Алгоритмы на уроках русского языка.
Задача сегодняшней школы – противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодежи чувства взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Необходимо, чтобы молодое поколение мыслило самостоятельно и критично, умело творчески использовать полученные знания, решать проблемы межличностного и социального общения.
Исходя из этого, перед педагогической общественностью ставится задача поиска новых подходов к решению качественного аспекта образования подрастающего поколения.
Остается проблемой и проблема мотивация учащихся к учебной деятельности, к изучению предметов школьной программы.
Я хочу немного рассказать о технологической карте «Алгоритм» уникальной технологии «БиС» (автор Вассерман Федор Яковлевич, известный казахстанский ученый, кандидат педагогических наук) и результатах, которые дают уроки, поставленные по этой карте.
Алгоритм – это совокупность последовательных шагов, схема действий, приводящих к желаемому результату. Алгоритмы могут быть линейными (описание последовательности действий, «шаг за шагом»), разветвляющимися (когда ставится условие «если…», от условия зависит правильность решения) и циклическими (в основе-цикл с известным числом повторения).
Абсолютно все орфографические правила в русском языке хорошо ложатся в схему-алгоритм, которую легко составить самому, запомнить и использовать на практике.
Итак, составляется алгоритм (заранее учителем или совместно с детьми на уроке) решает предметник. В течение 7-10 минут алгоритм объясняется, учитель показывает, как его можно применить (как им пользоваться), разбираются примеры разного уровня сложности. В том числе и исключения.
Далее, начинается практическое применение алгоритма детьми. Эти этапы называются: проба, закрепление и память. Их три, и после каждого этапа учитель проверяет, насколько алгоритм понят и усвоен, в каком месте допускаются ошибки учениками. После каждого этапа ошибки разбираются. На каждом этапе присутствуют взаимопроверка и проверка с правильными ответами на доске.
Урок по карте «Алгоритм» построен так, что в результате обратной связи учитель может сразу определить: насколько полученные знания соответствуют методическим и дидактическим стандартам, кто из детей усвоил, а с кем необходимо еще поработать.
Диагностика проблем и пробелов проходит сразу на уроке. И качество изучаемой орфограммы можно посчитать.
Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм. При отработке прописных навыков, алгоритмы являются предметом и средством усвоения знаний, что способствует углубленному повторению и закреплению правил орфографии, развитию самостоятельности учащихся в познавательной и практической деятельности.
Система алгоритмов, представляет собой точные, однозначно понимаемые, логически четко составленные предписания о реализации определенных правил орфографии, является эффективным средством успешного изучения орфографии, а, следовательно, повышения уровня грамотности учащихся. Алгоритмы могут быть использованы при выполнении заданий, предложенных в учебнике русского языка, такого типа, как: определить правильность выбора букв, вставить пропущенные буквы, объяснить различия в описании и т.п.
В заключение хочется отметить, что технологические карты позволяют учителю проводить урок с высоким качеством и с минимальным временем подготовки к уроку; учить учащихся без принуждения, без двоек, развивать у них устойчивый интерес к знаниям, потребность к самостоятельному поиску, сделать учение радостным.