себя:
- педагогическую любовь к детям;
- оптимистическую веру в ребенка;
- сотрудничество, мастерство общения;
- отсутствие прямого принуждения;
- приоритет положительного стимулирования;
- терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
- уравнивание ученика и учителя в правах;
- право ребенка на свободный выбор;
- право на ошибку;
- право на собственную точку зрения;
- соблюдение Конвенции о правах ребенка;
- стиль отношений учителя и учеников.
Ученье без принуждения характеризует:
- требовательность без принуждения, основанная на доверии;
- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
- замена принуждения желанием, которое порождает успех;
- ставка на самостоятельную самодеятельность детей;
- применение косвенных требований через коллектив.
Новая трактовка индивидуального подхода включает в себя:
- отказ от ориентировки на среднего ученика;
- поиск лучших качеств личности;
- применение психолого-педагогической диагностики личности;
- учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
- прогнозирование развития личности;
- конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Переход к личностно-ориентированному образованию зависит от учителя — его желания, обшей и педагогической культуры, личностных качеств. Учитель в этом случае должен удовлетворять следующим требованиям:
- иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
- проявлять гуманную педагогическую позицию;
- заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
- уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
- уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;
- владеть разнообразными педагогическими технологиями, уметь придать им личностно-развивающую направленность;
- проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.