СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1. Рабочая программа для обучающихся с нарушением слуха, 2 класс, вариант 2.3. окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«1. Рабочая программа для обучающихся с нарушением слуха, 2 класс, вариант 2.3. окружающий мир»






МАОУ – Коррекционная школа-интернат № 12 г. Искитима










Учебная рабочая программа



«Ознакомление с окружающим миром» 2 класс (вариант 2.3)



на 2018 – 2019 уч. год











Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (программа по ознакомлению с окружающим миром для второго класса варианта 2.3 специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, составители: А.Г.Зикеев, Л.И. Тигранова (издательство М.: «Просвещение», 2006г.), которая является допущенной МО РФ и учебника: Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова Ознакомление с окружающим миром, М.: «Просвещение»,2017 г. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1час в неделю.

Учебный предмет «Окружающий мир» знакомит учащихся с природой, общественной жизнью и трудом людей, культурой поведения, а также способствует формированию представлений о природных объектах и явлениях.

Основными целями предмета «Окружающий мир» являются:

1. Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека из личного опыта общения с людьми и природой;

2. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества.

3. Воспитание интереса к предмету «Окружающий мир»

4. Развитие словесной речи и слухового восприятия слабослышащих учащихся.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

• накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы;

• обогащение их нравственного опыта;

• формирование навыков правильного поведения (в семье, школе, на улице, в общественных местах, в природе);

• воспитание любви и заботы к членам семьи, уважительного, внимательного отношения к окружающим людям (сверстникам и педагогам и др.);

• воспитание у детей бережного отношения к вещам, созданным трудом людей, уважения к труду, людям труда, ответственного отношения к природе, любви к родному краю, Родине.

Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что он преподается детям с недостатками слуха и со сниженным интеллектом. Обучение предмету «Окружающий мир» тесно связано с формированием речи. Сознательное усвоение слабослышащими учащимися знаний по окружающему миру невозможно без овладения ими необходимым речевым материалом. Это требует специальной работы, направленной на овладение знаний, терминологии в изучении этого предмета.

Общая характеристика курса

Изучение предмета ведётся в двух направлениях.

Первое направление предусматривает знакомство с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения.

Второе направление предусматривает знакомство с природой в непосредственном общении с нею; ведётся работа по формированию представлений у учащихся о природных объектах и явлениях, по воспитанию ответственного отношения к природе, культуре поведения в природе и работа по организации посильной деятельности по охране природы.

В свою очередь, приобретаемые знания служат формированию мировоззрения учащихся, воспитанию любви и бережного отношения к природе, чувства патриотизма и понимания прекрасного.

Первоначальные знания о природе являются основой для дальнейшего усвоения курса природоведения, имеют большое значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, способствуют развитию словесно-логического мышления.

В процессе изучения живой природы особое внимание должно быть уделено формированию умения описывать тот или иной объект, его характерные особенности по определённому плану, выделив при этом наиболее существенные признаки. С этой целью рекомендуется широко использовать приёмы, активизирующие познавательную деятельность учащихся (анализ, синтез, сравнение), и тщательно подбирать объекты для изучения.

При изучении особенностей строения растений и животных, условий их жизни объекты, относящиеся к определённой систематической группе, рассматриваются одновременно, а не поочерёдно, что помогает учащимся быстрее и легче установить сходные и отличительные признаки.

Сравнение изучаемых предметов и явлений природы, установление их сходных и отличительных признаков даёт возможность постепенно подвести учащихся к начальным природоведческим обобщениям, простейшей систематизации и классификации изучаемых объектов, что особенно важно для формирования системы природоведческих обобщений и активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе познания природы.

Предмет «Окружающий мир» тесно связан с остальными предметами начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом людей способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как русский язык, трудовое обучение и др. Представления об окружающем мире, получаемые учащимися на других уроках, на занятиях по этому предмету расширяются, обогащаются, приобретают большую практическую направленность.

На уроках по ознакомлению с окружающим миром, как и на всех других, должны правильно использоваться и реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи( на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися высказывания (контроль за произношением и исправление допускаемых ошибок).

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Настоящая программа составлена на 2018-2019 учебный год в количестве 34 часа, 1 час в неделю, и рассчитана на 1 год обучения в соответствии с учебным планом школы.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир».

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предмета «Окружающий мир»:

- расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- формирование умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

- овладение доступными способами изучения природных явлений и процессов и некоторых социальных объектов.

- формирование уважительного отношения к России, родному краю; природе нашей страны и ее современной социальной жизни;

Тематический план данной программы носит примерный характер, предполагает вариативность в зависимости от особенностей класса, что отражается в календарно-тематических планах.

5.Результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе.

1.Развитие жизненной компетенции:

- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

- Овладение навыками коммуникации.

- Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации.

- Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

2.Личностные результаты:

- Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

- Заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

- Установка на здоровый образ жизни.

3. Метапредметные результаты:

- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог.

- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Изучение природы создает большие возможности для развития общеучебных умений: наблюдать за объектами и явлениями природы, выделять их существенные и несущественные признаки, сравнивать, обобщать, делать выводы и доступно рассказывать о явлениях. На уроках окружающего мира, как и на всех других, реализуются требования, предъявляемые к восприятию обращенной речи (на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний (контроль за произношением и исправление допускаемых ошибок).Формируются следующие универсальные учебные действия:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать, отвечать на вопросы.



  1. Предметные результаты:



- Используются различныеметоды, формы работы и наглядные средства для накопления специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний обозначающих объекты и явления природы и включение их в самостоятельную разговорную речь.

- Формирование умения описать тот или иной объект, его характерные особенности по плану

- Сравнение предметов и явлений природы, установление их сходных и отличительных признаков даёт возможность постепенно подвести учащихся к первоначальным природоведческим обобщениям.

- Умения вести наблюдения за объектами природы и сезонными изменениями и записывать в дневнике наблюдений.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

• свой домашний адрес;

• выполнять режим дня, элементарные требования личной гигиены;

• основные формы приветствия и уметь использовать в отношениях с людьми;

• основные правила поведения в интернате, на уроке, в игре и выполнять их;

• элементарные правила поведения на улице и выполнять их;

• ходить по тротуару (обочине), переходить улицу со взрослыми, знать правила перехода улицы (значение каждого цвета светофора), основные части улицы (дороги).

6.Содержание учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе

Раздел I. Наш дом.

• Мое имя и моя фамилия. Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры.

• Мои родные (состав семьи). Имена, отчества родителей. Заботливое отношение к членам семьи.

• Мой дом (моя квартира). Оборудование дома (квартиры).Уважение к труду взрослых. Выполнение посильных поручений в семье.

• Личная гигиена школьника. Сон и его продолжительность. Элементарное знакомство с гигиеной сна. Режим для первоклассника.

Раздел II Наша школа.

• Школа. Наш класс и другие школьные помещения (учительская, учебные кабинеты, актовый зал, спальни, библиотека, столовая и др.)

• Имена, отчества учителей, воспитателей, директора школы и др.

• Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, библиотекарь и т. д. уважение к труду работников школы.

• Правила поведения в школе ( вежливое отношении к старшим и сверстникам). Выполнение поручений учителя и воспитателя (уборка класса, спальни). Уход за комнатными растениями своего класса.

• Правила поведения во время занятий (приветствовать взрослых, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам, ответственно относиться к учебе, поручениям и просьбам). Правила поведения в игре (распределения ролей в игре, проявление инициативы). Проявление инициативы и активности в общественно полезной деятельности.

• Правила поведения в столовой. Правила пользования столовыми приборами, экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу.

• Бережное отношение к окружающим вещам (одежде, учебникам, книгам, игрушкам, оборудованию класса , групповой комнаты, спальни и т.д.). Уход за обувью и одеждой. Соблюдение правил безопасности в обращение с бытовыми приборами. Правила противопожарной безопасности.

Город, где мы учимся. Родная страна.

• Название города (села), где мы учимся.

• Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток, светофор.

• Правила перехода улицы.

• Правила поведения детей на улице, в транспорте.

• Правила обхода транспорта.

• Природа города (села). Бережное отношение к окружающим растениям. Участие в работе по уходу за растениями.

• Наша родина. Главный город нашей страны.

• Знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.

IV. Родная природа

• Наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, состоянием воздуха, ветром и осадками) отмечать в индивидуальных дневниках наблюдений и классном календаре природы и труда соответствующими рисунками и условными обозначениями.

Наблюдения за явлениями природы по сезонам

• Систематические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений, животных и деятельности людей (Игры, одежда детей, занятия взрослых) по сезонам.

• Фиксация в дневниках наблюдений характерных явлений, происходящих в природе (начало и конец листопада, начало и конец ледохода, первый снег, первая гроза, и др.).

• Установление связи между наблюдениями изменениями погоды и сезонными изменениями в жизни растений, животных и деятельности людей.

• Обобщение результатов наблюдений за погодой и явлениями, происходящими в природе, проводится ежемесячно на специальных уроках.

Растения

• Местные цветковые растения

• Отличие их по внешнему виду (окраске цветков и листьев), Органы (части) цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок.

• Плоды. Семена.

• Характерные признаки основных органов растений. Значение выращивания цветочно-декоративных растений (озеленение парков и скверов города; составление букетов).

• Грибы: белый гриб, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка, опята, мухомор, бледная поганка или другие местные грибы. Различиеизучаемых объектовСъедобные несъедобные грибы. Использование человеком съедобных грибов.

• Лесные ягоды и орехи: ягоды (плоды) малины, клюквы, брусники, черники, земляники, рябины, черемухи; орехи (грецкий орех, кедровые орешки – семена сибирского кедра).

• Растения плодового сада: деревья (яблоня, вишня, груша, слива); кустарники (малина, крыжовник, черная, белая и красная смородина) и травяные растения (садовая земляника).

• Растения огорода: морковь, свекла, помидоры, капуста, редис, укроп, огурцы, горох, репа, редька, салат.

• Различие растений плодового сада и огорода. Значение выращивания этих растений и использование их человеком.

• Овощи и фрукты: помидор, огурец, морковь, репа, свекла, яблоко, груша, слива, виноград, апельсин, лимон и другие местные овощи и фрукты.

Тематическое планирование

Ознакомление с окружающим миром– 2 класс (вариант 2.3)

Общее количество часов - 34 часа, 1 часа неделю


I четверть –9 часов (9 недель)



№ п/п



Содержание программного материала

Количество

часов



Дата

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)


Словарь


Деятельность учащихся


Универсальные учебные действия (УУД)

1

1 сентября

стр. 4

1


праздник, ученик, ученица, ранец, портфель

Принимать участие при подготовке праздников; усвоить значение знаменательных дат для человека


Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Оценивать результаты своей работы на уроке



Познавательные УУД:

Пользоваться условными обозначениями учебника; Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике




Коммуникативные УУД:

Вступать в учебный диалог;

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

Слушать и понимать речь других,участвовать в паре.

2

Фамилия и имя. Домашний адрес

стр.7

1


меня зовут..., моя фамилия..

Знать: свое имя и фамилию, уметь отвечать на вопросы

3

Класс. Правила поведения на уроке и в школе. стр.10

1


парта, доска, стол, стул, шкаф, правильно, неправильно.

Уметь: называть предметы, которые находятся в классе

Знать: Правила поведения на уроке и в школе.

4

Осенние цветы.

стр. 14

1


Флоксы, гладиолусы, астры, георгин.

Знать:названия осенних цветов

рассказывать о цветах по рисункам в учебнике.

называть какого цвета цветок.


5

Фрукты. Овощи,

стр. 16

1


Яблоки, груши, банан, ананас.

Знать:названия овощей и фруктов, грибов.

уметьраспределять их по группам, выделять признаки.

6

Грибы съедобные и несъедобные

Стр.26

1


Белый гриб, подосиновик, подберёзовик, мухомор, поганки

7

Осень

1


пасмурно, идёт дождь, дует ветер

Знать: признаки осени, уметь называть их, подбирать картинки.

8

Ягоды.

Стр.28

1


Клубника, малина, черника, брусника.

Знать: названиеягод; уметь различать садовые и лесные ягоды.


9

Домашние животные и их детёныши.

Стр.38

1


Лошадь и жеребёнок, корова и телёнок.

Уметь называть домашних животных и различать их детёнышей, знать о пользе домашних животных.





II четверть –7 часов (7 недель)



№ п/п



Содержание программного материала

Количество

часов



Дата

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)


Словарь


Деятельность учащихся


универсальные учебные действия (УУД)

1

Поздняя осень(стр. 42)

1


Ясно, пасмурно, дождь, снег

Уметь называть осенние месяцы, перечислять признаки осени, Различать: раннюю и позднюю осень

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; осуществлять самопроверку.


Познавательные УУД:



Устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий,

отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.





Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на итоговые вопросы, формировать умение работать в паре.

2

Осенняя экскурсия

1


Небо серое, погода плохая, хорошая, сильный ветер

3

Школа. Школьные помещения. (стр.44)

1


Коридор, спортивный зал, столовая, библиотека.

Называть школьные помещения и знать где они находятся.

Рассказывать о труде людей занятых в школе.

Знать правила перехода улицы, дорожные знаки; элементарные правила поведения в общественных местах

4

Кто помогает ребятам учиться в школе. Профессии работников школы.(стр. 46)

1


Учитель, повар, врач, уборщица, воспитательница

5

Улица. Правила поведения на улице. (стр.48 -50)

1


Светофор, переход, остановка ,улица, тротуар.

6

Части тела человека. Личная гигиена. (стр.64)

1


Голова, туловище, руки, ноги,живот, спина

Называть и показывать внешние части тела человека. Знать элементарные правила личной гигиены.

7

Новый год. Карнавал. (стр. 76)

1


ёлка, карнавал, маски, костюмы



III четверть –10 часов (10 недель)



№ п/п



Содержание программного материала

Количество

часов



Дата

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)


Словарь


Деятельность учащихся


универсальные учебные действия (УУД)

1

Осень. Зима. (Сравнение)

1


Трава, листья, клумба, земля, снег,

Уметь называть зимние месяцы, перечислять признаки зимы, знать зимующих птиц

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.


Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике:

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков





Коммуникативные УУД:

формирование умений работы в группах, парах;

умение слушать и уважать мнение других.

Участвовать в диалоге на уроке;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Слушать и понимать речь других.

2

Экскурсия. Растения и птицы зимой.

2


Деревья голые, зимующие птицы, кормушки, корм, крошки

Знать и уметь различать перелётных и зимующих птиц.Показывать изменения в живой и неживой природе.

3

Занятия детей зимой. После прогулки.(стр.98-100)

1


Коньки, лыжи, палки, клюшка, шайба, санки, самокат, высушить одежду.

Отвечать на вопросы, называть и показывать занятия детей на картинке. Соблюдать правила после прогулки

4

Режим дня в школе. Расписание уроков, подготовка к уроку.(стр. 88)

1


Урок, приготовится, положи, подними руку, возьми.

знать основные моменты режима дня школьника.;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

5

Защитники Отечества.(стр.94)

1


Защитники, пограничник, танкист, ракетчик, моряк

Принимать участие при подготовке праздников; усвоить значение знаменательных дат для человека. Уметь называть и показывать общественный транспорт. Знать правила поведения в общественном транспорте. Отвечать на вопросы.

6

Транспорт. Как вести себя в транспорте.

1


Автобус, трамвай, троллейбус, метро.

7

Женский день.(стр. 108)

1


Женский день, добрая, ласковая, красивая

9

Заводы и фабрики.(стр.106)

1



10

Практическое занятие. Обязанности дежурного (стр. 96)

1


Дежурный, поливает,вытирает,лейка, мел, тряпка




IV четверть –8 часов (8 недель)



№ п/п



Содержание программного материала

Количество

часов



Дата

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)


Словарь


Деятельность учащихся


Универсальные учебные действия (УУД)

1

Ранняя весна. Весенняя экскурсия.

1


Серый грязный, проталины. светит ярче.

Уметь называть весенние месяцы, перечислять признаки весны, знать о труде людей весной.

Уметь показывать на экскурсии признаки весны

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.


Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать предметы и находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаки


Коммуникативные УУД:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать

2

Весенние работы(стр.128)

1


Окапывает, сгребает, сажает, пересаживает.

3

Перелётные птицы.

1


Грачи, скворцы, журавли, жаворонки.

Знать и уметь различать перелётных и зимующих птиц

4

В магазине. Продукты питания. (стр. 120)

1


Магазин, продавец, покупатель, прилавок, ценник.

Рассматривать иллюстрации учебника, узнавать продукты по рисунку, знать правила поведения в магазине.

5

Наша страна. (стр.130)

1


Гимн, герб, флаг, Россия, Москва, столица, страна

Уметь называть страну и её столицу, различать символы.

7

День Победы(стр.144)

1


Война, враги, танкист, ракетчик, воевали, победа.

усвоить значение знаменательных дат для человека

8

На кухне. Как вести себя во время еды. (стр.136-140)

1


Кухня, посуда, завтракать, ужинать, обедать,

Уметь называть предметы кухонной утвари, знать правила поведения и личной гигиены на кухне.































Учебно-методический комплект:

1. А. Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Л.И. Тигранова .Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, I отделение. –М.,2003г.

2. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. Ознакомление с окружающим миром. Учебник для 1класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. – Москва «Просвещение» 2003.









Список литературы для учащихся:

  1. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Ознакомление с окружающим миром. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 вида. – М: «Просвещение», 2008



Пособия для учителя:

1. Титова М. О. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида; Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.





Учебно-методическое сопровождение:

• Раздаточный материал: индивидуальные карточки-задания, тесты.

• Изобразительные наглядные пособия: демонстрационные таблицы; рисунки, таблицы, схемы, схематичные рисунки, серии предметных и сюжетных картинок.



Учебное оборудование:

• Технические средства: ЗУА индивидуального пользования,компьютер,

• Учебно-практическое оборудование: доска с магнитной поверхностью, шкаф для хранения таблиц, карточек, раздаточного материала