Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено на методическом объединении» Протокол № _1_ от «_29_» _августа_2016 г. | «Согласовано» зам.директора по УВР «_29_» __августа_2016 г. | «Утверждаю» директор школы приказ № _ от « _29_» __августа_2016 г. |
Адаптированная рабочая программа
по окружающему миру
для обучающегося индивидуального обучения
по адаптированной общеобразовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
2 класс
Составил: Бессонова Ольга Васильевна
Учитель начальных классов
Пояснительная записка
Учебный план для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам составлен на основании следующих нормативных документов:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений, введённый приказом Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями на 01.02.2012 года);
Письмо Министерства образования № 17-253-6 от 14.11.1988 г. «Об индивидуальном обучении больных детей»;
Постановление Правительства РФ № 245 от 29.03.2014 года «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры № 1046 от 31.08.2012 г. «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011 г. № 706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты – Мансийского автономного округа - Югры»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры № 1057 от 07.09.2012 г. «Об утверждении примерных учебных планов для детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому по полной общеобразовательной, специальной (коррекционной) и индивидуальной программе в общеобразовательных учреждениях Ханты – Мансийского автономного округа - Югры»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 1042 от 08.08.2014 года «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории ХМАО-Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 5-нп от 08.05.2014 года «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».
Программ «Живой мир» авт. Матвеева Н.Б. (см. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-IV классов» Под ред. И.М. Бгажноковой – С-П «Просвещение», 2008).
Дисциплина «Окружающий мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Содержание данного предмета включает в себя разделы: «Сезонные изменения в природе», «Неживая природа», «Живая природа», «Повторение».
Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи неживой и живой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
Сформировать знания учащихся о природе своего края.
Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Содержание программы и уроки по предмету «Живой мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы.
Учащиеся 2 класса должны усвоить следующие базовые представления:
- о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;
- о растениях сада и огорода, их отличии;
- о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;
- о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;
- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Должны уметь практически применять следующие знания:
1 уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.
2 уровень:
-называть изученные объекты и явления;
-различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений;
-ухаживать за комнатными растениями;
-различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
-различать изученных диких и домашних животных, рыб;
-различать признаки времён года;
Выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Формы организации образовательного процесса (индивидуальная)
Технологии обучения (игровая, здоровье-сберегающая,)
Виды и формы контроля (устный опрос, тестирование)
Место учебного курса "Окружающий мир" в учебном плане.
В учебном плане на изучение предмета "Окружающий мир"во 2-м классе отводится 2 час в неделю, всего 68 часов
Содержание программы.
Виды программного материала | Кол-во часов | в том числе | |
теория | практика | экскур- сии |
Долгота дня | 3 | 3 | | |
Сезонные изменения в природе | 23 | 16 | - | 7 |
Вода | 3 | 2 | 1 | |
Растения | 11 | 8 | 3 | |
Животные | 9 | 9 | | |
Человек | 15 | 8 | 7 | |
Повторение | 4 | 4 | | |
Итого за год | 68 | 50 | 11 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Программный материал | Кол-во часов | Календ сроки | Виды работ | Общеучебные умения и навыки | Коррекционные задачи | Словарная работа | Оборудование |
| Сезонные изменения в природе |
1 | Знакомство с учебником, разделом учебника. Влияние солнца на смену времен года. Сутки | 1 | 2.09 | | Познакомить с влиянием солнца на смену времен года. Знать названия времен года, части суток Объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы | | | с.3-6 |
2 | Долгота дня летом | 1 | 7.09 | | формирование представлений о времени года осень, опираясь на причину смены, выявляя следствия | | | с.7 |
3 | Долгота дня зимой | 1 | 9.09 | | формированию представлений о времени года осень, опираясь на причину смены, выявляя следствия | | | с.8 |
| Сезонные изменения в природе осенью |
4 | Сентябрь – начало осени | 1 | 14.09 | | Знать об изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека осенью, названия осенних месяцев Уметь различать признаки времени года – осень, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы | | | с.9-11 |
5 | Экскурсия | 1 | 16.09 | | Учимся наблюдению за состоянием природы (холод, небо, земля) | | | |
6 | Деревья летом и осенью | 1 | 21.09 | | | | | с.11-12 |
7 | Животные осенью: подготовка к зиме | 1 | 23.09 | | | | | с.13-14 |
8 | Занятия людей осенью | 1 | 28.09 | | | | | с.15-16 |
| Неживая природа |
9 | Вода. Свойства воды. Практическая работа | 1 | 30.09 | | Познакомить учащихся со свойствами воды, ее значением для жизни живых организмов | | | с.34-36 |
10 | Вода горячая, холодная. | 1 | 5.10 | | Знать простейшие свойства воды, ее значение для жизни растений, животных, человека | | | с.37-38 |
11 | Вода в природе | 1 | 7.10 | | Уметь правильно называть изученные объекты, явления | | | с.39-40 |
12 | Значение воды для человека, растений, животных | 1 | 12.10 | | | | | с.41 |
| Живая природа |
13 | Комнатные растения | 1 | 14.10 | | Уметь различать 3-4 комнатных растения, их строение | | | с.44 |
14 | Части растений | 1 | 19.10 | | Продолжить формирование представлений о строении растений; познакомить с приспособлением растений к разным условиям жизни на примере комнатных растений; выявить значение для растений света, тепла | | | с.45-48 |
15 | Жизнь растений | 1 | 21.10 | | | | с.49-50 |
16 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые | 1 | 26.10 | | | | с.51 |
17 | Светолюбивые и тенелюбивые растения | 1 | 09.11 | | | | с.52 |
18 | Уход за комнатными растениями. Практическая работа | 1 | 11.11 | | Уметь осуществлять уход за комнатными растениями; | | | с.53 |
| Сезонные изменения зимой |
19 | Сезонные изменения. Зима | 1 | 16.11 | | формированию представлений о зиме как времени года, опираясь на причину смены, выявляя следствие Уметь различать признаки времени года – зима, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы | | | с.17 |
20 | Деревья зимой. Экскурсия | 1 | 18.11 | | | | |
21 | Составление рассказа «Выпал снег» на основе наблюдений | 1 | 23.11 | | | | с.18 |
22 | Дикие животные зимой | 1 | 25.11 | | Знать об изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека зимой; названия зимних месяцев | | | с.19 |
23 | Занятия людей зимой | 1 | 30.11 | | | | с.20 |
24 | Метель | 1 | 02.12 | | | | | с.21 |
| Живая природа |
25 | Огород. Овощи | 1 | 07.12 | | | | | с.54-55 |
26 | Овощи: использование человеком. Практическая работа | 1 | 07.12 | | Знать растения сада и огорода, их отличия, значение воды, тепла, света в жизни растений, различать распространенные овощи и фрукты, объяснять, лее они растут, как используются человеком | | | с.56-57 |
27 | Сад. Фрукты | 1 | 14.12 | | | | с.58-59 |
28 | Фрукты: использование человеком | 1 | 16.12 | | | | с.60-61 |
29 | Уход за растениями сада и огорода | 1 | 21.12 | | | | с.62 |
30 | Животные дикие и домашние | 1 | 23.12 | | Знать о разнообразии животного мира: образе жизни, повадках диких и домашних животных Формировать понятие «дикие животные» и «домашние животные»; учить учащихся находить сходство и различие в строении, повадках, образе жизни животного, показать значение животного для человека Уметь различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни | | | С.63 |
31 | Сравнение кошки и рыси | 1 | 28.12 | | | | С.64-66 |
32 | Домашние животные: кошка | 1 | 30.12 | | | | С.67 |
33 | Сравнение собаки и волка | 1 | 11.01 | | | | С.68-70 |
34 | Домашние животные: собака - друг человека | 1 | 13.01 | | | | С.71-72 |
35 | Рыбы (строение, места обитания) | 1 | 18.01 | | | | С.73 |
36 | Как растет рыбка. | | 20.01 | | | | С.75 |
37 | Рыбы: использование человеком | | 25.01 | | | | С.76 |
| Человек |
38 | Гигиена тела человека | | 27.07 | | Формировать представления о жизни, правильном образе жизни, пищеварительной системе человека, а также основах здорового питания Знать о роли питания в жизни человека, гигиенических правилах Уметь выполнять элементарные гигиенические правила | | | С.77 |
39 | Зубы, ротовая полость. Практическая работа | | 01.02 | | | | презентация |
40 | Органы пищеварения | | 03.02 | | | | С.79-80 |
41 | Правильное питание | | 08.02 | | | | С. 81-82 |
42 | Правильное питание | | 10.02 | | | | С. 83-85 |
43 | Правила питания | | 15.02 | | | | с.88-89 |
44 | Профилактика отравлений | | 17.02 | | | | | С.90-91 |
45 | Одежда. Классификация | | 22.02 | | | | | |
46 | Одежда. Детали одежды | | 24.02 | | | | | |
47 | Уход за одеждой. Гигиена тела. Практическая работа | | 29.02 | | | | | |
48 | Обувь. Классификация | | 02.03 | | | | | |
49 | Уход за обувью. Гигиена тела. Практическая работа | | 07.03 | | | | | |
50 | Закаливание | | 09.03 | | | | | |
51 | Семья | | 14.03 | | | | | |
| Сезонные изменения весной и летом |
52 | Сезонные изменения. «Весна идет». Экскурсия | | 16.03 | | | | | |
53 | Таяние снега, ручьи | | 28.03 | | Продолжить работу по формированию представлений о времени года – весна, опираясь на причину смены, выявляя следствие Уметь различать признаки времени года – весна, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы Знать об изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека весной | | | с.22-23 |
54 | Сезонные изменения в природе. Капель. Экскурсия | | 30.03 | | | | |
55 | Описание состояния природы весной | | 04.04 | | | | |
56 | Деревья весной | | 06.04 | | | | с.24-25 |
57 | Первоцветы: мать-и-мачеха. Экскурсия | | 11.04 | | | | |
58 | Животные весной | | 13.04 | | | | С.26 |
59 | Труд людей в весенний период | | 18.04 | | | | С.27 |
60 | Сезонные изменения. Лето | | 20.04 | | | | | С.30 |
61 | Деревья летом. Экскурсия | | 25.04 | | | | | |
62 | Дикие животные летом | | 27.04 | | | | | С.31 |
63 | Занятия людей летом | | 11.05 | | | | | С.32-33 |
64 | Обобщение темы сезонные изменения в природе. | | 16.05 | | Актуализировать и привести в систему знания учащихся, полученные за год Уметь применять полученные знания на практике | | | |
65 | Повторение темы «Вода» | | 18.05 | | | | |
66 | Повторение темы «Растения» | | 23.05 | | | | |
67 | Повторение темы «Животные» | | 25.05 | | | | |
68 | Повторение темы "Человек" | | 30.05 | | | | |
Методическое обеспечение по предмету:
Учебная программа по предмету | Учебник | Учебные пособия | Методические пособия |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов. Научный рук-ль – И.М. Бгажнокова. С-П, «Просвещение» 2011г. | Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. «Живой мир» Просвещение, 2012г. | Опорные слова по темам. Иллюстративный материал. Таблицы. | Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» Учебник для 1 класса в 2 частях, рабочая тетрадь и тесты к данному учебнику. Москва, 2008 Клепинина З.А. «Природоведение».2 класс. Москва, 1989 Электронный учебник |