Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______ №____________
Адаптированная
рабочая программа
по изобразительному искусству
1 класс
(Вариант 7.2)
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вариант 7.2, разработана на основе основополагающих документов современного Российского Образования.
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «ОбутвержденииСанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Учебного плана МОУ – СОШ д. Новые Ивайтенки
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству(вариант 7.2) ориентирована на использование учебно – методического комплекта по предмету:
1.1.5.1.6.1 Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 1класс Издательство «Просвещение».
Предмет «Изобразительное искусство» направлен на эстетическое воспитание обучающихся, обучение умению передавать в продуктах деятельности свои представления, эмоции, чувства, технически грамотно строить композицию рисунка. Предмет имеет общеразвивающее и коррекционное значение.
Общая цель - создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе и усвоения ФГОС НОО;
- приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью;
- формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий.
Задачи:- накопление первоначальных впечатлений о живописи и скульптуре, получение доступного опыта художественного творчества;
- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев;
- развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений изобразительного искусства, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства;
- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
- развитие продуктивного и репродуктивного воображения;
- совершенствование ручной моторики и пространственных ориентировок;
- овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ОВЗ и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Изучение предмета способствует эстетическому воспитанию. Реализация данного предмета предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность. Возможность практически осваивать изобразительные способы действия раскрывают потенциальные возможности детей. Уточняются знания о геометрических формах, цветах, включаются новые для обучающегося термины, что способствует расширению словарного запаса, обогащению знаний о мире.
Содержание программы представлено видами работ с различными материалами: красками, пластилином, бумагой и картоном. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Развивается продуктивное воображение (опредмечивание пятен).
Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству(вариант7.2) рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.
Срок реализации адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству – 1 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как позитивные (приносящие приятные ощущения себе и окружающим) или негативные (приносящие неприятные ощущения либо себе, либо окружающим);
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической, творческой, изобразительной деятельности;
- определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- знать основные моральные нормы поведения, техники безопасности;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- определять и формулировать цель выполнения заданий в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- определять план выполнения заданий, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- учиться высказывать свое предположение (версию) о предполагаемом результате действий на основе работы;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания способов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на пошаговую инструкцию, образцы, рисунки;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
Коммуникативные УУД:
- пользоваться языком изобразительного искусства;
- слушать и понимать высказывания собеседников;
- согласованно работать в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, извиняться;
- принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и др.);
- умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
- овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 класс (33 ч)
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения(8ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть — осмысленно рассматривать окружающий мир — надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения(9ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу(5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 8ч |
2. | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 9ч |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 11ч |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 5ч |
итого | | 33ч |
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______ №____________
Календарно - тематическое планирование
по изобразительному искусству
1 класс
(Вариант 7.2)
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2019 – 2020 учебный год
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству, 1класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема урока |
План. | Факт. |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8ч). |
1 | Изображения всюду вокруг нас. | 1ч | | |
2 | Мастер Изображения учит видеть. | 1ч | | |
3 | Изображать можно пятном. | 1ч | | |
4 | Изображать можно в объеме. | 1ч | | |
5 | Изображать можно линией. | 1ч | | |
6 | Разноцветные краски. | 1ч | | |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1ч | | |
8 | Художники и зрители (обобщение темы). | 1ч | | |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (9 ч) |
9-10 | Мир полон украшений. (композиция «Цветы) | 2ч | | |
11 | Красоту надо уметь замечать. | 1ч | | |
12 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1ч | | |
13 | Украшения птиц (Объёмная аппликация). | 1ч | | |
14 | Красивые рыбки. Монотипия. | 1ч | | |
15 | Узоры, которые создали люди. | 1ч | | |
16 | Как украшает себя человек. | 1ч | | |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1ч | | |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки(11 ч) |
18-19 | Постройки в нашей жизни. | 2ч | | |
20 | Дома бывают разными. | 1ч | | |
21 | Домики, которые построила природа. | 1ч | | |
22 | Какие можно придумать дома. | 1ч | | |
23 | Дом снаружи и внутри. | 1ч | | |
24 | Строим город. | 1ч | | |
25 | Все имеет свое строение. | 1ч | | |
26 | Строим вещи. | 1ч | | |
27-28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | 2ч | | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) |
29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1ч | | |
30 | «Сказочная страна». Создание панно. | 1ч | | |
31 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | 1ч | | |
32 | Урок любования. Умение видеть. Годовая промежуточная аттестация ( тест) | 1ч | | |
33 | Здравствуй, лето! (обобщение темы). | 1ч | | |