Учебная дисциплина: Строевая подготовка | | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 28 Остроумов Борис Александрович ___ ______________ 2020 г. |
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД «КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28
236039, Калининград, ул. Суворова, д. 35; тел./факс 8(4012) 611628; Е-mail: maou28@mail.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ практического занятия |
Тема № 4. Строевые приемы и движение без оружия |
Занятие 3. Движение строевым шагом. Движение шагом. Движение бегом. Строевой шаг, походный шаг. Изменение скорости движения. Перемещение одиночных кадетов на несколько шагов вперед, назад и в сторону |
Время: 40 минут |
Выполнил: Левенец Геннадий Васильевич,
офицер- воспитатель кадетских классов
Калининград - 2020 г.
-
Учебные и воспитательные цели:
Изучить с кадетами строевые приемы без оружия: движение шагом и движение бегом.
Разучить с обучающимися строевой шаг, походный шаг, изменение скорости движения, перемещение одиночных кадетов на несколько шагов вперед, назад и в сторону.
Совершенствовать практические навыки кадетов в выполнении строевых приемов без оружия.
Воспитывать у кадетов дисциплинированность, исполнительность, внимание, выработать навыки по точному выполнению требований Строевого устава Вооруженных сил РФ.
-
Учебные вопросы и распределение времени
Введение. ..………………………………..…………..…..……….. 3 мин.
1. Движение строевым шагом…………………………………… 20 мин.
2. Движение походным шагом, изменение скорости движения,
перемещение одиночных кадетов на несколько шагов вперед,
назад и в сторону…………………………………………………. 16 мин.
Заключение………… ………………………………….…………...1 мин.
-
Учебно-материальное обеспечение
Место проведения занятия: Строевой плац.
-
Литература:
5. Организация и методика проведения занятия, содержание учебного материала:
Занятие является основным в формировании начальных навыков в выполнении строевых приемов кадетами и требует тщательной подготовки руководителя и его помощников к проведению занятия, а также высокого методического уровня проведения занятия.
Накануне занятия в ходе самостоятельной работы офицер-воспитатель проводит с учебной группой консультацию и ставит задачи обучающимся по подготовке к занятию (изучение статей Строевого Устава, рассматриваемых на занятии). Обучение кадетов следует начинать с изучения в часы самостоятельной работы требований Строевого устава ВС РФ по теме занятия.
В начале занятия старшина кадетского класса выстраивает личный состав класса в двух шереножном строю на строевом плацу и докладывает офицеру-воспитателю о готовности класса к занятию. Например, «Товарищ подполковник – личный состав 5 «К1» класса в количестве двадцати пяти человек к занятиям по строевой подготовке готов. Старшина класса старший кадет Иванов». После доклада офицер-воспитатель здоровается с классом, проверяет наличие личного состава и уточняет причины отсутствия кадетов. При необходимости дает указания на устранение замеченных недостатков.
Затем руководитель занятия объявляет тему занятия, учебные цели и вопросы занятия, определяет порядок отработки учебных вопросов и напоминает правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать кадетами на занятии.
Учебные вопросы отрабатываются практическим методом.
При изучении учебного вопроса руководитель занятия особое внимание обращает на правильное выполнение всеми обучающимися изучаемых на занятии строевых приемов.
После отработки учебных вопросов офицер-воспитатель делает выводы и отвечает на вопросы кадетов.
В результате изучения учебного вопроса кадеты должны знать команды, порядок действий при движении строевым и походным шагом, при движении бегом, при изменении скорости движения, уметь выполнять изученные строевые приемы согласно требованиям Строевого Устава.
Для повышения эффективности занятия по строевой подготовке, максимального использования учебного времени, учебные вопросы отрабатываются на учебных местах (строевых площадках) по числу штатных взводов под руководством командиров взводов (при проведении занятий в старших 7 – 10 классах).
В младших кадетских классах (5 - 6 классы) учебные вопросы целесообразно отрабатывать под руководством офицера-воспитателя в составе кадетского класса на одном учебном месте.
В начальный период обучения в 5-х классах для оказания помощи в командовании взводами на занятиях по строевой подготовке можно привлекать наиболее подготовленных кадетов старших классов.
При отработке учебных вопросов руководитель занятия (офицер-воспитатель) называет изучаемый строевой прием (действие), по какой команде он выполняется, образцово показывает прием в целом и по разделениям, указывает допускаемые обучающимися характерные ошибки и разводит взвода по учебным местам «Класс, напра-ВО. По учебным местам шагом-МАРШ». Командиры взводов выводят взвода на учебные места. Когда все взвода выйдут на указанные учебные места, офицер-воспитатель командует «Класс – СТОЙ. Нале-ВО. К отработке учебного вопроса – ПРИСТУПИТЬ».
Командиры взводов, перестроив личный состав в развернутый одно шереножный строй, выходят на середину строя и приступают к изучению строевого приема и тренировке. Разучивание нового строевого приема, командир взвода начинает с показа в целом, а затем по элементам в медленном темпе и в нормальном темпе. Закончив показ и убедившись, что обучаемые поняли прием, командир взвода приступает к разучиванию строевого приема с подчиненными сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом. Когда прием разучен, по указанию офицера-воспитателя командиры взводов приступают к тренировке попарно и самостоятельно.
Для проведения тренировки по команде командир взвода становится внутрь квадрата, а по его периметру располагает кадетов взвода. Заметив ошибку в выполнении приема одним из обучающихся, командир подходит к нему и, находясь с ним рядом, тренирует (обучает) его, а остальной личный состав взвода в это время продолжает тренировку самостоятельно. Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько кадетов, командир прекращает тренировку взвода и вновь показывает прием, после чего тренировка продолжается.
При проведении попарной тренировки кадеты (в паре) поочередно выступают в роли командира. Командир взвода контролирует действия кадетов, переходя от одной пары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки.
Офицер-воспитатель, наблюдая за действиями командиров взводов и кадетов, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных кадетами ошибок. Слабо подготовленных кадетов он может вызвать к себе и лично обучать правильному выполнению строевого приема или действия.
Отработка учебных вопросов производится в следующей последовательности:
образцовый показ приема в целом;
показ методики тренировки в его выполнении по разделениям (подготовительные упражнения);
отработка приема по разделениям;
отработка приема в целом.
В конце занятия командир взвода указывает каждому кадету, что и к какому сроку ему необходимо доработать, а также дает указания о подготовке к очередному занятию.
В конце изучения учебных вопросов офицер-воспитатель выстраивает класс в двух шереножный строй и кратко подводит итоги отработки учебных вопросов. Он проводит разбор со всем личным составом кадетского класса и отдельно с командирами взводов.
На общем разборе он напоминает тему, цели занятия и степень их достижения, указывает степень отработки изученных строевых приемов (действий) по взводам, отмечает лучших, определяет задание на самостоятельную работу и дает указания по совершенствованию исполнения изученных приемов (действий) в повседневной жизни.
При проведении разбора с командирами взводов он отмечает положительное в проведении занятия и недостатки, допущенные при обучении, и дает указания по подготовке к следующему занятию.
Содержание занятия
Введение
Руководитель занятия проверяет наличие личного состава, внешний вид, готовность к занятию. При необходимости дает указания на устранение замеченных недостатков.
Вопросы для повторения:
Движение строевым и походным шагом.
Движение бегом.
Строевой шаг, походный шаг.
Изменение скорости движения.
Объявляет тему, цели занятия, учебные вопросы и порядок их отработки.
Проводит краткий инструктаж кадетов по соблюдению правил техники безопасности на занятии.
После этого руководитель занятия приступает к отработке учебных вопросов занятия.
Учебные вопросы:
1 вопрос. Движение строевым шагом
Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемов, выполнение которого требует от обучающихся особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног.
Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом – МАРШ» (в движении «Строевым – МАРШ»).
Перед отработкой учебного вопроса руководитель занятия разъясняет, что строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем, при выполнении ими воинского приветствия в движении, при подходе кадета (военнослужащего) к начальнику и при отходе от него, при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке. Движение строевым шагом осуществляется с темпом 110-120 шагов в минуту, размер шага – 70-80 см.
Доложив о применении строевого шага, руководитель занятия приступает к его разучиванию в составе учебных взводов. Обучение движению строевым шагом, как и каждый новый прием, следует начинать с образцового показа и пояснения.
Рекомендуется следующая последовательность обучения движению строевым шагом:
тренировка в движении руками;
тренировка в обозначении шага на месте;
тренировка в движении строевым шагом по разделениям на четыре счета;
тренировка в движении строевым шагом по разделениям на два счета;
тренировка в движении строевым шагом по разделениям на один счет;
тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (60-70 шагов в минуту);
тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе (110-120 шагов в минуту;
общая тренировка в движении строевым шагом по плацу без разметки.
Разучивать строевой шаг рекомендуется по элементам, применяя для этого подготовительные упражнения.
Показав движение строевым шагом в целом, командир взвода показывает по разделениям первое подготовительное упражнение – движение рук, а затем подает команду «Движение руками, делай – РАЗ, делай – ДВА». По счету «делай – РАЗ» кадеты должны согнуть правую руку в локте, производя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась выше пряжки пояса на ширину ладони и находилась на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти; одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой. По счету «делай – ДВА» обучающиеся должны произвести движение левой рукой вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа.
После каждого счета командир задерживает положение рук обучающихся и исправляет допущенные ими ошибки. При неправильном выполнении приема большинством обучающихся он подает команду «ОТСТАВИТЬ», а если ошибки допускает лишь один кадет, подает команду, например, «Кадет Иванов – ОТСТАВИТЬ».
После разучивания подготовительного упражнения для рук по разделениям по командам командира можно переходить к обучению под счет самих кадет.
Для усложнения этого упражнения к нему в последующем добавляется обозначение шага на месте.
Обучение шагу на месте производится по разделениям на два счета по команде: «Движение руками с шагом на месте, делай – РАЗ, делай – ДВА». В период тренировки особое внимание обращается на правильное движение и положение рук.
После усвоения правильного положения рук при шаге на месте командир взвода приступает к изучению следующего подготовительного упражнения – движения строевым шагом по разделениям на четыре и на два счета.
Показав подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, командир размыкает взвод на четыре шага и, повернув ее направо (рис. 1), командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом – МАРШ». После команды «МАРШ» считает: «РАЗ, два, три, четыре. РАЗ, два, три, четыре» и т. д. Счет «РАЗ» произносится громко.
|
Рис. 1. Положение командира учебной взвода и обучающихся на строевой площадке, направление движения |
По предварительной команде «Шагом» кадеты подают корпус несколько вперед, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивость. По исполнительной команде «МАРШ» и по счету «РАЗ» они начинают движение с левой ноги, полным шагом, вынося ногу вперед с оттянутым носком (при этом ступня должна быть параллельна земле) на высоту 15-20 см от земли, и ставят ее твердо на всю ступню, отделяя в тоже время от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пятке левой ноги. Одновременно с шагом обучающиеся делают движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа (как было указано в первом подготовительном упражнении) и стоят на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли. По счету «два, три, четыре» делают выдержку, устраняя в это время допущенные ошибки.
По следующему счету «РАЗ» повторяется движение с правой ноги, а по счету «два, три, четыре» снова выдержка и т. д.
После отработки подготовительного упражнения на четыре счета командир взвода повторяет это же движение на два счета, для чего подает команду «Строевым шагом, по разделениям на два счета, шагом – МАРШ» и считает: «РАЗ, два», «РАЗ, два» и т. д. Под счет «РАЗ» выполняется шаг вперед, под счет «два» выдержка.
Если кадеты допускают ошибки, следует повторить еще раз упражнение на четыре счета.
После отработки упражнения на два счета командир взвода подает команду для движения строевым шагом под каждый счет без выдержки «Строевым шагом, по разделениям под каждый счет, шагом – МАРШ» и считает: «РАЗ, ДВА», «РАЗ, ДВА» и т. д.
Затем командир взвода приступает к обучению движению строевым шагом с темпом 60-70 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110-120 шагов в минуту. Для отдыха и исправления ошибок рекомендуется от полного темпа движения строевым шагом снова перейти к движению по разделениям на четыре или два счета. В ходе тренировки взвода в выполнении приема в целом необходимо строго выдерживать темп движения 110-120 шагов в минуту.
Командир взвода, находясь в центре строевой площадки, подает необходимые команды. Если он замечает общую ошибку в движении, он останавливает взвод, поворачивает ее налево и, показав, как надо делать, продолжает тренировку. Если допускает грубую ошибку лишь один кадет, командир взвода отводит его на шаг в сторону, становится с ним рядом и на ходу исправляет ошибку.
Обучение по разделениям и в целом может проводиться по командам и под счет командира, самостоятельно под счет обучающихся, а также под барабан.
При обучении движению строевым шагом необходимо добиться, чтобы кадеты при движении не раскачивались из стороны в сторону. Причина раскачивания – неправильная постановка ног при движении: вместо того чтобы ставить ноги внутренней частью стоп по оси движения, ставят их в стороны, при этом центр тяжести тела с каждым шагом смещается то вправо, то влево.
Если кадет при движении строевым шагом как бы подпрыгивает, ему надо указать на его ошибку и потребовать, чтобы он переносил тяжесть тела с ноги на ногу равномерно, а не рывками. Нельзя допускать при движении заноса одной ноги за другую.
После устранения всех недостатков переходят к тренировке движения строевым шагом в строю взвода.
Кадетам может быть рекомендована тренировка под свой счет.
Руководитель занятия следит за действиями командиров учебных взводов, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных кадетами ошибок.
В конце изучения учебного вопроса офицер-воспитатель выстраивает класс в двух шереножный строй и кратко подводит итоги отработки учебного вопроса. Проводит разбор со всем личным составом кадетского класса и отдельно с командирами взводов.
2 вопрос. Движение походным шагом, изменение скорости движения,
перемещение одиночных кадетов на несколько шагов вперед,
назад и в сторону
Руководитель занятия перед отработкой учебного вопроса доводит до обучающихся, что походный шаг применяется в повседневной жизни, когда применение строевого шага не обязательно.
Движение походным шагом осуществляется по команде «шагом – МАРШ», при этом нога выносится свободно, не оттягивая носок, постановка ее на землю осуществляется как при обычной ходьбе, движение рук – свободное, около тела.
По предварительной команде подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.
Переход с походного на строевой шаг осуществляется по команде «СМИРНО» или «Строевым – МАРШ», а при движении строевым шагом по команде «ВОЛЬНО» переходят на походный шаг. Для прекращения движения подается команда «СТОЙ», по этой команде подаваемой одновременно с постановкой правой или левой ноги, необходимо сделать еще один шаг, и, приставив правую или левую ногу, принять строевую стойку.
Для изменения скорости движения подаются команды: «ШИРЕ ШАГ», «КОРОЧЕ ШАГ», «ЧАЩЕ ШАГ», «РЕЖЕ ШАГ», «ПОЛШАГА», «ПОЛНЫЙ ШАГ».
Для перемещения одиночных кадетов (военнослужащих) на несколько шагов в сторону подается команда: «Кадет Иванов. Два шага вправо (влево, вперед, назад) – шагом - МАРШ».
При перемещении вправо, влево, вперед, назад движение руками не производится.
При отработке учебного вопроса целесообразно отработать движение бегом, изменение скорости движения, прекращение движения.
Для начала движения бегом подается команда «Бегом – МАРШ». Нормальная скорость движения бегом 165-180 шагов в минуту, размер шага 85-90 см.
При движении с места обучающийся по предварительной команде должен корпус слегка подать вперед, руки полусогнуть, отведя локти несколько назад, а по исполнительной команде начать бег с левой ноги, производя свободные движения руками вперед и назад в такт бега.
Обучение бегу начинается с показа и освоения его техники в медленном темпе.
Показывая технику бега, командир обращает внимание на положение корпуса и движение рук, толчок ногой, вынос ее вперед и постановку на землю. После показа обучающиеся по команде командира бегут в колонне по одному вокруг строевой площадки, соблюдая дистанцию четыре шага. Командир взвода, находясь в центре, наблюдает за их бегом, следя за правильностью выполнения отдельных элементов, указывая на ошибки и добиваясь их устранения.
Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки надо полусогнуть, отведя локти несколько назад. Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой ноги на землю. По этой команде правой ногой сделать шаг и с левой ноги начать движение бегом.
Для перехода с бега на шаг подается команда «Шагом – МАРШ». Исполнительная команда подается одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде сделать еще два шага бегом и с левой ноги начать движение шагом.
По команде «На месте бегом – МАРШ» обучающийся выполняет бег на месте, ставя ноги на переднюю часть ступни и производя движение руками в такт бега.
Показав технику движения шагом и бегом, перехода с шага на бег и наоборот, рассказав о ней и пояснив требования Строевого устава по их выполнению, командир взвода приступает к тренировке разученных приемов и действий.
Руководитель занятия следит за действиями командиров учебных взводов, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных кадетами ошибок.
В конце изучения учебного вопроса офицер-воспитатель выстраивает класс в двух шереножный строй и кратко подводит итоги отработки учебного вопроса. Проводит разбор со всем личным составом кадетского класса и отдельно с командирами взводов.
Заключение
В конце занятия руководитель напоминает тему, цели занятия и степень их достижения, кратко подводит итоги занятия, отмечает лучших и наиболее активных кадетов. Объявляет оценки. Ставит задачу на самостоятельную работу, заполняет журнал учета учебных занятий.
6. Формирование командных и методических навыков:
а) привитие командных навыков:
- осуществлять путем образцового выполнения положений общевоинских уставов ВС РФ руководителем занятия и требованием их обязательного выполнения кадетами кадетского класса;
- образцовым поведением руководителя, неукоснительным соблюдением им правил ношения военной формы, Строевого устава ВС РФ и требованием адекватного исполнения каждым кадетом кадетского класса;
- строгим соблюдением руководителем занятия принятой системы изложения учебного материала с использованием военной лексики и терминов, развитием у кадетов способности громко, четко, лаконично строить свои доклады в ходе ответов на поставленные вопросы;
б) привитие методических навыков:
- осуществлять путем строгого соблюдения руководителем методики проведения практического занятия;
- обращать внимание кадетов на используемые руководителем приемы и способы проведения занятия.
7. Общие меры безопасности:
- до начала занятия проверить готовность кадетов к занятию, состояние формы, ее подгонку, исправность обуви (в зимнее время наличие теплой одежды и обуви);
- в ходе строго соблюдать методику проведения занятия по строевой подготовке.
8. Контроль знаний, умений, навыков:
В ходе проведения вводной части занятия в течение 1-й минуты провести входной контроль знаний кадетов по рекомендованным в основной части вопросам.
Оценку каждому кадету определить после подведения итогов занятия в соответствии со сложившейся системой оценки качества знаний кадетов и критериями оценивания, принятыми в школе.
9. Задание на самостоятельную работу:
1. Изучить и знать положение статей 31 – 37 Строевого Устава ВС РФ.
2. Совершенствовать выполнение строевых приемов во время построений, в часы тренировок по строевой подготовке и повседневной деятельности.
Руководитель занятия:
офицер-воспитатель кадетских классов Г.В. Левенец
___ ____________ 2020 г.
12