СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

932 от 25.05.20 Внешняя политика РФ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте материал и выполните задания (2 таблицы)

Просмотр содержимого документа
«932 от 25.05.20 Внешняя политика РФ»

ПР« Цели и задачи внешнеполитической линии РФ. Россия на постсоветском пространстве.»

Внешняя политика России — взаимоотношения России с другими странами. Определяется президентом России и осуществляется министерством иностранных дел.

Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами — членами ООН. Международное сообщество признало Россию государством-продолжателем СССР. Это означает, что, с международно-правовой точки зрения, Россия и СССР — одно и то же государство

Из государств — членов ООН Российская Федерация прекратила дипломатические отношения с Грузией (прекращены 2 сентября 2008)

Внешняя политика

Взаимоотношение с другими государствами и странами в интересах собственного государства или страны; общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.

Основные принципы МП были зафиксированы в Уставе ООН(1945), Декларации о прин­ципах МП, касающихся дружественных отношений и со­трудничества между государствами в соответствии с Ус­тавом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г.

Принцип неприменения силы

Устав ООН установил цель: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооружен­ные силы применяются не иначе как в общих интересах.

Принцип мирного разрешения споров

Каждое госу­дарство разрешает свои межд. споры с другими государ­ствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе межд. мир, безопасность и спра­ведливость.

Принцип уважения прав человека

ст. 55 Устава: «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной заня­тости населения и условиям экономического и социаль­ного прогресса и развития... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...». Этот принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о гражданских и политических правах, другой - об экономических, социальных и культурных правах.

Принцип суверенного равенства

  Государства обя­заны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Все государства облада­ют равными основными правами и обязанностями.

Принцип невмешательства

В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутрен­нюю компетенцию любого государства». Указанное за­прещение распространяется на действия любых других участников межд. общения.

Принцип территориальной целостности

  Террито­рия служит материальной основой государства, являет­ся необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенно­сти государств.

Принцип нерушимости границ

Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее приме­нения с целью нарушения существующих межд. границ другого государства или в качестве средства разреше­ния межд. споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Принцип равноправия и самоопределения народов

Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осу­ществлять свое экономическое, социальное и культур­ное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.

Принцип сотрудничества

Принцип обязывает госу­дарства сотрудничать друг с другом независимо от раз­личий их систем. Основные направления сотрудничест­ва: поддержание мира и безопасности; всеобщее уваже­ние прав человека; осуществление межд. отношений в различных областях.

Принцип добросовестного выполнения обяза­тельств по межд. праву 

 Принцип добросовестного выполнения обяза­тельств по межд. праву закрепил соглашение госу­дарств о признании юридической силы за нормами МП.

Концепция внешней политики РФ (12 июля 2008 года)- система взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России. Дополняет Концепцию 2000 года. Признает неуклонное соблюдение целей и принципов, зафиксированных в Уставе ООН.

  1. Обеспечение надежной безопасности страны, со­хранение и укрепление ее суверенитета и терри­ториальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наиболь­шей мере отвечают интересам Российской феде­рации

  2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и де­мократического миропорядка, строящегося на об­щепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами

  3. Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобра­зований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека

  4. Формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфлик­тов прилегающих к Российской Федерации ре­гионов

  5. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, опре­деляемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия

  6. Всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом

  7. Содействие позитивному восприятию Российской
    Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Два подхода (политический и экономический) внешнеполитического курса


Первый подход ориентирован на самоутвержде­ние России через усиление ее влияния на мировые по­литические процессы, повышение ее «силового» авто­ритета.




Утверждаться и поддерживаться путем укрепления своего военно-политического авторитета, противоборства с существующими международными силовыми центрами, создания собственного центра силы совместно со странами СНГ и другими государствами, преимущественно азиатскими.

Второй подход связан с решением ее внут­ренних проблем

Совершенствование экономического развития страны, в увеличении ее доли в мировой экономике, повыше­нии конкурентоспособности наших товаров на миро­вом рынке, укреплении хозяйственных и торговых связей с другими государствами. Это объективно будет повышать престиж нашей страны, ее между­народный авторитет.



Вопросы и задания:

  1. На каких принципах строиться внешняя политика России? Кто ее определяет и кем она осуществляется?

  2. Когда была определена концепция внешней политики России? Что она из себя представляет?

  3. Ваше мнение о двух подходах внешнеполитического курса РФ.(Оформите тезисы по указанным вопросам)



Основные задачи внешнеполитического курса РФ

В области укрепления международной безопасно­сти 

Снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональ­ной стабильности.


Выполнение взятых обя­зательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений


Участие в разработке и заключении новых догово­ренностей, отвечающих национальным интере­сам России, и интересам безопасности других государств


В последние годы реальную опасность для мирового содружества представляют собой два фактора — меж­дународный терроризм и незаконный оборот наркоти­ков.



Россия ставит перед собой как важнейшую внеш­неполитическую задачу бороться всеми средствами против этих зол, способных дестабилизировать обста­новку не только в отдельных государствах, но и в це­лых регионах.


В области международных экономических отно­шений

Главным приоритетом российской внешней политики является содействие развитию националь­ной экономики, которое в условиях глобализации не­мыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей

.

Для достижения этой цели наше государство будет обеспечивать благопри­ятные внешние условия для формирования в стране экономики рыночного типа;

способствовать формиро­ванию справедливой международной торговой систе­мы.


Содействовать расширению отечественного экс­порта и рационализации импорта в страну; содейство­вать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики


Приводить обслуживание рос­сийского внешнего долга в соответствие с реальны­ми возможностями страны; формировать комплекс­ную систему российского законодательства и между­народную договорно-правовую базу в экономической сфере.

В области информационного сопровождения

Своей внешнеполитической деятельности важной задачей Россия считает доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях Россий­ской Федерации. Также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества, ши­рокое разъяснение за рубежом сути нашей внутрен­ней политики, происходящих в стране социальных процессов.

Региональные приоритеты

 Первым из них называется обеспечение многостороннего и двусто­роннего сотрудничества с государствами — участни­ками Содружества Независимых Государств.


Важнейшей составляющей этого сотрудничества является развитие стратегического партнерства, в ко­тором бы учитывались интересы национальной безо­пасности России, равно как и других государств СНГ, в том числе в рамках Договора о коллективной безо­пасности.

Россия стремится наращивать совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.

Своей внешнеполитической деятельностью Россия будет спо­собствовать развитию экономического сотрудничества со странами СНГ на основе взаимной выгоды.


Традиционным приоритетным направлением внеш­ней политики России является ее отношение с евро­пейскими государствами. Главная цель на этом направ­лении — создание стабильной системы общеевропейс­кой безопасности и сотрудничества.


Ключевое значение имеют отношения России с Европейским союзом (ЕС). Процессы, происходящие в ЕС, в растущей степени влияют на динамику ситуации в целом в Европе. Это: расширение самого союза за счет вступления в него новых государств, переход к единой валюте, реформирование общих политических и экономических институтов, становление общей внеш­ней политики стран Евросоюза и общей системы безо­пасности. Строя отношения с Европейским союзом в целом и отдельными странами — его членами, Россия Центральная и Южная Америка. Особое место в рос­сийской внешней политике занимает Ближний Вос­ток, включая зону Персидского залива и Северную Африку.





Вопросы и задания:

  1. Укажите две ведущие задачи в укреплении международной безопасности?

  2. Какие направления в области международных экономических отношений являются приоритетными для РФ?

  3. Какие задачи определены Россией в области информационного сопровождения?

  4. Какие регионы включены в зону международного сотрудничества и в чем это сотрудничество выражается? (Оформите тезисы по указанным вопросам)

Практическая часть: пользуясь интернет-ресурсом заполните таблицы:

Постсоветское пространство, также известное как страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего — стран, никогда не входивших в СССР) — все независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза во время и после его распада в 1991 году.

Страна

Провозглашение независимости и выход из состава СССР (дата)

Принятие Конституции

Форма правления

Глава государства

Украина




Белоруссия




Молдова







….










….

Всего 14 государств

(см: СНГ и список государств, не вошедших в СНГ)








Россия и Международные организации

Название организации

Год создания

Состав

Назначение

СНГ




Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество





ОДКБ




ОЧЭС




Болонская группа




ОИС




Таможенный союз ЕАЭС





Союзное государство России и Беларуси 





СДВ




Тюркский совет




(ШОС)




(АТЭС)





БРИКС




АТПФ




ОБСЕ




ВТО




МБРР




ГУАМ




ЕАЭС, или ЕВРАЗЭС.




Большая двадцатка

G20




Большая семёрка, G7





ОПЕК




ООН






Вывод: В каких организациях Россия играет ведущую роль? Чем она определяется?

В какие организации Россия не входит? Но именно эти организации вносят значимый вклад в систему международных отношений? Каковы возможные перспективы присутствия России в этих организациях, на ваш взгляд?