СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «речь и альтернативная коммуникация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для детей ОВЗ 8 вид, 2 вариант

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «речь и альтернативная коммуникация»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 с. Отказного

Советского района»


Рассмотрена на заседании МО Согласована Утверждена приказом № 300

учителей начальных классов Зам.директора по УВР по МОУ «СОШ №7 с. Отказного»

протокол №1 от 29.08.2024г. от 02.09.2024г.

Руководитель МО______Л.В.Дудкина _________Д.Г. Барсукова Директор школы_____Г.В.Руденко







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»




Класс: 4

Всего часов: 68

Часы работы с учителем: 68 ч (2 ч)


Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом АООП обучающихся с умственной отсталостью


Учитель начальных классов С.И. Морозова






2024 - 2025 г



Аннотация

Данная рабочая программа разработана для ученицы 4б класса Куманиной Маргариты Александровны, на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому».

В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника. Рабочая учебная программа включает в себя следующие разделы: общая характеристика учебного предмета, место в учебном плане, планируемые образовательные результаты, содержание программы, поурочно - тематическое планирован

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося.

Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Учить послоговому чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письма. Обучать первоначальным навыкам чтения и письма.

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 4 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

1.Планируемые результаты.

Личностные результаты:

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

Предметные результаты:

Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями.

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обознача­ющих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Метапредметные результаты:

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения

соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

2.Содержание учебного предмета

Учебный предмет включает 3 раздела:

- коммуникация,

- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

- чтение и письмо.

В разделе "Коммуникация" 20ч:

- совместные действия ребенка и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя;

- действия по образцу, по словесной инструкции;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе письменной деятельности;

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

- аудиально-визуальные (слушание, показ).

В разделе Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь. Экспрессивная речь. " 35ч:

- Совместные действия ребенка и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя;

- действия по образцу, по словесной инструкции;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе письменной деятельности; - наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

- аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка.

В разделе "Чтение и письмо" 13ч:

Совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции;

Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе письменной деятельности. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Печать слова по образцу. Письмо букв, слогов, слов по образцу.



3. Календарно-тематическое планирование по предмету речь и альтернативная коммуникация в 4 классе

Тема раздела, урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата проведения

1

Установление контакта с собеседником.

1



2

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

1



3

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).

1



4

Обращение с просьбой о помощи.

1



5

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).

1



6

Выражение благодарности звуком (словом, предложением).

1



7

Ответы на вопросы словом (предложением).

1



8

Задавание вопросов предложением.

1



9

Поддержание диалога на заданную тему, поддержание зрительного контакта.

1



10

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

1



11

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос.

1



12

Выражение жестом и мимикой благодарности, своих желаний; приветствие (прощание).

1



13

Выражение жестом и мимикой благодарности, своих желаний; приветствие (прощание).




14

Обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием звучащего предмета.

1



15

Выражение своих желаний, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

1



16

Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, картинка, пиктограмма).

1



17

Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, картинка, пиктограмма).




18

Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.

1



19

Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.

1



20

Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.

1



21

Понимание простых по звуковому составу слов.

1



22

Реагирование на собственное имя.

1



23

Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов.

1



24

Понимание слов, обозначающих предмет.

1



25

Понимание обобщающих понятий.

1



26

Понимание слов, обозначающих признак предмета, действия предмета.

1



27

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние.

1



28

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак.

1



29

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов.

1



30

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении.

1



31

Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых).

1



32

Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых).

1



33

Понимание содержания небольшого текста.

1



34

Понимание содержания небольшого текста.

1



35

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

1



36

Называние (употребление) обобщающих понятий.

1



37

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета.

1



38

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние.

1



39

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак.

1



40

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов.

1



41

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении.

1



42

Называние (употребление) простых предложений.

1



43

Составление короткого рассказа по одной сюжетной картинке.

1



44

Составление короткого рассказа по 2-3 сюжетным картинкам.

1



45

Составление короткого рассказа о прошедших, планируемых событиях.

1



46

Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа о себе.

1



47

Пересказ текста помощью графических изображений (фотографии, рисунки, пиктограммы).

1



48

Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов, обобщающих понятий.

1



49

Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов, обобщающих понятий

1



50

Использование графического изображения для обозначения признака предмета.

1



51

Использование графического изображения для обозначения признака предмета.




52

Использование графического изображения для обозначения действия предмета.

1



53





54

Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния.

1



55

Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак.

1



56

Составление простых предложений с использованием графического изображения.

1



57

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.

1



58

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.




59

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

1



60

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

1



61

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

1



62

Печать слога по образцу.

1



63

Печать слова по образцу.

1



64

Начальные навыки письма: письмо букв, слогов, слов по образцу.

1



65

Начальные навыки письма: письмо букв, слогов, слов по образцу.

1



66

Начальные навыки письма: письмо букв, слогов, слов по образцу.

1



67

Начальные навыки письма: письмо букв, слогов, слов по образцу.

1



68

Начальные навыки письма: письмо букв, слогов, слов.

1