Методические рекомендации
Как создать крепкую СЕМЬЮ
ДЕНЬ ОТЦА И ДЕНЬ МАТЕРИ
5- 7 классы
крепкая семья
21 октября 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме
«КАК СОЗДАТЬ КРПЕКУЮ СЕМЬЮ. ДЕНЬ ОТЦА И ДЕНЬ МАТЕРИ»
Цель занятия: расширение представлений о крепкой семье как ценности для каждого человека, понимание важности сохранения семейных ценностей и традиций, осознание собственного вклада в создание крепких и доверительных отношений в семье, осознание особой роли родителей в жизни каждого человека.
Формирующиеся ценности: крепкая семья.
Основные смыслы. Семья – это ценность для каждого человека. Крепкая семья – одна из традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Крепкая семья — это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки. Семья – это ответственность за благополучие своих близких.
Особая роль родителей – формирование у детей чувства безопасности, уверенности в себе и завтрашнем дне.
Партнёр занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого- педагогический университет», https://mgppu.ru
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- презентация.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Часть 1. Мотивационная
Учитель организует просмотр видеоанонса Айнутдиновой.
занятия от Полины
В мотивационной части занятия учитель организует с обучающимися беседу о значении семьи в жизни каждого человека и предлагает ребятам подобрать синонимы к понятию «крепкая» семья, такие как «дружная»,
«счастливая», «сплочённая» и пр. Это поможет школьникам лучше понять, что
делает семью крепкой и какие качества необходимы для её создания и поддержания.
Далее учитель предлагает ребятам выполнить игровое упражнение
«Поддержка». Цель выполнения данного задания состоит в том, чтобы
п о казат ь ученикам на п рак т ике, как важ н о и мет ь поддержку от д р у г их людей, особенно в трудные моменты. Э т о упражнение способствует развитию чувства командной работы и взаимопомощи, ч то является кл ю че в ы м и элементами крепких семейных отношений.
Часть 2. Основная
Основная часть занятия направлена на формирование у обучающихся понимания значения поддержки и взаимопомощи в семье - основных
составляющих крепкой и дружной семьи, а также осознание своей роли в будущей собственной семье.
Беседа начинается с вопроса учителя о личном вкладе ребят в
гармоничные отношения в своей семье. Учитель задает ребятам вопрос о том, какую они могут оказать поддержку своей семье: родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Важно построить разговор таким образом, чтобы обучающиеся назвали такие проявления поддержки в семье как:
- Чаще улыбаться своим родным и близким;
- Если близкий человек грустит – обнять его и сказать, как сильно вы его любите;
- Брать на себя определенные обязанности по дому;
- Откликаться на просьбы помочь что-то сделать;
- Говорить родным «я люблю тебя» как можно чаще;
- Больше времени проводить со своей семьей и пр.
В продолжение разговора о взаимоотношениях в семье учитель демонстрирует видеосюжет «Тарелки», разделив его на две части.
В первой части видеосюжета мама с сыном готовятся к приему гостей.
Они накрывают на стол, и мама просит сына быть аккуратным с бабушкиным сервизом. Но неожиданно он роняет стопку тарелок, и они разбиваются. Сын
очень расстроен и боится реакции мамы.
Остановив демонстрацию видеосюжета, учитель предлагает ребятам придумать как могут разворачиваться события дальше. Как может отреагировать мама на то, что сын разбил тарелки из бабушкиного сервиза?
Во второй части видеосюжета мама подходит к сыну, который собирает на полу осколки от разбившихся тарелок. Она смотрит на него с мягкостью и говорит ему: «Хорошо, что ты не порезался», затем целует его. Сын улыбается в ответ.
После просмотра видеосюжета «Тарелки», учитель просит ребят высказать свое мнение о том, какое правило крепкой семьи проявляется в реакции мамы на ситуацию, когда сын разбил тарелки из бабушкиного сервиза. Затем учитель подводит итоги обсуждения, подчеркивая, что бережное отношение к чувствам других людей и осознание влияния своих действий и слов на эмоциональное состояние близких являются важным аспектом крепких семейных отношений.
В целях формирования у обучающихся понимания значимости вклада каждого члена семьи в создание крепких семейных отношений учитель
предлагает ребятам творческое задание – придумать для каждого члена семьи
«волшебную суперсилу», которая помогает семье стать крепче. Можно привести такие примеры: мама может обладать суперсилой поддержки, папа
— суперсилой защиты, дедушка — мудростью и пр.
На этом этапе занятия учитель организует групповую работу обучающихся (3 группы).
Участие в выполнении данного задания, а также анализ его результатов
способствует пониманию обучающимися того, что каждый человек в семье играет свою уникальную роль и вносит свой вклад в общее благополучие.
Далее учитель демонстрирует видеообращение федерального спикера и организует обсуждение основных моментов выступления.
Чтобы подчеркнуть роли отца и матери в семье, учитель предлагает школьникам поразмышлять о том, каким отцом или матерью они хотели бы
стать в будущем. Это поможет сформировать более осознанное отношение к семейным обязанностям, своей роли в будущей собственной семье. Важно, чтобы представлениями о своей будущей семье поделились с классом только
желающие.
Часть 3. Заключительная
В заключительной части занятия учитель напоминает ребятам о праздновании Дня отца и Дня матери, и просит их высказать слова
благодарности и признательности своим родителям. Это поможет ребятам
понять значение роли родителей в жизни человека и стимулирует развитие более глубоких и искренних отношений внутри семьи.
В завершение занятия учитель напоминает школьникам, что понятие
«крепкая семья» входит в число традиционных российских ценностей, а 2024
год Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина объявлен Годом семьи.
Занятие завершается гимном Года семьи (демонстрация видеоролика).
ПОСТРАЗГОВОР
Просмотр короткометражного фильма Движения Первых «День Отца». Организация и проведение выставки рисунков «Моя будущая семья».
Создание интерактивной газеты «Наш класс – одна большая дружная семья».
Фотовыставка «Наш семейный альбом» (с рассказами о членах семьи на фотографиях).
Коллаж семейных традиций.
Мини- сочинение «Мой брат (моя сестра) – лучший друг». Создание копилки игр для всей семьи.
Конкурс фотографий «Вся семья вместе – так и душа на месте».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Литература. Л.Н. Толстой. Повесть «Детство», А. П. Чехов. «Мальчики», М. М. Зощенко. «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча», В. П. Астафьев. Рассказ
«Васюткино озеро», А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».Стихотворения
отечественных поэтов начала ХХ века, например, С.А. Есенин «Я снова здесь, в семье родной...».
История. Культурное пространство XVI–XVII вв. Домострой. Семья и семейные отношения.
Обществознание . Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и
общества. Важность семьи в жизни человека, общества и государства.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Материалы Президентской библиотеки «О семейных традициях народов России» https://www.prlib.ru/news/1334905 . Всероссийский семейный форум
«Родные – Любимые» https://vk.com/rodnye_lybimye
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность родителям, бабушкам, дедушкам за любовь, заботу, внимание и поддержку, за пример крепких семейных отношений.