— Выстави перед собой 12 счетных палочек: 10 — в верхний ряд и 2 — в нижний.
— Давай попробуем из 12 вычесть 4. (Запиши пример в тетрадь 12 – 4)
— Как можно вычесть 4? (Ответы детей.)
— Можно вычесть 4 по частям. Сначала вычтем 2, чтобы получилось 10. (Убери 2 палочки из нижнего ряда.)
— Сколько мы вычли из 12? Сколько осталось палочек? (Вычли 2 палочки, осталось 10 палочек). (В тетради запиши ниже: 12 — 2 = 10)
— А нам надо вычесть 4. Сколько еще палочек нужно убрать? (4 — это 2 и 2. Значит, надо убрать еще 2 палочки.)
(Дополни первую запись.)
(Затем убери еще 2 палочки и запиши: 12 — 2 — 2.)
— Сколько палочек осталось? (8.) — Как мы из 12 вычли 4? — Что обозначает эта запись?
— Почему сначала надо вычесть 2? Почему потом вычли еще 2?
— Составь из равенства 12 — 4 = 8 равенство на сложение. (8 + 4 = 12.)
— 12 — это 8 и сколько? (12 — это 8и 4.)
— Как найти первое слагаемое? (12 — 4 = 8.)
— Как найти второе слагаемое? (12 — 8 = 4.)
— Сделайте вывод: как можно вычесть число 4 из 12 разными способами? (Можно вычесть по частям или воспользоваться знанием состава числа 12.)
Работа по учебнику
— Рассмотри иллюстрацию на с. 80.
— Прочитай и объясни, как вычесть 5 из 12 первым способом. (Вычитаем по частям: сначала 2, останется 10, а потом еще 3, останется 7.)
— Прочитай и объясни второй способ решения.
— Что надо знать, чтобы пользоваться этим способом решения? (Состав числа и таблицу сложения.)
№ 1 (с. 80). (Устное выполнение.)
**№ 2(с. 81). (Устное выполнение с подробным комментированием.)
— Какими двумя способами можно из 13 вычесть 5? (Первый способ: сначала вычтем 3, чтобы получилось 10; 5 — это 3 и 2, осталось вычесть 2; теперь из 10 вычтем 2, получится 8. Второй способ: 13 — это 5 и 8. Значит, из 13 вычесть 5 — получится 8.)
(По аналогии разбираются остальные примеры.)
**№ 3(с. 81). (Устное выполнение.)
В тетрадь № 4 (с.81).
— Прочитай задачу. (Ниже даны две схемы.)
С. - 5 п.
Д. — ?, на 2 п. меньше.
— Какая схема подходит к задаче? — Запишите решение задачи самостоятельно.
*№ 6 (с. 81).
(Самостоятельное выполнение.)
Подведение итогов урока
— Какие новые вычислительные приемы мы разбирали сегодня на уроке? — Какой из способ вычитания тебе нравится?