Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 с. Отказного
Советского района»
Рассмотрена на заседании МО Согласована Утверждена приказом № 300
учителей начальных классов Зам.директора по УВР по МОУ «СОШ №7 с. Отказного»
протокол №1 от 29.08.2024г. от 02.09.2024г.
Руководитель МО______Л.В.Дудкина _________Д.Г. Барсукова Директор школы_____Г.В.Руденко
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Класс: 4
Всего часов: 68
Часы работы с учителем: 68 ч (2 ч)
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом АООП обучающихся с умственной отсталостью
Учитель начальных классов С.И. Морозова
2024 - 2025 г
Аннотация
Данная рабочая программа разработана для ученицы 4б класса Куманиной Маргариты Александровны, на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому».
В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника. Рабочая учебная программа включает в себя следующие разделы: общая характеристика учебного предмета, место в учебном плане, планируемые образовательные результаты, содержание программы, поурочно - тематическое планирован
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося.
Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Учить послоговому чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письма. Обучать первоначальным навыкам чтения и письма.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 4 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
1.Планируемые результаты.
Личностные результаты:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Предметные результаты:
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Метапредметные результаты:
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
2.Содержание учебного предмета
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
В разделе "Коммуникация" 20ч:
- совместные действия ребенка и взрослого;
- действия по подражанию действиям учителя;
- действия по образцу, по словесной инструкции;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе письменной деятельности;
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
- аудиально-визуальные (слушание, показ).
В разделе Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь. Экспрессивная речь. " 35ч:
- Совместные действия ребенка и взрослого;
- действия по подражанию действиям учителя;
- действия по образцу, по словесной инструкции;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе письменной деятельности; - наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
- аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка.
В разделе "Чтение и письмо" 13ч:
Совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции;
Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе письменной деятельности. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Печать слова по образцу. Письмо букв, слогов, слов по образцу.
3. Календарно-тематическое планирование по предмету речь и альтернативная коммуникация в 4 классе
№ | Тема раздела, урока | Количество часов | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Установление контакта с собеседником. | 1 | | |
2 | Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). | 1 | | |
3 | Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). | 1 | | |
4 | Обращение с просьбой о помощи. | 1 | | |
5 | Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). | 1 | | |
6 | Выражение благодарности звуком (словом, предложением). | 1 | | |
7 | Ответы на вопросы словом (предложением). | 1 | | |
8 | Задавание вопросов предложением. | 1 | | |
9 | Поддержание диалога на заданную тему, поддержание зрительного контакта. | 1 | | |
10 | Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). | 1 | | |
11 | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос. | 1 | | |
12 | Выражение жестом и мимикой благодарности, своих желаний; приветствие (прощание). | 1 | | |
13 | Выражение жестом и мимикой благодарности, своих желаний; приветствие (прощание). | | | |
14 | Обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием звучащего предмета. | 1 | | |
15 | Выражение своих желаний, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. | 1 | | |
16 | Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, картинка, пиктограмма). | 1 | | |
17 | Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, картинка, пиктограмма). | | | |
18 | Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. | 1 | | |
19 | Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. | 1 | | |
20 | Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. | 1 | | |
21 | Понимание простых по звуковому составу слов. | 1 | | |
22 | Реагирование на собственное имя. | 1 | | |
23 | Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов. | 1 | | |
24 | Понимание слов, обозначающих предмет. | 1 | | |
25 | Понимание обобщающих понятий. | 1 | | |
26 | Понимание слов, обозначающих признак предмета, действия предмета. | 1 | | |
27 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние. | 1 | | |
28 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак. | 1 | | |
29 | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов. | 1 | | |
30 | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. | 1 | | |
31 | Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых). | 1 | | |
32 | Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых). | 1 | | |
33 | Понимание содержания небольшого текста. | 1 | | |
34 | Понимание содержания небольшого текста. | 1 | | |
35 | Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. | 1 | | |
36 | Называние (употребление) обобщающих понятий. | 1 | | |
37 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. | 1 | | |
38 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. | 1 | | |
39 | Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак. | 1 | | |
40 | Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов. | 1 | | |
41 | Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. | 1 | | |
42 | Называние (употребление) простых предложений. | 1 | | |
43 | Составление короткого рассказа по одной сюжетной картинке. | 1 | | |
44 | Составление короткого рассказа по 2-3 сюжетным картинкам. | 1 | | |
45 | Составление короткого рассказа о прошедших, планируемых событиях. | 1 | | |
46 | Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа о себе. | 1 | | |
47 | Пересказ текста помощью графических изображений (фотографии, рисунки, пиктограммы). | 1 | | |
48 | Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов, обобщающих понятий. | 1 | | |
49 | Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов, обобщающих понятий | 1 | | |
50 | Использование графического изображения для обозначения признака предмета. | 1 | | |
51 | Использование графического изображения для обозначения признака предмета. | | | |
52 | Использование графического изображения для обозначения действия предмета. | 1 | | |
53 | | | | |
54 | Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния. | 1 | | |
55 | Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак. | 1 | | |
56 | Составление простых предложений с использованием графического изображения. | 1 | | |
57 | Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. | 1 | | |
58 | Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. | | | |
59 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. | 1 | | |
60 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. | 1 | | |
61 | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. | 1 | | |
62 | Печать слога по образцу. | 1 | | |
63 | Печать слова по образцу. | 1 | | |
64 | Начальные навыки письма: письмо букв, слогов, слов по образцу. | 1 | | |
65 | Начальные навыки письма: письмо букв, слогов, слов по образцу. | 1 | | |
66 | Начальные навыки письма: письмо букв, слогов, слов по образцу. | 1 | | |
67 | Начальные навыки письма: письмо букв, слогов, слов по образцу. | 1 | | |
68 | Начальные навыки письма: письмо букв, слогов, слов. | 1 | | |