ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО с методическим советом директор школы-интерната
учителей трудового обучения и СБО школы-интерната ____________ Н.В. Лобанова
Протокол №1 от 27.08.2020 г Протокол №1 от 27.08.2020 г. « 31 » августа 2020 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительная деятельность»
5 б класс
Составитель Е.Е.Мелякова
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Нормы Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГКОУ РО Донецкой школы – интерната;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
примерная программа для 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой – 2013 г.
Целью обучения является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи:
развитие интереса к изобразительной деятельности,
формирование умений пользоваться инструментами,
обучение доступным приемам работы с различными материалами,
обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,
развитие художественно - творческих способностей, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительной памяти,
умение замечать прекрасное в окружающем мире,
формирование у детей наглядно-образного и логического мышления.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Актуальность занятий по аппликации и лепке в том, что ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Используемые техники делают работы детей выразительнее, богаче по содержанию.
Для развития осмысленной деятельности детей проводится систематическая работа по формированию самостоятельности при выполнении заданий. Только при этом условии умственно отсталые дети могут перейти на уровень сюжетной и тематической лепки и аппликации, выполнения заданий по собственному замыслу и оказываются в состоянии самостоятельно передавать целостное изображение со всеми его свойствами. Особенностями курса также являются: сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками изобразительной деятельности.
«Изобразительная деятельность» как систематический курс представлена 2 разделами: «Лепка» и «Аппликация».
Содержание предмета.
Лепка.
Различение пластичных материалов и их свойств, различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами. Разминание пластилина, теста, глины, раскатывание теста, глины скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска, откручивание кусочка материала от целого куска, отщипывание кусочка материала от целого куска, отрезание кусочка материала стекой. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках), получение формы путем выдавливания формочкой, вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо, закручивание колбаски в жгутик, переплетение колбасок (плетение из 2-х колбасок, плетение из 3-х колбасок), проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами), скручивание колбаски, лепешки, полоски, защипывание краев детали. Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей. Оформление изделия (выполнение отпечатка, нанесение на изделие декоративного материала, дополнение изделия мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка). Декоративная лепка изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического). Лепка нескольких предметов (объектов), объединённых сюжетом.
Аппликация.
Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Сминание бумаги. Разрывание бумаги заданной формы, размера. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности). Выкалывание шилом по контуру. Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой). Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации (придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Класс 5 класс
Количество часов в неделю 2 часа
Итого в год 62 часа
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в классе;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация:
разминание, отщипывание и размазывание пластилина по шаблону,
сминание бумаги,
разрезание листа бумаги по прямым линиям, по контуру,
следование предложенному учителем порядку действий при работе
Интерес обучающегося к доступным видам изобразительной деятельности: лепка, аппликация.
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, аппликация) по назначению.
5.Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьника, общая эрудиция | Беседа, наблюдение |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, разделу программы | Диагностические задания: опросы, самостоятельные работы, карточки, прописи - раскраски. |
Коррекция | Ликвидация пробелов | Наблюдение, консультация |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач | Контрольный опрос за курс учебного года |
6.Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение учебного предмета.
Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
расходные материалы: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы , шило, коврики, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.;
натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; изделия из глины;
альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
7. Тематическое планирование по учебному предмету
№ темы | Раздел | Общее количество часов по программе | Содержание, виды деятельности |
1 | Аппликация | 37 | Сминание бумаги. Разрывание бумаги заданной формы, размера. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности). Выкалывание шилом по контуру. Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. |
2 | Лепка | 28 | Разминание пластилина, теста, глины, раскатывание теста, глины скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска, откручивание кусочка материала от целого куска, отщипывание кусочка материала от целого куска, отрезание кусочка материала стекой. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках), получение формы путем выдавливания формочкой, вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо, закручивание колбаски в жгутик, переплетение колбасок (плетение из 2-х колбасок, плетение из 3-х колбасок), проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами), скручивание колбаски, лепешки, полоски, защипывание краев детали. Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием). |
| Итого | 65 |
8.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Мониторинг |
1 четверть 15 часов |
Лепка 15 часов |
1 | Приемы работы с пластилином: разминание | 1 | 02.09 | |
2 | Приемы работы с пластилином: раскатывание | 1 | 07.09 | |
3 | Приемы работы с пластилином:откручивание | 1 | 09.09 | |
4 | Приемы работы с пластилином: отщипывание | 1 | 14.09 | |
5 | Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) | 1 | 16.09 | |
6 | Лепка «Зонтик» (пластилинография, размазывание) | 1 | 21.09 | |
7 | Катание колбаски (на доске) | 1 | 23.09 | |
8 | Катание колбаски (в руках) | 1 | 28.09 | |
9-10 | Лепка «Грибы на поляне». | 2 | 30.09 05.10 | Практическая работа |
11 | Катание шарика (на доске) | 1 | 07.10 | |
12 | Катание шарика (в руках), | 1 | 12.10 | |
13-14 | Лепка «Веточка рябины» | 2 | 14.10 19.10 | Практическая работа |
15 | Лепка с использованием приема расплющивания пластилина (лепешки, печенья) | 1 | 21.10 | |
2 четверть 15 часов |
Аппликация 15 часов |
16 | Правила работы с бумагой, ножницами, клеем | 1 | 02.11 | |
17 | Виды и цвет бумаги | 1 | 09.11 | |
18 | Элементарные действия с бумагой (сгибание) | 1 | 11.11 | |
19 | Элементарные действия с бумагой (разрывание) | 1 | 16.11 | |
20 | Элементарные действия с бумагой (складывание бумажного цилиндра) | 1 | 18.11 | |
21-22 | Аппликация из простых геометрических форм «Дома на нашей улице» | 2 | 23.11 25.11 | Практическая работа |
23-24 | Аппликация из простых геометрических форм «Автобус» | 2 | 30.11 02.12 | Практическая работа |
25-26 | Аппликация из простых геометрических форм «Зоопарк» | 4 | 07.12 09.12 14.12 16.12 | Практическая работа |
27-30 | Аппликация из простых геометрических форм «Елка» | 2 | 21.12 23.12 | Практическая работа |
3 четверть 19 часов |
Лепка 8 часов |
31 | Катание шарика на доске (в руках). | 1 | 11.01 | |
32 -33 | Лепка обьектов, состоящих из нескольких частей (пирамидка из шаров) | 2 | 13.01 18.01 | |
34 -35 | Лепка объектов, состоящих из нескольких частей ( снеговик) | 2 | 20.01 25.01 | |
36-38 | Лепка «Крендельки, баранки». | 2 | 27.01 01.02 | Практическая работа |
38 | Лепка «Красивые птички» | 1 | 03.02 | Практическая работа |
Аппликация 11 часов |
39-41 | Аппликация «Машины едут по улице» (Коллективная работа) | 3 | 08.02 10.02 15.02 | Практическая работа |
42- 43 | Аппликация «Поздравление с днем защитника Отечества» | 2 | 17.02 22.02 | Практическая работа |
-44 | Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» | 2 | 24.02 01.03 | Практическая работа |
45-46 | Аппликация «Фрукты на блюде» | 2 | 03.03 10.03 | Практическая работа |
47-49 | Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» (Коллективная композиция) | 2 | 15.03 17.03 | Практическая работа |
4 четверть 16 часов |
Аппликации 11часов |
50-51 | Аппликация «Дерево» | 2 | 29.03 31.03 | Практическая работа |
52-53 | Аппликации «Скворцы прилетели» | 2 | 05.04 07.04 | Практическая работа |
54-55 | Аппликации «Бабочка» | 2 | 12.04 14.04 | Практическая работа |
56-57 | Аппликация «Сказочная птица» | 2 | 19.04 21.04 | Практическая работа |
58-60 | Поздравительная открытка ко Дню Победы. | 3 | 26.04 28.04 05.05 | Практическая работа |
Лепка 5 часов |
61-65 | Лепка «Угощение к чаю» | 5 | 12.05 17.05 19.05 24.05 26.05 | Практическая работа |