СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Окружающий природный мир» на 2017-2018 учебный год (вариант 2), 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Окружающий природный мир» на 2017-2018 учебный год (вариант 2), 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа ст. Советской Советского района

Ростовской области





«Утверждаю»

директор МБОУ Советской СОШ

_____________ Т.Н. Емельяненко

приказ № 145 от 31.08.2017 г.






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

«Окружающий природный мир»

на 2017-2018 учебный год

(вариант 2)



Уровень образования (класс) основное общее, 5 класс

Общее количество часов 34

количество часов в неделю 1

Социальный педагог Чижик Ольга Петровна

Квалификационная категория первая


Программа разработана на основе:

«Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт–Петербург, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.




2017 год

Требования к уровню подготовки учащихся.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2, разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ,

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

- приказа Минобразования России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- приказа Минобразования России от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ст. Советской Советского района Ростовской области (приказ № 112 от 26.06.2017г.);

- учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2017-2018 учебный год в рамках реализации БУП – 2004;

- годового календарного учебного графика МБОУ Советской СОШ на 2017-2018 учебный год;

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2);

- «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт–Петербург, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.


Особенности коррекционно-развивающей работы с ребенком по данной программе рассматриваются в соответствии с диагнозом «тяжелая умственная отсталость» (F-72).

Разработка программы основана на понимании того, что дети этой нозологической группы обучаемы только в специально созданных условиях для обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

Для детей со сложной структурой дефекта характерно наличие тяжелых и множественных нарушений развития: нарушения интеллекта в тяжелой степени, сочетающиеся с нарушениями в двигательной сфере, сенсорные нарушения.

Для данного ребенка характерны следующие особенности, которые учитывались при разработке программы обучения и выстраивания логики занятий:

  1. снижение общего уровня активности, быстрая утомляемость;

  2. снижение темпа переработки информации;

  3. сужение сферы интересов (исследовательская активность в основном направлена на поиск значимых ощущений), недостаток сенсорного опыта;

  4. отставание в формировании высших психических функций, носящее тотальный характер;

  5. грубые нарушения речевого развития (собственная речь – на уровне звукокомплексов и отдельных вокализаций);

  6. трудности освоения деятельности, обусловленные органическими поражениями. С трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: различения и идентификации, группировки и обобщения, сравнения, анализа; детям с тяжелыми множественными нарушениями недоступен осознанный выбор адекватного способа действия; перенос усвоенного приема и т.п. Они не могут организовать свою деятельность без опоры на помощь взрослого, на образец; не могут применить на практике даже имеющиеся элементарные знания. У многих детей деятельность не сформирована, либо имеет место узкий репертуар операций, связанных с аутостимуляциями; не сформированы навыки самообслуживания. Исходя из этого, данному ребенку в процессе реализации навыка требуется организующая помощь со стороны взрослого.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и опыта воспитательной и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость.

При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности ребенка.

Основной организационной формой обучения по предмету «Окружающий природный мир» являются индивидуальные уроки учителя с ребенком. Успешное усвоение программы предполагает неоднократное повторение, закрепление сформированных умений в игре, на прогулке, в повседневной жизни, в режимных процессах.

Кроме того, обучение осуществляется при использовании индивидуального подхода к ребенку, с учетом характера его дефекта, особенностей личностного развития, имеющимся жизненным опытом.

Важным условием является создание доступной среды (понятность, предсказуемость обстановки для ребенка, многократное повторение, достаточное время, темп событий, дополнительные средства коммуникации и др.).

Обучение детей по предмету «Окружающий природный мир» предполагает наличие разнообразного оборудования для занятий: дидактических, предметных картинок, сюжетных картин, предметов, игрушек, материалов (песок, вода, природный материал, пластилин) и др.

Обучение носит наглядно-действенный характер. Учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются:

- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,

- формирование временных представлений,

- формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.

По окончании 5 класса дети в разной степени могут овладеть следующими умениями и навыками:

- иметь представление о явлениях и объектах неживой природы , смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе;

- уметь адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»


Название разделов. Темы

Кол-во часов

1

Растительный мир.

13

2

Животный мир.

8

3

Объекты природы.

8

4

Временные представления.

5

Итого

34


Календарно-тематическое планирование по предмету

«Окружающий природный мир»


1 четверть- 8 ч.

№ п/п

Раздел. Тема.

Кол-во

часов

Дата

Прогнозируемый результат.

Контроль

план

факт

  1. Растительный мир.

1

Представление о растениях.

07.09


Иметь представление о растениях (дерево, куст, трава)

Беседа, наблюдение, карточки

2

Представление о деревьях.

14.09


Иметь представление о деревьях (берёза, дуб и др.)

Беседа, наблюдение, карточки

3

Представление о фруктах.

21.09


Иметь представление о фруктах (персик, абрикос)

Беседа, наблюдение, карточки

4

Представление об овощах.

28.09


Иметь представление об овощах (лук, картофель и др.)

Беседа, наблюдение, карточки

  1. Животный мир.


1

Представление о животных.


05.10


Иметь представление о животных

Беседа, наблюдение, карточки

2

Представление о домашних животных.

12.10


Иметь представление о домашних животных (корова, лошадь)

Беседа, наблюдение, карточки

  1. Объекты природы.

1

Представление о почве.

19.10


Иметь представление о почве

Беседа, наблюдение, карточки

2

Представление о воде.

26.10


Иметь представление о воде

Беседа, наблюдение


2 четверть - 8 ч.

№ п/п

Раздел. Тема.

Кол-во

часов

Дата

Прогнозируемый результат.

Контроль

план

факт

IV. Временные представления.

1.

Представление о погоде текущего дня.

09.11


Иметь представление о погоде

Беседа, наблюдение,

I.Растительный мир.

1

Представление о ягодах.

16.11


Иметь представление о ягодах (смородина и др.)

Беседа, наблюдение, карточки

2

Представление о грибах.

23.11


Иметь представление о грибах (шампиньон и др.)

Беседа, наблюдение, карточки

3

Представление о травянистых растениях.

30.11


Иметь представление о травянистых растениях (роза и др.)

Беседа, наблюдение, карточки

II.Животный мир.

1

Представление о диких животных.

07.12


Иметь представление о диких животных (кабан и др.)

Беседа, наблюдение, карточки

2

Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса.

14.12


Иметь представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь)

Беседа, наблюдение, карточки

III.Объекты природы.

1

Представление об огне.

21.12


Иметь представление об огне

Беседа, наблюдение

2

Представление о воздухе.

28.12


Иметь представление о воздухе

Беседа, наблюдение


3 четверть – 9 ч.

№ п/п

Раздел. Тема.

Кол-во

часов

Дата

Прогнозируемый результат.

Контроль

план

факт

IV.Временные представления.

1

Представление о времени года - зима.

18.01


Иметь представление о времени года - зиме

Беседа, наблюдение, карточки

  1. Растительный мир.

1

Представление о пряных травянистых растениях.

25.01


Иметь представление о травянистых растениях (петрушка, укроп)

Беседа, наблюдение, карточки

2

Представление о комнатных растениях.

Уход за комнатными растениями.


01.02


Иметь представление о комнатных растениях (фиалка)

Беседа, наблюдение, раскраска

Навык ухаживания за комнатными растениями (лейка, лопатка)

Беседа, наблюдение

3

Значение комнатных растений в жизни человека.

08.02


Иметь представление о значении комнатных растений в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении)

Беседа

  1. Животный мир.

1

Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса.

15.02


Иметь представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд)

Беседа, наблюдение, карточки

2

Представление о домашних птицах.

22.02


Иметь представление о домашних птицах (утка, гусь)

Беседа, наблюдение, карточки

  1. Объекты природы.

1

Представление о земле и небе.

01.03


Иметь представление о земле и небе

Беседа, наблюдение

2

Представление о реке.


15.03


Иметь представление о реке (река Волга, река Куртлак, река Дон)

Беседа, наблюдение, фотографии

  1. Временные представления.

1

Представление о времени года – весна.

22.03


Иметь представление о времени года - весна

Беседа, наблюдение, карточки

4 четверть – 9 ч.

№ п/п

Раздел. Тема.

Кол-во

часов

Дата

Прогнозируемый результат.

Контроль

план

факт

  1. Растительный мир.

1

Представление о зерновых культурах.

05.04


Иметь представление о зерновых культурах (пшеница)

Беседа, наблюдение, карточки

2

Различение растений природных зон холодного пояса.

12.04


Иметь представление о растениях природных зон холодного пояса (мох)

Беседа, наблюдение, карточки

3

Различение растений природных зон жаркого пояса.

19.04


Иметь представление о растениях природных зон жаркого пояса (пальма)

Беседа, наблюдение, карточки

  1. Животный мир.

1

Представление о перелетных птицах.

26.04


Иметь представление о перелетных птицах (ласточка)

Беседа, наблюдение, карточки

2

Представление о водоплавающих птицах.

03.05


Иметь представление о водоплавающих птицах (лебедь)

Беседа, наблюдение, карточки

  1. Объекты природы.

1

Представление о лесе.

10.05


Иметь представление о лесе

Беседа, наблюдение

2

Представление о луге.

17.05


Иметь представление о луге

Беседа, наблюдение

  1. Временные представления.

1

Представление о времени года – лето.

24.05


Иметь представление о времени года - лето

Беседа, наблюдение, карточки

2

Итоговый урок за курс изученного материала в 5 классе.

1 ч

31.05


Иметь представление об объектах природы, времени, животном и растительном мире

Контрольная беседа за курс учебного года



«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР

Протокол №_______ от 29.08.2017г. 30.08.2017г. ___________Старун Е.С.

____________________________

(подпись, расшифровка подписи)









Наиболее уместны такие приемы, как наглядные: рассматривание, визуальное обследование предметов, игрушек; рассматривание картин и картинок; рассматривание пиктограмм; показ предметов, игрушек, материалов; показ процесса рисования учителем; соотнесение предметов, игрушек, картинок; наблюдения на прогулках и экскурсиях за живыми объектами и явлениями природы, предметами окружающего мира; словесные: песенка, потешка, стихотворение, чтение, рассказ, объяснение, использование художественного слова (песенка, потешка, стихотворение, чтение) ; практические: тактильное обследование предметов, материалов и игрушек; прикладывание и сличение предметов и игрушек; соотнесение; упражнения; совместное рисование; особое место занимают игровые приемы: введение игрового и сюрпризного момента, появление игрового персонажа; дидактическая игра; пальчиковая игра; музыкально-ритмическая игра и др.; игры с природными материалами, муляжами, игровыми аналогами предметов.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

-деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;

- самостоятельная деятельность обучающегося.

Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Формы текущего контроля знаний в классе: индивидуальный, групповой, фронтальный, который, в свою очередь, подразделяется на внешний контроль педагога за деятельностью учащихся и самостоятельные задания. Контроль проводится: вводный (в начале учебного года, в начале изучения темы), текущий, итоговый (в конце темы, четверти, учебного года). Методы контроля: устный опрос, совместные с учителем и самостоятельные задания, метод педагогического наблюдения. Это позволяет определить и оценить коммуникативные и практические возможности учащихся; учителем ведутся записи конкретных проявлений, новообразований и достижений ученика, на их основе составляются психолого-педагогические характеристики; проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с учащимися; совместное с учителем выполнение практических заданий в тетради, на листе бумаги позволяет накапливать выполненные работы, сделать наглядными успехи каждого ученика, прослеживать динамику в обучении; использование фотоматериалов с аннотациями позволяет также накапливать данные материал, сделать наглядными успехи каждого ученика, а затем использовать их с целью дальнейшего оформления портфолио учеников.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в классе. В конце четверти проводятся обобщающие уроки промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. Результаты аттестации заносятся в классный журнал («частично усвоил», «усвоил», «не аттестован»).

По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала учащимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития учащегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого учащегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.

В процессе обучения детей с тяжелой умственной отсталостью значительное место занимают коррекционные задачи, поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения знаниями, приобретения умений, формирования навыков.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается путем использования специально организованных многообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, предметно-практической, двигательной, конструктивной, музыкально-ритмической), а также применения разнообразных специальных методов и приемов.

Каждая коррекционная задача включается в разные виды деятельности (по возможности). Таким способом обеспечивается динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых знаний, умений и навыков, создание межпредметных и межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на одном уроке, затем широко применяются на всех других уроках. Указанные в программе игры не исключают применение данных игр на других уроках.

Целенаправленное использование коррекционных методов и приемов в процессе обучения детей позволит корригировать недостатки восприятия, внимания, представлений об окружающем мире, коммуникативной функции, а также поможет обеспечить развитие зрительно-слухового восприятия, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук, развитие общей моторики и мелкой моторики рук, а также личностно-эмоциональное развитие.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС.

Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты.

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.


Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся.

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты.

В результате обучения ученик должен усвоить основное содержание учебного предмета и овладеть способами учебно-познавательной деятельности.

- усвоить основы знаний;

- выражать свои эмоции и чувства доступным способом;

- устанавливать элементарные отношения между предметами.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;

  • деятельность по подражанию;

  • деятельность по образцу;

  • деятельность по последовательной инструкции;

  • самостоятельная деятельность воспитанника;

  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом. Предполагаемые результаты освоения программы:
  • Усвоил;

  • Частично усвоил;

  • Не усвоил







Содержание программы

(всего часов: 68, кол-во часов в неделю:2)



Развитие речи и окружающий мир.

Это – я! Упражнения на ориентировку в собственном теле, уточнение и закрепление знания учащимися названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть.

Использование пиктограмм и показ на себе.

Игры и этюды с картинками, изображающими эмоциональные состояния (смеется, плачет). Знакомство с состоянием: радуется, грустит. Упражнения по отработке аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию.

Мои игрушки. Предметные игры с образными игрушками, с любимыми игрушками. Задания на узнавание новых игрушек по описанию. Совместные игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание, музыкальные игры. Обучающие игры с реальными предметами, предметами – заместителями. Проигрывание вместе с учащимися простых сюжетов (две цепочки связанных по смыслу игровых действий) с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов (кукольная одежда, игрушечная посуда, детские технические приборы: пылесос, микроволновая печь, детский телефон и др.) Называние (показ) картинки с изображением соответствующего предмета.

Образовательные ситуации на взаимодействие с игровыми персонажами, в ходе которых учащийся «решает» их «проблемы»: помогает мишке выбрать корзинку нужного размера для большого количества шишек; выбирает теплую шапку для куклы, собирающейся на «прогулку» и т. п.

Моя семья. Совместное рассматривание фотографий, занятия с пиктограммами, соотнесение пиктограмм с фотографиями (мама, папа, ребенок, бабушка, дедушка).

Мой дом. Игры и игровые упражнения на знакомство с основными предметами быта и убранства дома (посуда, мебель, бытовые приборы). Игровые ситуации, в которых учащиеся узнают о целевом назначении предметов быта (посуда, мебель), показ предметов и их изображений по словесной просьбе учителя, называние с использованием невербальных средств общения.

Я – в школе! Экскурсии по школе для формирования ориентировки в классе, в коридоре, на лестнице. Продолжение знакомства учащихся с сотрудниками, работающими в школе (их имена, основные занятия).

Совместные игры (парные игры) учащихся на полоролевую идентификацию: мальчики и девочки (по двое).

Вовлечение каждого учащегося, независимо от особенностей его интеллектуального и речевого развития, в общие праздники, игры и развлечения (вместе с педагогами): новогодний, спортивный и другие праздники. Побуждение учащихся к общению с окружающими по ситуациям на празднике.

Мир людей. Совместное с учащимися рассматривание игрушек, отображающих транспортные средства (автобус, автомобиль), картинок, на которых они нарисованы. Экскурсия в медицинский кабинет школы для формирования представлений о труде врача и медсестры. Предметные и отобразительные игры, в которых учащиеся знакомятся с профессиями врача, шофера.

Мир животных. Совместные с учащимися наблюдения за домашними животными, за птицами (воробей, ворона)беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений.

Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы). Знакомство с пиктограммами: собака, лошадь, кошка. Имитационные игры на звукоподражания, игры, отражающие жизнь домашних животных, птиц, дающие сведения об их размерах, с использованием речевых и неречевых средств общения.

Бессловесные игры-импровизации с музыкальным сопровождением и без него по текстам потешек и прибауток.

Игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям, показ пиктограмм.



Явления природы. Совместные практические действия (учащихся и учителя) с песком и водой в столе-ванне. Обучение игре рядом. Показ учащимися по словесной просьбе учителя предметов для упражнений с природными материалами.

Совместное наблюдение с учащимися за явлениями природы (в зависимости от погодных условий).

В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках. Знакомство с пиктограммами и соотнесение их с объемными и плоскостными изображениями: солнце, снег. Называние с использованием невербальных средств общения.

Игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками.

Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, небесных светилах.

Рисование учителем (с привлечением к этому действию учеников) красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи)

Предметно-развивающая среда

  • Книжки-раскладушки «Узнай по голосу» или крупные предметы картинки с изображением животных и птиц.

  • Лото, игра «раскрась картинку» (контурные изображения предметов, букв).

  • «Волшебный мешочек» с мелкими предметами.

  • «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (горох, манка, фасоль…) и мелкие игрушки.

  • Мягкие цветные карандаши, восковые мелки, белая бумага для рисования.

  • Игровая среда (яркие цветные игрушки, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты, зеркало, музыкальный центр, аудиозаписи).

  • Предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных звуков.

  • Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.

  • Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

  • Дыхательные тренажеры и игрушки для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, перышки, сухие листочки…_

  • Парные картинки по изучаемым лексическим темам (одинаковые предметы и объекты и отличающиеся по размеру и цвету предметы и объекты), лото по изучаемым темам.



Литературный материал

Малые фольклорные формы: «На лугу, на лугу…», «Будут пальчики вставать…», «Ручку ручкою погладим…», «Водичка-водичка…», «Сорока-белобока», «Зайка начал умываться», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Ладушки - ладошки», «Птичка – птичка», «Солнышко», «Бум-бум-бум», «Еду-еду к бабе, к деду …», «Потянушечки - потягушечки», «Шарик наш воздушный, ветерку послушный..» и др.


Игры и игровые упражнения


  • «Прослушивание детских песенок, музыки спокойной и ритмичной, тихой и громкой – формирование ориентировочных реакций на звуки, положительных эмоциональных реакций на речевые и неречевые раздражители.

  • «Как рычат мишки», «Хлопки», «Покажи и назови», «Оденем куклу», «Для чего нужны», «Кто в домике живет», «Будь внимательным» «Поручение».

  • Рекомендуемые картины для рассматривания «Птичий двор», «Собака со щенятами», «Кошка с котятами», «Мы играем», «Времена года»

  • Предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных звуков.

  • Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.

  • Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

  • Дыхательные тренажеры и игрушки для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, перышки, сухие листочки…_

  • Парные картинки по изучаемым лексическим темам (одинаковые предметы и объекты и отличающиеся по размеру и цвету предметы и объекты), лото по изучаемым темам.








Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков,В.И.Липакова и др.; под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПБ.:КАРО, 2007.

  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я –говорю! Я – ребенок!: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.: ДРОФА, 2007.

  4. Баряева Л.Б.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников ( с проблемами в развитии). –СПб.: КАРО, 2002.

  5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я –говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.: ДРОФА, 2007.

  6. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я –говорю! Ребенок и его дом: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.: ДРОФА, 2008.

  7. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я –говорю! Ребенок в школе: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.: ДРОФА, 2008.

  8. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я –говорю! Ребенок и мир растений: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.: ДРОФА, 2008.

  9. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я –говорю! Ребенок и его игрушки: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.: ДРОФА, 2008.

  10. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях). –СПб.: КАРО, 2007Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Природные явления и объекты / Худ. Е.Резниченко. – М.: ООО «Книголюб»,2004.

  11. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой . –М.: ВЛАДОС, 2010.

  12. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксто-Пресс. 2001.

  13. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.,1990.

  14. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога/ Е.А.Стребелева. –М., 2008.

  15. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М.,1990.

  16. Хилтунен Е.А. Звук и буква. Первая тетрадь для свободного письма. – М.: Генезис, 2006.

  17. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПБ.: СОЮЗ, 2004.



Список литературы (дополнительный)

  1. Алексеева А.В., Баряева Л.Б., Загребаева Е. В. и др. Дом, в котором мы живем// Дети с проблемами в развитии.-2004.- № 1.

  2. Баряев А. А. Бросайка// Игра и дети. – 2007.- № 2.

  3. Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития.- СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.

  4. Баряева Л.Б. Чудо – пирамида // Игра и дети. – 2006. - №5.

  5. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е. В., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: СОЮЗ, 2001.

  6. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: СОЮЗ, 2005.

7. Баряева Л.Б., Загребаева Е. В. «Ежик» зовет поиграть! // Игра и дети. – 2007. - №3.

8. Баряева Л.Б., Загребаева Е. В. Мой любимый коврик по имени «Ежик»// Логопед в детском саду. – 2007. -№ 2 (17).

Материально-техническое оснащение образовательного процесса


        1. Альбомы для рисования.

        2. Бумага разного формата.

        3. Цветная бумага.

        4. Детская посудка: чашки, ложки, блюдца, чайник.

        5. Емкости для насыпания плодов.

        6. Зонтики детские.

        7. Игровые аналоги (домашние и дикие животные).

        8. Игрушки: куклы разного размера, коляска, машинки,самолеты, кораблики, ведерки, мячики.

        9. Игрушки резиновые (животные, овщи, фрукты).

        10. Игрушки сборно-разборные: пирамидки с одинаковыми и разными кольцами,

матрешки двух-,трех-, четырехсоставные, бочата, стаканчики.

Игры-вкладыши по лексическим темам.

        1. Инд. доски для рисования мелом.

        2. Карточки с изображением различных предметов и игрушек.

        3. Карандаши, карандашницы.

        4. Кисти и краски для рисования.

        5. Корзинки.

        6. Коробки с отверстиями и соответствующими вкладышами.

        7. Магнитофон, диски с аудиозаписями детских мелодий, песен, релаксационной музыки.

        8. Массажные мячики.

        9. Мозаики разные.

        10. Музыкальные детские шумовые инструменты (ложки, погремушки, барабан, металлофон).

        11. Муляжи овощей и фруктов.

        12. Мячи разного диаметра.

        13. Мольберт.

        14. Мягкие игрушки.

        15. Наборы картинок по лексическим темам (овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, семья, транспорт, времена года, животные).

        16. Наборы кубиков, детского конструктора из дерева и пластмассы.

        17. Наборы белого и цветных мелков, карандашей простых и цветных фломастеров, красок.

        18. Настенная доска для рисования мелом.

        19. Палочки счетные.

        20. Пластилин.

        21. Полифункциональное игровое оборудование: модули, ребристая доска, сенсорная дорожка.

        22. Природный материал (камушки, каштаны, желуди, шишки,горох).

        23. Прищепки цветные.

        24. Ручки шариковые синего цвета.

        25. Совочки детские.

        26. Стаканчики пластмассовые.

        27. Тетради в большую клетку.

        28. Фитболы разных размеров.

  1. Развитие речи и окружающий мир

    Тема

    Количество

    часов

    Дата

    Первое полугодие 1 четверть 18 часов

    1

    Развитие общих речевых навыков.

    Упражнения на развитие правильного дыхания, короткий вдох и плавный выдох: «Ветерок», «Парусник», «Подуй на ладошки».

    1

    2.09.


    Упражнения на формирование кинестетической основы артикуляторных движений типа «Домик», «Поздороваемся», «Замочек».


    1

    6.09.


    Развитие слухового восприятия: сила звука, источник звука (в совместной деятельности). Игра «Тихо - громко», «Где живёт колокольчик».


    1

    9.09.


    Развитие слухового внимания, активизация деятельности с педагогом. Формирование способности слушать речь. Русская народная сказка «Репка».

    1

    13.09.

    2

    Развитие навыков общения.

    Формирование умение общаться по имени, коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании: «Наши имена», «Найди и покажи по имени».

    1

    16.09.


    Освоение окружающего пространства, привлечение внимания к окружающему миру. Игра по лексической теме «Мой класс». Развитие вербальных и невербальных средств общения. Беседа «Что есть в классе».

    1

    20.09.

    3

    Окружающий предметный мир и профессии людей.

    «Осень». Знакомство с признаками и явлениями природы осенью. Рассматривание картины «Прогулка в осенний парк».

    Экскурсия в осенний парк. Знакомство с признаками и явлениями природы.

    Работа с календарём. Определение погоды с помощью пиктограмм.


    3

    23.09.


    27.09.

    30.09.


    Знакомство с профессией – доктор ( предметы для работы доктора), дид. игра «Найди и покажи?» работа с картинками и предметами.

    Экскурсия в кабинет врача и медицинской сестры. Чтение сказки К.Чуковского «Доктор Айболит». Дидактическая игра «Доктор».


    3

    4.10.

    7.10.

    11.10.

    4

    Окружающий природный и животный мир.

    Знакомство с элементарными сведениями о животных родного края.

    Дидактическая игра «Найди и покажи» (работа с картинками и пиктограммами).

    Формирование представлений о потребностях животных (пища, тепло, свет, воздух).

    Расширение представлений о животных и их детенышах. Зоологическое лото «У кого кто?».


    2

    14.10.


    18.10.

    5

    Развитие общих речевых навыков.

    Развитие общей артикуляционной базы. Артикуляционная гимнастика (по подражанию) «Где живёт язычок», «Подуй на салфетку», «Летающие шарики».



    1

    21.10.

    6

    Развитие навыков общения.

    Формирование понятия фрукты (яблоко, апельсин, банан, груша). Выделение нужного предмета среди других. Соотнесение предметов с картинками и пиктограммами. Дидактическая игра «Я назову, ты покажи».

    Знакомство с названием и качеством предмета (вкусом). Дидактическая игра «Фруктовый салат».


    3

    25.10.

    28.10.

    1.11.













    Первое полугодие 2 четверть 14 часов

    1

    Развитие навыков общения.

    Формирование понятия овощи (огурец, помидор, лук, морковь). Выделение нужного предмета среди других. Соотнесение предметов с картинками и пиктограммами. Дидактическая игра «Я назову, ты покажи».

    Знакомство с названием и качеством предмета (вкусом). Дидактическая игра «Овощной салат».


    2

    11.11

    15.11.


    2

    Окружающий предметный мир и профессии людей. «Продукты питания».

    Формировать понятия «Продукты питания» на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

    Дифференциация хлебобулочных и кондитерских изделий исходя из пищевых свойств и назначения продуктов питания. Дидактические игры «Покупаем печенье и конфеты к чаю», «Найди и покажи».


    2


    18.11.

    22.11.


    3

    Развитие навыков общения.

    Формировать представление о птицах родного края, места их обитания. Развитие вербальных и невербальных средств общения. Рассматривание картины «Птицы нашего края». Дидактическая игра «Зоологическое лото».

    2

    25.11.

    29.11.

    4

    Окружающий природный и животный мир.

    Формировать представление о потребностях птиц (пища, тепло, свет, воздух).

    Рассматривание дидактических картинок «Птицы мира».

    Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

    1

    2.12.

    5

    Развитие общих речевых навыков.

    Работа над модуляцией голоса (высоко-низко). Маленькая машина: би-би (высоко), большая машина: би-би (низко). Развитие слухового восприятия: сила звука, источник звука (в совместной деятельности). Игра «Тихо - громко», «Где живёт колокольчик».

    1

    6.12.

    6

    Развитие навыков общения.

    Упражнения на ориентировку в помещении класса, предметов в классе «Найди, что назову», «Найди такой же предмет, как на картинке».


    1

    9.12.

    7

    Окружающий предметный мир и профессии людей. «Продукты питания». (Мясо, рыба)

    Формировать понятия «Продукты питания» на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

    Дифференциация мясных и рыбных изделий исходя из пищевых свойств и назначения продуктов питания. Дидактические игры «Готовим бутерброды», «Готовим суп», «Узнай и покажи».

    2

    13.12.

    16.12.

    8

    Окружающий природный и животный мир. «Дикие животные».

    Расширение представлений о жизни диких животных. Дидактическая игра «Кто это?»

    Рассматривание картины «Зайчиха с зайчатами».

    Формирование представлений о повадках, особенностях внешнего вида диких животных.

    Дидактическая игра «Зоологическое лото».


    2

    20.12.

    23.12.




    9

    Повторение и закрепление пройденного материала за четверть.

    1

    27.12.


    Второе полугодие 3 четверть 18 часов

    1

    Развитие общих речевых навыков.

    Упражнения на формирование кинестетической основы артикуляторных движений типа «Замок», «Пальчики здороваются».

    1

    10.01

    2

    Развитие навыков общения. «Одежда».

    Формирование понятия. Выделение нужного предмета среди других.

    Соотнесение предметов одежды с картинками, пиктограммами.

    Дидактическая игра «Я назову, ты покажи», «Выбери одежду по сезону»

    с использованием иллюстраций.

    3

    13.01.

    17.01.

    20.01.

    3

    Окружающий природный мир. «Зима».

    Знакомство с зимними явлениями природы. Рассматривание картины «Прогулка в зимний лес».

    Аппликация «Снежинки».


    3

    24.01.

    27.01.

    31.01.

    4

    Окружающий природный и животный мир. Знакомство с элементарными сведениями о животных родного края.

    Дидактическая игра «Найди и покажи» (работа с картинками и пиктограммами).

    Формирование представлений о потребностях животных зимой.

    Дидактическая игра «Где и как зимуют звери».

    Расширение представлений о животных и их детенышах. Зоологическое лото «Кто у кого?».


    3

    3.02.

    7.02.

    10.02.

    5

    Развитие общих речевых навыков.

    Работа над мимической мускулатурой «Зайка добрый» (улыбка), «Волк злой» (нахмурить брови), «Катя удивляется» (поднять брови вверх).

    1

    14.02.

    6

    Развитие навыков общения. «Игрушки».

    Формирование понятия. Знакомство с игрушками (мишка, заяц, лошадка, мяч)

    Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки». Дидактическая игра «Найди, что назову». Аппликация «Мои любимые игрушки».

    3

    17.02.

    21.02.

    28.02.

    7

    Окружающий предметный мир и профессии людей. Экскурсия в оранжерею.

    Знакомство с трудом цветовода. Рассматривание, демонстрация учителем и цветоводом приемов работы по уходу за растениями в оранжерее.



    1

    3.03.

    9

    Развитие навыков общения. «Транспорт».

    Формирование представление о видах транспорта, его назначении.

    Расширение пассивного словаря. Рассматривание картинок, игрушек.

    Дидактическая игра «Транспортное лото».



    2

    14.03.

    17.03.

    10

    Повторение и закрепление пройденного материала за четверть.


    1

    21.03.

  2. Второе полугодие 4 четверть 14 часов


    1

    Развитие навыков общения. «Посуда».

    Формирования понятия на основе выделения предметов по существенным признакам.

    Рассматривание картинок, предметов посуды. Дидактическая игра «Накроем стол к обеду».

    1

    4.04.

    2

    Окружающий предметный мир и профессии людей. Экскурсия в оранжерею.

    Знакомство с трудом цветовода. Рассматривание, демонстрация учителем и цветоводом приемов работы по уходу за растениями в оранжерее. Дидактическая игра «Когда это бывает?»


    2

    7.04.

    11.04.

    3

    Развитие навыков общения. «Транспорт». Формировать представление о видах транспорта, его назначении. Рассматривание картинок, игрушек. Дидактическая игра «Транспортное лото».

    1

    14.04.

    4

    Окружающий природный и животный мир. «Домашние животные». Формирование представлений о домашних животных. Рассматривание картинок, игрушек. Рассматривание картины «Сельский двор». Дидактическая игра «Животное лото».

    2

    18.04.

    21.04.

    5

    Окружающий природный мир. «Времена года». Формирование представлений о сезонных изменениях в природе. Рассматривание картинок Дидактическая игра «Когда это бывает?».

    2

    25.04.

    28.04.


    6

    Развитие навыков общения. «Зоопарк» Формирование представление о животных, живущих в зоопарке, их многообразии. Рассматривание картинок, муляжей на тему «Зоопарк».

    2

    5.05

    12.05.

    7

    Окружающий природный мир. «Цветы». Уточнение представлений о цветах, их разнообразии, строении (Стебель, цветок, лепесток). Рассматривание настоящих цветов, показ картинок, муляжей. Дидактическая игра «Найди и покажи».

    3

    16.05.

    19.05


    8

    Повторение и закрепление пройденного материала за четверть.



    1

    23.05.

  3. Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала, наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс.1 и 2 части».